Календарно-тематическое планирование
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

КТП по литературе для 8 класса (по ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_klass_ktp_otredaktirovannoe.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование 8 класс литература

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля,

самостоятельной

деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

корректировка

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Русская литература и история

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы

Повторяют содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм.

Учатся строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев

Тест, вопросы и задания 1—3 (с. 5)

Задание 4 (с. 5), чтение статьи В. А. Аникина «Русские народные песни» (с. 6—8)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)

2

Русские

народные

песни

Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни — общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение

Изучают особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек.  Учатся различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство

Пересказ статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания (с. 12), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 12), «Фонохресто-матии» (с. 4—5)

Задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 13)

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Предания.  Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание предания «Покорение Сибири Ермаком» в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины В.И. Сурикова

Знакомятся с особенностями жанра предания; содержанием преданий о Пугачеве и Ермаке. Учатся отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания 1—3 (с. 16-17), 2-3 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохресто-матия», с. 5)

Задание 1 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение статьи О.В. Тво-рогова, вопросы и задания к ней (с. 18-19)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

4

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Словарная работа. Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова. Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30)

Заполняют таблицу  основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского».

Учатся  выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи

Выразительное чтение повести, вопросы и задания 1—2 (с. 19), 1-3 (с. 27, рубрика «Поразмышляем надпрочитанным»), 1-3 (с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 30)

Задания 4 (с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 27, рубрика «Развивайте дар слова»)

5

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Повесть «Шемякин

суд»

. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Словарная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "Повести о Шемякиной суде" (с. 31-32). Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении,обсуждение

Отмечают основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд».

выразительно читают и пересказывают повесть, определять ее тему и идею; определяют соотношение действительных и вымышленных событий повести; находят  в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;  учатся характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение

Вопросы и задания 1-4 (с. 36), 3 (с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохресто-матия», с. 5-6)

Вопросы и задания 1-2 (с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение вступительной статьи о Д.И.Фонвизине (с. 37-39), статьи Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (с. 40-41), комедии «Недоросль»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

6

Д.А. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

Готовят сообщения сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; пересказывают сюжет и содержание комедии «Недоросль»; повторяют теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка учатся выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Пересказ статей о Д.А. Фонвизине, выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 73-74)

Чтение статьи «Фонвизин и классицизм» (с 74-77), вопросы 1—4 (с. 77-78)

7

Анализ эпизода комедии Д.А. Фонвизина   -«Недоросль»

Основные правила классицизма в драматическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск). Речевая характеристика героев.

Работают с понятием «роль эпизода» в раскрытии идеи произведения; роль речевых характеристик в создании комического; отношение автора к героям.

Учатся  выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки.

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 77-79)

Подготовка к сочинению на тему «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века» (выбор произведений, составление плана)

8

Подготовка к сочинению по произведениям фольклора, древнерусской литературы, литературы XVTII века

Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов

Повторяют  содержание произведений, прочитанных ранее. Определяют роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы. Пробуют анализировать поэтические и прозаические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение плана, устные сочинения по плану

Сочинение

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 часа)

9

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням

Повторяют  сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. Изучают  аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений. Учатся  выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним

Выразительное чтение басен, вопросы 1—2 (с. 82), 1-5 (с. 84), 1-2 (с. 87), 1-4 («Фонохресто-матия», с. 6), 1-5 («Фоно-хрестоматия», с. 7), описание иллюстраций

Вопросы и задания 6 (с. 84), 3 (с. 87), сообщение об И.А. Крылове — журналисте, музыканте, писателе, философе

10

И.А. Крылов - поэт и мудрец

И.А. Крылов — поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в баснях таланта Й.А. Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням. Репродукция картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский на вечере у В.Ф. Одоевского»

Готовят сообщения  о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть.

Сообщения, выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций и репродукции, вопросы и задания 6 (с. 84), 3 (с. 87)

Чтение вступительной статьи о К.Ф. Рылееве (с. 88-89), думы

«Смерть Ермака», задание 1 (с. 93)

11

К.Ф. Рылеев. «Дума» «Смерть Ермака»

Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ). Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в произведении. Словарная работа. Прослушивание думы в актерском исполнении, обсуждение

Изучают сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака».

