Интегрированный урок русской, казахской литературы и музыки. "Времена года". 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Данный урок способствует творческому развитию учеников, знакомит со стихами лучших поэтов России и Казахстана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_russkoy.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Интегрированный урок русской, казахской литературы и музыки.  

     Времена года.

Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана «Осенний день», «Март», Ю. Клевера «Зимний закат в еловом лесу», И.И. Шишкина «Раннее утро», запись фрагментов из «Времен года», Антонио Вивальди, музыка Г.В. Свиридова, отрывки из первой части «Зимние грезы» П.И. Чайковского.

Цель: воспитание патриотизма на основе духовного наследия, ценностей и традиций казахской и русской  национальной культуры, разбудить творческую мысль учеников, их воображение и фантазию, познакомив со стихами лучших поэтов России и Казахстана (Абая и Пушкина); создавать потребность находить информацию и осмысливать ее; продолжить работу над обучением анализу поэтического творчества.

Учащимся предложены опережающие задания, которые были распределены между четырьмя группами, сформированными самими учениками с учетом их интересов и способностей. После обсуждения план работы групп выглядел так:

  1. Подобрать стихи Пушкина и Абая на определенную тему и выполнить их сопоставительный анализ, выписав все имеющиеся художественные средства,  подобрав подходящий тон чтения и выучив наизусть.
  2. Подобрать музыку, созвучную данной теме.
  3. Найти репродукции картин, иллюстрирующих данные поэтические тексты. (по мнению соавторов ответа)
  4. Проиллюстрировать данные стихотворения Пушкина и Абая (объяснив выбор красок)

После проведения подготовительной работы проведен зачетный урок, на котором ребята показали результат сотрудничества, оценив работу своей группы и группы одноклассников.

Ход зачетного урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш разговор о пейзаже.

– Что такое пейзаж?

– Пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы.

Это также описание природы в литературном произведении.

– Как мы назовем художника, рисующего пейзажи?

Пейзажист.

Сегодня  мы познакомимся с работами представителей разных жанров искусства, обратившихся к теме пейзажа: со стихами А.С. Пушкина, Абая, репродукциями картин И.И. Левитана, Ю. Клевера, И. Шишкина, с отрывками музыкальных произведений А. Вивальди, Г. Свиридова, Т. И. Чайковского. Проделан огромный труд по подбору материала. Сегодня они расскажут о своей работе.

  1. Знакомство с работой отдельных групп.
  1. Зима.

К тексту стихотворений Пушкина «Зимнее утро» и Абая «В белой шубе, плечист» ребята ведут нас от зрительных впечатлений.  Рассматриваем репродукции картин Ю.Клевера «Зимний закат в еловом лесу», Тихомирова «Мороз и солнце», А. Васнецова «Зимний сон». На этих картинах изображена поэтическая правдивая картина зимнего леса. Многовековые  сосны, зеленые мохнатые ветви покрыты белым снегом. Сквозь темные стволы в бледной туманной дымке виднеется солнце: ярко-желтый диск на фоне мутно-белых облаков. Чувствуется спокойствие и умиротворенность.

Затем на фоне фрагмента музыки Г.В. Свиридова звучат стихи: Пушкина («Зимнее утро») и Абая («В белой шубе, плечист»). Ученики отмечают жизнерадостное настроение этих стихотворений, ощущение счастья, которое испытывают авторы. Анализ стихотворений помогает показать каким образом им удалось передать читателям ощущение радости.

Художественные средства

А.С. Пушкин

«Зимнее утро»

Абай

«В белой шубе, плечист»

Эпитеты

день чудесный
друг прелестный
янтарный блеск

старый сват
белый дед

Олицетворения

вьюга злилась
мгла носилась

тучу шапкой надвинув
на брови себе,
он шагает, кряхтя

Цветопись

Блестя на солнце лес чернеет

С серебристой

седой бородой

нашествие сумрачных туч

Художественные средства, выбранные авторами, создают ощущение яркости, контраста. Анализ помог глубже осмыслить содержание стихотворений и проиллюстрировать их, т.е. стать художниками-пейзажистами. Русский живописец Константин Коровин считает, что в пейзаже «должна быть история души», «он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это так трудно выразить словом, это так похоже на музыку». В этом высказывании художник объединяет пейзажную поэзию, музыку и живопись как откровение души.

Перейти к иллюстрациям нам поможет анализ музыкального фрагмента и «Времен года» Чайковского «Декабрь».

– Каков характер музыкального фрагмента?

– Пьеса написана в виде легкого изящного вальса.

– Какие  картины вы видите, слушая эту пьесу?

– Мелодия рисует картину кружащихся сверкающих снежинок.

– Что ощущаете вы, слушая этот вальс?

Вальс вызывает ощущение праздника.

Стихи и музыка помогают нам создать иллюстрации. Ребята составляют словарь цветов:

                                                 

                                        А.С. Пушкин

                   голубые небеса                                              ель зеленеет

                                                    «Зимнее утро»

                  блеск снега                                                      иней (светло-голубой)

                     

                 лес чернеет                                                        лед (темно-голубой)

                                                        Абай

                В белой шубе                                         темно-серый (сумрачных туч)

                                        «В белой шубе плечист…»

                 седой                                                                    светло-серый (туман)

                       розовый (румян)                                               серебристый

Ребята демонстрируют иллюстрации к стихотворению и объясняют выбор красок: к стихотворению Пушкина- голубые, серебристые, переливающиеся краски (от светло-голубого до сиреневого), черные и зеленые; к стихотворению Абая – белые, серебристые фиолетово-серые (промозглый туман) и серо-черные (обложено небо нашествием туч…)

  1. Вторая группа работала по теме Весна.

Вначале они представили картину И.И. Шишкина «Раннее утро».

Природа не нуждается в приукрашивании. Отсюда простота этого художественного полотна. Ребята указывают на сходство этого пейзажа с родной природой Северного Казахстана. То же небо, те же желтые облака,  камыш у речки Ишим. Время года – поздняя весна. Трава кажется шелковистой, деревья покрылись яркой зеленой листвой.

От знакомства с картиной переходим к чтению и анализу подобранных стихотворений, иллюстрированию.

Аналогичную работу проделали третья и четвертая группа.

  1. Заключительное слово учителя

Содружество искусств и содружество ребят помогло нам сегодня еще раз поближе познакомится с великими людьми XIX и XX столетия, получше узнать значение слова пейзаж; сравнивая, самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Казахстан и Русь, как две вершины

Одной горы, над миром вознеслись,

Воспетые в легендах и былинах

Поэтами своей родной земли.

Звучат стихи могучего Абая

И Пушкина пророческий призыв,

Чтоб народы, как семья большая,

«Соединились,  распри позабыв».

Вечная дружба, единство и братство

На просторах моей страны, -

Как самое заветное богатство,

Молодому поколению вручены.

                                Анатолий Павлович Яшин.