Конспект-урок. И. Бунин "Перевал" и М. Горький "Песня о Буревестнике"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки-конспекты для 5 класса по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_pereval_5_kl.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе

Тревожные страницы И. Бунина

  1. Вспоминая прочитанное. Мы на перевале  - на рудном, мучительном пути из 19 в 20 век. Без «проводника» как говорится, не обойтись! Кого же выбрать? Я бы никому так не доверился, как Ивану Алексеевичу Бунину. А вы согласились бы подняться на перевал, пуститься в неизвестность с таким вожатым? Ваши встречи с Буниным. Но до сих пор мы читали Бунина-поэта. А сегодня. «Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу».
  2. Чтение и обсуждение рассказа «Перевал». – Узнали Бунина? Сравните его стихи и прозу. Ваше впечатление от рассказа. Почему он так тревожен, даже «полон безнадежности», как кто-то из вас заметил? В чем тайны бунинского слова, фразы? А заглавие рассказа, его смысл? Как воплотился в рассказе мотив «перевала»? Что таится в самом этом слове и как отозвалось оно в рассказе? Вероятно, многие из вас воспринимали рассказ исключительно на слух, не видя текста: какой знак вы особенно часто «слышали» на страницах Бунина? Почему – отточие? Почему оно сменяется вопросами и восклицаниями? Какую форму повествования избрал автор? Точен ли он в выборе «разговора с самим собой», «внутреннего монолога»? И наконец: что в рассказе делает его особенно щемящим? Случайно ли это для Бунина – присутствие живого существа, причем обязательно нуждающегося в помощи: в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги» - олень, преследуемый охотником, в только что прочитанном рассказе – «мокрая, озябшая лошадь»? На какой ноте обрывается рассказ? Почему вдруг лишь в заключительных фразах промелькнуло у Бунина Будущее время? Любопытная подробность: под рассказом две даты: 1892-1898. Почему? Как вы прочитаете «Перевал» Бунина? Рассказ-монолог. Изобразительно-интонационное мастерство писателя в лексико-синтаксических повторах и нагнетациях. Борение надежды, упорства и – отчаяния в контрастах интонации, ее порывистости. Одиночество и бесстрашие бунинского героя. Символика рассказа и его пророческий смысл. Лексика со значением состояния героя и интонационных контрастов рассказа (чувство гордости и упорство – страх, отчаяние, утешает себя – смирение перед неизбежностью; повторы-нагнетания, мерное движение фразы – пауза, повышение и понижение голоса, резкий перелом интонации).
  3. Домашнее задание. Воссоздать «Перевал» Бунина от собственного «я»; читать рассказы Бунина ИА и поделиться впечатлениями об одном из них.

Конспект урока в 5 классе

Ликующая песня М. Горького

  1. «Перевал» и другие рассказы ИА Бунина в оценке пятиклассников.
  2. М. Горький – современник Бунина. Слышали ли вы это имя «Максим Горький»? Читали ли произведения Горького? Удивило ли вас его имя? Почему оно столь необычно? О жизни своей Горький расскажет в повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты». Попробуйте в заглавиях увидеть судьбу писателя. М. Горький – современник Бунина. Чего вы ждете от молодого писателя после бунинского рассказа «Перевал»? И действительно, в повестях и рассказах Горького немало близкого к тревожным страницам Бунина. Но куда больше иного.
  3. Радостное пророчество бури. Чтение и обсуждение «Песни о Буревестнике». Каково вам было слушать горьковские строки? Сравните их с «Перевалом» Бунина – и не только сюжет и картины, но и художественное своеобразие двух произведений. Действительно ли у Горького «песня»? Вам не хотелось бы иначе поместить строки? Да, как стихи! Попробуйте. А заодно определите размер.  А теперь вопрос (задайте его сами).  А, в самом деле: почему поэт Бунин создал прозаический рассказ «Перевал», Горький же написал «Буревестника» как песню, стихами? Ваше мнение о создании Горького.  Почему так захватывает или, как кто-то из вас сказал, «окрыляет», «уносит вдаль» «Песня о Буревестнике»? Подготовьте партитуру чтения. Какие слова и образы «Песни» вы восприняли как ключевые, как любимые слова писателя? Какой горьковский эпитет вас, может быть, удивил? А и впрямь неожиданность: «черная молния»! Вы принимаете этот образ? Наконец, что таится за горьковской «Песней»? Заметьте: в завершении рассказа Бунина и «Песни» Горького – будущее время; почему? Сопоставьте финал бунинского "Перевала» и «Песни о Буревестнике»? Попробуйте мысленно перенести на рисунки оба произведения. Романтический образ мятежного моря – пейзаж, рождающий «Песню о Буревестнике» как стихотворение–зов. Гордый властитель природы Буревестник – символический герой «Песни». Антитеза как композиционная основа «Песни о Буревестнике»; контрастность ее музыкально-ритмического и интонационного строя: ликование и ирония, апофеоз и сатира. Трагизм рассказа Бунина и победный, ликующий пафос «Песни о Буревестнике». Использование в связном высказывании литературоведческой терминологии (метафоричность, символика, стихотворный ритм, хорей, антитеза, песня-зов).
  4. Домашнее задание. Чтение наизусть «Песни о Буревестнике» М. Горького; устное сочинение «Мой рисунок по рассказу Бунина «Перевал» («Песня о Буревестнике» М. Горького). На выбор – словесное иллюстрирование одного из произведений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...