Разработки уроков
презентация к уроку по литературе

Замарацкая Надежда Александровна

Планы-конспекты уроков по русскому языку и литераттуре для 10, 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_10_klass.docx23.49 КБ
Файл urok_po_russkomu_yazyku_11_klass.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: СПОР О СЧАСТЬЕ В ПОЭМЕ Н.А.НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Цели:

Определить понятие счастья для героев поэмы;

Обозначить авторскую позицию по данной проблеме;

Поразмыслить над современным пониманием счастья

Задачи:

Образовательные:

• учиться анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными;

• получить возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме

Воспитательные:

• прививать уважительное отношение к человеку, его мнению;

• воспитывать внимательного читателя и слушателя

Развивающие:

• развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся;

• применять знания на практике

Тип урока: урок-обобщение, подготовка к сочинению-размышлению

Оборудование: тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование, презентация по теме, плакаты

Методическая цель: показать формы работы по формированию коммуникативной компетенции через диалог

Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.

Эпиграф:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Хочу наш урок начать словами Н.А.Некрасова:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…

«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

Шепнула муза мне, - пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?..»

Итак, вспомним содержание поэмы.

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Ищут ответ на вопрос.

- Какого человека ищут?

- Счастливого.

Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).

. Определение проблемы учащимися.

- Какую проблему поднимает автор?

- Одна из главных проблем, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. («Кому на Руси жить хорошо» – итог раздумий поэта о судьбе народа, о путях, которые ведут к его счастью).

В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

  Счастье – состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого удовольствия и радости (из словаря).

Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».

Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

III. Работа по теме урока (с использованием презентации)

- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.

Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.

Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?

Сообщения групп. Понимание счастья разными героями поэмы:

Поп.

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так…

Помещик Оболт-Оболдуев

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон - моё желание!

Кулак – моя полиция!

Матрёна Тимофеевна

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

------------------------------

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице…

---------------------------------

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Глава «Счастливые»

• Дьячок уволенный.

• Рябая, одноглазая старуха.

• Солдат с медалями.

• Каменотёс с тяжёлым молотом.

• Мужик с одышкою.

• Дворовый графа Переметьева.

• Крестьянин-белорус.

• Мужик со скулой свороченной.

• Оборванные нищие.

Ермила Гирин

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почёт,

Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Счастье для 7 мужиков

… Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошёной волости,

Избыткова села!...

Авторское понимание счастья:

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

--------------------------------------------------------------

…и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

Глава поэмы

Герой главы

В чем счастье

Поп

поп

«Покой, почет, богатство»

Помещик

Оболт-Оболдуев

«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

Счастливые

мужики

«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»

 

Ермил Гирин

доверие людей, совестливость

Крестьянка

Савелий

«клейменый, да не раб»

 

Матрена Корчагина

«Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

Доброе время…

Гриша Добросклонов

«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).

Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – чтение цитат вслух учащимися (оформление на доске).

Прослушивание размышлений учащихся в группах по поводу высказываний.

Высказывания учащихся:

   Но счастье – это всё-таки что-то доброе, родное, красивое.

   Счастливый человек – радостен, беззаботен, свободен…

  Мне кажется, поистине счастливый человек способен на многое, жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить многое потом.

 Счастье – понятие субъективное, для меня лично счастье – это исполнение желаний.

 Но если все желания человека будут исполнены, то человек не будет к чему-то стремиться, жизнь его станет совсем не интересной.

 Так или иначе, именно исполнение самых заветных желаний – мечта любого. Но человек – такое существо, что никогда не удовлетворит своих желаний полностью.

 Главное – стремиться к нему, идти к своему счастью, знать, чего ты хочешь, благодаря чему, ты можешь стать счастливым человеком.

 В современном мире успехов добиваются лишь те люди, у которых есть стремление к воплощению мечты.  

Вывод учащихся после размышлений.

- Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.

IV. Итог урока

Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье»

Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья —

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье —

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье —

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье — это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье – это, прежде всего, состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

Значение эпопеи в самой постановке вопроса: «Кому на Руси жить хорошо». Не решение проблемы, а указание на неё. Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить – это уж Бог знает». «Мы не врачи, мы боль», - говорил Герцен. Поставленный им вопрос важнее самого однозначного ответа.

Это не бытовая повесть в стихах, а своеобразная философия народной жизни, хотя и быт представлен.

«Кому на Руси жить хорошо» писалось в одну из переломных эпох нашей истории: отмена крепостного права, экономические реформы, потрясение основ (пока еще только потрясение!), брожение в умах. Изменения - то коренные, то внешние - происходили у всех на глазах, от планов и надежд, реальных и несбыточных, кружились головы. Волновалась, бурлила литература.

