Интегрированный урок литературы и химии
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Кустарева Любовь Павловна

Интегрированный урок литературы и химии "Любовь,что движет солнце и светила".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_i_literatura.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок химии и литературы

 «Любовь, что движет Солнце и светила» (Данте)

1 ученик: Во имя Её воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради неё превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес. О Ней – почти все песни и стихи. Бунин сказал, что в литературе вообще есть только две достойные темы: смерть и Она. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она стала основой одной из мировых религий (“Возлюби ближнего, как самого себя”). Сердце женщин (как полагают женщины) знают о Ней всё, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Неё заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали её имя, но никто на свете не смог Её правильно назвать.

Учитель литературы: О ней, такой таинственной и такой прекрасной и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Шестнадцатилетний поэт Александр Сергеевич Пушкин о ней напишет:

2 ученик:

Любовь одна – веселье жизни хладной,

Любовь одна – мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

Стократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую преклонит красоту!

Учитель химии: Обращение к теме урока.

Цель урока:

1. Выяснить, какие химические вещества отвечают за состояние влюблённости, изучить структуру и состав этих веществ.

2. определить, какие участки головного мозга отвечают за состояние влюблённости.

Учитель литературы: На нашем уроке мы постараемся глубже познать значимость любви и уважения к людям.

Основные понятия темы: нравственные нормы, доброта, любовь, уважение.

Учитель литературы: Возможно ли проявление доброты без любви к окружающему миру и к людям? Сколько раз ты в день произносишь: “Я люблю…”? Интересно, какое количество страниц ты исписал бы в тетради, перечисляя всё то, что ты любишь? Однако мы ведём речь о правилах нравственности, определяющих отношения между людьми. Насколько длинен будет список людей, которых ты любишь? Назови число людей, которых ты любишь: “ Мама – раз…” А можешь ли ты сосчитать число людей, которые любят тебя? А хотелось бы тебе, чтобы и тех и других было больше?

Любовь – это и чувство, и состояние человека, и величайшая нравственная ценность. Ты уже встречался или обязательно встретишься с романтической любовью. Отношения между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духовные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро одаривает не только других, но и самого человека, испытывающего её. Она воодушевляет. Возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее.

Ученики танцуют вальс.

1 ученик:

Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье

Кружилась я быстрей – и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалось; не то, чтобы печаль

Не то, чтоб радость…

2 ученик:

Вальс пришёл в Россию в XIX веке. Вальсы стали сочинять многие композиторы. Сейчас прозвучал современный вальс Евгения Доги из музыки к к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

А.С.Пушкин, во времена которого вальс пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца, назвал вальс «однообразный и безумный».

«Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности…, чтобы танцевали не слишком близко к друг другу, что оскорбляло  бы приличие» (Правила). Ещё определённее писала Жанлис в словаре придворного этикета: «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который её прижимает к своей груди, который её увлекает с такой стремительностью, что сердце её невольно начинает стучать, а голова идёт кругом!  Вот, что такое вальс!... Современная молодёжь настолько естественна, что, ставя ни во что утончённость, она с прославляемыми простотой и страстностью танцует вальсы».

Не только скучная моралистка Жанлис, но и пламенный Вертер Гёте считал вальс танцем настолько интимным, что клялся, что не позволит своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя.

Однако слова Жанлис интересны ещё и в другом отношении: вальс противопоставлялся классическим танцам как романтический; страстный, безумный, опасный и близкий к природе, он противостоит этикетным танцам старого времени, например, полонезу. Вальс был допущен на балы Европы как дань новому времени. Это был танец модный и молодёжный.

1 ученик: …Он как прекрасный и волнующий душу момент, когда чувствуется и томное воспоминание, и чуткое прозрение, когда в привычном вдруг обнаруживается почти неуловимое “дуновение невидимого…”

И.С.Тургенев Стихотворение в прозе “Путь к любви”

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, - даже презрение. Да, все чувства…исключая одного: благодарности.

Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги…, но любовь - не деньги.

Учитель литературы: Что же такое любовь? Учёные, изучающие науку о любви (аморологию), утверждают:

“Стремление к счастью – это золотая печь души, переплавляющая любые желания, самую ничтожную руду в чистое золото мечтаний об идеальном мире.”

“Любовь есть сфокусированное на конкретный объект стремление к счастью”

Психолог: Вспомним общепринятые в психологии элементы психики человека: Я, ОНО, СВЕРХ-Я.

Я – область сознательного; это посредник между бессознательным (ОНО) и внешней реальностью.

ОНО – область бессознательных влечений, вожделений, источник психической энергии.