Учатся понимать тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения. Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение думы, вопросы и задания 1-9 (с. 93-94),Т-5 («Фонохресто-матия», с. 7)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 94), чтение вступительной статьи Е.П. Иванова об А. С. Пушкине

(с. 95-96), подготовка к семинару «Историческая тема вирою? ведениях., А. С. Пушкина» (по произведениям, изученным в 5—7 классах)  .

12

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина

Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании АС. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392-393). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5—7 классах

Повторяют сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему.

Учатся выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев.

Сообщения, вопросы и задания (с. 96)

Чтение «Истории Пугачевского бунта»

13

А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта»

«История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») - смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный». Словарная работа. Чтение статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» (с. 102-105). Репродукция портрета Емельяна Пугачева.

Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта». Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда АС. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение АС. Пушкина с произведением живописи, с народной исторической

Комментированное чтение отрывков из произведения, пересказ текста

Чтение романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

14

Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе. Понятие об историзме художественной литературы. Чтение статьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212—215). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Сравнить  историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; освоить теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип.учатся пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (исторический труд и роман)

Вопросы и задания (с. 215)

Подготовка рассказов

0 Гриневе, Швабрине, Савельиче, вопросы

к главе

1 (с. 216)

15

Жизненный путь Петра Гринева

Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности. Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Повторяют  сюжет и содержание романа. обсуждают смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям. Учатся ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев

Вопросы и задания к главам 1,11 (1,3), IV, V (2), VIII (2), IX (1), XII (D,XIV(1, 3) (с. 216-218), вопрос 7 (с. 219)

Подготовка рассказов о Маше Мироновой и ее семье, вопросы и задания к главам III,V(1),X (3),ХП(2) (с. 216-217)

16

Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина

«Доброе семейство» Мироновых. Высокие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе». Репродукция П.П. Соколова к роману (с. 210).

 Обсуждают : смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине. Учатся анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи

Устные рассказы, вопросы и задания к главам III, V (1),Х(3),ХП (2) (с. 216-217)

Вопросы и задания к главам VI (1),VII(1), VIII (1,3-4), XI (с. 217), вопросы и задания 1—4 (с. 218, рубрика «Подведем итоги»)

17

Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина

Пугачев в историческом труде и в романе А.С. Пушкина. Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жестокость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превращения в образе Пугачева. Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Анализируют текст; составляют устный рассказ о герое; характеризуют  героя и его поступки, давать им нравственную оценку; объяснять роль динамического портрета, фольклорных произведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи

Вопросы и задания к главам VI(1),VII(1), VIII (1,3-4), XI, XII (2) (с. 217), вопросы и задания 1-4 (с. 218, рубрика «Подведем итоги»), 1-7 («Фоно-хрестоматия», с. 8)

Вопросы и задания к главам V (3),XIV(4) (с. 216-218)

18

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина

Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушкиным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения:

1. Становление личности Петра Гринева.

2. Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка».

3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

4. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

5. Образ Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Составление плана, подбор материалов

Знакомтся с понятие реализм в литературе; отмечают особенности композиции романа ,соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания к главам V(3),XIV(4) (с. 216-218), вопросы и задания 5—6, 8—9 (с. 219, рубрика «Подведем итоги»), 1—3 (с. 215), 1-2 (с. 219, рубрика «Развивайте дар слова»)

Сочинение, чтение стихотворений А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», К*** («Я помню чудное мгновенье...»)

19

А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)

Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей в стихотворении «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Разноплановость содержания стихотворения «Туча» (зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов, философское размышление). Тема любви, красоты, поэтического вдохновения в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Словарная работа

Обсуждают  содержание, основные темы и мотивы стихотворений А.С. Пушкина;  используя элементы анализа поэтического текста.

