Н.В. Гоголь. Повесть "Портрет".
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Шульгина Наталья Борисовна

Н.В. Гоголь. Повесть "Портрет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v._gogol._portret.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет»

       В  повести «Портрет» Гоголя волнует судьба искусства   в современном   мире.  Тема  эта  была  очень  актуальна  для  собственного   творчества   писателя   периода   создания   петербургских  повестей.  Как  уберечь  искусство  художнику  и  писателю,  обращающемуся   к  темным   сторонам  жизни  человека и общества?   В  каком   случае  искусство,   изображающее   мирское  зло,  способно  оказать  очищающее  влияние  на  душу  людей?

       Молодой художник Чартков пытается  сберечь свой талант от соблазна коммерческого успеха. Он терпит нужду и лишения, но не злоупотребляет ни бойкостью кисти, ни яркостью   красок,    прислушиваясь    к   совету   своего   учителя: «Терпи.  Обдумывай  всякую  работу,  брось  щегольство». Однажды  художник  покупает  в картинной  лавке незаконченное  полотно  старого  мастера.  Особенно  поражают  Чарткова   в   купленном   портрете   глаза   изображенного   на   нем   старика:   «Это   было   уже   не   искусство:   это   разрушало   даже гармонию  самого  портрета.  Это были  живые,  это  были  человеческие   глаза!  Казалось,   как  будто  они  были  вырезаны   из живого  человека   и   вставлены   сюда».  Причем   излучали   эти глаза  что-то  недоброе.

       Художник,   писавший   этот  портрет,  злоупотребил  своим талантом в достоверном изображении жизни.   Рассматривая   портрет,   Чартков задумался  о  тайнах   искусства: «Почему  же  простая,   низкая природа   является   у   одного   художника   в   каком-то   свету,   и не  чувствуешь  никакого  низкого  впечатления;   напротив, кажется,  как  будто  насладился,  и  после  того  спокойнее  и  ровнее  все  течет   и  движется   вокруг  тебя?   И  почему   та   же  самая  природа  у  другого  художника  кажется  низкою, грязною, а, между  прочим,  он  так  же  был  верен  природе?  Но  нет,  нет в  ней  чего-то  озаряющего».

       Выходит,  что высокий  талант  может  злоупотребить   искусством во зло, а может  использовать   искусство  во  благо,   хотя  и  в  том  и  в  другом  случае  «правда  жизни  будет  соблюдена»?  На  этот  вопрос,  возникающий  в  первой  части  повести, Чарткову  не  суждено  найти  ответа.  Таинственный  источник, одухотворяющий   в  высоком  искусстве  даже  низменную  сторону  жизни,  для  Чарткова   будет  закрыт.

       Художник   попадает   в  страшную   зависимость   от  демонического  соблазна,   который   излучают   изображенные   на  портрете  живые  глаза.  Во  сне  Чартков  с  ужасом  видит,  как  оживший   старик   выпрыгивает   из  рамы   портрета,   достает   мешок из-под   складок   широкого   платья   и   начинает   пересчитывать золотые   червонцы.   Их   блеск   пленит   сонное   воображение Чарткова.   «Боже  мой,  если  бы  хотя  часть  этих  денег!» – думает  он,  проснувшись. Демоническая сила, заключенная в портрете, немедленно отвечает на искушение Чарткова. Из рамы портрета выпадает сверток с надписью: «1000 червонных». Казалось бы, случайное богатство дает возможность Чарткову без всякой нужды употребить во благо данный ему от Бога талант. Сначала он так и хочет сделать. Но соблазн не проходит бесследно: искусительные  глаза старика и золотые червонцы делают свое злое дело. Чарткова тянет к модной одежде, к роскоши - он начинает писать картины для денег, потакать вкусам светской толпы. В конце первой части повести он губит свой талант, сходит с ума и умирает как великий грешник  в страшных  мучениях.

       Кто виноват в гибели Чарткова? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Виноват сам художник, не  устоявший перед   искусом   продажи   таланта   за  деньги.   Но  виновата и картина, а точнее, тот старый мастер, который ввел предрасположенного  к  соблазну  Чарткова  в   искушение.

       Во   второй   части   повести   Гоголь   ставит   проблему   ответственности  художника  за  свой  талант.  Действие  переносится в  XVIII   век,  когда   в  Петербурге   появился   заезжий   ростовщик.  Но  деньги,  бравшиеся  в  рост  у  этого  человека,  никому не  приносили  добра.  Искушающие  людей  демонические   силы  явились  в  новый  мир  не  в  образе  безобидных   чертей,   с которыми  легко  справлялись  казаки  в  «Вечерах ...»,  а  в  образе  ростовщика  и  банкира,  соблазняющего  мир  блеском  золота,  избытком  материальных   благ.

