Интегрированный урок "Пушкин и музыка"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Методическая разработка интегрированного урока поможет учителю по-новому построить работу с классом, открыть учащимся что-то новое в творчестве А.С.Пушкина

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кадетская школа «Патриот»

Энгельсского района Саратовской области

Муниципальный конкурс интегрированных уроков

«Интеграция в действии»

Разработали учителя

русского языка и литературы

 МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

Широкова Наталия Павловна и

Ромих Анжелика Эдуардовна 

г.Энгельс-2014

Интегрированный урок – концерт

 Тема: «Пушкин и музыка»

Цели:

1. Обогащение духовного мира учащихся посредством поэзии и музыки; обучение построению монологического высказывания в устной и письменной  форме на прочитанные произведения литературы и прослушанные музыкальные произведения;

2. Развитие активного творчества детей;

                     3.Воспитание   эмоционального   восприятие   текста,

                        культуры устного ответа, любви к искусству слова и музыке.

Ход урока.

Учитель литературы цитирует из произведения АС. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:

 И долго буду тем любезен я народу,

 Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Звучит вальс Р.Свиридова из произведения А.С. Пушкина «Метель». Девочки танцует под музыку.

Ученица читает эпиграф из произведения А.С.Пушкина «Метель»

                        Кони мчатся по буграм,        ,

Топчут снег глубокий...

Вот в сторонке Божий храм

 Виден одинокий.

Вдруг метелица крутом;

Снег валит клоками;

Чёрный вран, свистя крылом,

Вьётся над санями;

Вещий стон гласит печаль!

 Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы..

Ученица читает отрывок из произведения АС. Пушкина «Метель» от слов  «Метель не утихала»... «Боже мой, боже мой!» - сказала Марья Гавриловна, схватив его руку».  До слов  «Так это были Вы! И Вы не узнаёте меня? Бурмин побледнел и бросился к её ногам».

Учитель музыки:                    На небе высоко горит звезда, а я мечтаю,

 Над легкостью чужой строки вздыхая.

Правда, хорошо? Сегодня мы почитаем Пушкина наугад, полистаем Пушкина для начала, чтоб захотелось вновь и вновь вернуться к нему. Мы вчитываемся, вслушиваемся, вглядываемся в произведения великих мастеров прошлого. Они волнуют нашу душу, заставляя постоянно обращаться к их творениям и самим творить: в линии, в цвете, в звуке, в слове выражать именно своё восприятие окружающего мира. Ещё в душе у нас звучит отрывок из произведения АС. Пушкина «Метель».

- Кто написал музыкальные иллюстрации к повести «Метель»? Какие они: вокальные или инструментальные?

Ученики: Инструментальные.

Учитель музыки: Здесь есть настроение, чувства, переживания, правдивость пушкинских образов. Почему?

Ученики отвечают: Пушкинский слог легок и музыкален.

Учитель музыки: Поэтому нам близка эта музыка. Очень много музыки написано композиторами на произведения АС. Пушкина. Вспомните произведения русских композиторов (оперы), которые ставятся в театрах и восхищают современников.

Ученики перечисляют: Опера «Руслан и Людмила», вальс «Метель», романс «Я помню чудное мгновенье…». Рассказывают о своих впечатлениях от прослушанных произведений.

Учитель музыки: И это не случайно. Ведь не каждая стихотворная строчка ложится на музыку. Почему именно Пушкин привлекает композиторов? Вы правы, особенность в его слоге, в его слове. Пушкинское слово музыкально, ритмично, выразительно. Благословенный дар пушкинского слова с наибольшей силой, красотой раскрывается нам в романсах.

Звучит романс «Я вас любил...» (музыка Б.Шереметьева)

Учитель музыки: Я помню чудное мгновеньеПрекрасна история любви А.С.Пушкина и А.П. Керн. «Вечером, накануне отъезда, Керн захотела увидеть Михайловское. Он показывал ей сад. Глубокое уединение охватило их сразу же, где начинался парк. Было темно, луна едва проглядывала сквозь тяжёлую листву лип. Он всё вспоминал их первую встречу, взгляд опечаленной девушки. Потом она уехала, и, как тогда, восемь лет назад, он долго стоял за воротами один, провожая взглядом её коляску. Потом вернулся в свою комнату, зажёг на столе свечу. Была глубокая ночь. От земли до луны тишина стояла бескрайняя. Он сел к столу. «Я помню чудное мгновенье, - писал он, - передо мной явилась ты...» Перо скрипело. Он стремил и стремил вслед ей слова, какие ещё не находил для своей любви ни один поэт. Наутро он вложил листок с написанными ночью стихами в первую главу «Онегина» -  его прощальный подарок Керн».

