технологическая карта урока литературы в 5 классе "Крестьянские дети".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Напалкова Нина Николаевна

Технологическая карта урока литературы в 5 классе (Г.С.Меркин М. "Русское слово"2014г)по теме : Н.А.некрасов "Стихотворение "Крестьянские дети"

Главная задача урока: обучение работы с текстом, формирование навыка исследовавтельской деятельности, обогащение словарного запаса языка, развитие познавательной активности, воспитание интереса к истории своей Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока литературы в 5  классе (Б) от 18. 12. 14г 

Тема: Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»  

Тип урока: обучающий

Цель: знакомство с поэтическим произведением Н. Некрасова « Крестьянские дети», обучение работы с текстом, формирование навыка исследовательской деятельности, обогащение словарного запаса слов, развитие познавательной активности, воспитание интереса к истории своей Родины, формировать навык самоконтроля.                                                                                                                  учитель Н.Н.Напалкова                                                                                                                                                                                                                          

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение

Орг. момент

Включает в деловой ритм.

Учитель начинает урок с прочтения стихотворения в Н.А. Некрасова см стр 250-251

Настраиваются на восприятие учебного материала

Личностные: формирование ценностных ориентиров  на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов: формирования границ собственного знания и «незнания»

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа с литературной терминологией: «комедия».

Понятие о комедии как жанре литературного произведения.

Элементы комедийного в стихотворении. Отвечают на вропросы:

- Что такое комедия?

- Зачитайте примеры комедийного характера их произведения. стр 251-252

Работа в тетрадях и с текстом.

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи

Регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме

Познавательные: выделение существенной информации из текста статьи учебника, структурирование знаний

  1. Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся. Создают проблемную ситуацию:   - ---Почему автор изменил первоначальное название стихотворения?

Участвуют в общении с учителем.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: формулирование познавательной цели

  1. Построение проекта выхода      

Организация исследования проблемной ситуации:

 - На сколько частей вы разделили стихотворение? Как озаглавили?

(1. Барин в деревне.2. Воспоминания детства. 3. Крестьянский детский труд. 4. Театр.)

- Кто является примером для крестьянских детей? Зачитайте отрывок об их отношении к труду. стр 256

- как вы понимаете строки: см  стр 260 п.8

- Почему встречаются такие противоположные чувства, как злоба и любовь? каких мыслях идет речь? Почему нет воли?

-Какие особенности в композиционном построении стихотворения вы заметили? С описания чего начинается стихотворение? Описанием чего заканчивается?

 - (кольцевое обрамление) Определение записать в рабочую тетрадь.

Учащиеся работают с текстом, лексикой и толкованием слов. Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту стихотворения.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выделение существенной информации из текста стихотворения

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Работа с репродукцией А.Г.Веницианова «Захарка».

- Что вы можете сказать о герое картины?

- Каков его характер, социальное положение?

- Есть ли что- нибудь общее у Захарки и героев Некрасова?

Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту стихотворения.

Знакомятся с репродукцией

 А.Г. Веницианова «Захарка», определение метопредметной связи.

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, оценка правильности выполнения действий

Познавательные: знакомство с новым понятием

  1. Самостоятельная работа с текстом, самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний. Составить устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика.

 Анализ композиционного построения устного рассказа.

Познавательные: выделение существенной информации из текста статьи учебника, структурирование знаний

Регулятивные: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение, оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

- сегодня на уроке я узнал …

- мне было интересно…

- я остался…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

  1. Домашнее задание

Прочитать стихотворение «Тройка», см к/в стр 264

Технологическая  карта урока литературы в 5  классе (А) от 18. 12. 14г 

Тема: Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка»  

Тип урока: обучающий

Цель: знакомство с поэтическим произведением Н. Некрасова « Тройка», обучение работы с текстом, формирование навыка исследовательской деятельности, обогащение словарного запаса слов, развитие познавательной активности, воспитание интереса к истории своей Родины, формировать навык самоконтроля,

                                                                                                                                                                                                       учитель Н.Н.Напалкова

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение

Орг. момент

Включает в деловой ритм.

По началу строчек, зачитанных учителем

 «Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?» Определяют выразительное средство, использованное в данных строчках?

Настраиваются на восприятие учебного материала

Личностные: формирование ценностных ориентиров  на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов: формирования границ собственного знания и «незнания»

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа с терминологией:

Что такое риторическое обращение? стр 126

Отвечают на вопросы, обращаясь к материалу.

