разработка урока
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок-практикум по теме: «Изобразительно - выразительные средства языка»
(на материале темы «Лирика начала 20 века» в 5 классе)
Тематическое планирование 
Номер 
урока
Тема
1. 
Вводный урок-концерт «Лирика начала 20 века»
2.
К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»).
3. Пр.
Тайны зимы. Эпитет» (К.Бальмонт «Снежинка»)
4.
И.А.Бунин. Тема детства в лирике поэта. («Детство»)
5.Пр.
Секреты осеннего леса. Сравнение. (И.Бунин «Лес словно терем расписной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника…», «Осень. Сказочный чертог…»)
6.Пр.
Летние чудеса. Метафора. (И.Бунин «Сказка»)
7. 
С.Есенин. Поэтический образ Родины.
8.Пр. 
Весенняя сказка. Олицетворение. (П.Соловьева «В лесу, где березки столпились гурьбой…», С.Есенин «Черемуха»)
9. 
И.Северянин. Тема защиты природы в лирике поэта («В парке плакала девочка…», «Что шепчет парк…»).
10.
Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
Цели уроков:
1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
2.  Развивать познавательный  опыт, художественный вкус.
3.  Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Знания, умения, навыки и качества:
1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы.
2. Закрепляются практические  навыки частичного анализа поэтического текста.
3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.
4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память. 
5. Формируются  речевая, лингвистическая, исследовательская компетенции.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.
 
 
 
 
 
 
 
Мультимедиа-урок №5
Тема: « Секреты осеннего леса. Сравнение».
Тип: урок-практикум
Задачи: 
1) Сформировать понятие о сравнении как средстве художественной выразительности, научить находить сравнение в поэтических строках.
2) Развивать навыки анализа стихотворения.
3) Приобщать к красоте русского пейзажа  через различные виды искусства.
4) Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.
Оборудование: учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал       (тексты стихотворений  И.Бунина), мультимедиа проектор, компьютер, акустическая система.
План урока.
I. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
           Повторение изученного Литература и другие виды искусства .
II. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
                    Частичный анализ стихотворения И. Бунина.
III. Практикум. Закрепление изученного. Игра «Осенние дары».
IV. Творческая мастерская.
V. Подведение итогов урока. 
 
Конспект урока.
I. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
Слайд    2
- Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А  порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу. 
      Слайд 3 
Музыка.
Вы слушаете музыку уже известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?
-  Музыка осени  печальная.  Улетают птицы, опадает  листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей  грустной красотой.
- Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.
 
ОСЕНЬ 
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
 
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
 
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
- Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)
- С помощью каких слов это настроение создается? 
Слайд 4
 -Стали дни холоднее, стало грустнее, реже смеется, осень…заплачет спросонья.
- Созвучно ли оно музыке Чайковского?
Слайд 5
- В нашей картинной галерее сегодня  одно полотно – Исаака  Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?
- И. Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
- Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. 
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Да, осень может быть и другой,   искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает.  Нежарко греет осеннее солнце.  Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки  - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по  дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
- Сделаем вывод:
- Что объединяет все виды искусства?
 - Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.
- Чем поэзия отличается от других видов искусства?
- Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.
 - Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.
 
II. Повторение изученного.
Слайд 6
- На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И. А. Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.  
VI. Чтение  стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
 
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
 
То там, то здесь в листве   сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
 
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...                          
 
