Исследовательская работа "Футуризм в русской литературе".
проект по литературе (9, 11 класс)

Ольга Владимировна Филина

В работе представлена история развития футуризма, рассматриваются различные  направления данного течения , выявляется роль футуризма в русской литературе и тенденции дальнейшего развития. Материалы данного исследования использовались на уроках литературы в 9, 11 классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Футуризм в русской литературе

Слайд 2

Цель исследования 1. Узнать, что такое футуризм. 2. Изучить историю футуризма как новаторского направления в искусстве. 3 . Ознакомиться с работами представителей разных футуристических направлений. 4. Понять особенности различных направлений. 5. Роль футуризма в литературе. 6 . Узнать о дальнейшем развитии футуризма.

Слайд 3

Футуризм, «искусство будущего» (от лат. Futurum – будущее) - это художественное течение в европейском искусстве начала ХХ в. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве своих предшественников. Это течение претендовало на построение нового искусства, выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Родоначальником футуризма считают итальянского поэта Филлипо Томмазо Маринетти , опубликовавшего «Манифест футуризма » в 1909 г. Итальянское изобретение стало настолько русским национальным явлением, что во время посещения Маринетти России (1914) футуристы не признали его своим. Появление футуризма

Слайд 4

Особенности футуризма Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Футуристы стремились разрушать формы условности “ cтарого ” искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Свои произведения они посвящали сиюминутным достижениям цивилизации и техническому прогрессу. Для их творчества характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией. Таким образом главными особенностями футуризма стали преклонение перед формой и пренебрежение содержанием.

Слайд 5

Футуризм в архитектуре Понятие футуризм в архитектуре появилось благодаря фантазии одного из основоположников футуристического движения − Антонио Сант’Элиа . Будучи архитектором , стремившимся изменить историю, этот человек создавал эскизы строений будущего, где каждая деталь «говорила» о техническом прогрессе. Основная характеристика направления – отсутствие всевозможных фасадных украшений, Строгая красота, четкость, выдержанность линий и высокая практичность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Футуризм в живописи Футуризм в живописи – одно из самых распространенных направлений, популярных и по сей день. Художники отображали абстрактное искусство, создающее динамические композиции благодаря визуализации таких физических явлений, как энергия, скорость и даже звук. Яркий представитель авангардизма в живописи - К.Малевич . В своих работах он стремился соединить черты кубизма и футуризма, т.е. не только представить любой предмет или сцену как сочетание геометрических форм , что свойственно кубизму, но и придать им движение , присущее футуризму. Сам художник именовал это «кубофутуристическим реализмом». “ Крестьянка с ведрами ”

Слайд 2

Футуризм в музыке После появления футуризма на призыв по-новому услышать мир откликнулись многие композиторы. Футуристам принадлежит изобретение микрохроматики : традиционный европейский музыкальный строй использует лишь пятую часть доступных человеческому уху звуков. Разделив гамму не на 12, а, например, на 29 частей, можно создать новую звуковую реальность . В отличие от русской живописи футуризм в музыке проявлялся не так ярко и связан , прежде всего, с именами И.Ф. Стравинского, А.Н.Скрябина , Н.А.Рославца . И.Ф.Стравинский А.Н.Скрябин Н.А.Рославец

Слайд 3

Русские футуристы-писатели делились на 4 группы : Эгофутуристы “ Центрифуга ” Кубофутуристы “ Мезонин поэзии ” В 1912 году был выпущен манифест «Пощёчина общественному вкусу» - дата его выхода считается датой рождения русского футуризма. Он формулировал 4 права поэтов: 1. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами (Слово — новшество). 2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный венок грошовой славы . 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования .

Слайд 4

I. Петербургские эгофутуристы Объединялись вокруг издательства “Петербургский глашатай”. Лидеры : И.Северянин - основатель направления, И.Игнатьев - основатель и здательства. К роме созвучия названий, это направление имело мало общего с футуризмом. Его история как организованного направления была очень коротка (с 1911 до начала 1914 г.). Лозунги эгофутуристов : Душа – единственная истина. Самоутверждение личности . Поиски нового без отрицания старого . 4 . Осмысленные неологизмы . 5 . Смелые образы, эпитеты. 6 . Борьба со " стереотипами" . 7 . Разнообразие метров".

