"Мне есть, что рассказать перед Всевышним..."
презентация к уроку по литературе по теме

Мизина Марина Анатольевна

Презентация, посвященная творчеству В.Высоцкого ( + конспект)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мне есть что рассказать перед Всевышним, Мне есть в чем оправдаться перед ним… (творчество В. Высоцкого )

Слайд 4

Театр на Таганке

Слайд 5

«Основная моя профессия–актёрская.»

Слайд 6

Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого…

Слайд 8

«Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека.»

Слайд 9

«Гул затих. Я вышел на подмостки.»

Слайд 10

«… как на себя самого положись на него.»

Слайд 11

Юрий Любимов «Пастернак, Ахматова или Высоцкий вызывали своими стихами больше, чем восхищение.»

Слайд 12

Высоцкий обладал удивительной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал.

Слайд 13

«Моя песня – это почти КРИК. »

Слайд 14

Возвращаются все - кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин. Возвращаются все - кроме тех, кто нужней…

Слайд 15

Счастлив тот, кто видел Высоцкого нежным …

Слайд 18

Он говорил о людях, которых вроде бы списали со счетов, но они живут и хотят жить…

Слайд 19

Как появились первые песни? « Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом- на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, а просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие песни на разные ритмы. Первые мои песни- это дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни, ещё их почему-то называют блатными. Эти песни принесли мне большую пользу в смысле поиска формы, поиска простого языка в песенном изложении, в поисках удачного слова, строчки. »

Слайд 20

Высоцкий читает военные стихи С. Гудзенко.

Слайд 21

Песни о войне « Почему я пишу о войне? Потому что во- первых, нельзя забывать об этом- о беде, постигшей нашу землю., страданиях, которые испытал народ. Во-вторых, дети военных лет «довоёвывают» в своих песнях. У всех болит совесть, что не довелось тогда участвовать в боях. В-третьих, на войне человек всегда ярче раскрывается. Тут не соврёшь, за полшага до смерти. Люди чисты, а о таких всегда интересно писать. »

Слайд 22

…Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя.

Слайд 23

Кадр из фильма «Вертикаль» Кадр из фильма «Служили два товарища»

Слайд 24

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» Кадр из фильма «Хозяин тайги»

Слайд 26

Кадры из фильмов «Хозяин тайги», «Служили два товарища»

Слайд 27

Кадры из фильмов «Короткие встречи», «Вертикаль».

Слайд 28

Кадры из фильмов «Стряпуха», «713 просит посадки»

Слайд 29

«Место встречи изменить нельзя»

Слайд 30

«Место встречи изменить нельзя»

Слайд 31

Марина Влади «Ты не любишь рассказов о войне, но… на твоих концертах ветераны плачут.»

Слайд 32

Я не люблю себя, когда я трушу, обидно мне, когда невинных бьют, я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют .

Слайд 33

Людмила Абрамова Марина Влади

Слайд 34

«Я её не ощущаю, эту популярность.»

Слайд 35

«…обладал нечеловеческой работоспособностью.»

Слайд 36

« Я поля влюбленным постелю, Пусть поют во сне и наяву! Я дышу , и, значит, я люблю ! Я люблю , и, значит я живу !»

Слайд 37

Из анкеты Владимира Высоцкого: Любимые черты характера человека? - Одержимость, отдача.

Слайд 38

Отвратительные качества человека? - Глупость, серость, гнусь. Чего тебе не достаёт? - Времени.

Слайд 39

Хочешь ли ты быть великим? Почему? - Хочу и буду. Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущим? - Ещё одну жизнь.

Слайд 40

Из интервью с Высоцким. К каким человеческим недостаткам Вы относитесь снисходительно? - К физической слабости.

Слайд 41

А недостаток, который Вы не прощаете? - Жадность, отсутствие твёрдой позиции человека. Что вы цените в мужчинах? Сочетание доброты, силы и ума.

Слайд 42

Что Вы цените в женщинах? - Ну, скажем, так, я бы написал: «Будь умной, красивой и доброй.» Красивой необязательно внешне. Какой вопрос Вы бы хотели задать самому себе? - Сколько мне осталось лет, месяцев, недель, дней, часов творчества?

Слайд 43

Ваше любимое изречение, афоризм? Вени, види, вици – Пришёл, увидел, победил. Если бы Вы не были Высоцким, кем бы Вы хотели стать? - Высоцким.

