Календарно-тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе В. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7kl_literatura.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся.

Тема урока.

Дата

1.

Беседа. Тестирование.

I четверть.

Введение – 1 час.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2 (1)

Рассказ учителя. Беседа.

Устное народное творчество – 4 часа.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

3 (2)

Рассказ учителя. Беседа.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

4 (3)

Урок внеклассного чтения.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос.

5(4)

Рассказ учителя. Беседа.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. Собиратели пословиц.

6(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из древнерусской литературы – 3 часа.

Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

7(2)

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

8(3)

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению на одну из тем:                                                                                      № 1

  1. «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества».
  2. Что воспевает народ в героическом эпосе?
  3. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

9(1)

Рассказ учителя. Практикум.

Из литературы XVIII века – 2 часа.

 М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.

10(2)

Рассказ учителя. Беседа.

Г.Р. Державин. Слово о поэте. «Река времён в своём стремленьи…». «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

11(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из русской литературы XIX века – 30 часов.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес поэта к истории России. «Полтава». Мастерство в изображении битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I  и Карл XII.

12(2)

Рассказ учителя. Беседа.

А.С.Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

13(3)

Беседа. Практикум.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе.

14(4)

Урок развития речи.

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».  № 2

15(5)

Беседа.

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» – произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

16(6)

Практикум.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

17(7)

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

18(8)

Беседа. Практикум.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне..». Образы гусляров и образ автора.

19(9)

Практикум.

II четверть.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.

20(10)

Урок контроля.

Контрольная работа (тест) по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

21(11)

Рассказ учителя. Беседа.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

22(12)

Обучение устному рассказу.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

23(13)

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»», «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».       № 3

24(14)

Рассказ учителя. Беседа.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.. Духовный мир крестьянских детей. Юмор автора.

25(15)

Урок развития речи.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. Обучение сочинению стихотворения в прозе(классное сочинение).

26(16)

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода.

27(17)

Урок внеклассного чтения.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

28(18)

Урок внеклассного чтения.

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

29(19)

Рассказ учителя. Беседа.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

30(20)

Комбинированный урок.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина». №4

31(21)

Урок контроля. Литературный ринг.

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».

32(22)

Рассказ учителя. Беседа.

III четверть.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношения детей и взрослых.

33(23)

Беседа.

Главный герой повести Л.Н. толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

34(24)

Рассказ учителя. Беседа.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

35(25)

Урок развития речи

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Толстого и И. Бунина    №5

36(26)

Рассказ учителя. Беседа.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных порокв. Смысл названия рассказа.

37(27)

Практикум.

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

38(28)

Беседа.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

39(29)

Урок внеклассного чтения.

Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

40(30)

Практикум

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического текста.. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века  №6

41(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из русской литературы XX века – 21 час.

М.Горький. Слово о писателе. «Детство» Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

42(2)

Беседа.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

43(3)

Практикум.

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

44(4)

Урок внеклассного чтения.

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

45(5)

Рассказ учителя. Беседа.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор. Роль фантастических картин.

46(6)

Урок внеклассного чтения.

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира героя. Его гуманизм и сочувствие всему живому.

47(7)

Рассказ учителя. Беседа.

Урок-размышление.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

48(8)

Рассказ учителя. Беседа.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

49(9)

Урок внеклассного чтения.

Урок-размышление.

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова. Подготовка к сочинению.

50(10)

Урок развития речи.

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей XX века).      №7      

51(11)

Рассказ учителя. Практикум.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы. Способы создания поэтических образов.

52(12)

Урок контроля.

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

53(13)

Урок внеклассного чтения.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны.

54(14)

Рассказ учителя. Беседа.

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова.

        55(15)

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

IV четверть.

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению  №8

56(16)

Урок внеклассного чтения.

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

57(17)

Урок-концерт.

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы.

58(18)

Рассказ учителя. Беседа.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое.

59(19)

Урок внеклассного чтения.

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

60(20)

Рассказ учителя. Беседа.

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

61(21)

Урок внеклассного чтения.

Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени, вечности.

62(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из литературы народов России. 1 час.

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

63(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из зарубежной литературы. 10 час.

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Своеобразие лирики.

64(2)

Рассказ учителя. Практикум.

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций.

65(3)

Практикум.

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

66(4)

Рассказ учителя. Беседа.

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

67(5)

Урок внеклассного чтения.

Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

68

Беседа.

Подведение итогов. Рекомендации для чтения во время летних каникул.

Классные сочинения – 1

Домашние  сочинения-8

Контрольные работы -2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...