Литературно-музыкальная композиция,посвященная 110 - годовщине со дня рождения М.А.Шолохова
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Попова Оксана Владимировна

Сценарий литературной гостиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher.docx38.75 КБ
Файл презентация1.9 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предложенная форма организации образовательного процесса не является обязательной, она представляет собой определённую направляющую в деятельности преподавателя литературы общеобразовательного учреждения: школы, гимназии, лицея; может сопровождаться компьютерной презентацией, музыкальными и поэтическими произведениями по усмотрению учителя и учеников. Свобода и творчество по-прежнему остаются главными составляющими создания современного урока гуманитарного цикла.

Цель: подготовить учащихся к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса на основе изучения произведений выдающегося писателя-земляка: М.А.Шолохова для дальнейшего гуманитарного развития, предполагающего продвижение от умения осмысленно читать художественное произведение к умению мыслить исторически и системно.

Задачи. В процессе подготовки и реализации замысла литературной гостиной учащиеся должны научиться:

  • самостоятельно изучать литературные произведения;
  • понимать замысел автора;
  • сопоставлять произведения, написанные в разное время;
  • различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому;
  • понимать особую роль художественных произведений в формировании русской национальной культуры.

В процессе преподавания литературы как учебного предмета и подготовки к указанному мероприятию у учащихся необходимо воспитывать:

  • чувство патриотизма, гордости за Отечество, родной край, великую национальную литературу, утверждающую нравственные идеалы человечества;
  • развивать память, логическое мышление, внимание, способствовать формированию умения грамотно составлять устное высказывание.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран для проектора, акустические системы, видео- и аудиопроцессоры.

Декорации: плетень, на котором висят крынки, подсолнухи, казачий курень.

Вступительное слово

 

 24 мая 2015  года исполняется 110  лет со дня рождения Михаила

Александровича Шолохова – великого русского писателя, классика нашего времени, подлинного летописца целой эпохи.

 

 Имя великого земляка, выдающегося писателя, автора всемирно

известных произведений, страстного публициста, человека большой души и беспокойного сердца М.А.Шолохова стало национальной гордостью.

 

 Многими высокими наградами и званиями удостоили писателя родная

страна и многие другие страны мира: дважды Герой Социалистического

труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Нобелевской

премии. Долгое время он был действительным членом Академии Наук СССР, почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского

университетов, почетным доктором права Сент–Эндрюсского университета.

 

 В апреле 1984 года принято постановление

об увековечении памяти М.А.Шолохова. В Шолоховском районе нашей области создан Государственный музей-заповедник писателя.

Литературно-музыкальная гостиная.

Звучит- « Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»

( Казачий гимн) 

1 Ведущий: 


Откуда Дон берет начало… 
Где скрыта вечная струя, 
Что вниз, по руслу величаво 
Уходит в дальние края! 
Под невысокою березкой 
Начало Дон свое берет: 
Из-под травы земли московской 
С Ивана-озера течет. 


Чтец:

 Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жуёт шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! 

Вилюжины балок,  суходолов, красноглинистых яров, ковальный простор с затвердевшим следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие забытую казачью славу… 

Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, не ржавеющей кровью полита степь! 

2 Ведущий:

Горжусь, что родом из Донского края,
     Где Шолохов родился и творил.
Сейчас я это четко понимаю,
Как Землю наших предков он любил.

(На фоне песни из кинофильма «Тихий Дон» - «Ой, ты, наш батюшка,

Тихий Дон»)

Чтец:

Среди шести материков,
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.

ГОЛОС  ( за кулисами) портрет Шолохова на экране:

«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края... Святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».

1-й ведущий. На пологом песчаном левобережье, над Доном лежит

станица Вешенская. Площадь, улицы, набережная покрыты асфальтом,

бетоном и камнем. В скверах и парках могучие разрослись тополя, клены,

вязы, березы, кустарники акации и бирючины. Нынешнее поколение

вешенцев только понаслышке знает о тех песках, которые когда – то

угрожали засыпать станицу. Здесь в Донском краю, в самой глубине его,

родился и вырос Михаил Александрович Шолохов. Эта земля, скупая и

неласковая с виду, открыла мальчику многие свои тайны.

 Он дышал горячим степным воздухом, видел грозы и ливни, слушал

рассказы стариков о турецких походах, ходил на хуторские свадьбы, где пели старинные обрядовые песни.

 Он с детства постигал смысл и поэзию крестьянского труда на землю,

которая вскормила и вспоила его, дала великую силу и потом питала могучий талант жизнетворными соками.

