Главные вкладки

    Методическая разработка. Урок-игра "Два гения эпохи".6 класс
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    Зубакова Вера Николаевна

    А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по теме "Два гения эпохи: А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов".

    Составитель:

    учитель русского языка и литературы

    Зубакова Вера Николаевна

    ГБОУ СОШ № 510

    Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

    Цель урока: продолжить  формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова и их вкладе в русскую культуру.

    Задачи:

    В предметном направлении:

    - учить умению анализировать стихотворное произведение, применяя сведения из теории литературы;

    - учить формулировать собственное отношение к творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

    - учить восприятию литературного произведения на слух;

    - учить понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

    В метапредметном направлении:

    - показать взаимосвязь видов искусства: литературы, живописи, музыки;

    - формировать умение владеть языковыми средствами ( ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать нужные языковые средства);

    - развивать навыки познавательной деятельности;

    В направлении личностного развития:

     - прививать уважительное отношение к русской культуре;

    - развивать эмоциональное восприятие различных видов искусства;

    - готовить к творческой деятельности;

    - формировать способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

    - прививать эстетическое отношение к миру.

    УУД

    - личностные:  продолжить формировать эстетическое оценивание  усваиваемого  материала, формировать умение участвовать в творческом созидательном процессе;

    - коммуникативные: формировать умение вести диалог в интерактивных связях ученик-учитель, ученик-ученик;

    - познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать новые знания, сопоставлять образы;

    - регулятивные:  учить целеполаганию, прогнозированию, осознанию уровня освоения темы.

    Планируемый результат:  формирование учащимися личного отношения к творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

    Форма проведения урока: урок с элементами эвристической беседы, групповой работы.

    Технологии, используемые на уроке: творческие, интерактивные, здоровьесберегающие.

    Материалы: мультимедийный проектор, ватман, пастель, собрание сочинений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова,  листы с таблицами для заполнения учащимися, свитки-биографии, цилиндр, кивер, символические перья.

    Ход урока

    Организационный момент

    На столе лежат цилиндр и кивер. Звучит музыка Арама Хачатуряна  «Маскарад». Учащиеся входят в класс, достают из головных уборов номер команды (4 команды), в которой будут работать, садятся на выбранные места.

    Актуализация знаний, постановка целей урока

    Здравствуйте. Сегодня мы будем работать в командах. Вам понадобится на уроке только пенал. На столах у вас лежат свитки и таблицы, которые мы будем заполнять в течение урока.

    В какой век мы перенесемся на уроке?(в 19)

    Почему вы так решили? (музыка, на столе цилиндр и кивер)

    Презентация ( слайд 1) (кивер, цилиндр)

    Действительно, мы будем говорить о 19 веке. Как называются предметы на столе? (цилиндр и кивер, военный головной убор)

    Кто из известных вам представителей  19 века мог носить цилиндр? (Пушкин)

    --------------------------------------- военный головной убор? (Лермонтов)

    У многих эти головные уборы ассоциируются с Пушкиным и Лермонтовым.

    Вывешиваю на доску портреты писателей.

    Ответьте себе на вопрос, чье творчество мне ближе - А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова? Запишите ответ в таблице (цифра 1)

    Презентация (слайд 2)

    Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лед и пламень

    Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

    Один ученик прочитает цитату-отрывок из романа Пушкина «Евгений Онегин».

    Как понимаем цитату? Предположите, чем будем сегодня заниматься на уроке.

     Цель урока :  Действительно, сегодня мы продолжим  знакомиться с  творчеством  классиков, будем записывать их  вклад в развитие русской культуры на символических перьях, а в конце урока ответим еще раз на вопрос: «Кто мне  ближе - Пушкин или Лермонтов»?

    Тема урока: Предложите тему урока.(Слайд 3)

    Разверните свитки. В них содержится дополнительная информация о поэтах, которая поможет нам на уроке.

    Также в течение урока вы будете зарабатывать свои перья, которые потом превратятся в отметки.