СВЕРХ-Я – система установок, запретов, то есть уже сугубо социальное; это опора сознания в борьбе с вожделениями ОНО, а проще говоря, нравственность, совесть.

Позволим себе добавить в выделяемые Фрейдом элементы психики УМ, или интеллект.

Что есть УМ? Это уровень качества сознания, точность его моделей реальности  и будущего.

Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами:

                           

                     Я х ОНО

Л     = _____________  _   СВЕРХ-Я,

                     

                         УМ

Где Л – сила любви,

Я - идеальность  объекта (любимого человека), степень его соответствия нашим (вашим) ожиданиям в стремлении к счастью;

ОНО – степень возбуждённости: сила вожделения бессознательного, психической энергии;

Ум – в данном случае коэффициент интеллекта;

СВЕРХ-Я – уровень совестливости субъекта.

Учитель литературы: Высочайшие примеры любви - именно в литературе. Вот и возьмём эти примеры себе в помощь.

1 группа. Варенька и Иван Васильевич (Л.Н.Толстой “После бала”)

2 группа: Г.Н.Н. и Ася. (И.С.Тургенев “Ася”)

3 группа: Мария Ивановна и Пётр Гринёв ( А.С. Пушкин “Капитанская дочка”)

4 группа: Арбенин и Нина. (М.Ю.Лермонтов “Маскарад”)

Инсценировка.

5 группа: Герман и деньги. (А.С.Пушкин “Пиковая дама”)

6 группа: Мцыри. (любовь к родине) (М.Ю.Лермонтов “Мцыри”).

2 ученик: Стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Любовь”.

Все говорят: любовь – самое высокое. Самое неземное чувство. Чужое я внедрилось в твоё: ты расширен – и ты нарушен; ты только теперь зажил твоё я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть… Воскресают одни бессмертные боги…

Учитель химии: Лирики называют любовь неземным блаженством, скептики – временным безумием. Давайте разберёмся, какие химические процессы лежат в основе химического процесса.

Какие химикаты отвечают за "любовь"? Допустим, вы только что встретили "его" или "ее" - сердце забилось учащенно, ладони вспотели, в животе что-то трепещет, а по всей коже побежали мурашки. Вы решили пообедать вместе, и вас не покидает ощущение полета. Вечер кончился, и ваша пассия вас поцеловала: вы растаяли. Несколько дней вам не хочется есть, но вы никогда не чувствовали себя так хорошо, как сейчас, и, кроме того, ваша простуда исчезла, как будто ее и не было.

Существуют объективные доказательства того, что "возникновение влюбленности" связано с серией химических процессов в мозгу, которые вызывают физические и мыслительные реакции.

Другими словами, все наши эмоции - любовь, горе, счастье - имеют биохимическую природу.

Главную скрипку здесь играет фенилэтиламин или ФЭН (С6Н4СН2СН22). Именно он отвечает за большинство физических ощущений, сопровождающих влюбленность. Кстати, это именно то вещество, которое содержится в шоколаде и из-за которого последний пользуется такой любовью многих людей (хотя они и не подозревают о существовании ФЭНа). А ведь именно этот самый ФЭН и заставляет наше сердце биться с такой сумасшедшей скоростью, ладони потеть, зрачки расширяться и т. д.
Кроме того, в результате влюбленности в крови повышается уровень адреналина, который ускоряет биение сердца, обостряет все чувства и вызывает ощущение общего подъема.
Еще в это же время на нас воздействуют эндорфины, активизирующие иммунную систему. Именно поэтому от вашей простуды не остается и следа. С Необычные реакции происходят в нашем мозге и во время поцелуя. В это время как мужчина, так и женщина проводят мгновенный химический анализ слюны друг друга и решают, насколько они генетически совместимы. Кроме того, женский мозг в это время мгновенно сканирует состояние иммунной системы мужчины.
В общем, во время влюбленности наш организм начинает работать особенно активно. Именно этим и объясняется, почему влюбленные так редко болеют. Так что, кроме всего прочего, влюбленность еще и очень полезна для здоровья.

1 ученик: Так эндорфины уменьшают активность нейронов, ответственных за боль. Фенилэтиламин  действует как продукты типа амфетаминов, которые стимулируют активность нейронов, ответственных за состояние возбуждения. Бетакарболины увеличивают состояние алертности (вплоть до тревоги), тормозя нейроны-ингибиторы. Образующийся при обмене веществ оксид азота (NO) раздражает нервную систему, переводит оксигемоглабин в метгемоглабин. И перемены в аффективной жизни находятся в зависимости от этих внутренних "наркотиков", эффекты которых сравнимы с эффектами экзогенных наркотиков (вдыхаемых или впрыскиваемых). Удовольствие и огорчение в любви следуют из активации этих нейрохимических систем переживаемыми эмоциями3 1 ученик:

2 ученик: Гипотеза Либовица состоит в том, что приятная эмоция ведет к высвобождению в мозге фенилэтиламина . Этот ФЕН, проявляющийся на уровне перегородки, играет тут роль типа амфетаминов: нейроны перегородки получают, если не постоянно, то, по крайней мере, очень часто, стимуляции, пришедшие из разных частей мозга.