- Какое настроение звучит в  этом стихотворении?
- Какую картину вы представляете?
Учащиеся делятся впечатлениями. 
Примерные ответы:
- И. Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту
- Тихо, тихо  ходит  осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
- Яркое  голубое  небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.
Слайд 7
- Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.
Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
Проверка.
- Здесь много  прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный,  веселой, пестрою стеной, желтою,  пестрый терем.
- Какие из этих прилагательных  - эпитеты? Подчеркните их.
Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.
 - Вспомните определение эпитета. 
- Слова какой части речи могут быть эпитетами? 
- Всякое  ли прилагательное – эпитет? 
Проверка.
Слайд 8
- Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?
-  Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна  краски, словно на палитре.
- Эпитет помогает  почувствовать настроение поэта.
- Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты  сравнения, а поможет нам …осенний лес.
Слайд 9
Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»
III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
Слайд 10 
Составление опорного конспекта.
    1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?
- Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять. 
Слайд 11
Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.
Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:
Лес - словно терем расписной
          - стоит стеной
Елочки – как вышки
Просветы в небо – что оконца
Осень – вдовой вступает
Слайд 12
Секрет первый:  сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.
Слайд  13 
 2) Открываем секрет 2.
- Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? 
Слайд 14
- Запишите секрет 2:
Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом (как,  словно, будто, точно, как будто, что = будто), а также  существительным в творительном падеже.
Слайд 15
3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?
- Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
- А какова роль сравнения осени с вдовой?
- Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.
- Сформулируйте  вывод.
-  Сравнение помогает понять  чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)
Чтение конспекта. Формулировка определения.
Слайд 16 
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.  
Вывод:
- Таким образом,  с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны,  и еще - грусть, с другой стороны.
Слайд 17
Физкультминутка
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
IV. Практикум. Закрепление изученного
Слайд 18
Игра «Осенние дары»
Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.
Слайд 19
1) Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
Чтение стихотворения.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
 
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
 
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
 
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
 
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа. 
- Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения. 
Слайд 20 - 22
Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.
Самостоятельная работа.
1. Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
2. Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной
3. Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Слайд 23-25
Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?
- В чем смысл сравнений поэта?
V. Творческая мастерская.
Слайд 26 
      Соревнование с поэтом. 
Слайд 27
У поэта С. Орлова есть такие строки:
  За окном ветерок веселится,
 То подпрыгнет, то притаится,
 И листочки бегут  по дорожке,
 Словно…
- Завершите строку, используя сравнение.
Учащиеся читают свои варианты
Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта 
II. Подведение итогов урока. 
Слайд 28
- Н.   Сладков писал:
«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное» 
- Как вы понимаете эти слова?
- Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только  зоркому глазу и чуткому сердцу. 
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов. 
Слайд 29
- Рефлексия
Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?
- Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.
  Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?
- Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.
- Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?
- Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!
Слайд 30
Домашнее задание (на выбор)
1) выучить наизусть стихотворение К.  Бальмонта или 
И. А.  Бунина.
2) написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
3) Сочинить стихотворение об осени.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Серия уроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

(на материале темы «Лирика начала 20 века» в 5 классе)

Тематическое планирование

Номер

урока

Тема

1.

Вводный урок-концерт «Лирика начала 20 века»

2.

К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»).

3. Пр.

Тайны зимы. Эпитет» (К.Бальмонт «Снежинка»)

4.

И.А.Бунин. Тема детства в лирике поэта. («Детство»)

5.Пр.

Секреты осеннего леса. Сравнение. (И.Бунин «Лес словно терем расписной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника…», «Осень. Сказочный чертог…»)

6.Пр.

Летние чудеса. Метафора. (И.Бунин «Сказка»)

7.

С.Есенин. Поэтический образ Родины.

8.Пр.

Весенняя сказка. Олицетворение. (П.Соловьева «В лесу, где березки столпились гурьбой…», С.Есенин «Черемуха»)

9.

И.Северянин. Тема защиты природы в лирике поэта («В парке плакала девочка…», «Что шепчет парк…»).

10.

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

Цели уроков:

  1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
  2.  Развивать познавательный  опыт, художественный вкус.
  3.  Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Знания, умения, навыки и качества:

1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы.

2. Закрепляются практические  навыки частичного анализа поэтического текста,

3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.

4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.

5. Формируются  речевая, лингвистическая, исследовательская компетенции

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Мультимедиа-урок №5

Тема: « Секреты осеннего леса. Сравнение»

Тип: урок-практикум

Задачи:

  1. Сформировать понятие о сравнении как средстве художественной выразительности, научить находить сравнение в поэтических строках.
  2. Развивать навыки анализа стихотворения.
  3. Приобщать к красоте русского пейзажа  через различные виды искусства.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.

Оборудование: учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал       (тексты стихотворений  И.Бунина), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система.

План урока.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

           Повторение изученного Литература и другие виды искусства

  1. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

                    Частичный анализ стихотворения И.Бунина

  1. Практикум. Закрепление изученного. Игра «Осенние дары»
  2. Творческая мастерская.
  3. Подведение итогов урока.