Слайд 44

«Мне судьба до последней черты, до креста…»



Предварительный просмотр:

1 Сл.                                  Звучит музыка (о правде и лжи)

2Сл.                В. Высоцкий - поэт, актёр, человек. Кто он? При жизни его любили, побаивались, сторонились, восхищались. Но никому не приходило в голову его изучать. Сегодня, когда В. нет рядом, осталось чувство любви, боли, и появилась горькая возможность необходимого изучения.

Говорят, что у каждого времени, каждые 15-20 лет – есть певец, который поёт арию большинства. В. В. был таким певцом. В его творчестве каждый узнал себя. Он был душой своего времени, его надежда. И я считаю, что вам просто необходимо знать о человеке, в котором болела душа за всё происходившее в нашей стране, потому что песни его – это крик, крик неравнодушного и ранимого человека.

3сл. Звучит песня       «Кони привередливые.» (видео)

4Сл.                Художественную индивидуальность Высоцкого нельзя понять без театра. Театр был его призванием. Поэт работал на Таганке со дня его открытия в 1964 году и до самой смерти. Высоцкий был неповторимым актёром. Он обладал индивидуальной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал. Но, к сожалению, в театре его видело очень ограниченное число людей, потому что попасть на Таганку простому зрителю было почти невозможно, в зале сидела так называемая престижная публика, для которой Высоцкий чаще всего был лишь модой. 5Сл.      Остались его кинопробы, большие и маленькие роли.

6Сл.           Гамлет – основная и любимая роль Владимира Высоцкого. Гамлета он играл 10 лет. Гамлет был его последней ролью, которую актёр играл перед смертью. Вспоминает Алла Демидова « Мы стоим за кулисами в костюмах и ждём Гамлета. Володя в чёрном свитере и чёрных джинсах сидит с гитарой на полу у задней сцены у подножья огромного деревянного креста. Перебирает струны что - то поёт. Кричит петух и спектакль начинается. Выходят могильщики с лопатами, подходят к могиле на авансцене, роют землю. В этой напряженной тишине встаёт Высоцкий, идёт аккорд на гитаре и поёт срывающимся с трещинкой голосом…».

7Сл.                                  Звучит монолог Гамлета.

8Сл.                                  Вспоминает В. Высоцкий:

                «Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: нет, это в последний раз, больше не выдержу. Я не играю принца Датского, я стараюсь показать современного человека. Да, может быть себя. Но какой же это был трудный путь к себе. Вечные проблемы добра и зла, но в таком очищенном виде, как они были поставлены Шекспиром, звучат и в нашем беспокойном, метущемся мире особенно остро. Я бы хотел, чтобы зрители, встречаясь с Гамлетом в зале, волновались, как и я, чтобы они понимали, как труден и драматичен путь к гармонии человеческих отношений. Я вообще, целью своего творчества – в кино, в театре, в песне – ставлю человеческое волнение. Только оно может помочь духовному совершенствованию».

9Сл.         Гул затих. Я вышел на подмостки.

                Читает ученик.

                В репетициях В. Всегда был примером сосредоточенности. Но работа над Гамлетом требовала ещё и смирения, а смирить этого человека было невозможно.

                У Высоцкого манера выражаться не имела никакого привычного лоска, свойственного театральным постановкам, ни какой изящной ( обра) обёртки. И в песне, и в списках, и в роли Гамлета поэт обдумывал жизнь – не чужую и не свою, но и ту и другую вместе. Жизнь вообще, её устройство.

10Сл.

              Года за два до «Гамлета» была написана песня «Я не люблю», в которой выражена вся агрессивность и беззащитная естественность человека. Как похоже мировоззрение  двух гигантов -  у Высоцкого «Я не люблю, когда стреляют в спину», а у Шекспира «Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж».

               Достоинства, что просит подаяния, над простой глумящейся ложь, ничтожество в роскошном одеяние, и совершенству приговор. Звучит песня «Я не люблю»

11Сл.

                Если театр для Высоцкого был призванием, то стихи были его страстью. Юрий Любимов, режиссёр театра на Таганке, в книге воспоминаний писал: «Пастернак, Ахматова или Высоцкий вызывали своими стихами больше, чем восхищение. Они вызывали любовь».