На нашем современном уровне знаний эта гипотеза не подтверждена полностью. Либовиц тем не менее не испытывает недостатка в убедительных аргументах:

1 ученик:

  • Когда находятся во власти счастливой эмоции, в частности, когда влюбляются, находятся психологически и физически в состоянии, сравнимом с тем, которое доставляют амфетамины: гиперактивность, уменьшение аппетита и потребности во сне, без переживания усталости.
  • Присутствие ФЕН было действительно выявлено в мозге разных животных и человека.
  • Действие ФЕН наблюдали в лаборатории, на нервных клетках в культуре (in vivo), в мозгах животных: он увеличивает количество нарадреналина  и длительность его присутствия (тормозя его поглощение обратно) в синапсе.
  • Активация лимбической системы, особенно перегородки, была выявлена у студентов (добровольцев в этом эксперименте) и когда им давали амфетамины, и когда им доставляли приятную эмоцию. Также констатировали, что под амфетаминами приятная эмоция была более интенсивной (подопытными были молодые мужчины, и приятная стимуляция была представлена в виде очаровательной молодой женщины...).

На экране задание:

Определите качественный и количественный состав ФЕН(С 6 Н 4 С 2 Н 5 NH 2), и оксида азота (II).

Определите виды химических связей и типы кристаллических решеток у этих веществ.

Можете проверить:

ФЕН. Качественный состав: состоит из атомов углерода, водорода, азота. Количественный: 8 атомов углерода, 1 атом азота и 11 атомов водорода.

Оксид азота: состоит из атомов азота и кислорода. 1 атом азота и 1 атом кислорода.

Связь ковалентная полярная, молекулярная кристаллическая решетка.

Учитель химии:

Имеется много способов влюбиться: любовь с первого взгляда, дружба, которая превращается в любовь, привычка, которую обнаруживают одним прекрасным днем, что это любовь и т.д. Имеется много способов быть верным, ревнивым, собственником, реагировать на разрыв. Эти черты записаны в нашей личности. Некоторые влюбляются повторно, они не могут долго хранить свой союз: они разбивают его или их разделяют. Другие являются "супругами": они смогли в своей жизни любить всего 2 или 3 раза, но каждый раз с полной верностью. Некоторые хранят свою независимость, уважая ту, которую любят; другие не могут прожить без нее (него) даже дня. Разделение, просто плохой момент для некоторых, становится для других длительным западанием, раной, ведущей к остановкам в работе, иногда к госпитализациям.

Вся наша чувственная жизнь связана с активностью головного мозга. Отличия между разными способами жить, - и любить в том числе, - должны, следовательно, соотноситься с индивидуальными биологическими особенностями.

Выступление учеников (группа биохимиков).

На каждую группу выдаётся определённая статья, её обсуждают в группе в течении 3 минут и готовят сообщение, выделяя главное. Длительность сообщения – 1-2 минуты.

2 ученик: Центры в головном мозгу, которые организуют это состояние эмоции, - лимбическая доля и гипоталамус. Эти зоны, расположенные у человека на внутренней поверхности полушарий, иногда называют "древним мозгом", так как их нашли в разных вариациях у всех позвоночных, что удостоверяет их важность для выживания. Начиная с рождения, они отвечают на четкие стимуляции: те, которые означают хорошее самочувствие (для грудного ребенка это удовлетворение примитивных потребностей безопасности - сытости - тепла), или те, которые означают тревогу или страдание (неудовлетворение этих потребностей). Зона памяти лимбической доли, которая будет запускать эмоциональную активацию, когда восприятие тут нашло свое соответствие, находится на уровне 5 височной извилины между корой и совсем древним образованием гиппокампом. Это определили экспериментально на животных, подтверждение было дано через изучение эмоциональных расстройств у человека при поражении этой зоны. Ключ, который запускает, в соответствии с ситуацией, и удовольствие, и страдание или тревогу, похоже находится в двух концах подковы, составленной лимбической долей: это перегородка и миндалина.

