Интегрированный урок
методическая разработка по литературе на тему

Цапиева Елена Николаевна

Интегрированный урок (технология + литература +музыка) по теме «Осенины-Капустник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astsenariy_prazdnika.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (технология + литература +музыка) по теме «Осенины-Капустник».

 Цели и задачи урока:

Обучающая задача.

Ознакомить с технологией квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно-обрядовый фольклор”.

Познавательная задача:

Пополнение словарного запаса, расширение кругозора. Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции.

Воспитательная задача.

Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам.

Развивающая задача.

Развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде).

Психологическая задача:

Создание психологически комфортной атмосферы, ситуации успешности у учащихся.

Тип урока.

 Урок интегрированный (технология, литература, музыка)

Методы проведения урока.

Игровые моменты, беседа, театрализованное представление.

Оборудование урока.

Интерактивная доска ,раздаточный материал ,театральные атрибуты ,предметы , необходимые для квашения капусты.

Домашнее задание.

  1. Учащимся работать над проектом по созданию своей кулинарной книги, куда собираются и рецепты по приготовлению блюд из капусты.
  2. Подготовить сообщения об истории капусты, ее полезных свойствах
  3. Составить перечень блюд из капусты.
  4. Найти загадки, пословицы о капусте.
  5. Сочинить частушки о капусте.
  6. Подобрать лечебные рецепты с применением капусты

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Основная часть
  1. Беседа. Встреча осени.

Звучит произведение Фредерика Шопена «Осенний вальс», на его фоне слова учителя, демонстрация слайдов на тему «Осень».

Учитель литературы

На завалинке, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Кое-где и при свечах,

Говорили, песни пели,

И, конечно, пили чай.

Пироги, баранки, сушки

Были очень хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы «по сусекам»

Личных дач, домов, квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Звучит русская игровая и в зал входят дети.

Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. А вы знаете, что число «три» магическое? Первые Осенины 14 сентября, вторые – 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи, третьи – 27 сентября. Сентябрь – первый осенний месяц, когда осень уже полностью вступила в свои права. В народе его называли «хмурень», «листопад».

Мы с вами тоже позовём сегодня в гости Осень. Нам нужно произнести волшебные слова. А кто из вас напомнит, как называются такие слова в устном народном творчестве?

- Заклички.

- «Осень, Осень, милости просим!»

Входит осень и 3 осенних месяца.

Осень:

Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето красное стояло,

Долго всласть не уступало.

Но всему приходит срок –

Я явилась на порог.

- Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

Говорит Сентябрь:       Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

Говорит Октябрь:         Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Говорит Ноябрь:            Чёрно поле – бело стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Раздаются наголовники.

Приметы месяцев.

Сентябрь:      

- Мы пришли не с пустыми руками, а с подарками. Подарки наши – приметы осени. Кто их знает?

Братья-месяцы зачитывают начало примет, дети их продолжают.

Гром в сентябре предвещает сухую осень. 

Облака редкие – будет ясно и холодно. 

Если осенью берёзы желтеют с верхушки, следующая веста будет ранняя. 

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме.

Осенний иней к сухой, солнечной погоде, к теплу.

Кроты и мыши делают большие запасы к суровой, снежной зиме.

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо, морозы будут скоро.

Если в октябре лист с берёзы опадает не чисто, жди суровую зиму.

Приметы сентября:

Про сентябрь в народе говорят так:

- Холоден сентябрь, да сыт.

Чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступает зима.

Строгой зиме быть, если птица дружно на юг полетела.

Приметы октября:

Про октябрь в народе говорят так:

- В октябре только и ягод, что рябина.

Сентябрь пахнет яблоком, октябрь капустой.

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

Октябрь называют вершиной осени.

- Почему? Потому что середина осени.

В старину октябрь называли – хмурень.

Называют его ещё вечером года. В это время природа готовится ко сну.

Приметы ноября:   

 Ноябрь – последний месяц осени.

Одно из древних русских названий ноября – грудень, т.к. в этом месяце смёрзшаяся земля грудой лежит на дорогах, трудно проехать.