Выразительное чтение наизусть, вопросы 1—3 (с. 224), 1.-3 (с. 226), 1-3 (с. 228)

Задания 4 (с. 224), 4 (с. 226), 4 (с. 228), чтение повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

20

А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама»

«Пиковая дама» как философско-психологическая повесть. Место повести в контексте творчества А.С. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести (система предсказаний, намеков и символических соответствий). Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов. Значение образа Петербурга. Сочетание в характере Германца расчетливости и рациональности с воображением и страстями. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести

Учатся  анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять повесть с музыкальным произведением (оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама»)

Пересказ эпизодов повести, характеристика героя, вопросы и задания (с. 229)

Подготовка к контрольной работе по творчеству А.С. Пушкина

21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Творчество А.С. Пушкина. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Контрольная работа

Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.Ю. Лермонтове (с. 230-232), сообщение о жизни и творчестве поэта

22

Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 394-395). Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам й воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5—7 классах

выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев

Сообщения, вопросы и задания (с. 232)

Чтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

23

Сюжет и герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Историческая основа поэмы «Мцыри» — эпизод русско-кавказских отношений. Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253-255), «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова» (с. 258)

Изучают сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм.

 выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею

Выразительное чтение, характеристика героя, вопросы 1-2 (с. 258)

Чтение статьи «Поэма М.Ю. Лермонтова в оценке русской критики» (с. 255-257), вопросы и задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 259)

24

Художественные особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Особенности композиции поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме. Анализ эпизода поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

выразительно читают  фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незнакомых слов

Выразительное чтение наизусть, анализ эпизода поэмы, вопросы и задания 3—7 (с. 258-259), 1-2 (с. 259

Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

25

Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Обсуждение тем сочинения:

1. Мцыри как романтический герой.

2. Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

3. Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (по выбору учащихся).

4. Изобразительно-выразительные средства

и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов

Обсуждают  позицию автора и его нравственные идеалы.

Учатся определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Чтение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», сообщение о жизни и творчестве писателя

26

Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Гоголя

Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395—397). Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5—7 классах

определять тему и идею произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 262), 9, 12 (с. 357-358)

Чтение

статьи

«О замысле,

написании

и постановке

"Ревизора"»

(с. 262-265)

27

«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия

«Ревизор» — комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Образ Петербурга в комедии. Отношение современной писателю критики и общественности к комедии «Ревизор». Словарная работа

Знакомятся с: историей создания, сценической судьбой, сюжетом  и содержание комедии «Ревизор»; отмечают: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии.; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Вопросы 1—3 (с. 265), 1,7 (с. 354-355), 1, 4 (с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»)

Вопросы и задания 4-5, 8 (с. 354-355)

28

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

Определять  роль гротеска и речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции. выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней

Вопросы и задания 4—5, 8 (с. 354-355), 5, 10,13 (с. 356-358)

Чтение' статьи «О новизне "Ревизора"» (с. 352-354), вопросы и задания 2-3 (с. 354), 3, 6 (с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»)

29

Хлестаков и хлестаковщина

Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.В. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение комедии по ролям.

Отвечают на вопрос:в чем загадка образа Хлестакова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям. прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев.

Вопросы и задания 2—3 (с. 354), 1-3 (с. 356), 3, 6-7 (с. 356-357, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—7 («Фонохрестоматия», с. 10)

Вопросы и задания 6 (с. 354), 8, 11 (с. 357)

30

Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Роль пояснительных комментариев Н.В. Гоголя к комедии. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров. Обсуждение тем сочинения:

1. Хлестаков и хлестаковщина.

2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

3. Характеристика одного из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

4. Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

5. Роль несценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Составление плана, подбор материалов

Записывают теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Определяют  отношение автора к героям; обсуждают способы выражения позиции и нравственных идеалов автора.

