Рабочая программа для 8 класса. УМК Г.И.Беленького
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Варнина Наталья Александровна

Рабочая программа по литературе составлена для 8 класса. Она состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc100.5 КБ
Файл tp_literatura_8.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24

Рабочая программа по литературе

8 класс

Программа составлена учителем

Варниной Н.А.

2012-2013учебный год


Раздел 1. Пояснительная записка

Настоящая учебная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  государственного образовательного стандарта основного общего образования    на основе    программы общеобразовательных учреждений «Литература . 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, входящей в УМК по литературе вместе с учебником - хрестоматией «Литература. 8 класс. В двух частях.» под ред. Г.И.Беленького. Данная рабочая программа литературы в 8 классе рассчитана на  70 часов (2 недельных часа, 35 учебных недель).

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) – выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений – основа изучения литературы в школе, в том числе и в 8 классе.

        Программа для 8 класса – в преддверии курса на историко-литературной основе – построена по хронологическому принципу. Обучающиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (её образностью, отличиями от других видов искусства).

        Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

Целью преподавания литературы в 8 классе является формирование обобщенного представления о литературе как искусстве слова. Для достижения этой цели проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.

Цели определяют задачи рабочей учебной программы:

  • формировать  представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • развивать способность формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  • развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетическое чувство школьников;
  • воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
  • Результаты изучения предмета
  •  «Литература»
  • Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
  • • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
  • Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
  • • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:
  • 1) в познавательной сфере:
  • • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • 2) в ценностно-ориентационной сфере:
  • • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • 3) в коммуникативной сфере:
  • • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • 4) в эстетической сфере:
  • • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В соответствии с данными результатами  на уроках литературы необходимо формировать универсальные учебные действия.

Функции УУД состоят:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять  деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать  необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и  профессиональной   мобильности,
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

  1. Личностный.
  2. Регулятивный.
  3. Познавательный.
  4. Коммуникативный.

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение к учебной познавательной деятельности;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основесоциальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним  относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи  на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  •  коррекция -  внесение необходимых дополнений  и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;  способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к  преодолению препятствий.

Познавательные УУД  включают общеучебные, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково – символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно – графическую или знаково – символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели  чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой  информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно – следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;

      В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

         Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог; учавствовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться  в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -  определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами  и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

       Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностей и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и ем самым определяет  зону ближайшего развития указанных УУД -  уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии  развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

     Критериями оценки чформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД

      Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностей.

Раздел II.   Содержание курса.

        Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

        Устное народное творчество. 

        Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

        Лирические песни как жанр народной поэзии.  Выражения в них «горя или радости сердца». Художественное своеобразие песен. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

        Собиратель песен как герой рассказа К.Г.Паустовского «Колотый сахар».

        Русская старина. 

        Житийный жанр в древнерусской литературе.

        «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

        «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.

        

        Литература XIX века.

        А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Пушкинский Пугачёв. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека.

        М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике. «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Особенности построения поэмы.

        Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.

        И.С.Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обретённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы».

        Л.Н.Толстой. «После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора об ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

        Литература конца  XIX -  начала XX века.

        В.Г.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

        И.А.Бунин. Россия в лирических произведениях писателя. «Сверчок» Трагедия и самоотверженность «Маленького человека» в рассказе. Сюжет и герои рассказов «Крик», «Птицы небесные».

        Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Её композиция, ритмика, интонационные особенности. Два характера в рассказе М.Горького «Челкаш». «Ма-аленькая!» Смысл названия рассказа. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».

        Литература XXвека.

        Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений.

        

        К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция произведения. Ёмкость художественного слова. Роль изображения в художественном творчестве.

        

        А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы). История создания произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Юмор в поэме. Широкая популярность произведения во время Великой Отечественной войны и в наше время.

        В.М.Шукшин. Тематика рассказов писателя. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с 2чудинкой» (2чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

        Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

        Из зарубежной литературы.

        У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (избранные сцены).        Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.

        М. де Сервантес. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

                Художественная литература, её особенности и значение (обобщение зученного).

        Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь.

Учебно-тематический план:

Содержание

Объём (час)

Введение

Устное народное творчество

Житийная литература

Литература XIX века

Литература конца XIX -  начала XX века

Литература XX века

Из зарубежной литературы

Итого:

Из них  развития речи

1

3

3

32

9

16

6

70

11

 Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса

                В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
  • некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

                В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;
  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;
  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому;
  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

Раздел IV.Программно-методическое обеспечение курса

Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2010. – 152 с..

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009. – 110 с.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс], режим доступа:http://school-collection.edu.ru/ 

Список литературы для учителя

Дорожкина В.Т. Основы стихосложения – школьникам на уроке и во внеклассной работе: Практические рекомендации для учителей литературы и руководителей детских литературно-творческих объединений. – М: АРКТИ, 2006. – 223 с.

