Открытый урок по литературе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Цыцына Нина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskoe_proshloe.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

А.Ахматова «Мужество»,  А.Фатьянов «Соловьи», Р.Гамзатов «Журавли», А.Твардовский «Я убит подо Ржевом».

Цели урока:

- формировать историческую память у учащихся;

- развитие патриотического чувства;

-дать представление о Великой  Отечественной войне, изображенных в стихах по теме урока.

  • слайд-шоу по теме;
  • рисунки учащихся;
  • плакаты.

   Ход урока:

Кадеты.

Много испытаний выпало на долю нашего Отечества в разные годы её  истории. Мы знаем много героических страниц. Сегодня  мы будем говорить об одной из них - о  Великой Отечественной войне.

( просмотр «Священная война»)

Кадеты.

Звучала песня «Священная война» на стихи  Василия Лебедева-Кумача. Эти стихи были опубликованы 24 июня 1941года и сразу же композитором Александровым положены на музыку.

Эта песня стала музыкальным символом тех лет , одной из главных военных песен.

Кадеты.

С первых дней Великой Отечественной войны со своими стихами выступали поэты разных поколений – и маститые лирики, пришедшие в литературу ещё в дореволюционные годы, и  поэты , ставшие известными в 20е-30е годы, и фронтовики.

Среди них имена Анны Ахматовой, Алексея Фатьянова, Расула Гамзатова, Александра Твардовского.

Послушаем наизусть стих А.Ахматовой « Мужество», предлагаемое в учебнике (стр.140)

Анализ стихотворения « Мужество».

Вопросы:

1.Назовите языковые средства , помогающие Ахматовой передать её чувства любви к Родине?

( эпитет).

2.Что такое эпитет?

3.Найдите эпитеты в стихотворении?

( повторы , отрицат.частит.не)

4.Что вкладывает поэтесса в слово «Мужество»?

( храбрость, присутствие духа в опасности).

Кадеты:

Давайте подумаем, почему поэтесса подчеркивает значение русского слова, русской речи?

( поэтесса уверена в победе и , что советские воины и весь народ , не сдадут своих позиций .Навеки  будет слышна русская речь и великое русское слово).

Кадеты:

Свыше тысяча  поэтов  и писателей воевали. День на передовой, вечер в пути, ночь  в землянке, где при тусклом свете писались стихи, очерки, заметки, статьи.

 Так  в 1942 году поэт Алексей Фатьянов  написал стих «Соловьи».

( читает кадет)

Кадеты:

Мягкая лиричность, удивительная песенная музыкальность – характерна для этого стихотворения. И  не случайно поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв – Седой  создают песню «Соловьи».

( просмотр « Соловьи»)

Маршал Советского Союза г.К.Жуков назвал «Соловьи», «Священная война» -  в числе 2 лучших военных песен. Он считает, что в них показана, легендарная храбрость, душевное мужество, оптимизм и великая человечность русского солдата.

 Есть ёще одно замечательное стихотворения дагестанского поэта Расула Гамзатова «Журавли».

 Прочитаем его по учебнику.

В стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», которое   впоследствии  стала песней. Все лучшие человеческие качества солдат воплощены в образах журавлей.

( просмотр «Журавли» ).

Мы убеждаемся на уроке, как глубоко лиричны стихотворения?

А давайте вспомним , что такое лирика?

То есть, мы можем сделать вывод, что поэты, действительно , отражали свои переживание , чувства и мысли с происходящим на войне. И это была военная лирика.

 И солдаты чувствовали искренность стихотворений, поэтому на фронте стихи вырезали из газет , переписывали друг у друга и шли с ними в бой.

Кадеты:

А какие вы ещё знаете  стихотворения , посвящённые Великой Отечественной Войне.

( наизусть читают стихотворения)

Кадеты давайте, напишем на доске  какие качества советского солдата ,прославляют поэты прозвучавших стихотворениях?

Кадеты:

Мы убедились , что тема войны – особа тема в русской литературе 20 века .
Поэты писали и о самой войне , её тяготах , о страданиях, о военных сражениях. О женщинах и детям  на фронте.

Много стихотворений посвящено образу Родины.

Ещё одно из стихотворений , которое  у вас предлагается  в учебнике .Это стихотворение А.Твардовского « Я убит подо Ржевом»

(Читает кадет «Я убит подо Ржевом» (1945г)).

Анализ  стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Стих. «Я убит подо Ржевом» написано от лица убитого солдата. Твардовский, как бы дал голос  погибшему воину – это считается, как бы памятником неизвестному солдату, который думает не о мёртвых, а о живых.

Язык стихотворения насыщен устной, разговорной речью с множеством пословиц и поговорок.

Найдите их в тексте?

С помощью простых истин – поговорок, пословиц Твардовский передает от погибших за Родину , новым поколениям завещание:

                      Завещаю в той жизни

                          Вам счастливыми быть

                                И Родимой Отчизне

                                    С честью дальше служить.

Именно потому, что воин отдал жизнь за Родину, слово «родина» становиться главным словом в его скорбном монологе.

Кадеты:

Слова Отчизна, Родина, Россия - мы произносим с особой гордостью и пишем с большой буквы.

А , что для вас значит слово Родина?

- (ответы 5 класса);

- ( ответы 11 класса).

Учитель:

Для меня Родина – это великая страна, с великой историей -Россия .

                                          Только вдумайся,  

                                        Вслушайся

                                                         В имя – «Россия»!

                                                            В нём и росы.

                                                                И синь,

                                                                    И сияние,

                                                                        И сила.

Сила русского народа, которая смогла победить немецко - фашистских оккупантов в Великой Отечественной войне.

Кадеты – пятиклассники!

А что вы  можете сделать , чтобы наша Родина была счастливой и мы вместе с ней ?

Напишите на лучиках солнца свои пожелания.( пишут)

Зачитайте свои пожелания!

Мой лучик «Больше дела - меньше слов»

Мы с вами создали солнышко, которое будет светить для процветания России.

Кадеты!

Сегодня мы благодарны нашим ветеранам В.О. войны. Что мы можем жить в мирное время и приносить пользу нашей Родине. Скоро 9 Мая - День великой победы.(просмотр победа).

Кадеты:

 

Впереди  у вас интересная и долгая жизнь. Я думаю, что каждый станет достойным гражданином и защитником России.

(просмотр 5 класс)

Домашнее задание : выучить стихотворение по выбору наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...