Рабочая программа по литературе 11 кл (профильный уровень)
рабочая программа по литературе (11 класс)

Мурзиненко Елена Сергеевна

Рабочая программа по литературе 11 кл (профильный уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа

им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                           Директор школы

______________/____________                                           ________________/М.Г.Вильмова

«____»_______________2018                                          Приказ №___ от ____.____.2018____

                                                                                                М.П.

Рабочая программа

по   литературе

профильный уровень

                                                                                     

                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                  педагогического совета

                                                                                                 Протокол №____ от ___.___.2018__

Класс ___11 А __________

количество часов _170_____

УМК _______ Курдюмова Т.Ф.

ФИО учителя _                                                                                                                                                       Мурзиненко Е.С.

Рабочая программа обсуждена на МО учителей _русского языка и литературы___________________________________

«_____»___августа_____________20____

Руководитель МО __Самолетова О.И.________________________/______________________

                                                                                 

2018 - 2019 учебный год

I.Пояснительная записка

                                Актуальность программы.

Данная рабочая программа по литературе рассчитана на учащихся  11 Б  класса (профильный уровень)  МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе» – М., Дрофа, 2008) и программы среднего (полного) общего образования  (авт. Журавлев В. П., Збарский И., Коровин В. И., Коровина В. Я., Полухина В. П. - М., Просвещение, 2008).  Предназначена для преподавания в общеобразовательном учреждении с расширенным изучением литературы.

Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю)

Цели и задачи программы.

В связи с тем, что литература – базовая учебная дисциплина, формирующая     духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

   Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Планируемые результаты

          В результате изучения литературы на расширенном  уровне одиннадцатиклассники должны знать/понимать

  • содержание/художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений;  значение исторических и литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося;
  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни/творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

  • устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • анализировать и интерпретировать произведение;
  • соотносить художественную литературу с жизнью и культурой;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её, характеризовать особенности стиля писателя;
  • строить  устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
  • готовить учебно-исследовательские работы.

В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и  письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений (10 аудиторных + творческие и аналитические работы). Оценка учебных достижений учащихся осуществляется на основании существующих нормативов.

Содержание учебного курса

Литература XX века

Введение

Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века. Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

 А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облако в штанах». 

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.Н.Толстой.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

А.А.Фадеев.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Разгром".

 Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. 

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                        "Доктор Живаго" (обзор). 

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

И.С.Шмелев.

         «Солнце мертвых». 

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М.А.Алданов.

 «Чертов мост».

Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В.В.Набоков.

 «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

 Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). 

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). 

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

        "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Зарубежная XX века

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

Дж.Лондон.

        "Любовь к жизни".

Название произведения и его герой, который не сдается.

Б.Шоу.

        "Пигмалион".

 Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г.Аполлинер.

         Лирика ("Мост Мирабо" и др.).

Экспериментальная направленность лирики.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

             Тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

1-2

Сложность и самобыт-ность русской литературы XX столетия. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века

2

3-4

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, её философичность, лаконизм и изысканность. Мотивы и образы бунинской лирики

«Когда весь мир любил я…»

2

5

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антонов-ские яблоки»).

1

6

Образ «закатной» цивилизации  в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

7

Тема любви и духовной красоты человека «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

1

8-9

Рр. Сочинение по творчеству И.А.Бунина

2

10-11

М.Горький. Судьба и творчество.

 Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»..

2

12

Композиция романтических рассказов

1

13.

Тема раскрепощенной души в повести «Фома Гордеев».

1

14-15

«На дне» - социально-философская драма М.Горького

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне».

2

16

Три правды в пьесе «На дне». проблема гуманизма.

1

17

Рр. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Горького.

1

18

Жизнь и творчество А.И.Куприна. Художественный мир А.И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет»

1

19

Красота «природного» человека в повести «Олеся».

1

20-21

Мир армейских отношений в повести «Поединок»

2

22-23

Своеобразие творческого метода Л.Андреева

Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот».

2

24

Рассказ «Жизнь Василия Фивийского»

1

25-26

Рр. Сочинение по творчеству Куприна, Андреева

2

27

У литературной карты России. Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского.

1

28

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)

1

29

Русский символизм и его истоки. Дм. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Соловьев

1

30-31

В.Я.Брюсов как основоположник символизма. Основные мотивы лирики Брюсова

2

32

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К.Бальмонта

1

33

Своеобразие поэтического творчества А.Белого

1

34

Драматизм и исповедальность лирических шедевров И.Анненского

1

35

Рр. Письменная работа по лирике поэтов-символистов

1

37-38

А.А.Блок. Жизненные и творческие искания А. Блока. Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

2

39

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «На железной дороге».

1

40

Анализ стихотворений «О, я хочу безумно жить…», «Художник»

1

41

Тема Родины в лирике А.Блока

1

42-43

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

 Сюжет поэмы и ее герои.

2

44-45

Рр. Сочинение по творчеству А.А. Блока.

2

46-48

Акмеизм. Западноевропей-ские и отечественные исто-ки акмеизма. Жизненный и творческий путь Н.Гумилёва.

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва.

2

49

Рр. Тест по лирике Н. Гумилева

1

50-51

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. В.Хлебников. С.Городецкий. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

2

52

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

1

53-54

Рр. Сочинение по поэзии серебряного века.

2

55

А.Ахматова. Жизнь и творчество.

1

56

Мотивы любовной лирики А.Ахматовой

1

57.

Ахматова о месте художника в «большой» истории

1

58.

Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта.

1

59.

Рр. Письменная работа по творчеству А.Ахматовой

1

60-61

М.И.Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

2

62

Тема Родины в творчестве Цветаевой

1

63

Рр. Письменная работа по творчеству М.Цветаевой

1

64-65

А.Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона».