    Обобщение и систематизация материала

    Сколько лет исполнилось в этом году со дня рождения Л-ва?(200)

    Сколько лет он прожил? (27)

    Какие ассоциации возникают, когда слышим это имя? (поэт, писатель, переводчик, военный, художник, историк)

    Сколько лет исполнилось бы Пушкину в этом году? (215)

    Сколько лет он прожил? (36)

    Какие ассоциации возникают, когда слышим это имя? (поэт, писатель, переводчик,  историк, художник)

    Деятельность этих людей очень похожа.

    Лирика

    1.Начнем с лирики.

    Показываю собрания сочинений П-на и Л-ва.

    Как думаете, сколько стихотворений написал Пушкин за свою короткую жизнь? Найдите эту информацию в свитках (более 800)

     Как думаете, сколько стихотворений написал Лермонтов  за свою короткую жизнь? Найдите эту информацию в свитках (более 200 )

    Количество стихотворений может считаться вкладом в русскую культуру?(нет)

    2. Тогда посмотрим на их красоту, содержание…

    Вспомните стихотворения П-на, назовите(..)

    Кто хочет прочитать стихотворение вслух? ( 1 учащийся выходит к доске, надевает цилиндр)

    Во время чтения стихотворения вы прислушиваетесь к своим ощущениям.

    Учащийся читает стихотворение наизусть.

    Работа в парах

    Запишите свои эмоции на листах (30 сек)

    Сравните с записями соседа и найдите 1 общую.

    Выберите общую у команды. Озвучьте (спрашиваю 4 пары), а чтец  запишет их на доску.

    Какие эпитеты  помогли нам испытать эти эмоции?

    Запишите 2 самых ярких в своих таблицах.

    3.Вспомните стихотворения Л-на, назовите(..)

    Кто хочет прочитать стихотворение вслух? (учащийся выходит к доске, надевает кивер)

    Во время чтения стихотворения вы прислушиваетесь к своим ощущениям.

    Учащийся читает стихотворение наизусть.

    Работа в парах

    Запишите свои эмоции на листах (30 сек)

    Сравните с записями соседа и найдите 1 общую.

    Выберите общую у команды. Озвучьте (спрашиваю 4 пары), а чтец  запишет их на доску.

    Какие эпитеты  помогли нам испытать эти эмоции? Запишите 2 самых ярких в своих таблицах.

    Как думаете, появление этих стихотворных текстов обогатило русскую культуру? (Да)

    Запишите на символическом пере вклад поэтов и положите в соответствующий головной убор.

    А в своей таблице укажите, стихотворения какого поэта вам ближе.

    Живопись

    Работа в группах.

    Сейчас вы попробуете выразить свои впечатления в цвете. В современной манере.

    У вас на столах "полотна". Выберите цвет общего впечатления команды (у каждого может быть свой) и создайте общую картину.

    (Получившиеся картины прикрепляются под соответствующим портретом)

    В 19 веке дети дворян получали блестящее образование. Их  учили красиво выражать свои мысли, прекрасно танцевать, рисовать. Так поэты часто иллюстрировали свои произведения.

    В свитках написаны названия некоторых картин М.Ю. Лермонтова. Один ученик прочитает вслух, а вы посмотрите на электронную доску.(Слайд 4,5)

    Писал ли картины Пушкин? Сведений не сохранилось, но известны его талантливые рисунки на полях своих произведений. Прочитайте информацию из свитка. А я покажу вам его рисунки (Рисунки на полях) (Слайд 6,7,8)

    Можно ли считать вкладом в русскую культуру картины и рисунки, которые  вы увидели? (Да).Напишите на пере, положите в соответствующий головной убор, отметьте в таблице, чей талант писать ближе вам.

    Переводы

    В 19 веке дети дворян знали в совершенстве несколько иностранных языков. Прочитайте информацию из свитков.

    Писатели не только знали языки, читали в оригинале иностранные произведения, но и переводили зарубежных авторов на русский.

    Но переводы на русский язык особенные. Талантливые художники русского слова, переводя оригинальный текст, создавали СВОИ гениальные произведения.

    Послушайте 2 стихотворения и попытайтесь угадать, перу кого они принадлежат.

    1 ученик  читает с "Горные вершины" (Лермонтов - Гейне)

    Учитель читает перевод шотландской народной песни «Воротился ночью мельник…»

    Кому принадлежит первое стихотворение (Лермонтов). Почему так решили?