Конспект урока.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

Слайд    2

- Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А  порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.

      Слайд 3

  • Музыка.

Вы слушаете музыку уже известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?

-  Музыка осени  печальная.  Улетают птицы, опадает  листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей  грустной красотой.

- Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.

ОСЕНЬ 

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

- Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)

- С помощью каких слов это настроение создается?

Слайд 4

 -Стали дни холоднее, стало грустнее, реже смеется, осень…заплачет спросонья.

- Созвучно ли оно музыке Чайковского?

Слайд 5

- В нашей картинной галерее сегодня  одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?

- Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

- Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.

- Какие чувства вызывает эта картина?

- Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

- Да, осень может быть и другой,   искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает.  Нежарко греет осеннее солнце.  Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки  - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по  дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

- Сделаем вывод:

- Что объединяет все виды искусства?

 - Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.

- Чем поэзия отличается от других видов искусства?

- Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.

 - Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.

II. Повторение изученного.

Слайд 6

-  На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.  

  1. Чтение  стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют


То там, то здесь в листве   сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,


И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
                         

- Какое настроение звучит в  этом стихотворении?

- Какую картину вы представляете?

  • Учащиеся делятся впечатлениями.

Примерные ответы:

- Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту

- Тихо, тихо  ходит  осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.

- Яркое  голубое  небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

Слайд 7

- Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.

  • Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
  • Проверка.

- Здесь много  прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный,  веселой, пестрою стеной, желтою,  пестрый терем.

- Какие из этих прилагательных  - эпитеты? Подчеркните их.

  • Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.

 - Вспомните определение эпитета.

- Слова какой части речи могут быть эпитетами?

- Всякое  ли прилагательное – эпитет?

  • Проверка.

Слайд 8

- Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?

-  Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной         кистью по деревьям и разбросала пятна  краски, словно на палитре.

- Эпитет помогает  почувствовать настроение поэта.

- Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты  сравнения, а поможет нам …осенний лес.

Слайд 9

  • Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»

III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

Слайд 10

  • Составление опорного конспекта.

    1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?

- Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.

Слайд 11

Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.

  • Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:

Лес - словно терем расписной

          - стоит стеной

Елочки – как вышки

Просветы в небо – что оконца

Осень – вдовой вступает

Слайд 12

Секрет первый:  сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Слайд  13

 2) Открываем секрет 2.

- Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)

Слайд 14

- Запишите секрет 2:

Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также  существительным в творительном падеже.

Слайд 15

3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?

- Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.

- А какова роль сравнения осени с вдовой?

- Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.

- Сформулируйте  вывод.

-  Сравнение помогает понять  чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)

  • Чтение конспекта. Формулировка определения.

Слайд 16

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.  

Вывод:

- Таким образом,  с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны,  и еще - грусть, с другой стороны.

Слайд 17

  • Физкультминутка

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

  1. Практикум. Закрепление изученного

Слайд 18

Игра «Осенние дары»

Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.

Слайд 19

  1. Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
  • Чтение стихотворения.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

- Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.

Слайд 20 - 22

Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.

  • Самостоятельная работа.
  1. Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
  2. Липы обруч золотой —
    Как венец на новобрачной.
    Лик березы — под фатой
    Подвенечной и прозрачной
  3. Погребенная земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В желтых кленах флигеля,
    Словно в золоченых рамах.

Слайд 23-25

  • Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?

- В чем смысл сравнений поэта?

VТворческая мастерская.

Слайд 26

      Соревнование с поэтом. 

Слайд 27

У поэта С.Орлова есть такие строки:

  За окном ветерок веселится,

 То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут  по дорожке,

 Словно…

- Завершите строку, используя сравнение.

  • Учащиеся читают свои варианты
  • Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
  • Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта 
  1. Подведение итогов урока.

Слайд 28

- Н. Сладков писал:

«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»

- Как вы понимаете эти слова?

- Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только  зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.

Слайд 29

- Рефлексия

Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?

- Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.

  Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?

- Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.

- Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?

- Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!

Слайд 30

Домашнее задание (на выбор)

  1. выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
  2. написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
  3. Сочинить стихотворение об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...