Главные вкладки

    Сравнительная характеристика новелл Т. Манна и Г. Мопассана
    методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

    Мукминова Светлана Рудольфовна

    Новеллы сравниваются по таким параметрам как тематика, стилистика, тип конфликта, особенности композиции. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sravnenie_novell_g._de_mopassana_i_t._manna.docx29.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Новеллы Г. де Мопассана (1850-1893)

    Новеллы Т. Манна (1875-1955)

    Историческая ситуация

    Мопассан - бытописатель и аналитик той эпохи, которая началась с падения Наполеона III, с дней Парижской коммуны и постепенно переходила в стадию зрелого империализма. Это были годы так называемой Третьей Республики, которую окрестили «республикой без республиканцев», - годы реакции, наглого всевластия финансистов и воротил промышленности, когда буквально все продавалось и покупалось, когда велись преступные колониальные войны, когда неоднократно предпринимались попытки восстановить во Франции королевский трон и вся жизнь в стране была захлестнута стихией спекуляций и торжествующего мещанства. Перепуганные и озлобленные Парижской коммуной буржуазные верхи, учреждая республику, попирали интересы трудового народа и оставили на фасаде государства лишь вывеску демократии.

    Нас интересует в данной работе и в контексте сравнения с новеллами Мопассана довоенное творчество Т. Манна.  В немецкой литературе эпоха «конца века» приходится на вторую половину 1880-1910-е годы. Важнейшее историческое событие, ей предшевствовавшее, - объединение Германии в 1871г. в результате франко-прусской войны. В 1891 г. возникает «Всегерманский союз», цель которого – дальнейшее объединение под эгидой Пруссии всех земель, где проживают германцы. Возникает потребность в мелиорации страны, строительству мощного морского флота. Политики рассматривают возможность мировой экспансии под властью немцев, а интеллектуалы ставят проблему «нордической расы». Однако индустриальное развитие Германии и рост чиновничьего аппарата вызывали неоднозначное отношение. Влиятельнейшей фигурой немецкого декаданса стал Фридрих Ницше (1844-1900), остро ощущавший разрыв между внешним процветанием нации и ее тайным неблагополучием.

    Литературный метод

    Кризис натуралистической школы, она начала отрицаться бывшими сторонниками. Это вело к некоторой маньеризации натуралистической манеры, натурализм стал психологичнее, стилистически изощреннее, рациональнее, методологически более последовательным.

    Сложное сочетание немецкой бытоописательной традиции второй половины 19 века с элементами символизма, неоромантизма. Также существенное воздействие на Манна оказал немецкий натурализм, протекавший под влиянием, прежде всего французской литературы (братья Гонкур, Золя, Мопассан).

    Традиция

    Национальная традиция  и «озорных сказок» Бальзака, и отточенной драматичной новеллы Стендаля и Мериме. В творческой практике Мопассана можно обнаружить отзвуки тех доктрин, которыми руководствовались натуралисты (например, роль темперамента и среды), но в его художественном сознании они трансформировались совершенно оригинально, в свете уроков Флобера.

    В творчестве Мопассана ощутимо влияние Тургенева-рассказчика. Это относится к мопассановскому восприятию природы, полной самостоятельной великой жизни, прекрасной в своей реальности, а не только в нашем восприятии.

    Почти полвека отделяют Мопассана от времени Бальзака, но он по существу продолжил бальзаковскую тему опустошающей, губительной власти золота над человеком.

    Сам Мопассан истоки своего письма возводит к «Манон Леско», «Красному и черному», «Госпоже Бовари», романам Гонкуров, сочинениям Шопенгауэра.

    Многие из реалистических новелл Майна проникнуты романтическим духом, фантастикой (новелла «Платяной шкаф»). Замечательные переходы от мечты к действительности, своеобразная, ироническая поэтизация повседневной жизни напоминает, несмотря на все стилистические различия, новеллы романтиков. И это не случайно. Ибо в романтической поэзии впервые нашло выражение, как важная составная часть мировоззрения, противоречие между искусством и жизнью.

    Сочинения Ницше стали для Манна тем «магическим экраном», на который он проецировал свои самые сокровенные мысли или переживания.

    На Манна большое влияние оказывает работа в журнале «Симплициссимус», где печатались Шторм, Вассерман, Цвейг, Шницлер, а также переводная лиетратура – А. Чехов, Х. Ибсен, К. Гамсун и др.

    Компози

    ция

    Композиционное мастерство, совмещение в новеллах иронии и трагичности, красочного диалога и лирических отступлений рассказчика, динамики действия и пейзажных картин.

