Проект "Эвфемизмы в журналистике и литературе".
проект по литературе (11 класс)

Пробуждение интереса у учеников к свободному владению языком и его ресурсами без использования грубых выражений, повышение культуры общения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon evfemizmy_v_zhurnalistike_i_literature1_1.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила Лососкова Ксения Руководитель: Перепелова Лариса Алексеевна Эвфемизмы в журналистике и литературе

Слайд 2

Цель работы и её назначение. Пробудить интерес у учеников к свободному владению языком и его ресурсами без использования грубых выражений. Повышение культуры общения в обществе

Слайд 3

Почему я выбрала эту тему. Почему поезд остановился? - Мы наехали на корову. - Она что, на рельсах стояла? - Да нет, Б**** , мы за ней по полю гонялись.. Почему поезд остановился? - Мы наехали на корову. - Она что, на рельсах стояла? - Да нет ,блин, мы за ней по полю гонялись..

Слайд 4

Что такое эвфемизмы? Пожалуй, одной из удачных является формулировка Л.П. Крысина, которая определяет эвфемизм как "способ непрямого, перифрастического и при этом смягчающего обозначения предмета, свойства или действия..."

Слайд 5

Из истории Эвфемизмов. Термин "эвфемизм" применялся еще античными авторами. Его генезис общеизвестен: сам термин происходит от греческих слов "хорошо" "молва" ("речь"). Первоначально он толковался как произнесение "слов, имеющих хорошее предзнаменование, воздержание от слов, имеющих дурное предзнаменование (особенно при жертвоприношениях), благоговейное молчание". По мере того, как утончаются формы быта человека, прямые обозначения известных предметов и явлений (например, некоторых физиологических актов и частей человеческого тела) начинают почитаться одиозными и изгоняются из языка, в особенности из его литературного отражения. Так, для знатного патрициями в эпоху расцвета экономической и политической мощи Рима становятся неприемлемыми некоторые обороты более ранней эпохи. .

Слайд 6

Средневековое рыцарство избегает в куртуазной поэзии прямых обозначений половых органов , демонстративно сохраняемых в своём языке выдвигающимся третьим сословием. . Особой склонностью к эвфемизмам отличается обычно язык в момент стабилизации культуры, например, языковое жеманство в аристократических салонах XVI — XVII веков, язык литературы XIX века.

Слайд 7

Эвфемизмы в журналистике "Российский академический молодежный театр решил соотнести свое название с репертуарной политикой и тоже выпустил в свет молодежную комедию, выбрав пьесу "Forever" малоизвестного в России исландского драматурга Аурни Ибсена. И оказалось, что детородные органы - не единственный повод для молодого здорового смеха"

Слайд 8

"Предположение подтвердили в институте гендерных исследований, где созданный рекламистами "типичный" образ пьющего пиво мужчины был признан деструктивным". (ФАС обвинила пивную рекламу в поругании семейных ценностей // Российская газета 08.06.2012)

Слайд 9

"Большинство русскоязычных жителей Таллина, пришедших к посольству РФ, требуют сурового наказания виновных, но не подразумевают проведение репрессий против какого-то народа. Они требуют принятия адекватных мер к преступникам и к тем, кто развязал в Южной Осетии "бойню". (Чужой беды не бывает // Комсомольская правда - Северная Европа 14.08.2012)

Слайд 13

Эвфемизмы в литературе Так, глаголы озорничать , озоровать , шалить , баловаться используются здесь для называния некоторых негативно оцениваемых действий: «Продавцы озорничают : хочу – открою в два, хочу – в три»; «А на заводе-то озоруют : молоко водой разбавляют»; «На дорогах тогда и белые, и красные шалили , нашего брата обирали» (записи устной речи); «Они, старики, просты; для них это птичий грех – со снохой баловаться »(М.Горький).

Слайд 14

Напр., у Н. С. Лескова в «Воительнице» использованы эвфемизмы для характеристики мещанской среды: «К тому же обращение у Домны Платоновны было тонкое. Ни за что бывало, она в гостиной не скажет, что „была, дескать, я во всенародной бане“, а выразится, что „имела я, сударь, счастье вчера быть в „бестелесном маскараде“, о беременной женщине ни за что не брякнет, как другие, что „она, дескать, „беременна“, а скажет „она в своем марьяжном интересе“ и тому подобное».

Слайд 15

Практическая часть Выступления перед учащимися моей школы Видеоролик Статья ,опубликованная в школьной газете

Слайд 16

Отрывки из спектакля (текст) МАШКА. Чудной. Калитку нам починил. Бабка полтину вынесла — не берет. Сто — опять не берет. Я, говорит, вам так, за ваши красивые глаза починил. Представляешь?! Бабкины красивые глаза... ВАЛЕРКА. Отдыхать он приехал, а не рубли собирать. МАШКА. А если отдыхать, чего он второй день в сарае топором стучит? ( Дотронулась до ящика, из-под распахнувшейся крышки выскочил цветок. ) Господи! ВАЛЕРКА. А ну растворись! МАШКА. Прости. ( Пытается водворить цветок обратно. ) ВАЛЕРКА. Говорить пришла — говори, руки не распускай.

Слайд 17

Валерка. Сунешься в него и — привет. Голова профессора Доуэля. Усекла? МАШКА. ( заглянув в невидимую зрителям дверь сарая ). Страсти-то! Вчера Вера — жиличка твоя — подходит к сараю и Николаю и говорит: «А что, у отца-то большая семья?» ( Смеется ). ВАЛЕРКА. Ну? МАШКА. Смешно. Он топориком тюкает, а она ему: «А что, у отца-то большая семья?» Так прям стихами и говорит. ВАЛЕРКА. Слушай, ты откуда взялась? МАШКА. Я? Из Воронежской области. А что? ВАЛЕРКА. Ты свое чувство юмора шепотом проявляй. Спят у меня.

Слайд 18

Заключение. В конце своей работы хочу сказать, что эвфемизмы не панацея и для нормального общения, красивой речи и добрых отношений их будет мало. Прежде всего надо оставаться людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Рецензия на программу «Азы журналистики» (автор-составитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования)

Программа «Азы журналистики» является подпрограммой к программе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Профессиональное самоопределение учащихся как одно из условий успешной социализации ли...

Интеллектуальная игра для учащихся 6 - 9 классов по литературе и журналистике "Волшебное рядом..."

Материалы для проведения игры по литературе и журналистике: положение, сценарий и программа проведения.Цели интеллектуальной игры:- активизация интереса учащихся к литературе,- стимулирование и ...

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Проектная работа по литературе "Роль журналистики во время войны".

Проектная работа по литературе посвящена журналистике и работе журналистов во время Великой Отечественной войны....

Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики

В статье анализируется   киберспортивная журналистика  как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся кл...