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 204 с.

Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х ч. / Под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 113 8с.

Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. Об основах методики // Избр. труды. – М., 1985. – 250 с.

Словарь литературоведческих терминов. / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 185 с.

Список литературы для обучающихся

Литература. 8 класс.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях / Авт.-сост. Г.И.Беленький. – (любое издание 2007 – 2001 г.). – М.: Мнемозина. – 518 с.

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 204 с.

Сычев С.В. Русская литература с древнейших времён до середины XIX века / Современная школьная энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 732 с.

Ушакова О.Д. Понятия и определения: Литература /Словарь школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 186 с.



Предварительный просмотр:

                                                            Раздел 5.Календарно-тематическое планирование по литературе  8 класса.

Тема

Дата провед.

Кол-во часов

Формирование универсальных учебных действий

Использование ресурсов кабинета, ИКТ

Домашнее задание

Введение

1

1

 Введение.  Искусство слова

1

Знать  образную природу словесного искусства; уметь самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Страницы учебника

С. 5-13

Фольклор

3

2

Устное народное творчество. Народные песни.

1

Определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать  произведение; знать характеристику исторических песен

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс.

С. 14-17, отвечать на вопросы.

3

Исторические песни

1

 Знать характерные черты лирич. песни. Уметь отличать лирич. и исторические песни

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Читать, отвечать на вопросы

4

Лирические песни. Авторская песня.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Выучить наизусть песню по выбору

Житийная литература

3

5

Житие как жанр древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского»

1

Знать: жанр житие.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

 Читать, отвечать на вопросы

6

«Житие Протопопа Аввакума»

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Стр.54, вопр.1, 2

7

Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума,..»

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге.

Стр.55-56, пересказ

А.С.Пушкина

8+1

8

История  России  в творчестве А.С.Пушк ина Историческая основа повести «Капитанская дочка»

1

Жизнь и творческий путь великого поэта. История создания повести.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Читать главы повести

( 1-5 ), отвечать на вопросы.

9

Образ Гринева.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Фрагменты кинофильма.

Читать главы повести, отвечать на вопросы

10

«Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни.»

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге.

Фрагменты кинофильма.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Читать главы повести, отвечать на вопросы

11

«Сильное и благое потрясение». Встреча с Пугачевым.

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге.

Фрагменты кинофильма.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Анализ встреч Гринева и Пугачева

12

Образ Пугачева в повести

1

Особенности изображения главного героя.

Фрагменты кинофильма.

Характеристика Пугачева.

13

Гринев и Швабрин

1

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

Фрагменты кинофильма.

Сравнительная характеристика героев

14

Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Фрагменты кинофильма.

Характеристика Маши Мироновой.

15

Художественные  и композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Воспринимать и анализировать    произведение.  Самостоятельно проводить исследование

художественного  своеобразия в прозе.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Подготовиться к сочинению

16

РР Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

Биография  М.Ю. Лермонтова. (доклады)

Творчество М.Ю.Лермонтова

4+2

17

Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова. Лирика.

1

Знать: основные

факты жизни и

творчества М. Ю.Лермонтова. Художественные особенности лирики.

Уметь выполнять анализ поэтического произведения.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова

18

История создания поэмы «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла.

1

 Уметь анализировать язык поэмы.

Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя

19

Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Выявлять способы и средства раскрытия  образа главного героя произведения.

Определить основный конфликт поэмы, ее кульминацию

20

Образы-символы в поэме. Особенности композиции и конфликта поэмы

1

Особенности композиции произведения, ее язык.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Выучить наизусть отрывок  из поэмы

21

РР Выразительное чтение отрывков поэмы

1

Художественно-выразительные средства речи. Выразительно читать отрывки из поэмы.

Подготовиться к сочинению.

22

РР Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

Подготовить рассказ о биографии Гоголя.

Творчество Н.В.Гоголя

7+1

23

Н.В.Гоголя. История создания комедии «Ревизор»

1

Знать: жанровые особенности произведения.

Уметь работать с текстом комедии.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Прочитать 1 действие комедии

24

Порядки города N

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристики героям

Фрагменты постановки пьесы

Читать 2, 3  действия, характеристика Осипа и Хлестакова.

25

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина»

1

Особенности изображения главного героя.

Фрагменты постановки пьесы

Дать характеристику Хлестекова. Читать 4 действие

26

Образ городничего.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Фрагменты постановки пьесы

Дать характеристику городничему. Дочитать пьесу.

27

Чиновники города N.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристики героям

Фрагменты постановки пьесы

Найти в комедии основные этапы сюжета

28

Основной конфликт комедии «Ревизор».Особенности развития сюжета

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Фрагменты постановки пьесы

Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии

29

Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы»

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Подготовиться к устному сочинению.