1 ученик: Либовиц обращается к современными концепциям эволюции человечества, к необходимости для наших далеких предков значительной мотивации для удовлетворения требований размножения в среде, где они знали, что их выживание было постоянно под угрозой. Мозг должен был быть нацелен на то, чтобы делать любовную эмоцию одним из самых могущественных активаторов удовольствия, для того, чтобы они сдавались перед любовным влечением. У людей любовь не есть только лишь побуждение к совокуплению. Психика все осложняет. Для человека нужно более или менее длительное влечение, которое могло бы породить предусмотренную биологически связь, которая могла бы длиться на время воспитания детей

2 ученик: Наблюдение любовного поведения показывает фундаментальную разницу между двумя одинаково приятными эмоциональными состояниями: периодом влечения и периодом привязанности. Первый, характеризуемый могуществом развернутой энергии, соотносится с одной из фаз поискового поведения, с растормаживанием, с богатством воображения, с активностью предвосхищения будущего счастья. Это период "медового месяца", когда вместе делают все виды "безумств", когда имеют все виды смелости.

Вторая фаза любви, период привязанности, проявляется в виде совсем другого поведения. Поскольку себя чувствуют привязанными к одному человеку, больше не ищут нового, даже в своей компании: удовлетворяются счастьем быть вместе. Живут в ожидании этого счастья, которое все больше и больше становится потребностью.

1 ученик: Это описание любовной привязанности содержит настоящую модель зависимости от опиатных наркотиков. Потребность в удовольствии увеличивается сама собой. Каждый момент, проведенный с любимым (ой), усиливает его (ее) необходимость. Каждая разлука ведет к настоящему недомоганию, будучи доведенной иногда до тревоги и тоски (которая может принимать форму навязчивой ревности, депрессии, с прибеганием к алкоголю, и т.д.). Встреча после долгой разлуки дает удовольствие еще более яркое, чем раньше, что напоминает "усиление", хорошо известное на опиатной интоксикации: когда синаптические рецепторы, находящиеся в зависимости от опиатов, их лишены, новая добавка наркотика после этого небольшого лишения вызывает морфиническую реакцию более сильную, чем обычно.

 Биологическая схема любви может уточняться так:

  • период влечения = заметное увеличение функционирования катехоламинов (при посредстве ФЕН);
  • повторяющаяся активизация системы удовольствия;
  • секреция эндорфинов;
  • повторяющийся поиск избирательной стимуляции, которая заставляет выделяться эндорфины (присутствие любимого (ой)).

Ритм цикла меняется в зависимости от особенностей индивидов, часто получается так, что один из членов пары достигает фазы скуки, в то время как другой находится в полной привязанности! Следовательно, разрыв для последнего является настоящей биологической болью грубой опиатной ломки. Наблюдение поведения показывает тесное подобие тоски наркозависимого, страдающего от отсутствия наркотиков, и тоски покинутого (ой) влюбленного (ой). Из фаз, описанных в болезни отделенной от своей матери молодой обезьяны, иногда почти точно присутствуют: агрессивность и сцены периода тревожного волнения, сменяющиеся подавленной угнетенностью, пассивностью, уходом в себя.

Учитель литературы: Одних химических реакций мало…

Самое хрупкое творение химической жизни человека, самое утончённое – любовь.

2 ученик: Значимость любви к людям отметил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Однажды его спросили:

- Какое дело самое главное в жизни?

- Находиться с человеком, с которым вы общаетесь в данный момент, в любви!

А как же завоёвывать любовь и уважение и как учиться дарить их другим?

Л.Н.Толстой даёт следующий совет:

“ Самый лучший человек тот, кто живёт своими мыслями и чужими чувствами. А худший – кто живёт чужими мыслями и своими чувствами”.

Учитель литературы: Значит, любовь, в первую очередь, связана с умением СОРАДОВАТЬСЯ, СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ. СОПЕРЕЖИВАТЬ, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. “Душа – всему мера”, “Душа – заветное дело”, - подсказывают пословицы. А старая истина гласит: “Единство в главном, разногласия в неглавном и во всём – любовь”

Вспомните, что так привлекало Г.Н.Н. в Асе?

Ответ: “Её душа мне нравилась”

Учитель литературы: Доброе и уважительное отношение к людям исходит от внутреннего чувства, которое воспитывается постепенно. Поразмыслим над этим.

Всё, к чему прикасается любовь, обретает особую, чарующую силу, становится нежнее, совершеннее, прекраснее. Любовь совершенствует и дополняет творчество силой природы.