Слайд 5

Совместно с К.Олимповым И.Северянин в 1911 году в Петербурге создаёт кружок " Ego ", с которого и начался эгофутуризм. Эгофутуристов называли самозванцами, повторявшими уже сделанное другими модернистами . Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен ! Я повсесердно утвержден! («Эпилог», октябрь 1912) Эгопоэзия вульгализировала до крайних пределов мысли и чувства, которые еще до Северянина были принесены в Россию модернистами, возвестившими культ « я ». Слава Северянина была связана не с новаторскими поисками, а с удачным использованием старых схем и стереотипов. В 1914 г. эгофутуризм, после пика своего развития, начал исчезать. Причиной стало самоубийство И.Игнатьева - с его смертью перестал существовать официальный рупор эгофутуризма — издательство «Петербургский глашатай». Вскоре эгофутуризм прекратил свое существование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

II. Группа “ центрифуга ” Образовалась в январе 1914 года из левого крыла поэтов. Основные участники будущей группы – С.Бобров , Б.Пастернак и Н.Асеев . Сергей Бобров – поэт , живописец и литературовед, в то время являлся среди них самой значительной фигурой. Авторы- центрифугисты устанавливали свою преемственность от петербургского эгофутуризма . В "Центрифуге" нашли приют петербургские эгофутуристы и писатели из “мезонина поэзии”. Также первое издание “Центрифуги”, сборник " Руконог", было посвященно памяти погибшего в январе 1914 года И.Игнатьева . В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции. Основной особенностью произведений “центрифуги” было построение лирического произведения, где центр внимания со слова перемещался на интонационно - ритмические структуры . "Центрифуга" была самым длительным по времени футуристическим объединением - как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917 г., а книги под маркой "Центрифуги" продолжали выходить до 1922 года. Б.Пастернак Н.Асеев С.Бобров

Слайд 2

iii. “ мезонин поэзии ” Был создан в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили В.Шершеневич , Р.Ивнев , Л.Зак и многие другие. Идейным вдохновителем группы , а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич . В.Шершеневич Эта группа пыталась повторить успех будетлян и противопоставить себя ей в литературе . Но в "Мезонине поэзии" не было поэтов, сопоставимых с Маяковским или Хлебниковым , поэтому его участникам было сложно выработать самостоятельную теоретическую базу своей группы. Они всячески подчёркивали родство с петербургскими эгофутуристами, часто публиковались в их изданиях, но занимали при этом достаточно неопределённую позицию . Из-за отсутствия единства “Мезонин поэзии” распался не просуществовав года, однако его существование принесло человечеству такие знаменитые произведения, как "Вернисаж", "Пир во время чумы", "Крематорий здравомыслия” и многие другие.

Слайд 3

iv . Гилея ( будетляне ) " Гилея " – первая футуристическая группа в России. Они называли себя также " кубофутуристы " или " будетляне ” . В начале 1910 года в Петербурге " Гилея " заявила о своём существовании в составе Д. и Н.Бурлюков , В.Хлебникова , В.Маяковского и А.Кручёных . Программным стал их манифест " Пощёчина общественному вкусу ” . Проявляя обострённое чутьё к слову, футуристы доходили до абсурда, занимаясь конструированием . Особое значение они придавали словотворчеству, " самовитому слову". Самым знаменитым стихом кубофутуристов стал “Дыр бул щил ” Алексея Крученых. Дыр бул щыл убеш щур скум вы со бу р л эз ( 1913) Автор утверждал, что "в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина". Результатом подобной деятельности футуристов явился небывалый всплеск словотворчества , что в конце концов привело к созданию теории "заумного языка" – зауми.

Слайд 4

Футуристы , как правило, не окончили не только университетов, но и гимназий, бравируя своей антикультурностью , необразованностью, «дикостью» Николай Гумилев : «Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью . Только будущее покажет, „германцы“ ли это, или… гунны, от которых не останется и следа». Футуризм выдохся примерно к 1915 году, а те, кто к нему относились, побрели своими путями . Серьезного же внимания среди них заслуживает В.Маяковский , одна из заметнейших фигур как «серебряного века», так и советской литературы . Футуризм Маяковского был прежде всего поэзией города и опытом новой живописи словом и новых ритмов.