В ноябре осень с зимой встречаются.

Ноябрь – это месяц первых морозов и снега. Ведь не зря в народе говорят: ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.

Ноябрь – ворота зимы, сумерки года.

14 ноября – День Кузьмы и Демьяна – проводы осени, встреча зимы, первые морозы.

Осень:  

- Какие вы, ребята, молодцы, справились с заданиями моих братьев месяцев, а справитесь ли с моими заданиями?

Осень загадывает загадки.

В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла.

Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

Над землёй трава, под землёй алая голова.

Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.

Рыжий Егорка упал на озёрко, сам не утонул, и воды не всколыхнул.

Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт.

Летит, а не птица, воет, а не зверь.

Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, а осенью краснеют.

Величава и кругла, на бахче она жила. Сверху серая, смотри, но оранжево внутри. К похвалам она привыкла, Королева каши…

За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар, сладкая.

Стоит матрёшка на одной ножке. Закутана, запутана.

Перед вами 3 даты, кто может сказать, с чем они связаны?

Даты(слайды)        27 сентября

                                   14 октября

                                  27 октября

- (Идёт демонстрация икон, рассказы о них).

На Руси древние обычаи, обряды и приметы остались в жизни восточных славян после их христианизации. Памятные дни и праздники православной церкви наслоились на вековые обряды, связанные с наблюдением за природой, периодами различных сельскохозяйственных работ, и семейные церемонии с их пищевой и иной обрядностью. День празднования Воздвиженья Креста Господня во многих местностях считался датой начала сбора урожая капусты. 27 сентября – День Воздвиженья. Крестьяне подмечали: когда наступали первые заморозки, то «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает». Праздник отмечали однодневным постом. Следующий праздник за Воздвиженьем – Покров, который отмечается 14 октября. Это пора осенних свадеб. Снежный покров ассоциируется со свадебным нарядом невесты. С Воздвижения начинались капустники, капустные вечеринки в честь капусты, которые длились до Покрова.

Исторические сведения о капусте. Беседа о пользе капусты.

- Откуда произошло название капусты?

- Слово «капуста» произошло от латинского слова «капут», переводится – «голова». Достоинства этого овоща во все времена оценивались как несравненные. Великий математик Пифагор, живший в 4 веке до новой эры, считал, что именно капусте мы обязаны хорошим зрением, крепким здоровьем и ясным умом. А что бы вы добавили о пользе капусты?

Сведения о капусте.

  1. Капуста очень ценный продукт питания. Она занимает важное место в нашем рационе питания. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков.
  2. Салаты из неё содержат много аскорбиновой кислоты, витамины А, B1, B2, B6, PP, K. Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом. По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы.

- Девушки в «капустники» в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. На Руси народ хранит свои традиции и обряды. Чтобы дело у нас спорилось, начнём «капустник» с хоровода.

Дети встают кружком вокруг предмета, спрятанного под покрывалом и исполняют хоровод.

Сами землю, землю мы копали.

Сами грядку, грядку насыпали.

Припев:   Завивайся, капустка,

Завивайся густо – густо.

Сами мы рассадушку сажали,

Сами всходы, всходы поливали.

Припев.

Вот, поспела, вот поспела,

Стала сочной, стала зрелой.

Припев.

Дети подходят к предмету под покрывалом, спрашивают, наклоняясь:

- Что за скрип?

- Что за хруст?

- Это что ещё за куст?

- Как же быть без хруста?

Это ведь… (Покрывало падает и шикарно наряженная капуста сидит в центре хоровода), все хором: «капуста» - и показывают на наряженную капусту в центре хоровода.

Припев.

А теперь приступим к технологии квашения капусты.

Сегодня, да, мои друзья,

Я припасла для вас заранее.

Мы осень встретили не зря,

Она несёт нам испытания.

Сегодня пусть стоит здесь хруст,

И запах тонкий разольётся.

Хрустит капуста… когда её хозяйки трут

И песня тихо-тихо льётся…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....