Главные вкладки

    Интегрированный урок
    план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

    Интегрированный урок "Что в имени твоем? (Значение русских женских имен, их символика).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chto_v_imeni_tvoem.docx22.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что в имени твоем?

    (Интегрированный урок литературы, французского языка, музыки для обучающихся 11-а класса и французских гостей)

    Учитель:         Дорогие друзья!  Символическим пропуском на наш урок служит шоколадка, названная  русским женским именем «Аленка», предъявите ее, пожалуйста. Спасибо! Проходите, рассаживайтесь.

    Учитель:        Тема сегодняшнего урока «Тайна русского имени». Мы поговорим о женских именах, их значении, вспомним великих женщин, оставивших свой след в благодарной памяти человечества.

    Учитель:        С именем человек приходит в этот мир, с именем шагает по жизни, переживает различные события и покидает это т мир. Огромную роль играет значение и тайна имени, то, что заложено веками. В имени важно и имеет значение все, начиная с его смысла, с первой и последней буквы до количества букв и слогов.

    Учитель:        И раз мы сегодня говорим о женских именах, не следует забывать, что наша планета  тоже носит женское имя – Земля!

    (слайд с появляющимися и сменяющими друг друга женскими именами)

    Ученица:                О, как прекрасны женщин имена:

                            Татьяна, Анна, Лидия, Людмила!

                            Какая тайна в них заключена?

                            Какая сила  их всегда хранила?

                    Мария – «горькая» иль «госпожа» -

                    Она прошла по миру сквозь столетья,

                    Став русскою, Отечеству служа,

                    Даря покой, мечту и долголетье.

                            Елена – «светлая», как лунный свет,

                            Как отблеск солнца утренней порою.

                            И девушек прекрасней в мире нет

                            С такою радостной, счастливою судьбою!

                    Татьяна – «устроительница» дел,

                    Организует жизнь, все в ней расставит -

                    Руководить – пожизненный удел,

                    В ее поступках трезвый разум правит.

                            Она всегда приветлива ко всем,

                            «Гостеприимство» – Ксении значенье,

                            С улыбкою встречает каждый день,

                            Сидеть без дела для нее – мученье!

                    Нет девушки заботливей, родней:

                    Людмила – милая всем добрым людям,

                    Так русских, добрых, милых дочерей

                    За их поступки долго помнить будем!

                            Все женщины желанны, как одна:

                            Любовь, Надежда, Вера – без сомненья!

                            Все женские прекрасны имена!

                            Боготворите всех, без исключенья!

    Учитель:         Великий, порой даже, сакральный смысл заложен в человеческое имя. Имя накладывает на каждого из нас определенный отпечаток, заставляет совершать поступки, подчас не поддающиеся никакой логике.

            (исполняется песенка о французских именах «Антон, Андре…»)

    Учитель:          (на слайде «Аленушка» Васнецова)

            Одно из любимых русских женских имен – Алена, Аленка, Аленушка, Лена. Это героиня русских народных сказок, очень добрая, милосердная, отзывчивая и любящая девушка. С этим именем связано все самое светлое и радостное в русском фольклоре. На картине Васнецова мы видим Аленушку , тоскующую  о потерянном брате, о радостной и счастливой жизни.  А у вас в руках, на шоколадке, Аленушка улыбается каждому из вас и как бы говорит: У меня все очень хорошо!

    Ученица:         Сиянье глаз, улыбка на лице,
    И в каждом взгляде теплота души.
    Идешь по жизни, выбирая цель,
    Стремясь добиться сказочных вершин.

    Не зная горя и судьбы расклад,
    Не ведая, что ждет за поворотом.
    Ты красотой своей пленяешь всех подряд -
    Пусть задаются все вопросом: "Кто ты?"

    Ты самый лучший, Лена, человек,
    Ты избрана из сотен тысяч Светлых.
    И твоё имя еще много лет
    В своих стихах благословят поэты.

    Учитель:        Имя – это ключ к сокровенным нитям судьбы человека. Судьбы многих  русских женщин по сегодняшний день волнуют жителей и нашей страны, и жителей Франции: они пытаются разгадать тайну великой русской души, понять, что привлекает их в образах наших соотечественниц.

    (на экране слайд «Анна Иоановна, Анна Ахматова»)

    Учитель:        Многие русские женщины оставили яркий след в жизни своего народа. Мы помним русскую княжну Анну Ярославну, ставшую женой французского короля Генриха 1, Анну Иоановну, русскую императрицу, великую русскую поэтессу Анну Ахматову. Все они оправдали значение своего имени: Анна в переводе с древнееврейского означает «благодать».

    Ученица:         Анна, Анна -
    дочь тоски и тумана...
    В этом имени даль океана
    И стеклянная дымка обмана.
    В твоём имени ангел летит
    И хотя ничего не сулит, 
    Но его тишина осияна, -
    Анна, Анна!..