 Отец М.А.Шолохова - разночинец, выходец из Рязанской губернии. С

молодых лет работал по найму, арендовал землю.  Мать была дочерью крепостного крестьянина, неграмотная женщина,

наделенная драгоценным даром творчества. В семье Шолоховых не жалели средств для того, чтобы сын получил хорошее образование, но гражданская война не дала ему закончить гимназию.

 В 1920 году с оружием в руках юный Шолохов ушел на фронт,

пятнадцатилетним участвовал в боях с бандами Махно, Фомина, Мелехова, Кондратьева, Маслакова. Много раз жизнь юноши была на волоске от смерти. В эти грозные годы, когда в донской степи лилась кровь, из-под пера

М.А.Шолохова вышли книги «Лазоревая степь», «Донские рассказы».

И не только заревом вешних тюльпанов пахнуло с их страниц.

 

(Звучит казачья песня) « Не для меня»

 

 ( отрывок из рассказа «Продкомиссар»)

Сценка:

«С красными, сынок? С ними, батя…»

Председатель трибунала, бывший бондарь, с приземистой сцены народного дома бросил, будто новый звонкий обруч на кадушку набил:

— Расстрелять!..

Двух повели к выходу… В последнем Бодягин отца спознал. Рыжая борода только по краям заковылилась сединой. Взглядом проводил морщинистую, загорелую шею, вышел следом.

У крыльца начальнику караула сказал:

— Позови ко мне вот того, старика.

Шагал старый, понуро сутулился, угадал сына, и горячее блеснуло в глазах, потом потухло. Под взъерошенное жито бровей спрятал глаза:

— С красными, сынок?

— С ними, батя.

— Тэ-э-эк… — в сторону отвел взгляд.

Помолчали.

— Шесть лет не видались ,батя, и говорить нечего?

Старик зло и упрямо наморщил переносицу:

— Почти не к чему… Стежки нам выпали разные. Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, што в свой амбар не пущаю, — я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила.

У продкомиссара Бодягина кожа на острых изломах скул посерела.

— Бедняков мы не грабим, а у тех, кто чужим потом наживался, метем под гребло. Ты первый батраков всю жизнь сосал!

— Я сам работал день и ночь. По белу свету не шатался, как ты!

— Кто работал — сочувствует власти рабочих и крестьян, а ты с дрекольем встретил… К плетню не пустил… За это и на распыл пойдешь!..

У старика наружу рвалось хриплое дыхание. Сказал голосом осипшим, словно оборвал тонкую нить, до этого вязавшую их обоих:

— Ты мне не сын, я тебе не отец. За такие слова на отца будь трижды проклят, анафема…

Сплюнул и молча зашагал. Круто повернулся, крикнул с задором нескрытым:

— Нн-о, Игнашка!.. Нешто не доведется свидеться, так твою мать! Идут с Хопра казаки вашенскую власть резать: не умру, сохранит матерь божия, своими руками из тебя душу выну…

 

 1-й ведущий.

Как степной цветок, живым пятном встают рассказы

М.Шолохова… Образный язык, тот цветной язык, которым говорит

казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.

 За ними, за первыми двумя книгами Шолохов с зоркостью степного

орла увидел неоглядное эпическое поле «Тихого Дона».

 Шолохов будто самой природой был рожден, чтобы на века

запечатлеть трудный героический путь нашего народа на крутых поворотах истории.

2-й ведущий.

 Три могучих этапа, три рубежа – революцию, построение социализма,

Великую Отечественную войну прошла наша Родина. И один из лучших ее сыновей, великий писатель русской земли М.Шолохов, сложил о Родине три вдохновенные песни – «Тихий Дон», «Поднятую целину» и «Судьбу

человека».

 

Чтец.

 Донские сердцу милые пейзажи!

 Луга, изгибы берегов крутых…

 Я изменился, стал годами старше,

 Но мне и часа не прожить без них.

 

 Уже в Базках волнуешься немножко,

 И в душу веет свежею волной.

 Паром пересекает Дон. Здесь Вешки

 Раскинули сады передо мной.

 

 Слепят пески, влекут деревьев шорохи,

 Зеленоватых елей торжество…

 Здесь «Тихий Дон» писал волшебник Шолохов,

 И я во власти волшебства его.

 1-й ведущий.

Широко и зримо развернул перед нами художник

картину жизни казачества Дона, охватив период в 10 лет с 1912 по 1922 год.

Главным местом действия является казачья станица. В центре романа -

представитель двух противоположных борющихся классовых лагерей –

середняк Григорий Мелехов. Книга создавалась в годы, когда гражданская

война отошла в прошлое. На Дону, как и во всей стране, осуществлялась

сплошная коллективизация, рушился многовековой уклад мелких

раздробленных крестьянских хозяйств, менялась судьба каждой деревенской семьи.