    Композиция строится на наиболее ярких эпизодах, выхваченных из жизни героев. Встречи, предвешающие смерть Ашенбаху, лирические рассуждения Тонио Крегера о литературе и предназначеии художника разнообразят строение новелл.

     Основная

      тематика

    В поле зрения писателя попадают все социальные сферы французского общества: крестьянская жизнь, нравы и психология мелких буржуа и светское общество.

      Постоянные темы Мопассана, к которым он возвращается во множестве новелл — это война и любовь. Каждая из этих сфер бытования и чувств преломляется новеллистом в разнообразных аспектах — от озорно-комического до острой сатиры, от лирики до высокого трагизма. 

    1.Одной из существенно важных для Мопассана тем является война, которую в 1870 г. он пережил юношей — отступающим новобранцем и которая во многом определила его миросозерцание. Мопассан обличает и разоблачает не только захватничество и насилие пруссаков — прежде всего он ненавидит античеловечность и бессмысленность войны как таковой и злобный шовинизм, проявляемый обеими сторонами. Так у Мопассана есть новеллы, где захватчики-пруссаки предстают жестокими, безкультурными, грубыми «мужланами» - так лишь по своей прихоти они относят сумашедшую в лес, думая, что она притворяется («Помешанная»), или устраивают взрывы в хозяйской гостиной, представляющей из себя целую галерею, ради потехи («Мадмуазель Фифи». Есть и новелла, где пруссаки представлены такими же людьми, у которых есть матери, которые помогают одинокой старухе вести хозяйство («Старуха Соваж»).

    2. Любовь у Мопассана – главное воплощение силы и бессилия человека, а также трагической невозможности вырваться за рамки чисто биологической природа существования. Это пикантный анекдот и романтическое приключение, упрямое искание красоты в жизни и ежечасная констатация ее невозможности, аристократичность и звериная грубость, животный инстинкт и греза, будничность и таинство, сладострастие эротики и ужас распада материи, защита современной женщины против лицемерия буржуазного брака, циничности «мужчины-проститутки» и проституирование  семейных отношений, ведущее к детоубийству.

         Подобный парадокс новелл намечен уже в «Пышке», где именно проститутка наделена личным достоинством и патриотическим чувством в отличие от «честных мерзавцев», сначала «продавших» ее прусскому офицеру, а потом отвернувшихся от нее дабы сохранить свое лицо.

    3. Особо ярко Мопассан раскрывает тему крестьянства. В изображении деревенской действительности Мопассан поэтичен и лиричен — этого во французской прозе до него не было вообще, — когда раскрывает нравственную чистоту людей из народа («Папа Симона»), он сумрачен и по-флоберовски «бесстрастен», когда речь заходит о проявлениях «идиотизма деревенской жизни» (например, рассказ о немом нищем, умирающем с голоду на дороге- «Нищий»). Новеллы Мопассана о сельской жизни отнюдь не идилличны. У него есть целый цикл «жестоких» рассказов о деревне. В новелле «Бочонок» фермер расчетливо спаивает крестьянку, после смерти которой он должен получить ее землю. В новелле «Приемыш» подросток, усыновленный жалостливой крестьянкой, хладнокровно убивает ее ради наследства. Новеллист передает все нюансы крестьянской речи, с ее грамматикой, интонацией, произношением, архаическими формами лексики. Так, поистине потрясающи пять строк признания папаши Милона в убийстве пруссаков-оккупантов. В словах старого крестьянина — и упрямство, и смирение, и жажда свободы, и нетерпимость к тирании, непреклонная независимость характера и презрение к смерти.

    Основными темами Манна являются тема творчества и тема любви.

    1.Любовь символична. Она имеет множество оттенков: от порочности, чувства, которого Ашенбах (герой новеллы «Смерть в Венеции») стыдится, до глубочайшего эстетического наслаждения, доступного только сознанию свободно творящего художника. Любовь у Манна действительно разная. Это и нежное чувство, лишенное всяких страстей, но «исполненное тихого, нежного счастья» как у маленького господина Фридемана до его роковой встречи с Гердой фон Гинленген. А после этой встречи любовь его уже определяется Манном как «чувство головокружительно-душного опьянения, томление, тоска», «неосознанная, бессильная, безвольная покорность» доходящая до «мучительно-сладкого чувства чувства ярости». «Я люблю тебя сверх сил» - рыдая, говорил своей надменной жене адвокат Якоби, выражая «пылкую, покорную и боязливую любовь».