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье» (музыка М.И.Глинки)

Учитель литературы:

 Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

«Руслан и Людмила»… Мир народных преданий. Этот неиссякаемый родник живой воды, который открыл поэт своей поэмой. Шутлив его стих, перемежаемый строфами, насыщенными подлинным драматическим искусством.

Ученик читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» от слов «Молодой Ратмир... »

до слов «Восторгом витязь упоенный

Уже забыл Людмилы пленной

Недавно милые красы».

Учитель литературы:

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

………………………….

Спокойно всё, луна сияет

Одна с небесной вышины

И тихий табор озаряет.

В шатре одном старик не спит.

Он перед углями сидит,

Согретый их последним жаром,

И в поле дальнее глядит…

Ученики исполняют цыганский танец.

Ученик читает монолог старика из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» от слов «Оставь нас, гордый человек, ...» до слов «Прости! Да будет мир с тобою».

Учитель литературы: 

                                             Сказал  - и шумною толпою

Поднялся табор кочевой

……………………………..

      Никто под крышею подъемной

    До утра сном не опочил.

Учитель литературы: Поэма «Цыганы» - это поэма, в которой по - новому раскрывалась идея о личной свободе человека. Герой, искавший свободы для себя, был обречён. В одиночестве и себялюбии нет ни счастья, ни освобождения. И счастья нет в первобытной простоте людей, куда издавна обращали свои взгляды наивные мечтатели. Свобода и счастье на иных путях Счастье с людьми и только в людях. Надо очень любить людей и всё самое человеческое в них.

Учитель литературы: Свобода и счастье. Как глубоко сказано. Действительно, только свободный человек может быть по-настоящему счастлив. Подтверждение этому стихотворение АС. Пушкина «Узник». Сам Пушкин рассказывал так: «Инзов Иван Никитич, главный попечитель о поселенцах в южной России, рассердился на него за какую - то провинность, отобрал сапоги и запретил несколько дней выходить их комнаты (у добряка начальника означало «посадить под арест). А он, заключённый, глядя из своей комнаты во двор на прикованного цепью орла, написал в этот день стихотворение».

Ребята, скажите, пожалуйста, кто по- вашему узник?

Ученики: Орёл, Пушкин, человек. (Ответы обосновываются).

Учитель литературы: В том - то и величие этого стихотворения, что оно современно и по сей день. Каждый из нас может почувствовать настроение этого произведения, оказавшись в подобной ситуации.

Ребята, а как написано это произведение?

Ученики: Очень просто. В нём нет стилистических украшений, ярких эпитетов (только реальные «кровавая пища»), нет замысловатых метафор.

Учитель литературы:

- А чем оно все-таки волнует нашу душу?

Ученики: Интонацией (Ответы обосновываются). Приводятся цитаты из текста.

Учитель литературы:  Главное в этом стихотворении -  музыкальность движения слова, которое создает особую интонацию, поэтому произведение очень близко народу и стало народной песней.

Учитель литературы: А сколько таких произведений, которые вошли в душу и в сердце и зазвучали песнями. Помните, как чуткий ко всякой гармонии, поэт просит своего верного друга Арину Родионовну: «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила».

Исполнение песни «Зимняя дорога» на стихи А.С. Пушкина.

Учитель литературы: Мне очень хочется, ребята, чтобы к следующему уроку вы попробовали сочинить свое стихотворение. Вложите в него частичку души и сердечного тепла. У кого не получится, не огорчайтесь, выучите наизусть понравившееся вам стихотворение А.С. Пушкина.  Попытайтесь нарисовать иллюстрации к произведениям поэта или составить кроссворд «Пушкин и музыка».

Учитель литературы:                   Пускай же в век сердечных ран

Нe растравит воспоминанье,

Прощай, надежда, спи желанье,

Храни меня, мой талисман.

А не кажется ли вам, дорогие ребята, что талисманом для Пушкина была его няня?

Звучит песня «Храни меня, мой талисман».

Учитель литературы:

                     Нет, весь я не умру-

                                       Душа в заветной лире

                                       Мой прах переживёт и тленья убежит...

Дорогие   ребята,   разрешите   поблагодарить   вас   за сотрудничество. Думаем, что каждый из присутствующих заново откроет для себя своего А.С. Пушкина.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку

«Пушкин и музыка».

            Интегрированный  урок-концерт на тему «Пушкин и музыка» занимает в системе уроков литературы  для обучающихся шестых классов особое место: он подводит своеобразный итог изучения творчества А.С.Пушкина,  синтезируя знания разных дисциплин – литературы и музыки. Урок помогает раскрыть творческие способности обучающихся.  

