Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Гудкова Ирина Анатольевна

Рабочая программа 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_liter_8_klass_2_chasa.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Структура документа.

Программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, УМК, КТП.

Содержание курса по литературе представлено в программе в виде 7 тематических блоков, обеспечивающих формирование культурологической, информационно-коммуникационной компетенций.

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Литературе» составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), «Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010.»

Тематический план предусматривает 105 часов в объеме 3 часа в неделю.

В «Рабочую программу по литературе в 8-х классах» по сравнению с «Примерной программой среднего общего образования по литературе» внесен ряд изменений:

  • Увеличено количество часов на изучение разделов «Древнерусская литература», «Литература 18 века», «Литература 19 века», «Литература 20 века» за счёт предусмотренного резерва свободного учебного времени.

Цели программы:

Образовательные цели

Усвоение обязательного минимума содержания по литературе каждым учеником, а для одаренных детей – на более высоком уровне. Повышение качества обучения по предмету.

Методические цели

Освоение технологии уровневой дифференциации с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении и применение ее на уроках. Освоение и внедрение метода проектов на уроках литературы.

Исследовательские цели

Продолжить работу по теме «Повышение мотивации учащихся через использование ИКТ на уроках литературы».

Внедренческие цели

Внедрение компьютерных и информационных технологий на факультативах по литературы.

Специальными  целями преподавания  литературы в школе являются формирование ключевых компетенций: анализ и интерпретация произведения, составление плана,  выразительное чтение,  поиск информации,  пересказ, владение навыками создания письменных работ, создание устного монологического ответа.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 8 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание художественных произведений;
  • Основные теоретические понятия
  • Выразительно читать эпические произведения за героя и за автора

Учащиеся должны уметь:

  • Сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие
  • Сопоставлять сюжеты и характеры героев и определять их художественное своеобразие
  • Перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации жизни
  • Видеть логику сюжета и обнаруживать в ней  идею произведения
  • Определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения
  • Сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства
  • Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика)
  • Создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники
  • Отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении

Использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения  в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса;
  • расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

ФБУП для образовательных учебных  учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы  на базовом уровне в объеме 72 часа в 8 классе.

Задачи обучения:

  • Формировать представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  •   Осознавать своеобразие и богатство литературы как искусства;
  • Освоить теоретические понятия, способствующие более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • Овладеть знаниями и умениями аналитического характера  и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
  • Использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Курс литературы  изучается по  учебнику - хрестоматии «Литература 8  класс» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, - М., Дрофа, 2010 г.

 Тематический план предусматривает 105 часов в объеме 3 часа в неделю.

4. Список методической литературы.

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010

2. Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-11 классы: Книга для учителя. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2013

3. Литература: Тесты. 5-8 кл.: Учебно-метод. пособие для учителя/ Авт.-сост. Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липин. – М.: Дрофа, 2011

Программа построена с учетом принципов:

  • системности;
  • наглядности;
  • доступности.

Задачи на 2014- 2015 год:

1. Повысить мотивацию учащихся к проектной и исследовательской деятельности.

2. Повысить долю уроков  с применением современных технических средств обучения, электронных учебно-методических пособий до 50 %.

3. Повысить процент качества обучения учащихся до 40%.

4. На 15% внедрить в учебный процесс различных форм исследовательской деятельности.

5. Содержание программы учебного курса

Литература и время.

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.

Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

История в устном народном творчестве.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений. Былина как свидетельство исторических событий.

Историческая народная песня.

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Народная драма.

Русская народная драма как значительное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

«Как француз Москву брал» - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

История на страницах произведений древнерусской литературы.

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

Летопись.

«Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI – XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести – более ранние своды и записи.

Воинская повесть.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (первая половина XIV века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Жития святых.

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.

Б. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века. Становление характера подвижника.

Вн.чт. Литературная игра по теме «Древняя Русь»

История на страницах произведений эпохи Возрождения.

М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ». «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой

История на страницах произведений XVIII века.

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я.Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа-посадница». Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.

Историческое прошлое в литературе XIX века.

Стойкость интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражение авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Былины и их герои в произведениях XIX века.

