Литературный ринг
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Халилова Атия Сайфутдиновна

Урок развития речи "Литературный ринг", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_ring.docx59.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ

Урок развития речи

 Основное содержание урока. Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». Тестирование по произведениям этих писателей.

 Основные виды деятельности. Конкурсы на лучшее выразительное чтение, различные виды пересказов, монологические рассказы о писателях и литературных героях. Устные или письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента, ответы на вопросы викторины. Решение тестов. Планируемые результаты

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать качество выполнения учебной задачи; овладение основами самоконтроля, самооценки.

Предметные: осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию.

Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого»

Конкурс 1. «Монологи в картинках». Рассказы о детстве и юности Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и литературных местах, связанных с ними, показ компьютерных презентаций (до 10 баллов).

Конкурс 2. «Читаем вслух». Выразительное чтение фрагментов (100—120 слов) из произведений Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого (по жребию). В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).

Конкурс 3. «Наизусть или близко к тексту». Художественный пересказ описания грозы из рассказа «Бирюк», выборочный пересказ «Динамика чувств Николеньки в главе „Ивины“», краткий пересказ «Как мужик помог генералам выжить на необитаемом острове» от лица мужика, чтение наизусть фрагмента из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (по жребию). В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).

Конкурс 4. «Я — литературный герой». Краткий рассказ истории Бирюка, дикого помещика, княгини Трубецкой, Натальи Савишны (от лица героя или героини). В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).

Конкурс 5. «Играем в театр». Инсценирование произведений (до 10 баллов):

  1. Диалог Бирюка и мужика.
  2. Фрагмент разговора княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.
  3. Разговор генералов на необитаемом острове.
  4. Диалог Николеньки и Натальи Савишны (гл. «Последние грустные воспоминания»).

Конкурс 6. «Муки творчества». Создание и выразительное чтение стихотворения в прозе на тему: 1) русский крестьянин; 2) русский помещик; 3) русский генерал; 4) русская женщина (12 баллов).

В конкурсе могут участвовать все члены команды.

Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)

Тест 1. «Внимательный читатель» (1 балл за правильный ответ). Ответьте на вопросы викторины:

I. И. С. Тургенев. «Бирюк».

  1. Назовите имя и отчество Бирюка. (Фома Кузьмич.)
  2. Как звали дочь Бирюка? (Улита.)
  3. Какое явление природы является в рассказе символическим? (Гроза.)

II. Н. А. Некрасов. «Русские женщины».

  1. В каком городе произошёл диалог княгини Трубецкой с губернатором? (В Иркутске.)
  2. Сколько времени провела княгиня Трубецкая в ожидании лошадей? (Неделю.)
  3. Назовите имя и отчество княгини Трубецкой. (Екатерина Ивановна.)

III. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. На какой улице в Петербурге жили генералы? (На Подъяческой улице.)
  2. Чем мужик кормил генералов на пути в Петербург?

(Селёдками.)

  1. Из чего мужик свил верёвку? (Из дикой конопли.)

IV. Л. Н. Толстой. «Детство».

  1. Какому иностранному языку учил Николеньку Карл Иваныч? (Немецкому.)
  2. Какой герой вызвал у Николеньки сначала восхищение, а потом разочарование? (Серёжа Ивин.)
  3. Какой предмет «поссорил» Николеньку с Натальей

Савишной? (Скатерть.)

Тест 2. «Четвёртый лишний» (1 балл за каждый правильный ответ). Найдите среди названий четвёртое лишнее (выделено полужирным шрифтом) и обоснуйте свой ответ: 1) «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Бежин луг», «Дикий помещик».

  1. «Классы», «Охота», «Мазурка», «Выстрел».
  2. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Метель». 4) «Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Утёс».

Тест 3. «Знаю термины». Дайте определение и приведите пример (4 балла за полный и правильный ответ, 1 балл за пример): 1) иронии; 2) гиперболы; 3) гротеска; 4) сатиры.

Тест 4. «Помню детали». Соедините стрелками имя героя с деталью его портрета:

Деталь портрета героя

Имя героя

1. «Как мощи сух, как палка прям,

   Высокий и седой»

А) Дикий помещик

Деталь портрета героя

Имя героя

2. «Тело имел мягкое, белое и рассыпчатое»

Б) Бирюк

3. «Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо»

В) Карл Иваныч

4. «И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»

Г) губернатор Иркутска

Ответы: 1 — Г, 2 — А, 3 — Б, 4 — В.

Тест 5. «Умею комментировать». Дайте краткий историко-культурный комментарий к словам (3 балла за каждый правильный ответ): 1) прожектёр; 2) пилигрим; 3) лепта; 4) аркадская идиллия.

Тест 6. «Умею отвечать на проблемный вопрос». Какие человеческие качества воспевают и осуждают русские писатели? (По одному произведению):

  1. И. С. Тургенев. «Бирюк»;
  2. Н. А. Некрасов. «Русские женщины»;
  3. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; 4) Л. Н. Толстой. «Детство».

 Домашнее задание

Подготовить устный рассказ об А. П. Чехове, портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».

Повторительно – обобщающий урок  «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...

Литературный ринг

Может использоваться как воспитательный или классный час....

Литературный ринг (7 класс)

внеклассное мероприятие 7 класс...

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

Литературный ринг

Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...