30

РР  Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

Написать сочинение

Творчество И.С.Тургенева

4+1

31

Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася»

1

Основные

факты жизни и

творчества И.С. Тургенева.

Знать: повесть.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Прочитать повесть «Ася»

32

Система образов в повести И.С.Тургенева «Ася». Гагин и господин Н.Н.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Фрагменты кинофильма.

Ответы на вопросы.

33

Образ Аси в повести И.С.Тургенева

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику героине.

Фрагменты кинофильма.

Ответы на вопросы.

34

Художественные особенности повести И.С.Тургенева «Ася». Трактовка произведения в критике

1

Воспринимать и анализировать    произведение.  Самостоятельно проводить исследование

художественного  своеобразия в прозе.

Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении

35

РР Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася»

1

Воспринимать и анализировать    произведение.  Самостоятельно проводить исследование.

Биография Толстого.

Л.Н.Толстой

3+1

36

Л.Н.Толстой. «После бала» История создания рассказа «После бала».

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

ЦОР № 4-7

Читать рассказ, отвечать на вопросы

37

Особенности жанра. Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

ЦОР № 18

Проанализировать поведение полковника на балу и после бала

38

Полковник на балу и после бала. Контраст и антитеза в произведении.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Составить сложный план сочинения

39

РР  Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

1

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

Биография Короленко.

Творчество В.Г. Короленко.

3

40

В.Г. Короленко «Парадокс»

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

ЦОР № 8

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Читать, отвечать на вопросы

41

Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе.

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Ответы на вопросы.

42

«Огоньки» Лирическая миниатюра.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Творчество И.А.Бунина.

2+1

43

И.А. Бунин Лирика.

1

Художественно-выразительные средства речи.

ЦОР № 5

Выучить стихотворение наизусть.

44

РР Выразительное чтение стихотворений наизусть.

1

Выразительно читать стихи наизусть.

Читать рассказ «Сверчок»

45

«Сверчок»

Тема маленького человека в рассказе.

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Ответы на вопросы.

Творчество М.Горького

2+1

46

М.Горький. «Песня о Соколе»

Символико- аллегорический смысл «Песни..».

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Символ.

Цор № 13,8,10

Отрывок наизусть.

47

«Заветы отца»

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою.

Ответы на вопросы.

Творчество Н.А.Заболоцкого

1+1

48

Н.А.Заболоцкий Лирика.

1

Художественно-выразительные средства речи.

ЦОР № 4-6, 3

Наизусть.

49

РР Выразительное чтение наизусть.

1

Выразительно читать стихотворения наизусть.

Анализ стихотворений

Творчество К.Г.Паустовского

3+1

50

К.Г.Паустовский - мастер художественного слова

1

Основные

факты жизни и

творчества К.Г. Паустовского. Понимать духовный мир, мысли и чувства писателя. Особенности прозы.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Прочитать рассказ «Телеграмма»

51

Особенности проблематики рассказа «Телеграмма».

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику героям.

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа

52

Композиция рассказа. Ёмкость художественного слова.

1

Особенности композиции произведения, язык рассказа.

Ответы на вопросы.

53

РР Анализ эпизодов рассказа.  (Работа в группах)

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Закончить работу по анализу эпизодов.

Доклады по творчеству

Твардовского.

Творчество А.Т.Твардовского.

4+1

54

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» История создания и композиция поэмы.

1

Особенности композиции произведения, ее язык.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Читать главы поэмы, отвечать на вопросы

55

Идейно – художественная многогранность поэмы. Тема «большой» и «малой» родины.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8  класс.

Читать главы поэмы, отвечать на вопросы

56

Теркин и его друзья.

Авторский голос в поэме.

1

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Читать главы поэмы, отвечать на вопросы

57

Народно – поэтическая основа поэмы, народность языка.

Юмор в поэме.

1

Анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством.

Отрывок наизусть.

58

РР Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

1

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

Доклады о жизни и творчестве Шукшина.

Творчество В.М. Шукшина

3

59

В.М. Шукшин Рассказы.

«Дядя Ермолай»

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Читать, отвечать на вопросы

60

«Солнце, старик и девушка».

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Читать, отвечать на вопросы

61

«Микроскоп»

1

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Читать, отвечать на вопросы

Творчество Н.М.Рубцова

2

62

Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества

1

Художественно-выразительные средства речи. Анализ поэтического текста.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта

63

Художественные особенности поэзии Н.Рубцова

1

Художественно-выразительные средства речи. Анализ поэтического текста.

Письменный анализ одного из стихотворений Н.Рубцова

Зарубежная литература

6

64-66

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

3

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Выучить понравившийся отрывок из трагедии

67-69

М. де Сервантес «Дон Кихот»

3

Работа с текстом.

Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы.

Читать главы, отвечать на вопросы

70

Подведение итогов учебного года.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...