Урок по теме "Роль сцены дуэли в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Елена Степановна Андрусова

План урока по теме "Роль сцены дуэли в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_stseny_dueli_v_romane.doc59 КБ
Office presentation icon rol_stseny_dueli_prezentatsiya.ppt267 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сцены дуэли в романе «Евгений Онегин»

Урок разработан учителем НЧОУ гимназия «Росток» Еленой Степановной Андрусовой

Цель:

  1. Дуэль – способ раскрытия характера героя: Онегин – убийца поневоле, но и он не свободен от светских условностей. Отражение в эпизоде, как в миниатюре, всего романа.
  2. Развивать умение определять роль эпизода в тексте, находить опорные слова, имеющие большое значение для раскрытия смысла эпизода и произведения, умение связно выражать свои мысли.
  3. Воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к великому слову классика.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Слайд №1 – тема урока.                                          Сегодня на уроке мы должны будем ответить на вопрос: «Какую  роль играет сцена дуэли в романе «Евгений Онегин»?»
  2. 1.   Вступительное слово учителя о дуэли. (Слайд №2 – Определение дуэли

                   Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя)

Сразу оговоримся, о каких поединках пойдет речь. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века                                        П.А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

2. Беседа на выявление степени усвоения материала:

        

3. Слово учителя.

Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести.

Но ничто не помогало. Дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер. Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V.

Каков же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве?

Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее, единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

(Слайд №3 - «Артикул воинский» 1715 года (приложение к петровскому уставу) Артикул 139: «Все вызовы, драки и поединки чрез cиe наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить». Слайд №4 – «Артикул воинский» 1715 года (приложение к петровскому уставу) Артикул 140: «Ежели кто с -кем поссорится и упросит секунданта», то и секунданта «таким же образом наказать надлежит»)

И тем не менее дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, по-прежнему верная присяге и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому».

И все-таки к дуэлям во все времена относились по-разному. Когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением. Д. И. Фонвизин в «Чистосердечном признании в делах и моих помышлениях» вспоминал, что его отец считал дуэль «делом противу совести» и поучал его: «Мы живем под законами, и стыдно, имея таковых священных защитников, каковы законы, разбираться самим на кулаках или на шпагах, ибо шпаги и кулаки суть одно, и вызов на дуэль есть не что иное, как действие буйной молодости». А вспомним, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской «Капитанской дочки», за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам». Характерно и высказывание Николая I: « Я ненавижу дуэли; это варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского».

Однако  А.С. Пушкину был не чужд взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства (о чем свидетельствует его биография).

  1. Анализ текста.

        

Вывод: Сцена дуэли играет важную роль в романе. Она помогает автору глубже раскрыть образ Евгения Онегина, в миниатюре отражает весь роман, так как с дуэлью так или иначе связаны все герои.

  1. Домашнее задание: написать сочинение-размышление «Современная дуэль: какая она?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль сцены дуэли в романе «Евгений Онегин»

Слайд 2

Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя

Слайд 3

«Артикул воинский» 1715 года (приложение к петровскому уставу) Артикул 139: « Все вызовы, драки и поединки чрез cиe наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».

Слайд 4

«Артикул воинский» 1715 года (приложение к петровскому уставу) Артикул 140: «Ежели кто с -кем поссорится и упросит секунданта», то и секунданта «таким же образом наказать надлежит»

Слайд 5

Бретёр – тот, кто ищет случая придраться, искатель поединка, дуэлянт, задира, скандалист. ( От французского « bretteur »; brette - шпага )

Слайд 6

Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов.

Слайд 7

По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять.

Слайд 8

Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрела-ми никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

Слайд 9

Вывод: Сцена дуэли играет важную роль в романе. Она помогает автору глубже раскрыть образ Евгения Онегина, в миниатюре отражает весь роман, так как с дуэлью так или иначе связаны все герои.

Слайд 10

Домашнее задание: написать сочинение-размышление « «Современная дуэль: какая она?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)

Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...

Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Знакомство с героями.

Эту презентацию можно использовать на первом уроке при изучении романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". В нгей прекрасный иллюстративный материал  материал для знакомства с главными героями....

Урок в 9 классе. Дуэль Онегина и Ленского.

Урок и презентация "Дуэль. Трагическая гибель Ленского"....

Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»

Название предмета: литератураКласс: 9УМК:  «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014Уровень обучения: базов...

Открытый урок «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной» по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Евдокимов О.В.

Изучаемый фрагмент романа Л.Н. Толстого на уроках литературы в 10 классе предоставляет учащимся возможность усовершенствовать имеющиеся у них навыки анализа текста посредством обращения к поступкам и ...