Сами по себе названия романов, написанных писателями-«шестидесятниками», характеризуют эту бурную эпоху и насущные ее проблемы: «что делать?» (Чернышевский); наступает «трудное время» (Слепцов); теряют общий язык «отцы и дети» (Тургенев); скрыться «некуда» (Лесков); русская жизнь словно «взбаламученное море», хоть бы уцелеть «в водовороте» событий (Писемский); интеллигенцию сбивают с пути «бесы» политического авантюризма (Достоевский). Здесь и вопросы по существу, на которые должно дать ответ содержание книги, и тревожные сигналы, и смятение, испуг. Кому же в самом деле на Руси жить хорошо?

Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.

V. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из художественных произведений

VI. Рефлексия

- Разговор о счастье на уроках литературы ведется с младших классов.

- В каких произведениях речь шла о счастье?

(учащиеся вспоминают)

Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица».

- В чем счастье? Где эта птица счастья?

(Ответы учащихся)

- А в феерии «Алые паруса» А.Грина?

(Ответы учащихся)

Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья для себя.

Выступление групп о символах или формулах счастья (рисунки учащихся)

VII. Литература

Гамула, Н.В. «Проблема счастья» на примере поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Урок литературы, 10 класс / Н.В. Гамула, О.В. Тиц // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Иштуганова, А. О. Конспект урока по литературе в 10 классе по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" //nsportal.ru.

Торопчина, Л.В. Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Текст: готовимся к сочинению/ Л.В. Торопчина// Литература-Первое сентября.-2004.-№18.- С.19-23.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме

 «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

Задачи урока:

Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

Совершенствовать навыки правописания.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Орфоэпическая разминка

Лексико-орфографическая работа

Творческая работа

Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная

Комплексный анализ текста

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Методы работы:

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока (Приложение 2), слайдовая презентация, медиапроектор для демонстрации, оценочный лист, карточки, раздаточный материал.

.

Ход урока

1.Орг. момент.(слайд1). Слово учителя

Постановка целей урока.

Знать:

- этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель: продолжить работу по подготовке к написанию сочинения (задание №26 ЕГЭ)

-Молодцы. Продолжим работу.

2. Работа по теме урока.

1)Орфоэпическая разминка

- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый

(правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.

Слово учителя:

- Ребята, вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях ЕГЭ и на уроках. Выполните лексическую разминку:

2) Соедините слова с толкованием их значений.

1. Иммигрант

2. Эмигрант

3. Инцидент

4. Прецедент

А. Случай, происшествие обычно неприятного характера.

Б. Случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода.

В. Иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства.

Г. Лицо, выселившееся из своей страны по тем или иным причинам.

Составьте с данными словами возможные словосочетания глагол +существительное. Запишите в тетрадях.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга.

(Выводит на экран слайд «Проверь соседа по парте».)

Оцените друг друга.

(Выводит на экран слайд «Критерии оценки».)

Спасибо за работу.

3.Актуализация знаний

- Повторим основные понятия, которые понадобятся в работе с текстом:

-Закончите предложения: (сдлайд6)

1. Тема текста – это… (то, о чем пишет автор)

2. Основная мысль текста (идея) – это… ( то ,что автор хотел донести до читателя)

3. Проблема текста – это… (вопрос, который волнует автора)

4. Комментарий проблемы - это… (как поднятая проблема показана в тексте)

5. Аргументация – это … (доказательство своей точки зрения)

6. Авторская позиция – это…(отношение автора к поднятой проблеме)

7. Назовите композиционные части сочинения: (вступление, постановка проблемы, комментарий к проблеме по данному тексту, 2 примера из текста, позиция автора, своя собственная позиция, вывод)

5. Работа с текстом.

У вас на столах текст статьи Е. Лебедевой. (слайд7)

Давайте познакомимся с текстом (первое самостоятельное вдумчивое прочтение текста).

Скажите мне, о чем этот текст?

А вы считаете себя счастливыми людьми?

Прочитайте первое предложение.

Вы же тоже относитесь к этому возрасту, почему же не ощущаете себя счастливыми? (И вы действительно правы: вы уже не дети, а старшие подростки, и у нас есть определённые проблемы и заботы: экзамены, правильный выбор жизненного пути, неразделённая любовь)

Таким образом, точка зрения автора текста совпадает с вашей.

- А кто из вас хотел бы быть счастливым? От кого и от чего, по-вашему, это зависит?

- Прочитайте предложение №14 .

(14)Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом?

- Хотите ли вы читать текст дальше? Почему?

давайте посмотрим, какой рецепт предлагает автор.

Чтение текста.

Вопросы по тексту:

- Назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему текста.

