Главные вкладки

    Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
    презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

    Майкова Яна Анатольевна

    Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Восемнадцатое марта Классная работа Цель урока – проанализировать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» с точки зрения его нравственного содержания Тема урока: Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»

    Слайд 2

    Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. В.П. Астафьев. 1924 - 2001

    Слайд 3

    Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Исправьте ошибки. Родное село Виктора Павловича Астафьева имело незатейливое название – Ворсянки. В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого украинского городка Часового. В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в старых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.

    Слайд 4

    Проверьте себя Родное село Виктора Петровича Астафьева имело незатейливое название – Овсянки . В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого уральского городка Чусового . В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в новых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.

    Слайд 5

    Сибирь – родина писателя

    Слайд 6

    Детство Астафьева Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.

    Слайд 7

    Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму. Мать вскоре утонула. Виктор Астафьев живёт с бабушкой, никак не примирившись с мыслью, что потерял и отца, и мать. О детстве, проведённом с бабушкой, Виктор Астафьев с большой теплотой рассказал в своих произведениях.

    Слайд 8

    Писатель в детском доме

    Слайд 9

    На войне Виктор Петрович награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2 степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией", "За освобождение Польши".

    Слайд 10

    «Конь с розовой гривой»

    Слайд 11

    Теория литературы Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

    Слайд 12

    Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? При помощи диалектизмов

    Слайд 13

    Словарная работа Увал – пологий холм Туесок – берестяная корзина с крышкой Заполошная – суетливая Бадога – длинные поленья Шаньга – булочка с творогом Заимка – земельный участок, вдали от села Поскотина – пастбище, выгон Яр – крутой край оврага

    Слайд 15

    Работа в парах 1. (со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот» с. 95-96) Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде? Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят? 2. (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…» С. 98-100) Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика? Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?

    Слайд 16

    Домашнее задание: 1. Перечитать стр. 100-110 2. Найти пословицы и поговорки о дружбе, предательстве, обмане (3-5 шт.) 3. Отвечать на вопросы 3-4 (Рубрика «Сделаем выводы», с. 112)



    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 6 классе по произведению

     В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Учитель: Майкова Я.А.

         

    Тема урока: «Жизненные уроки героя рассказа

    «Конь с розовой гривой»»

               

    Цель:

    • Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
    • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
    • развивать творческие способности, воображение учащихся
    • развивать речевую культуру учащихся

    Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

    Методические приемы: рассказ учителя,  беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода, работа в парах.

    Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

                                                 А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

                                                 дивного коня с розовой гривой.

            В.П. Астафьев.

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

    Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,  почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

    1.Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Укажите предложения, к которых содержатся ошибки.

    Родное село Виктора Павловича Астафьева имело незатейливое название – Ворсянки. В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого украинского городка Часового. В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в старых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.

    Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

    • Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие  жизненные  уроки он несет. попробовать разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
    • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
    • развивать ваши творческие способности, воображение
    • развивать вашу речевую культуру

    Прежде чем перейдем непосредственно к анализу рассказа, давайте познакомимся с одним новым лит. Понятием и вспомним одно уже известное  (фабула и эпизод)

    1. Беседа по вопросам.
    • Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?

    (действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.) – про худ деталь.

    • Что это было за время? Как жилось людям?

    (время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

    • Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

    (автор использует сибирские диалектизмы)

    • С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

              Увал – пологий холм

              Туесок – берестяная корзина с крышкой

              Заполошная – суетливая

              Бадога – длинные поленья

              Шаньга – булочка с творогом

              Заимка – земельный участок, вдали от села

              Поскотина – пастбище, выгон

              Яр – крутой край оврага

    • Инсценировка сцены из рассказа.

    Действующие лица: бабушка и внук.

             Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

             Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

            Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

            город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

             Внук: Конём, баба?

             Бабушка: Конём, конём.

            Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

            слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

            сколько будет, внимания!

       

           Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

    • Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? Поговорить о рисунках и стихах о коне

    • Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

    (он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

    • Найдите в тексте описание посуды левонтьевских  ребятишек и героя-рассказчика.

    (соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

         

       -   Битая  посуда не только признак бедности, а признак отношения к

           вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

           чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

    • Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

    (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два  

    принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород

    и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна,  наелись до

    зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

    1. Работа в парах по тексту.

    1 .(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

    1. Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
    2. Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

            (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов

            «…прямо в этом туеске увезу…»)

    1. Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика?
    2. Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в

     ходе своих размышлений?

    Итак, ребята, сегодня мы поговорили с вами о «преступлении» нашего героя, о том, как он обманул бабушку. А будет ли наказание? Это мы обсудим на следующем уроке.

    Домашнее задание:

    1. Перечитать стр. 100-110
    2. Найти пословицы и поговорки о дружбе, предательстве, обмане (3-5)
    3. Отвечать на вопросы 3-4 (Рубрика «Сделаем выводы», с. 112)

    Рефлексия (либо опрос на вотуме, либо на доске нарисовать гору)

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

    Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

    Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

    Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

    Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

    Презентация к рассказу В. Астафьева"Конь с розовой гривой"

    Уроки  доброты в рассказе В.П. Астафьева"Конь с розовой гривой"...

    План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...


     

    Комментарии

    Очень интересная презентация!Спасибо большое!

    Майкова Яна Анатольевна

    Вам спасибо! Рада, что пригодилось!