А.К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган»; С.Д. Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события былин в русской поэзии. Обращение А.К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние стихотворений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С.Д. Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихотворений. Идейное и художественное своеобразие произведений. Народный идеал и авторская позиция в каждом из произведений. Баллада как форма освоения текста древней былины.

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И.А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения друзей Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях. Отечественной войны 1812 года.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Анчар». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни…» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения  и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.

«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме – образ вдохновителя победы.

«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале.  Сюжет исторической повети «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести и долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений.

Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

«Пиковая дама». История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германна. Особенности жизненной философии героя и проблема «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести.

М.Ю. Лермонтов «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня…» как лироэпическое произведение.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа и народно - поэтические истоки повести. XVI век южной Руси в повести Гоголя. Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. В.А.Жуковский «Воспоминание», «Песня» А.С.Пушкин «Воспоминание», «Стансы»). Творчество Д.В.Давыдова, И.И.Козлова, Ф.Н.Глинка, А.Н.Апухтина

А. Дюма «Три мушкетера» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно – исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Особенности отношения героев к жизни. Кодекс чести и правила поведения героев в романах Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений Дюма.

А.К. Толстой «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица баллады – царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица – Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои их роль на страницах произведения. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа. Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте. Рр. Написание отзыва на роман

М.Н. Загоскин «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (фрагменты). Исторические события и народные герои в романе. Патриотический пафос произведения.

Л.Н. Толстой «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль  случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, значение красочных и звуковых образов при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

«Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений Л.Н. Толстого «После бала» и «Посмертные записки…» для широты представления о позиции автора.

Интерьер и пейзаж в историческом прошлом повествовании, их место в воссоздании эпохи.

Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристики нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.

Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века.

В.А. Жуковский «Воспоминание», «Песня»; А.С. Пушкин «Воспоминание», «Стансы»; Д.В. Давыдов «Бородинское поле»; И.И. Козлов «Вечерний звон»; Ф.И. Глинка «Москва»; А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего.

Историческое прошлое в литературе XX века.

Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причина их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе.

Былины и их герои в произведениях XX века.

И.А. Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К.Д. Бальмонт «Живая вода; Е.М. Винокуров «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX века.  Трансформация образа былинного героя в произведениях  ХХ века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И.А. Бунина. Проникновенное отражение в его поэзии былинных образов. Мастерство исторических образов м совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К.Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Вн.чт А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как об упущенном счастье.

И.А.Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ».

Нравственные проблемы рассказа  А.И.Куприна «Куст сирени».

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока.

А.А.Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

Ю.Н. Тынянов. «Восковая персона», «Подпоручик Киже». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть и судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

С. Цвейг «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлооо, 18 июня 1815 года). Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора.

М. Алданов «Чертов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Образ Наполеона в последние годы жизни. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Б. Васильев «Утоли моя печали…» (главы). Изображение ходынской трагедии, которая произошла 18 мая 1896 года во время «народного гулянья» по случаю коронации Николая II. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической розы. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Великая Отечественная война в литературе.

Общий обзор литературы о ВО войне. Лирика. Ю.В.Друнина «Зинка», М.А.Дудин «Здесь грязь, и бред…». Песни о ВОвойне Б.Ш.Окуджава, Е.М.Винокурова, В.С. Высоцкого.

Рр Вечер поэзии «Строки, опаленные войной»

Л.М. Леонов «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

История на страницах поэзии XX века.

В.Я. Брюсов «Тени прошлого», «Век за веком»; З.Н. Гиппиус «14 декабря»; Н.С. Гумилев «Старина», «Прапамять»; М.А. Кузмин «Летний сад»; М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г.В. Иванов «Есть в литографиях старинных мастеров…»; Д.Б. Кедрин «Зодчие» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Особенности историзма И.С.Тургенева. Повесть  «Ася». Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася».

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Смысл названия. Рр Написание отзыва

Вн.чт  Путешествие в литературный музей Паустовского

Итоги.