       Талантливый художник, расписывающий храмы, обратил внимание на этого ростовщика. Ему  показалось,  что  недобрые глаза такого человека могли бы послужить хорошей натурой для изображения дьявола на церковной фреске. Едва художник  впал  в  эту  искусительную  мысль,  как  тотчас  же он получил от ростовщика заказ на  изготовление  портрета. Дав  необдуманное  согласие,  художник  сам  пришел  в ужас от «вонзившихся  в  его  душу»  и  уже  изображенных  на  портрете  глаз.  Он  бросил  портрет,  не  дописав  его,  но демонический образ  овладел  его  помыслами  и  проник  в  его  сердце.

       Художник   почувствовал  зависть  к  своему  ученику,  вступил  с  ним  в  состязание,  создавая  картину  для  вновь  отстроенной  богатой   церкви.   В  картину   свою  он   вкладывал   все умение,  все  мастерство,  но  результат  вышел  печальным.   На конкурсе  она  получила  такую  оценку: «В  картине  художника  есть  точно  много  таланта,   но  нет  святости  в  лицах;  есть даже,   напротив  того,   что-то  демонское   в  глазах,   как  будто рукою  художника   водило  нечистое  чувство».  Вслед  за  этим художника   поразили   одно  за  другим   три  несчастья;   посчитав  их  наказанием   Божиим,   он  удалился   в  монастырь.   Суровой  аскезой  он  долго  очищал  душу  от  дьявольских   искушений,  и  талант  вновь  вернулся  к  нему.

       В  заключении  повести  Гоголь  приводит  напутствие,  которое  пострадавший   мастер  дает  своему  сыну,  пошедшему   по стопам  отца: «...Талант  есть  драгоценнейший  дар  Бога  – не погуби  его...  Пуще  всего  старайся  постигнуть  высокую  тайну  созданья.  Блажен  избранник,  владеющий  ею..., в  презренном   у   него   уже   нет   презренного,   ибо   сквозит   невидимо сквозь  него  прекрасная  душа  создавшего,  и  презренное  уже получило  высокое  выражение,  ибо  протекло  сквозь  чистилище  его  души.   Намек   о  Божественном,   небесном   рае  заключен  для  человека  в  искусстве,  и  по  одному  тому  оно  уже  выше  всего».

       Гоголь считает, что в минуты поэтического вдохновения поэт, художник, проникаясь благодатной энергией Творца, прозревает в видимых вещах невидимый Божий замысел о мире,  образ  Божий,  запечатленный  в  нем.  Он  искажен   и помрачен  грехами,  царящими  в  повседневной   жизни,  он  незаметен   «слепым», «помутненным» глазам   обыкновенного человека.   Бог  для   того   и   наделяет   избранников   талантом, чтобы   они   приоткрывали   «слепым»   людям   Божественную тайну  мира.

       Художник  признается,  что,  работая  над  портретом  ростовщика,   он   изменил   своему   Божественному   призванию: «Я знаю,  свет  отвергает  существование  дьявола,  и  потому  не  буду  говорить  о  нем.  Но  скажу  только,  что  я  с  отвращением  писал  его,  я  не  чувствовал   в  то  время  никакой  любви  к  своей работе.  Насильно  хотел  покорить  себя  и  бездушно,  заглушив все,  быть  верным  природе.  Это  не  было  создание  искусства,  и потому  чувства,  которые  объемлют  всех  при  взгляде  на  него, суть уже  мятежные  чувства,  тревожные  чувства,  - не  чувства художника,  ибо  художник  и  в  тревоге  дышит  покоем.  Мне  говорили,   что  портрет   этот   ходит   по  рукам   и  рассевает   томительные  впечатленья,  зарождая  в  художнике  чувство  зависти, мрачной  ненависти   к  брату,  злобную  жажду  производить  гоненья  и  угнетенья.  Да  хранит  тебя  Всевышний   от  сих  страстей!  Нет  их  страшнее ...  Спасай  чистоту  души  своей.  Кто  заключил   в  себе  талант,   тот   чище   всех   должен   быть  душою. Другому  простится  многое,  но  ему  не  простится».

       Таким   образом,   в  повести   «Портрет»   Гоголь   изображает не   только   трагедию    художника    в   современном    бездушном   мире,   но   и   трагические   последствия   больного   искусства,  попавшего   под   обаяние   злых,   демонических   соблазнов   и   оказывающего   разрушительное   влияние   на   судьбы людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Вопросы для беседы по теме "Н.В.Гоголь. Личность и судьба. Романтические произведения Н.В. Гоголя". 10 класс

Не секрет, что многие старшеклассники не читают учебник литературы, потому что плохо понимают содержание  большого текста, насыщенного книжной лексикой и литературоведческими терминами. Предлагаю...

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...