Конспект урока литературы в 5 классе. Человек и война
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Петрова Лариса Васильевна

По отрывку «Смерть Пети Ростова» из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

Гуманистическое воспитание учащихся при изучении литературной классики с помощью игровой формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урок литературы

5 класс

 По теме: «Человек и война» (по отрывку «Смерть Пети Ростова» из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»)

(на основе комплекса для внеклассного чтения «Вокруг тебя мир»)

Цель: Гуманистическое воспитание учащихся при  изучении литературной классики с помощью игровой формы работы.

Оборудование: 1) Портреты Л. Н. Толстого и В. С. Высоцкого

2) Тексты баллад и музыкальная кассета

3) Реквизит исполнителей ролей Долохова и Денисова

Парты поставлены в два ряда (фланга): Левый – задающие вопросы Долохову

Правый – задающие вопросы Денисову

  1. Вступление: звучат записи В. С. Высоцкого «Баллада о борьбе» и «Песня о времени» из «средневекового цикла». Дети, читая их распечатанный текст, отмечают, что тут о Долохове (левый фланг), что - о Денисове (правый фланг).
  2. После обмена впечатлениями о прослушанном и короткого обсуждения делаются выводы: «Но не все, оставаясь живыми, в доброте сохраняли сердца» и «Значит, нужные книги ты в детстве читал» (В. С. Высоцкий).
  3. Учитель: «Попытаемся понять, нужна ли Вам книга Л. Н.  

Толстого и  зачем?

Что говорит писатель о войне?»

(«она противна человеческой природе»).

Учитель: «Война – это то, чего не должно быть, но если она все-таки случилась, человек должен пройти это испытание и остаться человеком. Что же такое гуманизм на войне?»

  1. Словарная работа учащихся.
  2. Учитель: «Кто из героев Толстого в отрывке из романа-эпопеи «Война и мир» «Смерть Пети Ростова» проявляет себя как гуманист и каково Ваше к нему отношение?» (опрос учащихся показывает, что примерно половина класса симпатизирует Долохову больше, чем Денисову).
  1. Инсценировка эпизода подготовленными учащимися.
  2. Интервью с «литературными героями», в роли которых выступают участники инсценировки. Правый фланг задает вопросы Денисову, а левый – «своему герою» – Долохову.

Цель: выяснить позиции героев и учащихся.

Примерные вопросы:

Денисову

а) Почему Вы зарыдали солдатах?

б) Вы считаете себя слабым сильным человеком

в) Что для Вас значил этот мальчик? Он был Вам дорог как брат девушки, которую Вы любили?

г) Стоит ли так «убиваться»? Ведь в отряде остался еще один «сын полка» – Винсент.

д) Не слишком ли гуманно Вы относитесь к пленным?

е) Каково, Василий Федорович, Ваше отношение к разведке? Правильно ли она организована в Вашем отряде?

ж) Почему Вы как командир отряда не отговорили Петю идти в разведку? Не слабость ли это?

з) Не являются Ваши слезы раскаянием в своем поступке?

Долохову

а) Вам совершенно не было жаль Петю, или у Вас такое самообладание?

б) А если бы это был Ваш сын?

в) Вам совсем не страшно умереть?

г) Вы хотели бы, чтобы в случае Вашей смерти, люди были так же равнодушны к ней?

д) Почему Вы считаете, что сдающихся безоружных врагов надо не брать в плен, а убивать на месте? Не слишком ли это жестоко?

е) А если бы вопрос, взять в плен или убить на месте, решался относительно Вас?

ж) Зачем Вы взяли Петю в разведку, ведь он подросток?

з) Почему Вас так ожесточила смерть этого мальчика?

  1. Обсуждение позиций героев-антиподов.

Выводы: Оба героя Толстого по-своему любили Петю Ростова, но они вели себя в эпизоде его гибели столь по-разному, потому что, во-первых, у Денисова была совесть, а у Долохова - нет; во-вторых, Долохов по натуре более жестокий и сильный человек. В относительное оправдание его можно сказать лишь то, что он тоже не прячется от пуль (т. е.не щадит не только других, но и себя).

  1. Итоги:

Учитель: Подумайте и скажите, кто из сегодняшних героев Вам ближе?! (Гуманизм и доброта Денисова больше привлекают детей, чем бессердечность Долохова, несмотря на силу его личности).

Учитель:  Последний вопрос – как остаться человеком даже на войне? Изменилось ли Ваше отношение?

  1.  В конце классного часа вновь звучит финал «Песни о времени»:

«Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки – из прошлого тащим, -

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"

Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...

Конспект урока для 6 класса "Человек и информация"

Цель урока: актуализировать и углубить знания о формах мышления, содержании и объеме понятия, отношениях между понятиями....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок расскрывает напрвления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японскойвойны, ее итоги и последствия. Показаны личности - участники события, а также тображение...

Конспект урока литературы 8 класс "Русский чудо-человек"

по поэме А.Твардовского "Василий Теркин"...