        «Смерть в Венеции» - яркая иллюстрация того, что на самом деле представляет собой платоническая любовь, недаром герой вспоминает и домысливает внутри себя известный диалог Платона «Федр». Любовь немолодого известного писателя к юному красавцу аристократу – скорее поклонение, идеализация и обожествление. И опять же – в окружающем их мире смерть единственно возможный выход для подобного чувства…

    2.Творчество у Манна амбивалентно, является носителем неразрешимого противоречия, которое и составляет основу декаденского романтизма. Писательский дар, которым обладают Тонио Крегер и Густав  Ашенбах, - это всегда трагедия отречения и самоотречения. «Литература не призвание, а проклятие». Новеллы раскрывают проблему бытия художника, по-ницшевски противопоставляя «дух» и «жизнь».

    В искусстве Тонио Крёгера интересует форма, он стремится достичь холодного мастерства. По его мнению, художник должен возвыситься над своим произведением, быть безразличным и бесстрастным. Его мастерство становится все более изысканным, шлифованным, тонким. Он понимает, что нужно пожертвовать содержанием. Нужно отвернуться от жизни, чтобы творить.

         Тонио Крёгер рассматривает свою судьбу, судьбу художника, которая разыгрывается в пределах буржуазного общества. Весьма интересно размышление Тонио Крёгера о том, что те, кто почитают его как писателя,  как и он, страдальцы и тоскующие, люди с неловким телом и нежной душой, которые «вечно падают». А те, кто не нуждается в духовном, цельные и гармоничные, не нуждаются и в творчестве Тонио Крёгера.

    3. В связи с этим отчетливо звучит тема разрыва с буржуазией и бюргерством. Жестокость и узость буржуазной жизни обрекает художника  на одиночество, заставляет его, если он хочет остаться художником, уйти из буржуазной среды. Но при этом он еще не порывает связи со своим классом, с буржуазией, не отказывается от буржуазного мировоззрения. Напротив, страстная  мечта о простой, не разъедаемой сомнениями, крепко стоящей на ногах и, вместе с тем, не  варварской   и  не тупой  буржуазии пронизывает ранние произведения Т. Манна.  

         Тонио Крегер называет себя «оплошно забредшим в искусство цыганом», «художником с нечистой совестью». Он стоит между двух миров, ни в одном не чувствуя себя родным.Поняв себя, Тонио Крёгер способен будет идти дальше, отдавая свою любовь бюргерскому, чистому и целомудренному. Знаменитая фраза Томаса Манна «Художник и бюргер – враги и братья», которая символизирует разрыв бюргерства и художника.

     

    Конфликт

    На место сложной интриги приходит тонкая правда психологического развития, подводящего к единственно возможной, подчас неожиданной, но художественно закономерной развязке конфликта.

    Саморазоблачение героев (автор, обличая пороки Третьей республики, никого не обвиняет конкретно, герои сами показывают свое истинное лицо через фразы, действия)

    Конфликт переносится из внешней среды во внутренний мир самого героя. Будь то противостояние страстной любви и морали в «Смерти в Венеции», или же смерть от правды страшного разоблачения адвоката Якоби, или же «сумасшедшая ярость» господина Фридемана на Герду и на себя самого, сподвергнувшая его «уничтожить, растерзать себя».

    Стиль

    Мопассан вернул французской прозе ту шлифовку стиля и гибкую ритмику словесного периода, которыми пренебрегали натуралисты и которые до Мопассана оставались неунаследованным достоянием Флобера.

    Новеллы Мопассана – это почти полурассказ-полуочерк. Для него свойственны паузы, умолчания, некоторая неправильность слова, лаконичность и даже грубоватость стиля, а также определенное позерство. Отсюда – естественное, «легкое» дыхание рассказчика, даже в речах про расстреле или самоубийстве.

    Использование детали и умение подать событие посредством нескольких штрихов.

    Жизнь и искусство, буржуазность и красота, действительность и мечта—все в больном буржуазном обществе, в этой атмосфере распада напоено тоской, все имеет свои глубокие социальные корни, все противоречиво и, вместе с тем, многочисленными нитями связано одно с другим. Этими сложными, переплетающимися взаимоотношениями объясняется реалистическая и все же постоянно склоняющаяся к гротеску, к поэтической фантастике ирония новелл Томаса Манна, никогда не имеющая открытого, грубого характера.

          Этой иронией без сентиментальности озарен рассказ о судьбе разбитого жизнью, слабого и искалеченного человека—«Маленький господин Фридман». Эта ирония дает возможность Томасу, Манну изображать такие тонкие и в то же время острые трагикомедии на тему о судьбе художника, как «Тристан», как новелла «Смерть в Венеции».