Учатся  анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания 6 (с. 354), 8, И (с. 357), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

*

Сочинение, чтение повести Н.В. Гоголя «Шинель»

31

Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Призыв к уважению «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Своеобразие «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова. «Петербургская» повесть «Шинель». Потеря Акакием Акакиевичем Баш-мачкиным лица (значение имени, одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, противостоящего бездушию общества. Смысл названия повести. Роль детали в повести. Словарная работа

Составляют таблицу развитие образа «маленького человека» в русской литературе; определять тему и основную мысль произведения; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Пересказ эпизодов повести, характеристика героев, анализ текста, вопрос 1 (с. 391)

Вопросы и задания 2-3 (с. 391)

32

Мечта и действительность в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга, его символическое значение. Социальные контрасты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Враждебность города к «маленькому человеку». Роль фантастики в идейном замысле повести. Роль антитезы

Сопоставление мечты и действительности в повести; роль фантастики в произведении; отношение автора к герою и Петербургу; гуманистический пафос произведения. учатся выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать образ Петербурга, видеть социальные контрасты в его изображении

Характеристика образа Петербурга, анализ текста, вопросы и задания 2—3 (с. 391)

Чтение вступительной статьи о М.Е. Салтыкове-Щедрине (с 3-5)*, фрагмента романа «История одного города»

33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (отрывок)

Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» — художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии. Пародия на официальные исторические сочинения в произведении. Развитие представлений о гиперболе и гротеске. Эзопов язык, сатира и юмор в произведении. Речевая характеристика героев. Словарная работа

Сообщения: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического.

учатся: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений

Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания 1—2 (с 5), 1-7 (с. 14, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14)

34

М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ эпизода романа «История одного города»

Обучение анализу эпизода. Тема эпизода. Его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика персонажей. Роль деталей, портрета, пейзажа, изобразительно-выразительных средств. Автор-рассказчик. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

определить: роль деталей, портрета, пейзажа, речевой характеристики, изобразительно-выразительных средств в произведении; роль эпизода в раскрытии идеи романа; роль автора-рассказчика; отношение автора к героям.

 выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять его тему, место и роль в композиции; характеризовать героев и их поступки

Выразительное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характеристика героев, вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14), «Фоно-хрестоматии» (с. 10-11)

Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовка вопросов

35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ответы на вопросы, подготовленные учителем и учениками, тест, развернутые ответы на проблемные вопросы

Повторяют содержание и героев прочитанных произведений.

Определяют  роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Учатся  анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения; аргументировать свою точку зрения

Контрольная работа

Сообщение о жизни и творчестве Н.С. Лескова, чтение рассказа «Старый гений»

36

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений»

Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа. Смысл названия рассказа. Смысл эпиграфа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Чтение статьи «Н.С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25-26). Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Наблюдают способы создания образов в произведении;  осваивают теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь.

учатся объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-5 (с. 26), i-8 («Фонохрестоматия», с. 11)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 26), чтение вступительной статьи о Л.Н. Толстом

(с. 27-29), рассказа «После бала»

37

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

Слово о Л.Н. Толстом. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. История создания рассказа «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нрав- со ственность в основе поступков героя. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Комментированное чтение.

Повторяют сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; изучают историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; теоретико-литературные понятия рассказ, конфликт. учатся характеризовать героев и их поступки;

Выразительное чтение и пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 29), 1-6 (с. 40)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 41)

38

Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Обсуждают нравственную позицию автора. Учатся определять особенности композиции (рассказ в рассказе); анализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, характеристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания 1—2 (с. 41, рубрика «Развивайте дар слова»), 7-9 (с. 40-41, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—9 («Фонохрестоматия», с. 12)

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений раздела «Поэзия родной при роды»

39

Поэзия родной природы

Чтение статьи «Поэзия родной природы» (с. 41—42). Значительность пограничных моментов в жизни природы и человека в стихотворении А.С. Пушкина «Цветы последние милей...». Нарастающее чувство грусти, одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Осень». Прелесть увядания в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». Удивление перед вечно обновляющейся природой в стихотворении А.А. Фета «Первый ландыш». Божественная красота оживающей природы в стихотворении А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Знакомятся с содержанием стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания 1-4 (с. 44), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 12-13)

Чтение вступительной статьи об А. П. Чехове (с. 45-46).рассказа «О любви»

40

А.П. Чехов. Рассказ «О любви»

Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» — история об упущенном счастье. Развитие понятия о психологизме. Роль детали (фотография из альбома матери Алехина). Особенности композиции произведения. Роль вставного рассказа о любви прислуги Пелагеи к повару Никанору. Пейзаж и его роль в рассказе. Чтение статей «О героях рассказа А.П. Чехова "О любви"» (с. 57—58), «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58). Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Повторяют  сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж.