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течении года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов

Разделы

Кол-во часов

Внеклас-сное чтение

Развитие речи

  1. Введение

1

  1. Устное народное творчество

2

  1. Древнерусская литература

9

1

1

  1. Литература эпохи Возрождения

6

1

  1. Литература 18 века

  1. Литература 19 века

44

4

3

  1. Литература 20 века

10

2

2

ИТОГО

72

7

7

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Прохождение материала

105

Внеклассное чтение

8

Развитие речи

7

Виды и формы контроля:

 

  • Тестирование
  • Контрольная работа

Итоговая контрольная работа за 8 класс.

А1. Что называют исторической песней?

  1. Произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
  2. Русскую народную песню, отражающую исторические события.
  3. Историческое повествование, которое велось по годам.
  4. Биографию духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

А2. Что случилось с Потёмкиным («Как француз Москву брал»)?

  1. Его казнили
  2. Перешёл на сторону Наполеона
  3. Отрубил себе руку
  4. Женился

А3. Как звали автора «Повести временных лет»?

  1. Кирилл Туровский
  2. чернокнижник
  3. Сергий Радонежский
  4. Нестор

А4. В каком произведении главного героя зовут Варфоломей?

  1. «Преподобный Сергий Радонежский»
  2. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  3. «После бала»
  4. «Подпоручик Киже»

А5. Чем отблагодарил Гринёв своего провожатого (А. С. Пушкин «Капитанская  дочка»)?

  1. Добрым словом
  2. Деньгами
  3. Лисьим салопом
  4. Заячьим тулупом

А6. Кем З. Гиппиус считает декабристов («14 декабря»)?

  1. Первенцами свободы
  2. Безумцами
  3. Первой ласточкой
  4. Отважными сердцами

В1. Какое прозвище дал народ князю Олегу («Смерть Олега от коны своего»)?

В2. Кому принадлежат слова: «Я тебя породил, я тебя и убью».

В3.  Чем закончилась речь Марфы-посадницы?

В4. Чучело какого животного решили убрать из кунсткамеры (Ю. Н. Тынянов «Восковая персона»)?

С1. Какое чудо произошло после смерти Александра Невского?

С2. Почему писатели 20 века обращаются к жанру былины?


Кол-во

Дата

Тема урока

Тип урока

Минимум содержания образования

Компетенция, формируемая на уроке

Вид контроля, измерители

Технология

Оборудование

Примечание. Опережающее задание

  Введение – 1 часа

1

1

Литература и время

комбинированный

Русская литература как национальное достояние русского народа

монологическая речь

 

развивающее обучение

учебник

 

Устное народное творчество - 2 часа

2

1

Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

объяснение нового материала

Жанры исторической тематики в фольклоре. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы.

монологическая речь, поиск информации

 

развивающее обучение

учебник

 

3

1

Народный театр. Драма "Как француз Москву брал"

комплексного применения ЗУН

Особенности народной драмы. Драматический конфликт.

анализ и интерпретация произведения

текущий, тестирование

развивающее обучение

учебник, тестовый материал

 

Древнерусская литература – 9 часов (1 часов + 1 вн.чт.)

4

1

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси

объяснение нового материала

Литературные направления, роды, жанры древнерусской литературы

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

5

1

Жанр летописи

объяснение нового материала

Летопись

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

6

1

"Повесть временных лет", "Смерть Олега от своего коня"

объяснение нового материала

Литературные направления, роды, жанры древнерусской литературы

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

 

7

1

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

комплексного применения ЗУН

Повесть о разорении Рязани Батыем, главный герой.

анализ и интерпретация произведения

текущий, самостоятельная работа

дифференцированное обучение

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

8

1

Житие святых как историческое повествование.

комплексного применения ЗУН

"Повесть о житии князя Александра", жанр жития

поиск информации

 

развивающее обучение

учебник, иллюстрации, презентация

 

9

1

«Сказание о житии Александра Невского»

комплексного применения ЗУН

"Повесть о житии князя Александра", жанр жития

поиск информации

 

развивающее обучение

учебник, иллюстрации, презентация

10

1

 Преподобный Сергий Радонежский. Б. Зайцев

комплексного применения ЗУН

Уметь видеть авторскую позиции в изображении героя

монологическая речь

текущий, тестирование

дифференцированное обучение

учебник, иллюстрации, презентация

 

11

1

Вн.чт. Литературная игра по теме «Древняя Русь»

комплексного применения ЗУН

анализ и интерпретация произведения

текущий, тестирование

дифференцированное обучение

учебник, иллюстрации, презентация

Литература эпохи Возрождения – 3 часа (2 часа+ 1 Рр.)