Михаил Александрович Шолохов был в самой гуще этих событий,

зорко всматривался в то, что происходило вокруг: ездил по станицам и

хуторам, до рассвета беседовал с людьми, выступал на собраниях. Горячим сердцем, острым взглядом художника он чувствовал, видел то, чем жила тогда деревня - светлую веру в завтрашний день, мучительные события и колебания, злобу обреченных людей. Дыхание этих дней Шолохов

талантливо воплотил в романе «Тихий Дон».

2-й ведущий

Писать роман было трудно. А слава приносила не только радость

успеха, но и горечь многих испытаний.

Сколько довелось вынести ему! И вражескую клевету, обвинения в

«защите кулаков» и злобное недоброжелательство завистников. Но сама

жизнь доказала силу и правду, заключенную в этом гениальном

произведении.

 

1-й ведущий.

Франция: «Тихий Дон» это книга о нашей

современности, но в ней слышатся глухие раскаты приближающейся бури.

 

2-й ведущий.

Венгрия: «Тихий Дон» настолько богат и неисчерпаем по содержанию, что

превосходит крупнейшие романы мировой литературы.

 

1-й ведущий.

США: «Тихий Дон» Шолохова приобрел у нас особую актуальность.

Воздадим же должное исключительному мастерству Шолохова.

 

1-й ведущий.

Швеция: Выдающийся роман о казаках – символ жизни вечно человечной и вечно бесчеловечной.

 

2-й ведущий.

Чехословакия: Это великая эпопея. Это бесспорно, одна из самых

выдающихся книг.

 Чтец:

 И, кажется, ехать недолго:

 Поднялся и сел в самолет…

 А вспыхнет излучина Дона,

 И тихое сердце замрет,

 У плесов гремучих и синих

 Мы в вечном и добром долгу,

 Не тут ли Григорий с Аксиньей  

Стоял на крутом берегу…

 Не верите – вешенцев спросим,-

 Ничто не пропало зазря,

 

 Ни песнь казаков на покосе,

 Ни мудрый прищур Щукаря…

 К великому Тихому Дону,

 К степям, где белы ковыли,

 Приходят с глубоким поклоном

 Писатели всей земли…

 

(Демонстрируется отрывок из к/ф «Тихий Дон»)

 

 1-й ведущий.

В 1940 году «Тихий Дон» был завершен. Полный

творческих сил писатель продолжает работать над замыслом «Поднятой

целины».

 

(На фоне музыки военных лет).

 

 Но война ворвалась в жизнь нашей страны черным смерчем. Тысячи

добровольцев шли в военкоматы.

 

 2-й ведущий.

22 июня 1941 года, на второй день войны, выступая

на митинге в станице Вешенской, М.А.Шолохов сказал: «Фашистским

правителям, основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ громил немецкие полчища…

 Но на этот раз мы их побьем так, как их еще никогда не бивали, и на

штыках победоносной Красной Армии принесем свободу порабощенной

Европе.»

 

 1-й ведущий.

Писатель выполнил свое слово. Надолго распростился он с любимой станицей, с родной семьей, с домом. Так же как

тысячи других, Шолохов стал солдатом. Каждое слово Шолохова, каждое его выступление в газетах встречалось на переднем крае как выражение

солдатских помыслов и уверенности в победе. С упоением читались первые главы из нового романа «Они сражались за Родину» - о горестном пути разгромленного противником полка.

 

(Зачитывается отрывок из книги «Они сражались за Родину»)

Чтец:    ( в военной форме со знаменем)

 «…Ветер тихо шевелил потускневшую золотую

бахрому на малиновом полотнище, свисавшем над древком тяжелыми,

литыми складками. Полковник тихо подошел к знамени преклонил колено.

На секунду он нагнулся и тяжело оперся пальцами правой руки о влажный песок, но, мгновенно, преодолев слабость, выпрямился, благоговейно склонил забинтованную голову, прижимаясь трепещущими губами к краю

бархатного полотнища, пропахшего пороховой гарью, пылью дальних дорог и неистребимым запахом степной полыни…

 Сжав челюсти, Лопахин стоял, не шевелясь и лишь тогда, когда

услышал справа от себя глухой, задавленный всхлип, слегка повернул

голову: у старшины, у боевого служаки Поприщенко вздрагивали плечи и

тряслись вытянутые по швам руки, а из-под опущенных век торопливо

бежали по старчески дряблым щекам мелкие, светлые слезы. Но, покорный воле устава, он не поднимал руки, чтобы вытереть слезы, и только все ниже и ниже клонил свою седую голову…»

 

 1-й ведущий.