12Сл.                                     Звучит песня «Парус» 

13Сл.    Услышать ритм своего времени, раствориться в нём и выразить потом его конкретными образами – удел не многих. Евгений Евтушенко после смерти Высоцкого назвал его «Поющим нервом эпохи».

              О чём можно было петь? В те времена, когда в дефиците были правда, искренность, откровенность. Об этом он и пел. Мы нуждались и нуждаемся в добре, милосердии, очищении. В очищение от лжи, от двоедушия, которые, как радиация, выдаются и не выводяться из организма. Высоцкий же был и остается противоядием от лжи, барьером против лицемерия.

14Сл.  Лучшие песни Высоцкого – для жизни. В этих песнях есть удивительная добрая сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо, потому что есть какая-то особая человеческая надёжность в этих песнях. С автором их можно пойти куда угодно: в разведку, в тундру, в космос, да хоть к чёрту на рога.

Звучит песня о друге

15Сл.  В. Высоцкий был прост. У него был сложный характер, но в неё не было двусмысленности и лицедейства, которые не редко проникают в актерскую душу. Потому и люди любили его особенной любовью – он был своим. Для многих, в разных слоях, домах, квартирах он стал родным. Хотелось, что бы ему было хорошо. Каким он был в жизни? Корректным. Закрытым. Сосредоточенным. Но счастлив тот, кто видел Высоцкого нежным.

16Сл.  В школе Володя научился ценить и уважать физическую силу и кулаки. В то время были очень распространены так называемые «блатные» песни, особенно среди подростков. После войны была объявлена амнистия. В Москву хлынуло много бывших заключённых. Появился особый жаргон и какой-то особый кодекс чести,  который предусматривал определённые принципы: не предавать своих ни при каких обстоятельствах, держать слово. Законы были очень жестокими.

17Сл.  Районы Москвы, где жил Высоцкий в юности, раньше считались не очень респектабельными. Отсюда его интерес к «Блатным» песням. Этот интерес возник по большей части из чувства протеста. Он говорил о той стороне жизни, о которой «официальная» поэзия не говорила. Он говорил о боли, о обидах, о том, что в жизни не получается. Он говорил о людях, которых вроде бы списали со счетов, но они живут и хотят жить.

18Сл.    Звучит песня «Спасите наши души»

19Сл. «Как появились первые песни?»

20Сл.  Звучит музыка «В тот вечер»

                   «Читает стихи Гудзенко»
                  Привязанность Высоцкого к теме войны может удивить лишь тех, кто нечего не понимает ни в нашей истории, ни в душевном устройстве этого человека и поэта. Война – трагедия народа и не услышать этого отзвука – значит быть глухим, не увидеть – значит быть слепым. Высоцкому было свойственно другое – он слышал и впускал в себя голоса ушедших поколений. Это особое ощущение причастности даётся именно поэту. Песнями о войне В. Выполнил долг поэта.

21Сл.  Почему я пишу о войне?

                   Высоцкий писал о павших, ушедших, погибших, невставших. О падениях мгновенных, смертельных, случайных. И ещё он писал о живых. О том, как бьется в человеке эта жажда жизни – до последнего мгновения, до конечного состояния. «На краю» он защищал эту жизнь в каждом, отбросив все и всяческие предрассудки и преграды. Судьба нашего общества сложна и противоречива. Культ личности, лагеря, война, послевоенные трудности. Судьба поэта – всё это отражать. Творчество Высоцкого нравственно, потому что оно честно. Такие понятия как честь, совесть, долг поэта объяснял так.

И во веки веков, во все времена

Трус – предатель всегда презираем.

Враг есть враг, и война всё равно есть война.

И темница тесна, и свобода одна и всегда на неё уповаем.

22Сл. Фото о войне и слова к ней

Звучит пеня «братские могилы»

23Сл. Всё о кино.

24,25,26,27,28,29,30

                Владимир Высоцкий сыграл незабываемые роли и в кино. Он поражал своей искренностью, суровой мужской правдой и умением стать необходимым. Вот из чужого письма: «Высоцкий был человеком необходимым. О нём можно было думать или не думать, но мысль, что он есть, давала какую то постоянную надёжную радость. Он был необходимым человеком».

31Сл.     Марина Влади, жена Высоцкого, говорила: «Ты получаешь тысячу писем, хранишь свидетельство мужчин и женщин, которым твои песни помогли в трагические минуты. Тебе пишут подводники, оказавшиеся однажды взаперти в стальном гробу; альпинисты, заблудившиеся в бурю; молодые преступники, которым возвращалась после каждого наказания способность жить. Эти письма задним числом оправдали твои предшествующие песни. Они твои лучшие адвокаты».