12

1

Мигель Сервантес де Сааведра. «Дон Кихот»: старые традиции и новые идеи в романе

объяснение нового материала

Краткие сведения о жизни и творчестве Сервантеса, пародия на рыцарский роман

монологическая речь, пересказ

 

дифференцированное обучение

сообщения учащихся, презентация

13

1

«Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой

Главные герои романа - Дон Кихот и Санчо Панса

монологическая речь, пересказ

 

дифференцированное обучение

Сообщения учащихся

14

2

Рр. Написание  сочинения-отзыва

План отзыва

Литература 18 века - 2 часа

15

1

 "История государства Российского" Карамзина как исторический труд.

объяснение нового материала

Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве

составление плана

конспект

дифференцированное обучение

Учебник, портрет

16

1

Н.М.Карамзин

«Марфа Посадница»

комплексного применения ЗУН

Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность

Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность

учебник, иллюстрации

17

1

Н.М. Карамзин "Марфа-посадница"

комплексного применения ЗУН

Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность

выразительное чтение

 

развивающее обучение

учебник, иллюстрации

 

Литература 19 века – 36 часов ( 36 + 3Рр + 4вн.чт.)

18

1

Былины, их герои в произведениях 19в.

комплексного применения ЗУН

Былины об Илье Муромце. Былинные герои в картинах художников 19в., в музыке

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

учебник

 

19

1

А.К.Толстой. Былины об Илье Муромце. Стихотворение «Правда»

комплексного применения ЗУН

Былины об Илье Муромце. Былинные герои в картинах художников 19в., в музыке

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

учебник

20

Героические мотивы в песне Г.У Лонгфелло»Песнь о Гайвате»

комплексного применения ЗУН

Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло

анализ и интерпретация произведения

дифференцированное обучение

учебник, презентация

21

1

Г.У. Лонгфелло "Песнь о Гайавате".

комплексного применения ЗУН

Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло

анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник, презентация

 

22

1

Вн. чт В. Скотт "Айвенго"

комплексного применения ЗУН

Уметь оценивать прочитанное

анализ и интерпретация произведения

тестирование

дифференцированное обучение

учебник, тестовый материал

 

23

1

Художественные особенности басен И.А Крылова

объяснение нового материала

Выразительные средства языка

конспект

развивающее обучение

развивающее обучение

24

1

Исторические басни И.А. Крылова "Волк на псарне"

комплексного применения ЗУН

Историческое событие и жанр басни. Мораль басни

выразительное чтение

 

развивающее обучение

учебник, иллюстрации, презентация

 

25

1

А.С. Пушкин Произведения на историческую тему

объяснение нового материала

Знать краткие биографические сведения

конспект

 

развивающее обучение

учебник, иллюстрации, презентация

 

26

1

"Песнь о вещем Олеге".

комплексного применения ЗУН

Жанры  "Повести…" Сопоставление с историческим источником ("Повесть временных лет")

анализ и интерпретация произведения

выразительное чтение стихотворений

развивающее обучение

учебник, уроки Кирилла и Мефодия

 

27

1

"Полтава". Обзор произведений о Петре 1 в творчестве поэта.

комплексного применения ЗУН

Драматические жанры, проблематика произведения Тема власти, неизбежности расплаты за преступление

анализ и интерпретация произведения

выразительное чтение стихотворений

развивающее обучение

учебник, иллюстрации, презентация

 

28

1

"Борис Годунов".

комплексного применения ЗУН

Этап развития Российской истории

анализ и интерпретация произведения

тестирование

дифференцированное обучение

учебник

 

29

1

"Истории Пугачёва" и "Капитанская дочка"

комплексного применения ЗУН

Художественная и научная литература. Работа А.С. Пушкина над материалом восстания Е. Пугачёва.

анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник, портрет

30

1

Повесть «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения.

комплексного применения ЗУН

Жанровое своеобразие повести.

Аналитическая беседа, сжатый пересказ, выразительное чтение

дифференцированное обучение

учебник, портрет

31

1

Истоки формирования личности Гринева (анализ 1-2 глав)

комплексного применения ЗУН

Истоки формирования личности Петра Гринёва.

Аналитическая беседа, сжатый пересказ, выразительное чтение

дифференцированное обучение

учебник, портрет

32

1

Проблема чести,  достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор 3-5 глав)

комплексного применения ЗУН

Путь духовного становления Гринёва.

Аналитическая беседа, сжатый пересказ, выразительное чтение

дифференцированное обучение

учебник, портрет

33

1

Пугачев и народ в повести (разбор 6-7 глав)

комплексного применения ЗУН

Худож. образ, приёмы создания образа. Роль Пугачёва, его сподвижники

выразительное чтение, анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

34

1

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

комплексного применения ЗУН

Худож. образ, приёмы создания образа

учебник, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

35

1

 Тема народного восстания в повести

комплексного применения ЗУН

Худож. образ, приёмы создания образа. Роль Пугачёва, его сподвижники

выразительное чтение, анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

 

36

1

Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

комплексного применения ЗУН

Составление текста сочинения по прочитанному произведению

создание письменной работы

сочинение

развивающее обучение

37

1

Вн.чт. А.С. Пушкин "Пиковая дама"

комплексного применения ЗУН

История создания. Нравственная проблематика повести. Особенности жизненной философии героя и проблема «наполеонизма"

анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

текст повести, презентация

 

38

1

М.Ю.Лермонтов. Поэт и его судьба.

объяснение нового материала

Знать краткие биографические сведения стихотворение "Родина"

конспект

 

развивающее обучение

портрет, иллюстрации

 

39

1

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова».

комплексного применения ЗУН

Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни

анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник, уроки Кирилла и Мефодия

 

40

1

Герои поэмы и их судьба

комплексного применения ЗУН

Особенности поэмы как лиро-эпического произведения

анализ и интерпретация произведения

составление характеристики

дифференцированное обучение

учебник, иллюстрации, памятка

 

41

1

Н.В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести "Тарас Бульба". Проблема национального самосознания, веры и гуманизма

объяснение нового материала

знать краткие биографические сведения. Понятие о сюжете

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

текст повести, презентация

 

42

1

Семья Тараса.

комплексного применения ЗУН

Уметь сопоставлять характеристики героев. Сопоставительная характеристика образов, судеб двух братьев

анализ и интерпретация произведения

характеристика героев

развивающее обучение

текст повести, иллюстрации

 

43

1

Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести

комплексного применения ЗУН

Учиться определять авторскую позицию в произведении

анализ и интерпретация произведения

Характеристика главного героя

развивающее обучение

текст повести, иллюстрации

44

1

Художественные особенности повести. Роль пейзажа в повести

комплексного применения ЗУН

Углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении

анализ и интерпретация произведения

развивающее обучение

текст повести, иллюстрации

45

1

Пафос произведения о защите Родины.

комплексного применения ЗУН

Изобразительно-выразительные средства произведения. Описания в повести. Роль гипербол. Историзм. Иллюстрации к повести

анализ и интерпретация произведения

тестирование

дифференцированное обучение

текст повести, тестовый материал

 

46

1

Рр. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

комплексного применения ЗУН

Составление текста сочинения по прочитанному произведению

создание письменной работы

сочинение

развивающее обучение

 

 

47

1

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века (В.А.Жуковский «Воспоминание», «Песня» А.С.Пушкин «Воспоминание», «Стансы»)

комплексного применения ЗУН

Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

учебник

 

48

1

Творчество Д.В.Давыдова, И.И.Козлова, Ф.Н.Глинки, А.Н.Апухтина

комплексного применения ЗУН

Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

учебник

49

1

Вн. чт.  А. Дюма "Три мушкетёра"

комплексного применения ЗУН

Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств Уметь оценивать прочитанное

анализ и интерпретация произведения

самостоятельная работа

дифференцированное обучение

Учебник, портрет, презентация

 

50

1

Вн.чт.  А. Дюма "Три мушкетёра"

комплексного применения ЗУН

Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств Уметь оценивать прочитанное

анализ и интерпретация произведения

самостоятельная работа

дифференцированное обучение

Учебник, портрет, презентация

51

1

А.К. Толстой. Баллада "Василий Шибанов".