            Соблюдая  преемственность в обучении литературы  предполагается использование таких гибких форм урока, которые бы позволили индивидуальности ученика раскрыться в полной мере, продемонстрировать уровень владения читательскими умениями и навыками, а также  знаниями, полученными на уроках музыки. Шестиклассники, дети 10-11 лет, одарены богатым воображением, им свойственна неповторимость суждений, свежесть восприятия самых разных фактов, событий. В работе учителя это чрезвычайно ответственный период, когда важно не загубить данную природой впечатлительность и восприимчивость ребёнка.

             Что способствует целенаправленному обогащению духовного мира ученика-шестиклассника? Чтение произведений, которые его волнуют, задевает за живое, приобщают к культуре. Прослушивание музыкальных композиций, дополняющих образное восприятие прочитанного.

             Проведению урока предшествовал достаточно длительный период, в ходе которого дети  самостоятельно перечитали дома произведения А.С.Пушкина, показали способности осмысленной их оценки.  Кроме того, обучающиеся обратились к музыкальным произведениям, созданным по пушкинской поэзии и прозе, под руководством учителя музыки подготовили исполнение песни «Зимняя дорога».    

         На этапе подготовки к уроку осуществлялось формирование следующих общеучебных умений:

1. учебно-управленческих (организация самостоятельной деятельности дома: перечитывание произведений А.С.Пушкина);

2. учебно-логических (обобщение информации при подготовке ответов, анализ текстов познавательного характера, умение осуществлять доказательство);

3. учебно-информационных (подготовка устного выступления, чтение наизусть отрывков из прозаического произведения и поэтических текстов,  умение работать с объектами как источниками информации (наблюдение);

4. учебно-коммуникативных (умение давать развёрнутый ответ, краткий ответ, вступать в диалог с товарищами, использовать музыкальный материал для иллюстрирования своих ответов).

     Учителя русского языка и литературы  вместе с  учителем музыки   подготовили с детьми выразительное прочтение отрывков из произведений А.С.Пушкина, исполнение песен, романсов, танцевальных композиций.

     Цели урока:

1.Обогащение духовного мира учащихся посредством поэзии и музыки;  обучение построению монологического высказывания в устной и письменной  форме на прочитанные произведения литературы и прослушанные музыкальные произведения, предоставление возможности обучающимся выражать себя в слове, пении, танце; учить высказывать свою точку зрения; позволить детям, рассказывая о произведении, искренне и свободно излагать свои мысли по поводу прочитанного и услышанного, правильно оценивать действия и поступки героев произведений.

2.Развитие активного творчества детей;

3. Воспитание   эмоционального   восприятие   текста,  культуры устного ответа, любви к искусству слова и музыке.

      Задачи, стоящие перед учителем:

1. Создать на уроке психологически комфортную для учащихся обстановку, в которой творческий потенциал каждого ребенка реализовывался бы максимально полно;

2. Обеспечить условия (речевую среду), позволяющую процесс слушания говорящего воспринимать с положительной внутренней установкой и эмпатией (сопереживанием);

4. Собственную звучащую речь представить в качестве образца, личной речевой практикой учить публичному выступлению перед аудиторией.

     Методы развития мотивации на разных этапах урока:

1. Эмоциональные (поощрение говорящего, похвала, улыбка, внимательный взгляд, одобрительный кивок головы, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание);

2. Познавательные (опора на познавательный интерес, на поэтический и музыкальный опыт, выполнение творческих заданий);

4. Творческие методы (развитие желания продемонстрировать свои творческие способности, создание  ситуации успеха).

     Виды деятельности обучающихся на уроке:

1. Слушание (молчаливое, то есть нерефлексивное, и немолчаливое, то есть рефлексивное);

 2. Культура речи говорящего;

3. Чтение вслух стихотворных и прозаических текстов.

4. Наблюдение за речью говорящих одноклассников;

5. Аналитическое осмысление содержания высказываний одноклассников;

6. Монологические высказывания обучающихся (анализ прочитанных поэтических, прозаических и музыкальных произведениий).

       Виды деятельности учителей на уроке:

1. Отслеживать речедеятельностные ситуации, корректировать их в случае необходимости;

2. Поддерживать в течение урока эмоционально  приподнятую атмосферу;

3. Тонко, ненавязчиво, задерживать внимание класса на удачных моментах выступлений отдельных учащихся, создавать ситуацию успеха для детей;

4. Учить интонационной выразительности речи и осмыслению музыкальных произведений.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

Интегрированный урок по музыке. Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»

             Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта? Цель: расширить  у учащихся     представление о творчестве В.А.Моцарта, показ...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....

Интегрированный урок по музыке в 5 классе "Волшебный мир искусства» Портрет в живописи, музыке и литературе.

Ежегодно в нашей школе проходит Пушкинская неделя. Данный урок был проведён в рамках этой недели. Это интегрированный урок: музыка,  литература и живопись.  Цель: Показать, как муз...