Прослеживают  эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; отношение автора к героям и их поступкам; нравственную проблематику рассказа;.

Учатся строить развернутые высказывания, на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 58), задание к статье «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 14)

Чтение вступительной статьи об И.А. Бунине

(с. 59-60), рассказа «Кавказ»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 час)

41

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ»

Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Историзм И.А. Бунина» (с. 65—66). Рассказ «Кавказ» — повествование о любви в различных ее состояниях и различных жизненных ситуациях. Своеобразие формы повествования (рассказ от 1-го лица). Скрытое напряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Изучают сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина;  знакомятся с особенностями историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия психологизм, драматизм, деталь, пейзаж.

Сопоставляют  рассказ с иллюстрациями к нему.

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 60), вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 66), «Фоно-хрестоматии» (с 14)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 66), сообщение о жизни и творчестве А.И. Куприна, чтение рассказа «Куст сирени», задание 4 (с. 68)

42

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени»

Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 67—68). Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Сравнительная характеристика героев. Составление композиционного плана рассказа. Сопоставление произ- ведения с рассказом 0. Генри «Дары волхвов». Понятие о сюжете и фабуле. Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Сообщение «сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна»; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж:. Понимать: гуманистический пафос составляют синквейн

Сообщения; составление плана, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с. 68), 1-4. (с. 75), 1-7 («Фонохрестоматия», с. 15)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 75)

43

Диспут «0 счастье, о любви»

Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

Вспомнить содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. Обсудить нравственную проблематику произведений; отношение авторов к героям и их поступкам.

Учиться  строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 75)

Подготовка к сочинению (подбор материалов)

44

Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Обсуждение тем сочинения:

1. Проявление историзма в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

2. Прием противопоставления в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2—3 произведений).

3. Роль пейзажа в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2—3 произведений).

4. Герои рассказов Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна и их представления о счастье. Составление плана, подбор материалов

Учатся : анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану

Чтение вступительной статьи Л.В. Черепнина об А.А. Блоке (с. 76-77), статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока

45

Историческая тема в творчестве А.А. Блока. «На поле Куликовом»

Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России. Оценка цикла «На поле Куликовом» Д.С. Лихачевым. Влияние древнерусской и фольклорной поэтики в цикле. Народность произведения А.А. Блока. Темы и мотивы цикла. Понятие о цикле произведений. Комментированное чтение цикла

Разбившись в группы готовят сообщение сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности  АА. Блока. выразительно читают стихотворения и сопоставляют  их с другими произведениями на ту же тему; определяют следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики в цикле.

Сообщения, вопросы и задания 1—2 (с 77), 1-2 (с. 80), 1-4 (с. 86-87)

Вопросы 5—7 (с. 87), задание рубрики «Развивайте

дар слова» (с 87)

46

А.А. Блок. Стихотворение «Россия»

Анализ стихотворения «Россия». Образ России. Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Философская глубина образов А.А. Блока. Переосмысление образа гоголевской Руси-тройки. Образ дороги. Некрасовские мотивы в стихотворении. Лирический образ России-жены. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, звукопись), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение

Знакомятся с содержанием цикла «На поле Куликовом», стихотворением «Россия». выразительно читают стихотворение, определяют  его тему и идею; находят в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы 5—7 (с. 87), 1-3 («Фонохрестоматия», с. 15)

Чтение вступительной статьи о С.А. Есенине (с. 88-89), сообщение о жизни и творчестве поэта

47 .