2

66

М.М.Пришвин. Обзор творчества

1

67

М.Волошин. Обзор творчества

1

68-69

Литературные направления и группировки в 20-е годы.

2

70

Тема революции в произведениях писателей «новой волны».

1

71

Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е. Замятина «Мы».

1

72-73

Юмористическая проза 20-х годов. Рассказы М. Зощенко.

Романы Ильфа и Петрова

2

74-75

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В.Маяковского.

Ранняя лирика

2

76

Поэма «Облако в штанах». Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции»

1

77

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

1

78

Своеобразие любовной лирики В.Маяковского. Поэма «Про это»

1

79

Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского.

1

80-81

Рр. Письменная работа по творчеству Маяковского, тест

2

82-83

С.А.Есенин. Жизнь и  творчество. Имажинизм

Природа родного края и образ Руси.

2

84

Тема революции в поэзии Есенина.

1

85

Анализ поэмы «Пугачёв»

1

86

Мотивы поздней лирики

1

87

Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина»

1

88-89

Рр. Сочинение по творчеству С.Есенина»

2

90

Литературный процесс 30-40 х гг. Сложность творческих поисков и писательских судеб.

1

91

Лирика 30-х годов.

1

92

Поэзия О.Мандельштама

1

93

«Парижская нота» русской поэзии 30-х гг

1

94

А. Н. Толстой. «Петровская» тема в творчестве писателя.

1

95

Роман «Петр Первый». Историко-биографическое повествование. Анализ глав романа

1

96

Противники и соратники Петра в романе

1

97

Народ и власть в романе «Пётр Первый»

1

98

М.А.Шолохов: судьба и творчество

1

99

«Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон»

1

100-101

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Картины жизни донских казаков на страницах романа.

2

102

Революция и гражданская война в изображении М.А.Шолохова

1

103

Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».

1

104

Путь «казачьего Гамлета» - Григория Мелехова

1

105

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

106

Рр. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон»

1

107

У литературной карты России. Обзор творчества С.Н. Маркова, Б.В. Шергина, АА. Прокофьева

1

108

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр.

1

109

Обзор романа «Белая гвардия»

1

110

 «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт»

1

111

Библейские мотивы в романе.

1

112

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе

1

113

Тема любви и творчества в романе

1

114

Рр. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Булгакова

1

115-116

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака.  Основные темы и мотивы его  поэзии

2

117-118

Роман «Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе

2

119

Рр. Письменная работа по творчеству Пастернака.  

1

120

Самобытность художественного мира А.Платонова. Очерк жизни и творчества писателя

1

121

Рассказ «Сокровенный человек»

1

122-123

Повесть «Котлован». Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести

2

124

Рр. Письменная работа по творчеству А.Платонова

1

125-127

Жизнь и творчество В.В. Набокова.  «Машенька».

2

128

Рр. Анализ фрагмента романа

1

129-130

Литература периода Великой Отечественной войны: проза и публицистика

2

131

Лирика военных лет

1

132-133

Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского. Основные мотивы лирики А.Твардовского

2

134

Поэма «По праву памяти»

1

135

Тест по творчеству А.Т.Твардовского

1

136

Литературный процесс 50 – 80х гг.

1

137-139

Герои и проблематика «во-енной прозы». Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Богомолова, В.Некрасова, В.Кондратьева и др. писателей

2

140

Рр   подготовка к домашнему сочинению «Человек на войне» (по произведениям литературы последних десятилетий)

1

141

Поэзия периода «оттепели». Обзор-характеристика

1

142

Традиции русской классики в поэзии Д.Самойлова, Ю.Друниной, Ю.Левитанского

1

143

Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество поэта. «Тихая лирика» Н.М.Рубцова.

1

144-146

«Деревенская» проза в русской литературе 60-80-х гг (обзор) В.М.Шукшин. Герои Шукшина.

2

147

В.П.Астафьев. «Повествование в рассказах» «Царь-рыба».

Человек и природа в книге В.П.Астафьева

1

148

В.П.Астафьев «Печальный детектив» (обзор)

1

149

В.Г.Распутин. Жизнь и творчество.

«Прощание с Матёрой». Нравственные проблемы.

1

150

В.Г.Распутин «Живи и помни»

1

151

«Городская» проза в русской лит-ре 60-80-х гг. (обзор)

Ю.Трифонов «Обмен»

1

152

Рр. Чтение и обсуждение докладов (рефератов) по нравственно-философской тематике

1

153

Авторская песня как песен-ный монотеатр 70 - 80-х.

1

154

Н. Заболоцкий. Основные мотивы философской лирики

1

155

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы»

1

156

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Лагерная» тема в творчестве писателя.  

1

157

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»

1

158

А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

1

159

Рр. Письменная работа по творчеству А.И.Солженицына

1

160

У литературной карты России

1

161

Новейшая русская проза и поэзия 80-90 х гг

1

162

Своеобразие современной реалистической прозы

1

163

Поэзия и проза с модернистской доминантой

1

164

И.А.Бродский. Слово о поэте. Основные темы лирики

1

165

Современная литературная ситуация

1

166

Итоговое тестирование

1

167-168

Обзор зарубежной литера-туры. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Э.М. Ремарк. «Три товарища» Э.М. Хемингуэй.

«Старик и море»

2

169-170

Резервные часы

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа по истории России (профильный уровень)

Рабочая программа составлена к учебнику Сахарова, Буганова (86 часов)...

Рабочая программа по всеобщей истории (профильный уровень)

Рабочая программа к учебнику Улуняна 10 класс (48 часов)...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...