Нет ничего более убийственного для любви, чем грубость слов, резкость интонаций, властная безапелляционность взглядов, банальность прозы жизни. Как психическое явление чувство любви как бы создано с помощью тончайших инструментов сознания. В его природе чувствуется блеск бриллианта и прозрачность фарфора. Иногда малейшее неосторожное движение оказывается губительным для него. Надо беречь “блеск” и “прозрачность” любви и красоты: они так ранимы…

Вопрос: А кто из героев названных литературных произведений способен на такое сильное чувство? Докажите. Можно обратиться к характеристике героини.

Ответ: Маша, дочь капитана Миронова, героиня повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

Характеристика Марьи Мироновой.

Психолог: Ученикам предлагается игра “Остров Мечты”. Из предлагаемого списка (Здоровье, Богатство, Слава, Любовь, Дружба, Семья) надо выбрать одну мечту. Все слова расположить в определённой последовательности.

Психолог собирает листочки.

Ученики объясняют свой выбор.

Психолог комментирует.

1 ученик: А.С.Пушкин “Желание”

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! Лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя

Учитель химии: Мы не представляем себе жизни без острых любовных приключений. Нас хлебом не корми, только дай повлюбляться. Правда, на счету этой страсти уже немало жертв и трагедий, что никак не укладывается в формулу настоящей любви, потому что она, по мнению известного психолога-практика Михаила ЛЕЖЕПЕКОВА, никогда не может привести к гибели человека или к мысли о самоубийстве. Но, несмотря на эти "побочные" явления, миллионы людей попадают в сети эмоции влюбленности, стремятся к ней, мечтают сгореть в ее огне, жертвуя собой. Давайте спросим медиков, почему?

2 ученик: По статистике  центра "Экология человека", 99 человек из 100 после перенесенных душевных травм не хотят больше переживать чувство влюбленности. Они находятся в глубоком эмоциональном шоке, который надолго отбивает охоту играть в любовные игры. Больше всего этих людей возмущает тот факт, насколько их собственный опыт непохож на чудесные сказки, которыми их пичкали с раннего детства.

Уже несколько лет руководитель "Экологии человека" Михаил ЛЕЖЕПЕКОВ объясняет своим пациентам, что влюбленность не является каким-то прекрасным душевным переживанием. Это просто очень сильная наркотическая эмоция. Американцы наблюдали супружеские пары в состоянии влюбленности и в спокойных отношениях друг с другом. В результате эксперимента ученые открыли гормоны, которые возникли благодаря химическим реакциям на эти эмоции. На основе этих гормонов сделали таблетки и стали давать участникам эксперимента. Люди испытывали эмоциональный подъем, обострение всех ощущений, "витали" от счастья в облаках, пели, становились отстраненными, мечтательными... Вообще налицо все признаки влюбленности. Но самое интересное то, что был установлен факт привыкания к этим препаратам и доказана наркотическая сущность данных гормонов.

Учитель литературы: Кому из героев, на ваш взгляд, следовало бы прописать химиотерапию?

Ответ: Герману.

Учитель литературы: Известный английский философ, экономист Давид Юм утверждал, что “любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу”.

1 ученик: А.С.Пушкин.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Учитель литературы: Христианское понимание любви к людям изложено в Новом завете Библии. Объясни и попробуй привести свои аргументы “за” или “против” известных постулатов библейского текста:

Любовь долг терпит,

Милосердствует…

Не завидует…

Не превозносится…

Не гордится…

Не бесчинствует…

Не ищет своего…

Не раздражается…

Не мыслит зла…

Не радуется неправде, а сорадуется истине…

Всё покрывает..

Всему верит…

Всего надеется…

Всё переносит… (1-е Кор. 13:4 -7)

Высказывания учеников:

Учитель литературы: Как бы ты закончил предложение: “ Любовь никогда не перестаёт…?”

1 ученик: “Любовь никогда не перестаёт, хотя о пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится”. (Первое послание к Коринфянам. Глава 13:8.)

Учитель литературы: Подведение итогов урока. Для возникновения настоящей любви, длящейся годами, одних химических реакций мало.

Домашнее задание: Докажи своими примерами известное утверждение: “Любовь творит чудеса” Или выполни следующие задания:

А) Предположим, что ты сможешь получить 1млн. долларов. Чем ты готов пожертвовать ради денег?

Б) Предположим, что ты очень нуждаешься в любви и признании со стороны какого-либо человека. Какую цену ты готов за это заплатить, чем пожертвовать?

В) Предположим, что все люди твоего города, твоей страны. Всего мира начинают любить друг друга…

Придумай историю, которая так начинается.

Химия:

Найдите в химическом справочнике формулы функциональных групп, входящих в состав ФЕН. Попытайтесь составить формулы фениламина, этилбензола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...