    Общая

    концепция

    1.Новеллы предельно антиидеалистичны: человеческая жизнь предстает здесь хрупкой и даже при незначительном над ней насилии (война, жадность, страх, ложь) легко разрушается.

    2.Новеллы передают это отчуждение передается не через последовательную интригу, а при помощи будничного эпизода, схваченном одним из нас.

    1.Мир у Манна представлен через гармонию – звучание, в котором дух времени  соединен с культурой и традцией, а жизненные проблемы представлены в столкновении с Красотой.

    2. Художественная манера Манна несколько сержанная и холодноватая. что подчеркивает важность кропотливого труда и целенаправленных усилий.

    Итак, мы попытались сопоставить новеллы Г. де Мопассана и Т. Манна. Помимо того, что оба писателя новеллисты, их еще объединяет одна общая тема, которая волнует поэтов всегда – это любовь. Но каждый из них изображает эту любовь по-разному. У Манна она практически всегда трагична, покорна, самозабвенна, что несет смерть любящему. У Мопассана же есть и счастливые истории, например, новелла «Лунный свет», где аббат Мариньян меняет свои взгляды на любовь: «Значит, господь дозволил людям любить друг друга, если он окружает их любовь таким великолепием». Или новелла «Папа Симона», проникнутая грустной нежностью и радостью за то, что счастье возможно, нужно только отказаться от некоторых предрассудков и страхов, чего не смогли сделать герои новелл «Дядя Жюль», «Ожерелье».  

    Начиная сравнивать двух писателей, следовало учесть разное время их творчества: когда Манн только вступает в литературу, жизнь Мопассана трагически заканчивается. Далее следует учесть и то, что это писатели разных национальностей, а, следовательно, и разных менталитетов. Поэтому мы при сравнении рассмотрели также историческую ситуацию, в которой творили авторы, изучили традиции, которые были опорой им.  

    Самое главное отличие между ними заключается в том, что у писателей разные цели творчества, а значит и разные стили. Мопассан показывает жизнь, общество, пороки лаконично, беспристрастно, несколько суховато, он как бы просто констатирует факт, как бы ужасен он ни был – будь то «продажа» Пышки или убийство новорожденных близняшек собственной матерью Розали Прюдан. И от этого читателям становится только страшнее и они глубже проникаются трагизмом новелл Мопассана.  В произведения Манна все иначе. Он заставляет нас почувствовать мир героя, его почти лирические переживания. Новеллы Манна – это не совсем новеллы, это практически философско-эстетические трактаты, особенно «Тонио Крегер» и «Смерть в Венеции». Они больше по объему стандартного новеллистического жанра, они часто эпизодически прослеживают всю жизнь героя, или, по крайней мере, описывают состояние героя до собственно начала конфликта (Маленький господин Фридеман «нежно любил свою жизнь, лишенную ярких страстей»). Главнейшей темой в новеллах Манна является вопрос творчества, проблема соотношения искусства и жизни, тогда как для Мопассана важнейшей темой становится война и влияние ее на жизнь и характеры людей.

    автор -  Мукминова Светлана


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

    В статье рассматриваются основные моменты осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. В работе использован значительный комплекс источников и специальной литературы....

    Способы влияния Г.Ю. Цезаря на боевой дух легионеров при проведении осадных работ: сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

    В статье представлен подробный анализ способов влияния Г.Ю. Цезарем на боевой дух солдат при проведении осадных работ во время галльских и гражданской войн. Имеются подробные статистические данные, де...

    Феномен осады Г.Ю. Цезаря: сущность, цели, сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

    В статье предпринимается попытка осветить сущность и цели осадных работных работ, которые проводились Г.Ю. Цезарем во время галльских и гражданской войн. Представлена информация о масштабах осадных ра...

    Феномен штурма Г.Ю. Цезаря: сущность, цель, виды, сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

    В статье предпринимается попытка осветить феномен штурма Г.Ю. Цезаря, раскрыть его сущность, цель и виды во время галльских и гражданской войн. Представлена сравнительная информация о характере провед...

    Феномен блокады Г.Ю. Цезаря: сущность, цель, сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

    В статье предпринимается попытка осветить феномен блокады Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. Представлена информация о масштабах блокадных работ, сравнительная характеристика блокад во...

    Сравнительная характеристика героев романа "Война и мир" Кутузова и Наполеона (таблица)

    В таблице представлена характеристика Кутузова и Наполеона с указанием глав романа и эпизодов для дальнейшего её заполнения  примерами из текста с опорой на тезисы....