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (отрывки)

Слово о СА. Есенине (сообщения учащихся). Россия — главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина. «Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматической поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

Знакомятся с сведениями о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжетом  и содержанием  поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма. Оценивают эмоциональность, драматическую напряженность поэмы. Находят  в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определяют  их роль

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 3-4 (с. 95), 1-3 («Фоно-хрестоматия», с. 16)

Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 95)

48

Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях АС. Пушкина, С.А. Есенина

Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения АС.Пушкина, С.А. Есенина). Подготовка к сочинению

Сравнивают  сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есенина «Пугачев».

Учатся сопоставлять литературные произведения друг с другом

Анализ текста, вопросы 1—2 (с 95)

Сочинение, чтение рассказа И.С. Шмелева «Как я стал писателем»

49

Работа над сочинением

Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения АС.Пушкина, С.А. Есенина).

чтение рассказа И.С. Шмелева «Как я стал писателем»

50

И.С. Шмелев «Как я стал писателем», «Московский говор»

Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказах. Способы создания комического, трагического.  Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

Изучают сведения о жизни и творчестве И.С.Шмелева;  сюжеты и содержание рассказов «Как я стал писателем», «Московский говор».

Знакомятся с  особенностями авторской иронии; отношением  авторов к изображаемому; сатирический пафос произведений.

Анализ текста, вопросы 1-5, с.97-105

вопросы 1-5, с.97-105

51

М.А.Осоргин «Пенсне»

Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказах. Способы создания комического, трагического.  Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

Изучают  сведения о жизни и творчестве Осоргина;  сюжеты и содержание рассказов «Пенсне».

Учатся  воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею

Анализ текста, с. 109-113

Вопросы 2-6

с. 109-113

52

Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни»

Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Готовят сообщения: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; изучают сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни».

Учатся  воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—3 (с. 130), 1-3 (с. 135), 1-7 («Фонохрестоматия, с. 17), 1-6 («Фоно-хрестоматия», с. 18-19)

Вопросы и задания 1-2 (с. 130, рубрика «Развивайте дар слова»), 4—5 (с. 135), чтение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

53

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»

Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137). История создания поэмы «Василий Теркин». Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Комментированное чтение

Знакомятся со  сведениями о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историей создания и содержанием  поэмы «Василий Теркин»; сведениями по истории Великой Отечественной войны; оценке поэмы современниками, критиками.

Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3 (с. 137-138), 1-3, 12 (с. 161-162)

Вопросы и задания 4-9,13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

54

Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Черты Теркина: жизнерадостность, душевность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скромность, искренний патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата.

Знакомятся с содержанием поэмы; понятиями новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.

Выразительное чтение, вопросы и задания 4-7, 11, 13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Вопросы и задания 8-9 (с. 162), 4 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

55

Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

«Свободный» сюжет, композиция поэмы. Образ автора и его значение. Представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Особенности языка поэмы. Развитие понятия о связи фольклора и литературы. Народность поэмы. Юмор в произведении. Роль изобразительно-выразительных средств в поэме. Иллюстрации к произведению. Сообщение о памятнике А.Т. Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске (рубрика «Литературные места России», с. 386—387). Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

выразительно читают поэму; учатся находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические средства создания образа; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней

Вопросы и задания 10, 14, 15 (с. 162-163), 1-4 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-4 («Фоно-хрестоматия», с. 19)

Сообщение о жизни и творчестве А.П. Платонова, чтение рассказа«Возвращение»

56

А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение»

Слово об А.П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе В.А. Свительского (с. 164—165). Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя. Художественные средства создания образов. Роль деталей в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу

Учатся  определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 (с. 165), 1-5 (с. 189, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1, 3—4 (с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Задания 2, 5 (с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Презентации о поэтах-фронтовиках

57

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляющий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши

 Показ презентации « сведения о жизни и творчестве поэтов»; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне.

Выразительное чтение и исполнение песен,вопросы и задания 1-3 (с. 201), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 19-24)

Задание 4 (с. 201), чтение рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

58

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет»

Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202—203). Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Образ бабушки. Образы учителей. Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу

Изучают сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь. размышляют о смысле названия рассказа; позиции автора,учатся определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов

Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 203), 1-4 (с. 220)

Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 220), выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе

59

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышления в стихотворении «Не надо звуков». Одухотворенность природы в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...». Ностальгия по прошлому в стихотворении Н.М. Рубцова «По вечерам». Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча». Единение с Родиной в стихотворении «Привет, Россия...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Знакомятся с содержанием  стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть.