комплексного применения ЗУН

Баллада как жанр Сюжет, герои, мастерство писателя

анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник

52

1

А.К. Толстой. Баллада "Василий Шибанов".

комплексного применения ЗУН

Баллада как жанр Сюжет, герои, мастерство писателя

анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник

53

1

Роман "Князь Серебряный".

комплексного применения ЗУН

Понятие о художественном образе Сюжет, герои

анализ и интерпретация произведения

Проверочная работа

дифференцированное обучение

учебник

54

1

История трагической любви на страницах исторического романа «Князь Серебряный»

комплексного применения ЗУН

анализ и интерпретация произведения

Проверочная работа

дифференцированное обучение

учебник

 

55

1

Мастерство воссоздания атмосферы эпохи

комплексного применения ЗУН

Высокие нравственные идеалы и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи

анализ и интерпретация произведения

 

развивающее обучение

учебник

 

56

1

Народная речь в литературном тексте

комплексного применения ЗУН

Роль песен на страницах романа, «спор» автора с песней о спасении царевича

анализ и интерпретация произведения

Письменная работа

развивающее обучение

учебник

57

1

Рр. Написание отзыва на роман

комплексного применения ЗУН

Написание отзыва на роман, продумав его название: «оценка «Князя Серебряного» А.К.Толстого как исторического романа», «Иван Грозный и его окружение на страницах романа»

Создание письменного текста

 Письменная работа

развивающее обучение

План отзыва

58

1

Л.Н. Толстой . Слово о писателе. История создания рассказа "После бала".

объяснение нового материала

Знать краткие биографические сведения. Понятие о сюжете и композиции Сюжет и композиция произведения

составление плана

 

развивающее обучение

учебник, уроки Кирилла и Мефодия

 

59

1

Герои рассказа, приём контраста

комплексного применения ЗУН

контраст как худож. приём

пересказ

письменная характеристика

дифференцированное обучение

учебник, карточки

60

1

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

комплексного применения ЗУН

Обучать ведению диспута

пересказ

письменная характеристика

дифференцированное обучение

учебник, карточки

 

61

1

Рр. Подготовка к домашнему сочинению

комплексного применения ЗУН

Уметь использовать в рассуждении приём контраста

создание письменной работы

сочинение

дифференцированное обучение

 

 

62

1

Контраст как композиционный прием. Время и пространство в художественном тексте.

комплексного применения ЗУН

Литература 20 века – 9ч. (8+1).)

63

1

Поэзия И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта, Е.М. Винокурова.

комплексного применения ЗУН

Былины и их герои в произведениях XX века.  Трансформация образа былинного героя в произведениях  ХХ века

анализ и интерпретация произведения, выразительное чтение

выразительное чтение стихотворений

дифференцированное обучение

учебник, иллюстрации

64

1

Рр. Вечер поэзии «Строки, опаленные войной»

комплексного применения ЗУН

Поэты о ВОвойне

выразительное чтение стихотворений

 

развивающее обучение

учебник, иллюстрации, аудиозаписи

65

1

М.И.Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»

комплексного применения ЗУН

. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего

анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник, портрет, иллюстрации

66

1

Е.А.Евтушенко «Когда звонят колокола»

комплексного применения ЗУН

Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего

анализ и интерпретация произведения

 

дифференцированное обучение

учебник, портрет, иллюстрации

67-68

2

Урок –путешествие история  на страницах художественных произведений.

комплексного применения ЗУН

Письменная работа-рассуждение

создание письменной работы

рассуждение

дифференцированное обучение

учебник, иллюстрации

69-

1

Итоговое тестирование

Контроль знаний

70

1

Художественное своеобразие поэзии Е.А Евтушенко Систематизация, обобщение изученного

Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...