Судьбы людские! Счастливые и несчастные, простые

и сложные, как сама жизнь. Сколько их, этих судеб прошло перед глазами

художника. И разве не оттуда, из самых глубин народного горя, появился

потрясающий, полный скорби, сострадания и веры в силу и нежность

людской души рассказ «Судьба человека».

 

(Демонстрируется отрывок из к/ф «Судьба человека»)

 

 2-й ведущий.

 Выстоял, все вынес русский солдат Соколов.

Казалось бы должна была зачерстветь и ожесточиться измученная его душа, но когда, после войны встретил он на дороге мальчишку – сироту – все

одолела воля к жизни, и отогрелось его сердце. И когда рассказчик

молчаливым взглядом провожает уходящих по дороге Андрея Соколова и его маленького приемыша Ванюшку, мы с тяжелой грустью смотрим им вслед. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжимает сердце… Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву.

 

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату…»)

 

 1-й ведущий.

И вот запахано еще одно великое, необъятное поле.

После многих лет борьбы, после потрясшей мир военной катастрофы

проведена последняя борозда, поставлена последняя точка в романе

«Поднятая целина».

 Снова и снова перечитываем мы эту книгу и снова переживаем то, что

было пережито ее героями, - от бередящего душу весеннего запаха садов до того грустного вечера ранней осени, когда поседевший Разметнов, одиноко стоя на кладбище, провожает взглядом алое полымя последней грозы.

2-й ведущий

 Проходят перед нашим взором полные радости труда и страданий

бессмертные образы солдат – Семена Давыдова, Макара Нагульного, Андрея Разметнова; вновь смеемся мы, слыша незлобное ворчание и лукавые

россказни старого хуторского балагура деда Щукаря, и замирает наш смех, и сжимается сердце, и еще больше дивимся мы светлой силе борцов, за

которыми пошел и которых вдруг потерял дед Щукарь.  Страницу за страницей перелистываем мы «Поднятую целину», и овевает нас ветер грозной и прекрасной эпохи. Живые люди, наши современники проходят перед нами во всей их неповторимой яркости.

 

(Демонстрируется отрывок из фильма «Поднятая целина»).

 На сцену выходят все участники гостиной.

 1-й ведущий

 Творчество М.А.Шолохова – бесспорный факт

общечеловеческой ценности. И потому в канун юбилея М.А.Шолохова

думается о том, каким щедрым для Донской земли оказался май

незабываемого 1905 года.

2-й ведущий

 Шолохов. Великий сын России. Гений с мировым именем. Наш земляк.

Сколько сказано о нем как о Писателе и о Человеке! Сколько еще будет

написано в России и во всем мире…

Чтецы

 Отлетят в небытие желтыми осенними листьями донские ранние

рассказы. Ничего удивительного не будет в том, если горькой степной

полынью зарастет читательская тропа к «Поднятой целине» и другим

произведениям: в природе такое случается нередко.

 Но «Тихий Дон»! Вот то божественное творение Михаила Шлохова,

над которым не властно время!

 Пройдут годы, проплывут столетия, будут уходить и приходить целые

поколения и народы… Но короткое слово «Шолохов», высеченное на

гранитной глыбе, что лежит на могиле писателя в станице Вешенской, будет

вечно будоражить умы, согревать сердца и очищать души людей.

1-й ведущий.

 И никто не будет спрашивать: «Это какой Шолохов?!» Как не

спрашивают в наши дни: какой Гомер, какой Шекспир, какой Пушкин…

Все:

 Шолохов всегда будет Шолоховым.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 110-годовщине со дня рождения Михаила Александровича Шолохова

Слайд 3

1920 год.

Слайд 4

« Продкомиссар »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"

Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный  учителями литературы...

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»

  Все дальше и дальше в историю уходят от нас  героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 210-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева.

Литературно-музыкальная композиция о жизни о творчестве Ф.И.Тютчева...

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 213 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина « И с каждой осенью я расцветаю вновь».

Предлагаю вашему вниманию сценарий школьного праздника, посвященного годовщине со дня рождения А.С.Пушкина. Мероприятие посвящено Болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Оно сопровождалось мульт...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой  Победы  «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого

Цель: 1) создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника;2) воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, ч...

«С чего начинается Родина» (литературно-музыкальная композиция, посвященная 76- годовщине Победы)

Литературно-музыкальная композиция "С чего начинается Родина" хорошо впишется  в контекст проведения мероприятий, приуроченных празднованию Дня Победы, как  в качестве общешкольног...