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи

Регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме

Познавательные: выделение существенной информации из текста статьи учебника, структурирование знаний

  1. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию:

- На какие смысловые части можно разделить стихотворение?

- О чем говорится в каждой части?

- дайте им названия. ( Жизнь в семье родителей. Жизнь в семье мужа. Ранняя смерть.) или (Детство. Замужество. Смерть.)

Участвуют в общении с учителем.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: формулирование познавательной цели

  1. Построение проекта выхода      

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, учащиеся определяют:

- Почему стихотворение названо «Тройка»?

- Каков иносказательный смысл образа тройки?

Учащиеся работают с лексикой и толкованием слов.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выделение существенной информации из текста стихотворения

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Находят в тексте риторические повторы, риторические обращения и риторические восклицания.

- другие еще выразительные средства использует автор?

- определяют какова их роль в тексте?

Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту стихотворения.

Закрепляют навыки  работы с языковыми средствами языка.

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, оценка правильности выполнения действий

Познавательные: знакомство с новым понятием

  1. Самостоятельная работа с текстом с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний. Обращение к статье «Строфа», записать в рабочие тетради определение.

Учащиеся заполняют таблицу: Анализ композиционного построения стихотворенияб

Познавательные: выделение существенной информации из текста статьи учебника, структурирование знаний

Регулятивные: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение, оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

- сегодня на уроке я узнал …

- мне было интересно узнать…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

  1. Домашнее задание

Подобрать материал для фотовыставки «По некрасовским местам», подготовить мини- проект по жизни и творчеству Н.А.Некрасова

Технологическая  карта урока литературы в 5  классе (А, Б) от     22. 10. 14г

Тема: Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение

Орг. момент

Включает в деловой ритм.

Мини-викторина по содержанию 3 песни поэмы «Руслан и Людмила».

Возможно выразительное чтение несколькими учащимися отрывка из числа наиболее подготовленных.

Настраиваются на восприятие учебного материала

Личностные: формирование ценностных ориентиров  на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов: формирования границ собственного знания и «незнания»

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Словарная работа с устаревшими словами:

Карла

Риза

Лилейные плечи

Конь ретивый

Булат холодный

Грозная десница

Предлагается подобрать синонимы к этим словам.

Отвечают на вопросы, обращаясь к материалу, толкуют значение слов и выражений.

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи

Регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме

Познавательные: выделение существенной информации из текста статьи учебника, структурирование знаний

  1. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию:

- В поединок с какими злыми силами придется вступить Руслану?

- В чем их сила?

Какие детали этой песни заставляют нас вспомнить, что перед нами волшебная сказка? Кто автор сказок?

Участвуют в общении с учителем.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: формулирование познавательной цели

  1. Построение проекта выхода      

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

Составить план к прочитанному эпизоду.

Учащиеся работают с текстом, составляют цитатный план.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выделение существенной информации из текста стихотворения

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Где и когда происходят события поэмы?

- Кто и почему сидел не весел на свадебном пиру?

- Какие четыре витязя на перепутье избрали свой путь?

-Почему Наина стала помогать именно Фарлафу?...

- Куда угодила борода Черномора?

- Как Руслану удалось победить колдуна?...

Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту стихотворения.

Знакомятся с новым понятием «виды сказок» и их «композиция».

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, оценка правильности выполнения действий

Познавательные: знакомство с новым понятием

  1. Самостоятельная работа с текстом с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний. Пересказ любимых сказок.

Учащиеся заполняют таблицу: Анализ композиционного построения сказок.

Познавательные: выделение существенной информации из текста статьи учебника, структурирование знаний

Регулятивные: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение, оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

- сегодня на уроке я узнал …

- я хочу нарисовать эпизод из песни…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

  1. Домашнее задание

Прочитать стр 138-140


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"

    Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Технологическая карта урока литературы «Встать! Суд идет!» или «Права Маруси» (Короленко В. Г. "Дети подземелья") Парламентский урок

Интегрированный урок литературы и обществознания «Встать! Суд идет! Или «Права Маруси» представляет собой комбинированный вид урока. Это урок-суд, суд над взрослыми, которые в силу о...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Какое слово самое главное? Как оно соотносится с темой урока?Беда и радость ходят рядомВечно –Людей спасает только человечностьПимен Панченко, народный поэт Белоруссии...