Календарно-тематическое планирование по курсу "Брянщина литературная"
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Липовая Раиса Михайловна

Календарно-тематическое планирование по курсу "Брянщина литературная"

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Элементы обязательного минимума образования

Кол-во часов

Тип урока, виды деятельности

 учителя и учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

«Святая вера в отчий край и дом». 

 «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…». А.К.Толстой

Поэтическое изображение родной природы . Развитие понятия о лирике. Обучение анализу лирического текста.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение. Выразительное чтение

Знать: содержание стихотворений А.К.Толстого о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений, одно наизусть; рассказ об А.К.Толстом

2

«Высокий свет полей в душе моей…». Образ малой родины в брянской поэзии 20-21 вв.

Тесная связь человека с малой родиной в стихотворениях Н.М.Грибачева,  И.А. Швеца, В.С.Козырева, Н.Н.Денисова, А.К.Якушенко, М.М.Атаманенко, К.В.Асеевой и др. Обучение анализу лирического текста

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение. Выразительное чтение

Знать: содержание стихотворений брянских поэтов о малой родине; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений, одно  выучить наизусть

3

«Мое родное Подесенье». С.П.Кузькин

Слово о С.П.Кузькине. Тема русской деревни в его творчестве

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение. Выразительное чтение

Знать: сведения о жизни и творчестве автора содержание стихотворений;  одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений, одно  выучить наизусть

4

«Солнце мое незакатное, русское поле мое». А.Г.Мехедов

Слово об А.Г.Мехедове. Малая родина в художественном воплощении А.Г.Мехедова

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение. Выразительное чтение

Знать: сведения о жизни и творчестве автора, содержание стихотворений

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений, ответить на вопросы стр.49

5

 «Животворные родники детства». П.Л.Проскурин

Слово о П.Л.Проскурине. Любовь к родине, ее народу, преклонении перед народной правдой в повести «Порог любви (Повесть встреч и дорог)»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание повести, сведения о жизни и творчестве автора

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Ответить на вопросы стр.54

6

«Царство жаркого света…». Г.В.Метельский

Слово о Г.В.Метельском. Стародубщина, ее история, люди, природа в книге «Листья дуба. Путешествие в школьные годы»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание книги, сведения о жизни и творчестве автора

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Ответить на вопросы стр.63

7

«Лесная сказка». В.К.Соколов

Слово о В.К.Соколове. Природа Брянщины, ее сказочная красота и тайна в сборнике «Лесная сказка»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание книги, сведения о жизни и творчестве автора

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Прочитать сказ Л.Л.Семенищен-ковой «Анюта-узорница в Красном Роге»

8

Л.Л.Семенищен-кова «Анюта-узорница в Красном Роге»

Слово об Л.Л.Семенищенковой. Понятие сказ в брянской прозе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание книги, сведения о жизни и творчестве автора

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Подготовить историческую справку о Вщиже, Свенском монастыре

9

Историческая тема в брянской литературе. «Расскажи мне, Боян,  даль веков обнажи».

Поэтические и прозаические произведения, посвященные героическому прошлому брянского леса и древнерусского города Вщижа,  легендарному Свенскому монастырю

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Ответить на вопросы стр.95

10

«Осенилась Русь крестным знаменьем».

Крещение Руси в литературе Брянщины: баллады А.К.Толстого, стихи В.Д.Динабургского, В.Е.Сорочкина

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Ответить на вопросы стр.112

11

«…И наша Русь еще воспрянет»

Образ романа Брянского в творчестве Н.И.Поснова

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Подготовить историческую справку о Романе Брянском

12

Александр Пересвет - герой литературы Брянщины

Куликовская битва, образ А.Пересвета в произведения В.Д.Динабургского, И.А.Швеца, Н.А Мельникова, Н.Н.Денисова

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Подготовить исторические справки о Куликовской битве, об А.Пересвете

13

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Исторический роман «Князь Серебряный» А.К.Толстого. Образ Ивана Грозного в литературе и истории. Понятия прообраз, прототип

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Подготовить историческую справку об Иване Грозном, ответить на вопросы стр.160

14-15

«Давайте жить светло и честно». Нравственные проблемы в произведениях брянских писателей

Нравственные проблемы в произведениях брянских писателей (Н.И.Родичев, Д.В.Стахорский, Л.С.Ашеко)

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения,  сопоставлять произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Ответить на вопросы стр.183

16-17

«Добавить миру каплю света…». Нравственные ценности в брянской поэзии

Решение нравственных вопросов в поэзии Ю.И.Кравцова,  В.Е.Сорочкина, Н.М.Грибачева и др.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы, использовать теоретико-литературные понятия в речи

Выучить одно стихотворение наизусть

18 

«Живу в объятии природы». Родная природа в брянской литературе.

Певец природы. Ф.И.Тютчев.