Слайд 5

Художественный мир лирики Маяковского С будетлянами Маяковского объединяет лишь внимание к словесной фактуре, постоянные стилистические эксперименты. Важная особенность его поэзии – ораторская интонация . В поисках формулы крика Маяковский ломает привычную ритмическую структуру стиха. Он варьирует в одном тексте стихи разной длины, интонационные куски располагает лесенкой, тем самым приближая стих к разговорной речи. Основой стиховой речи Маяковского становится ритмически выделенное слово. Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо… не тревожьтесь… я постою…. У меня к вам дело деликатного свойства: О месте поэта в рабочем строю. (« Разговор с фининспектором о поэзии», 1926)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Напряженная ораторская интонация, требовала и соответствующего стиля. Главными стилистическими средствами Маяковского становятся неологизм, гипербола , сравнение и вырастающая из него метафора . Футуризм Маяковского проявляется, прежде всего, как его урбанизм . Одним из ключевых стихотворений Маяковского становится «А вы могли бы?» (1913 ): Детали природы и искусства (океан, ноктюрн, флейта) переводятся на язык городской обыденности (блюдо студня, водосточные трубы). Поэт способен сыграть (понять) музыку города. Я сразу смазал карту будня , плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Слайд 2

Ранний Маяковский – поэт обиды, одиночества, жалобы и жалости. Он настолько поглощен своими чувствами, настолько занят отношениями с любимой, людьми, миром , Богом, что перспектива будущего для него закрыта. В этом смысле он н е оправдывает звание футуриста. Пытаясь узреть будущее, он ощущает лишь собственную боль. Только революция делает Маяковского настоящим футуристом- будетляниным . Он начинает служить не только новой власти. Он (как и многие в двадцатые годы) воспринимает советскую власть как осуществление многовековых грез человека о справедливом мироустройстве, реализацию утопии.

Слайд 3

Футуризм и современность Футуризм в России воскрес в стихах А. Вознесенского . А. Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, в последние годы, создает " видеомы ", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме. По замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное восприятие с духовным. Вознесенский строил свои композиции из букв, и эти стихи лучше не читать, а рассматривать, пытаясь понять, как это сделано (т.е. оценивать как архитектурную конструкцию )

Слайд 4

Заключение Русские футуристы пытались по–новому осмыслить окружающий мир . Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им. Идти в будущее означало творить его . Эксперименты футуристов, безусловно, явились стимулом для развития художественного языка . При всех своих внутренних противоречиях футуризм сыграл определенную роль в становлении принципов творчества таких крупнейших советских поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, Б . Пастернак, Н. Асеев, Д.Хармс , Н . Заболоцкий . Поиск новых средств поэтической выразительности приводит футуристов к созданию нового типа книги, которая воздействует на читателя не только своим содержанием, но и внешней формой, т.к. смысл, ритм, рифма передаются визуальными средствами . Конец ХХ века начало ХХI века новый этап в развитии футуризма.

Слайд 5

Литература : 1. Русская литература ХХ века. Учебник –практикум ,11 класс. Под редакцией Ю.И.Лыссого . М., Мнемозина, 2004. 2. И.Н.Сухих . Русская литература для всех. Классное чтение! (От Блока до Бродского). – СПб, « Лениздат », 2013. 3.М.М.Дунаев. «Православие и русская литература». Ч. V . М., Христианская литература, 2003. 4. Искушение новизной - русский футуризм. http://www.bestreferat.ru/referat-215531.html 5. Причины появления модернизма в начале ХХ века. http://nvtc.ee/e-oppe/Valiulina/modern/______1.html 6. П. Родькин. Футуризм и современный графический дизайн. http://www.prdesign.ru/text/2013/futurismdesign.html 7. А.Вознесенский . Визуальная поэзия. http://alldayplus.ru/society/interview/720-andrej-voznesenskij-vizualnaya-poyeziya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"

В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и  развития  традиций русских  классиков   в творчестве  В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...

Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы

Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...

Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.

В работе подробно освещена история  дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...

Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)

Тема  исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе

Предлагаю темы исследовательских работ по русскому языку и литературе...