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 222), 1-6 (с. 224-225), 1-2 (с. 226), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 24-28)

Чтение раздела «Мне трудно без России» (с. 227-229), сообщение о жизни и творчестве поэтов русского зарубежья

60

Поэты русского зарубежья о Родине

Слово о поэтах русского зарубежья (сообщения учащихся). Чтение фрагмента статьи В.И. Коровина «Поэты русского зарубежья о Родине» (с. 227). Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок). Вера в будущее России в стихотворении З.Н. Гиппиус «Знайте!». Утверждение невозможности жизни без Родины в стихотворении «Так и есть». Картины ностальгических воспоминаний в стихотворении Дон-Аминадо «Ба.7 бье лето». Неотступность мыслей о несправедливости изгнания в стихотворении И.А. Бунина «У птицы есть гнездо...».

Сообщения « сведения об изгнаннической судьбе и творчестве поэтов русского зарубежья.

Учатся  выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять стихотворения разных авторов на одну тему

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1-2, 4-7 (с. 229-230), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 28-30)

Чтение статьи В.И. Коровина «Литература и история» (с. 231-234), подготовка к семинару

61

Литература и история

Значение понятия историзм в широком и узком смысле. Романтический и реалистический историзм. Развитие понятия историзма и принципа художественного историзма

Составляют тадлицу  содержание произведений на историческую тему; понятие историзм. Анализируют  литературные произведения на исторические темы;

Вопросы и задания (с. 234)

Сообщение о жизни и творчестве У. Шекспира, чтение трагедии «Ромео и Джульетта»

62

У. Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта»

Слово об У. Шекспире (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте и драматурге (с. 235-239). Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода трагедии. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента трагедии в актерском исполнении, обсуждение

 Сообщения « сведения о жизни и творчестве У. Шекспира»; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии. 

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с.239 – 240), 2-4 (с.250-251)

Задание 1 (с.250), выразительное чтение одного из сонетов У. Шекспира

63

У. Шекспир. Сонеты

Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты У. Шекспира «Увы, мой стих не блещет новизной...», «Кто хвалится родством своим со знатью...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты У. Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.

Осваивают  теоретико-литературное понятие сонет; темы и содержание сонетов У. Шекспира.

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 251-252)

Чтение комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

64

Ж.-Б.

Мольер.

Комедия

«Мещанин

Слово о Ж.-Б. Мольере. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 253—255). Развитие понятия о классицизме. XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.

Осваивают  теоретико-литературные понятия классицизм, пьеса. Учатся понимать: иронию автора.

Выразительное чтение, элементы анализа текста,

Задание 6 (с. 306), чтение главы из романа, сообщение о Свифте

65

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

Слово о Дж. Свифте. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 307—309). Развитие понятия о классицизме. XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Англии.

Рассказывают  о жизни и творчестве Свифта (кратко); сюжет и содержание «Путешествия…». 

Находят  изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение, элементы анализа текста

Задание 2-5 с.325-326

66

В.Скотт «Айвенго»

Слово о В.Скотте. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 327—329). Развитие понятия о историческом романе. XIX век — эпоха расцвета исторического романа в искусстве Англии.

Готовят сообщения сведения о жизни и творчестве Скотте (кратко); пересказывают сюжет и содержание «Айвенго»,

 находят изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, элементы анализа текста

С.330-369 чтение

67

В.Скотт «Старые нравы»

 Чтение вступительной статьи о романе  (с. 370—372). Развитие понятия о историческом романе. XIX век — эпоха расцвета исторического романа в искусстве Англии.

Сравнить  Исторический сюжет и содержание романа. Понимать: замысел автора.

.

Выразительное чтение, элементы анализа текста

С.370-372

Задание 1-4

68

Литературные горизонты

Подведение итогов. Ознакомление с литературой для летнего чтения.

Учимся  вести читательский дневник.

Выразительное чтение, элементы анализа текста

Список литературы

69-70

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...