    (на экране слайд «Екатерина Вторая, российская императрица, Вольтер)

    Учитель:        Еще одно из любимых женских имен русского народа – Екатерина, Катя, Катюша, Катенька. Екатериной Второй назвала себя немецкая принцесса Софья Фредерика Августа, ставшая русской императрицей. При ее царствовании укрепились внешние связи со странами Западной Европы, это она поддерживала дружеские отношения с великим французским мыслителем Вольтером.

    Ученица:        Особенно полюбилось имя Катюша во времена Великой Отечественной войны: оно стало символом России, символом стойкости, несгибаемости простой русской девушки. А песня, посвященная ей, превратилась в гимн любви и верности.

    (исполняется песня «Катюша», на экране слова на русском языке)

    Учитель:        Ольга в переводе с древнескандинавского обозначает «святая». Этим именем чаще всего в 18-19 веках называли своих дочерей  дворяне. И только в 20 веке этим именем стали пользоваться и простые люди. Значение своего имени подтвердила и древнерусская княгиня Ольга, сумевшая отстоять поруганную честь собственного мужа, князя Игоря. Ольгу  в народе любовно называют  Оленькой, Олечкой.

    (слайд «Княгиня Ольга», значение имени)

    Ученица:         Очень даже может быть, 
    Что имя помогает жить, 
    Что помогает выбирать, 
    Какой тропой вперед ступать. 
    К примеру, Оленьке дано 
    Прекраснейшее имя - 
    Когда-то так, давным-давно, 
    Звалась одна княгиня. 
    Но даже раньше, до княгини 
    Придумано такое имя - 
    В нем чистота, покой и радость, 
    То, что зовется словом "святость".

    (слайд «значение имени», иллюстрация из «Руслана и Людмилы»)

    Учитель:        Имя Людмила - славянского происхождения. Именно этим именем А. Пушкин назвал главную героиню своей поэмы-сказки «Руслан и Людмила». Этому имени отвечает натура экспрессивная, порывистая, решительная.  Людмилу называют и Милой, и Людой, сейчас это имя возвращается в моду.

    Ученица:        Милая людям, а нами - любимая, 
    Ангелом имени вечно хранимая! 
    В день христианских твоих именин 
    Мы пожелать тебе счастья хотим. 
    Можешь быть Милой, а можешь и Людой, 
    Двойственность - обыкновенное чудо. 
    Твердой ли, мягкой себя ощущаешь, 
    Так себя людям и представляешь. 
    Мы в тебе любим и ту и другую, 
    Время с тобой не проходит впустую: 
    Труд - так с подъемом, в веселье досуг, 
    Лучше, чем ты, не встречали подруг!

    (слайд «Пушкин и его женщины», обложка романа «Евгений Онегин» и тд)

    Учитель:         Великий Пушкин в своих произведениях воспевал русских женщин. Любимые его имена: Татьяна, Ольга, Людмила, Наталья, Мария. Жену его  и одну из дочерей звали Натальями, другая дочь носила имя Мария. Самая любимая его героиня в романе «Евгений Онегин» звалась Татьяной.

    Ученица:        Итак, она звалась Татьяна:

            Ни красотой сестры своей,

            Ни прелестью ее румяной

            Не привлекла б она очей…

            Тиха, печальна, молчалива,

            Как лань лесная, боязлива,

            Она в семье своей родной

            Казалась девочкой чужой… (можно продолжить)

    (на экране слайды с именами французских детей сменяют друг друга)

    Учитель:        Дорогие гости! Каждый из вас обладает неповторимым именем. А знаете ли вы, что обозначают ваши имена? Вот ты, ………………….., знаешь, о чем говорит твое имя? Послушай, как необычно мы тебе об этом расскажем.

    Ученица:        (читает свою карточку, вручает потом ее на память). (так несколько раз).

    Учитель:        Имя дается человеку не зря. Мы срастаемся со своими именами и не можем представить своей жизни без них. В них наша натура, в них – наша судьба.

    И еще  об одном имени хочется сегодня поговорить отдельно. Это имя Надежда. С этим именем каждый человек связывает самые сокровенные  свои мысли, с этим именем легче переносить жизненные неудачи, поражения, это имя вселяет надежду на будущее. Давайте все вместе исполним песню «Надежда»( поднять всех, повторить действо флеш-моба)

    (на слайде слова песни)

    Учитель:        Спасибо всем за внимание. Помните наши имена, знайте, что за этими именами стоят великие русские женщины, достойные того, чтобы их не забывали!

    Ученица:         Когда б мне власть была дана, 
    Неся ответственность пред веком,
    Я матерей бы имена
    присвоил пограничным рекам.
    Ещё дух рыцарства в чести,
    И, может, власть его опеки
    Переступить такие реки
    Удержит воинов в пути.
    В честь просветления очей,
    Издав указ антивоенный.
    Назвал бы звёзды во вселенной
    Я именами дочерей.
    И сразу бы на небе мира
    Не стало б в далях грозовых
    Ни одного ориентира
    Для самолётов боевых.
    И, обретя покой, планета
    Была бы радости полна.
    Звучат всегда в душе поэта
    Любимых женщин имена.

    (на экране опять сменяются женские имена, повторяется первый слайд)

            

                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

    Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

    Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

    Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

    Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

    Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...