    Кому принадлежит второе стихотворение? (Пушкин). Почему так решили?

    Обогатили ли  переводы русскую литературу? (Да)

    Напишите вклад на символических перьях и положите в соответствующий головной убор. Заполните таблицы.

    Романсы

     (Определение романса)

    Что такое романс? (стихотворение, положенное на музыку) (Слайд 9)

    Что первично? (стихотворение)

    Многие стихотворения поэтов положены на музыку. (Слайд 10,11) Сейчас мы послушаем романсы.

    А вы после прослушивания в таблицах напишите 2 слова, которые объединяют эти романсы.

    (Слайд 10,11) Фонограмма: "Я помню чудное мгновенье" и "Парус".

    Вы догадались, кто написал стихи. Кто?

    В таблице отметьте, какой романс вам больше понравился.

    Подведение итогов урока

    Наш урок подходит к концу. Вспомним, о каких гранях таланта П-на и Л-ва мы говорили.

    (Достаю из цилиндра и кивера перья)

    Контроль усвоения знаний, рефлексия.

    Вспомните, о чем мы говорили на уроке, посмотрите в  свои таблицы и письменно  ответьте еще раз на вопрос, творчество какого поэта мне ближе сейчас? Или мне близко творчество обоих художников слова?

    Запишите свои ответы после таблицы и приведите несколько доказательств.

    Учащиеся записывают ответ в таблицах

    Озвучьте свои ответы (спрашиваю 3 человека)

    Д.з.

    Дома вы напишете письмо однокласснику. Красиво оформите. Тема письма: "Какие произведения … я посоветовал бы тебе прочитать". Попытайтесь убедить его прочитать ваши любимые произведения писателей, о которых мы сегодня говорили. Приложите к письму то, что для вас символизирует творчество понравившегося поэта. Это может быть  стихотворение, картина или что-то другое. Вы можете сами написать стихотворение, посвященное поэту. Одноклассник должен вам  письменно ответить, убедили ли вы его.

    Поднимите руку, у кого поменялось мнение? Займите место в соответствующей группе.

    Презентация(последний кадр: Спасибо! Пишите письма!)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А. С. Пушкин « Евгений Онегин »

    Слайд 3

    Тема урока: «Два гения эпохи: А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов»

    Слайд 4

    Картина М.Ю. Лермонтова «Крестовая гора»

    Слайд 5

    Акварельный рисунок М.Ю. Лермонтова

    Слайд 6

    Рисунки А.С. Пушкина на полях рукописей

    Слайд 9

    Романс - музыкально-поэтическое произведение , написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, с инструментальным сопровождением .

    Слайд 10

    Романсы на стихи А.С. Пушкина: «Храни меня, мой талисман…» «Я помню чудное мгновенье…» «Пора, мой друг, пора!» «Соловей и роза» «Узник» «Зимний вечер» и другие

    Слайд 11

    Романсы на стихи М.Ю. Лермонтова: «Горные вершины…» «Когда волнуется желтеющая нива» «Нищий» «Парус» «Родина» «Тучи» «Утес» и другие

    Слайд 12

    Спасибо! Пишите письма!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме "Лица эпохи Смутного времени" для учащихся 7-х классов

    Внеклассное мероприятие-игра может быть использовано в повторительно-обощающем уроке раздела "Россия на рубеже XVI-XVII веков"...

    Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

    Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

    Методическая разработка урока "Свет гения летит через века" тема " Моря , омывающие Россию" Айчанова М.Б.

    Главная задача  урока  – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  является   гуманизация ...

    Методическая разработка урока «Интеллектуальный марафон по теме «Класс Птицы» 7 класс

    Интеллектуальный марафон проводится как итоговый урок по теме «Класс Птицы».Цель урока: проверить усвоение знаний об особенностях внешнего, внутреннего строения птиц, процессах жизнедеятельности и мно...

    Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

    Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

    Методическая разработка урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

    Знание исторических личностей, их взаимоотношений и отношения их к российскому престолу помогает лучшему пониманию роли личности в истории развития государства, пониманию внутренней и внешней политики...