32Сл. Каким же человеком был Высоцкий?

              Все кто знал поэта, отмечали его готовность придти на помощь. Но это не значит, что он никогда ни в чём не отказывал. Отказывал и очень даже часто, и очень обидно. Но когда дело касалось главных вопросов – здоровья, жизни, чести – на него можно было положиться. Звучит песня «Охота на волков.»

33Сл. Рассказывает Людмила Абрамова. «Володя боялся только двух вещей: закрытых пространств и людей в белом. Уколы, например, наводили на него панический ужас». Перед съемками «Хозяина Тайги» ему должны были сделать противоэнцефалитный укол. Он сбежал. Пришлось нам на следующий день держать его вместе с Валерием Золотухиным. На него было жалко смотреть. А ведь я видела его в ситуациях, когда жизнь его висела на волоске, и знала его абсолютное бесстрашие.  

             Рассказывает Марина Влади. «Сколько раз я видела, как в драке ты укладываешь людей в два раза сильнее тебя. Самый красивый из этих ударов ты нанёс одному очень крупному мужчине, который в тот момент, когда я надевала пальто, чтобы выйти из грузинского ресторана «Арагви»,  взял меня за плечо, развернул к себе и сказал: «Ну-ка покажись, Марина!». Он не успел закончить фразу, как длинным свингом слева ты заставил его отлететь в горизонтальном положении через вход и приземлиться в кустах. Два вышибалы, оба со здоровыми бычьими головами, остолбенели. А затем, восхищенно, глядя на тебя, проводили нас к машине».

34Сл. «Я не ощущаю эту популярность».

               Высоцкий уже при жизни был необыкновенно популярен. Однажды он снимался у Говорухина в Ялте. В гостиницы его обокрали – украли чемодан, в котором были документы: загранпаспорт, права и так далее. Очень он переживал. Через две недели чемодан вернули со всеми документами, а сверху лежала записка: «Володя извини, обмишурились». И была приписка «Володя, одни джинсы взяли на память». Высоцкий гордился этим и всегда говорил «Вот видите меня действительно знают!»

Звучит песня синтиментального боксёра.

35Сл. В. Высоцкий обладал нечеловеческой работоспособностью. Марина Влади пишет: «Ты работаешь день и ночь. Утром ты уезжаешь в театр на репетицию, днём ты снимаешься или у тебя концерт, вечером ты играешь спектакль, ночью ты пишешь стихи. Жизнь так и кипит в тебе».

36Сл. Марина Влади с Высоцким.

           В своём творчестве В. Высоцкий коснулся истины – она в любви. Именно любовь бессмертна. Она, по словам апостола Павла, «долго терпит, милосердствует, не завидует, не гордиться, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, всё покрывает, всему верит, всё переносит.» Это любовь в песнях Высоцкого полностью воплощена в женщине. Он был любим и дорог многим, сам влюблялся, был трижды женат. Величавшим счастьем и благом для поэта оказалась любовь к французской актрисе, русской по происхождению, Марине Владе.

Звучит песня «Лирическая».

37Сл.  Так кто же он, Владимир Высоцкий? Мы много рассуждаем сегодня о скоростях века, не замечая иногда, что на откуп скоростям отдаём что-то, что не подлежит ускорениям. Нельзя быстрее любить, быстрее надеяться, быстрее любить, быстрее рожать детей, быстрее страдать. Высоцкий многому в современных ритмах подчинился. Он торопился жить - выступать, ездить, зарабатывать деньги, тратить их. Всё, что в песнях о скоростях - это всё о нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Урок литературы в 5 классе.Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения...

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Цели: пробуждение у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к живой природе;обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями к слову  лес; закрепление употребления пр...

Презентация материала на английском языке о Москве.Учащиеся 11б класса выступили перед аудиторией и рассказали о климате, географическом положении, особенностях проживания в одном из самых древних и красивых городов мира.

Неделя английского языка прошла в нашей школе в марте. В общешкольном   мероприятии приняли участие учащиеся 6в класса ( Платонов Николай ) с презентацией на английском языке на тему" M...

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.Распутина "Что передать вороне?"

урок внеклассного чтения по рассказу "Что передать вороне?"...