Слово о Ф.И.Тютчеве. Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание стихотворений о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Подготовить рассказ о Ф.И.Тютчеве; выучить одно стихотворение наизусть

 

19

«Счастливое время открытий». К.Г.Паустовский и Брянский край

Слово о К.Г.Паустовском. К.Г.Паустовский и Брянский край.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание рассказов К. Паустовского, Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Ответить на вопросы стр.30

 20

«Все богатства русского пейзажа». Времена года в лирике брянских поэтов

Слово о современных брянских поэтах (Н.И.Рыленков, Н.Н.Денисов, Н.И.Поснов, А.В.Малахов, Н.Ф.Афонина, М.М. Атаманенко, К.В.Асеева, В.В.Потапов). Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике поэтов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание стихотворений о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные авторами  в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Выразительное чтение стихотворений; ответить на вопросы; выучить наизусть понравившееся стихотворение

21

1

 

«Семена жизни». Природа и человек в поэзии  и прозе П.Л.Проскурина

Слово о П.Л.Проскурине. Единство человека и природы. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы в лирике и прозе П.Л.Проскурина

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание стихотворений о родной природе, рассказа «На изгибе»

Понимать: лирический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения,   использовать теоретико-литературные понятия в речи

Подготовить рассказ о П.Л.Проскурине; ответить на вопросы; выразительное чтение стихотворений

22

22

 

Родная природа в лирике  Н.Рыленкова, пейзажных зарисовках Я.Д.Соколова, Г.Д.Долгинцева

Слово о Н.Рыленкове, Я.Д.Соколове, Г.Д.Долгинцеве. Богатство русского пейзажа в их  творчестве

1

Урок внеклассного чтения.

Рассказ  учителя. Беседа. Самостоятельная работа

 Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы, использовать теоретико-литературные понятия в речи

Ответить на вопросы стр.64

23

Любовь к мудрости. Философская лирика Ф.И.Тютчева

Философские проблемы в творчестве брянских писателей. Философская лирика Ф.И.Тютчева

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание стихотворений;

 уметь: определять тему произведения, выделять философские  проблемы, использовать теоретико-литературные понятия в

речи при анализе стихотворений

Ответить на вопросы, выразительное чтение стихотворений

24

Лик времени. М.В.Денисова

Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей. Философская категория времени в прозе М.В.Денисовой

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять философские проблемы, подбирать ассоциации  по заданной теме

Ответить на вопросы стр.71

25

«Соединить сиянье месяца и синеву звенящей мглы».  Лирика В.Е.Сорочкина

Философские размышления о месте человека в мире, смысле жизни, о времени в поэзии В.Е.Сорочкина

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять философские проблемы, подбирать ассоциации  по заданной теме, использовать теоретико-литературные понятия в речи при анализе стихотворений

Выразительное чтение стихотворений

26

Вольные мысли у вольных просторов. А.Т.Нестик

Человек и окружающий его мир в прозе А.Т.Нестика

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять философские проблемы, подбирать ассоциации  по заданной теме, использовать теоретико-литературные понятия в речи при анализе стихотворений

Ответить на вопросы стр.80

27

Философские проблемы в поэзии М.Денисовой, В.Сорочкина

Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей.

1

Урок закрепления. Беседа. Самостоятельная работа

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять философские проблемы, подбирать ассоциации  по заданной теме, использовать теоретико-литературные понятия в речи при анализе стихотворений

Ответить на вопросы стр.84

28

«Когда полыхала планета».

«И память сердце обожгла»

Великая Отечественная война в творчестве поэтов-фронтовиков: А.Софронова, Е.Долматовского, И.Радченко, М.Рубеко, Л.Мирошина, Н.Рыленкова, П.Быкова, С.Петрунина. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и стихотворения о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать  стихи о Великой Отечественной войне; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы стр.100

29

«Мы дети трудные войны…».

Великая Отечественная война в творчестве  послевоенного поколения: А.Дрожжина. В.Козырева, В.Макунина,В.Селезнева, С.Кузькина, А.Якушенко, Е.Кузина, А.Буряченко, И.Сорокина, А.Мехедова.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать  стихи о Великой Отечественной войне; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы стр.115

30

«Грустную память о прошлом храня…»

Великая Отечественная война в творчестве современных брянских поэтов: В.Володина, С.Прилепский. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать  стихи о Великой Отечественной войне; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне

31

«Выполняя жизни назначенье». Военная проза брянских писателей

Великая Отечественная война в прозе Н.Грибачева, А.Романюка, А.Саввина, В.Белоусова, Д.Стахорского и др. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Комментированное чтение, элементы анализа  текста.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателей;  содержание рассказов

Понимать: смысл названий рассказов; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Читать рассказ Н.Грибачева «Здравствуй, комбат», ответить на вопросы стр.138

32

«В память барабанит сорок первый…). В.Д.Динабургский

Военная тема в творчестве В.Д.Динабургского. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: факты военной и творческой биографии поэта; содержание стихотворений ; одно стихотворение наизусть.

Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль

Выучить одно стихотворение наизусть

33-34

«В строки переплавилась война». Н.Е.Бораненков. А.Н.Саввин, В.К.Соколов

Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Н.Е.Бораненков «Тринадцатая рота», А.Н.Саввин «Сильнее смерти», В.К.Соколов «След на земле»

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Комментированное чтение, элементы анализа  текста.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателей;  содержание рассказов

Понимать: смысл названий рассказов; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Ответить на вопросы стр.164-165

35

Повторение изученного по разделу

Обобщение полученных знаний

1

Урок закрепления. Анализ текстов. Беседа

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...