Абсолютно счастливыми, радовались жизни, по-настоящему счастлив, для полного счастья, впустить счастье в свой дом, почувствовать себя счастливым человеком.

- Определим тему текста, подумаем, как его можно озаглавить?

Тема: автор размышляет о том, что такое счастье и в чем оно заключается. (запишите в тетрадь)

Укажем на актуальность данной темы. Этот вопрос веками волновал философов и мыслителей. В современном мире он не утратил своей актуальности.

Озаглавим? Размышления о счастье.

- В каком предложении выражена основная мысль текста? (30)Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни, ведь это так просто.

- Какие же проблемы ставит автор, над чем заставляет задуматься нас, читателей? (Сформулировать проблему помогут клише из памятки-раздатки).

(запишите в тетрадь) (слайд № 8)

- Какая из перечисленных проблем основная?

Что нужно для того, чтобы почувствовать себя счастливым человеком?

 Прокомментируйте с помощью предложений текста основную проблему.

(Отметьте данные предложения в тексте) 2, 3, 4, 6. (СЛАЙД № 9)

Автор говорит о том, что в современной жизни мы забываем о родных и близких, перестаем замечать красоту природы. Живя в сумасшедшем ритме, мало общаемся с друзьями и близкими. Получается, что мы просто не успеваем замечать обыкновенное счастье. В погоне за лучшей долей, мы просто его отстраняем, забываем о нем. Но человек – творец своего счастья и своей судьбы, значит, можно взглянуть на жизнь с другой стороны и видеть счастье во всем.

- Какова позиция автора текста? Как она выражена? В каких предложениях текста автор озвучил свою позицию? Зачитайте, объясните. 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32. (слайд № 10)

(Запишите в тетрадь) Автор убеждён, что счастье - для каждого свое. Каждый сам определяет критерии, при соответствии которым он может считать себя счастливым человеком. Он говорит, что впустить счастье в свой дом под силу каждому, что человек сам хозяин своей судьбы. Е.Лебедева утверждает, что чтобы быть счастливым, надо научиться «ценить незатейливые моменты жизни, ведь это так просто».

- Разделяете ли вы позицию автора, согласны ли с его мнением?

6. Составим табличку: (слайд № 11)Запишите в тетрадях:

БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

МЕШАЕТ СПОСОБСТВУЕТ

Положительные эмоции

Музыка

Общение с людьми и животными

Природа

Позитивная информация.

Болезни

Негативные эмоции

Чувство вины

Гнев

Учитель: как видим, многое зависит от человека, от его мировосприятия. Послушайте стихотворение Николая Владимировича Стефановича и ответьте на вопрос: его автор когда-нибудь сможет почувствовать себя счастливым?

Я в жизни счастлив не был ни минуты:

Жизнь, как качели,

Чтобы вознестись

Почти до неба одному кому-то,

Другому надо опуститься вниз.

И кто-то в этот миг и юн, и весел

Лишь потому, что я лишаюсь сил.

И счастье чьё-то я уравновесил,

Терзаньями моими оплатил.

(Нет, он заранее настроен на негатив)

7. Стилистический анализ текста.

- Докажите, что перед нами текст.

Обратимся к определению:

Текст - произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

- Вспомним основные признаки текста:

1) авторство

2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.

3)тематическое и идейное единство.

4)грамматическая связь между предложениями.

5)абзацное членение – выделение микротем.

6)композиционная стройность, завершенность.

- Определите тип речи. Докажите.

Это рассуждение. Композиция такого текста следующая:

Тезис: Во взрослом возрасте люди перестают чувствовать себя счастливыми.

Доказательства:

- Мы все спешим и таем…

- Современная жизнь — это бесконечные гонки на выживание, бесконечная погоня за лучшей долей…

-Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья…

- Особенно сложно живется в современном мире…

- … депрессивное состояние … воспринимать жизнь в черном свете…

- Жизнь — это беспросветная полоса проблем и забот…

Вывод (становится новым тезисом): нужно исправить эту ситуацию, впустить счастье в свой дом. Человек сам хозяин своей судьбы, каждый может почувствовать себя счастливым.

Доказательства:

- Нужно подумать о чем-нибудь хорошем.

-Послушать хорошую, веселую музыку, посмотреть комедийный фильм или послушать выступление юмориста.

-не отдаляться от близких и друзей.

- 3аведите себе кошку, собаку или же волнистого попугайчика.

- Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни.

Вывод: всё это поможет без особых причин почувствовать себя счастливым человеком.

- Какова стилистическая принадлежность данного текста?

Это текст публицистического стиля речи.

- Докажите. Найдите признаки публицистического стиля речи.

Цель данного текста - передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

По жанру это статья. Текст обладает такими признаками публицистического стиля речи, как

- логичность – выдержана структура текста-рассуждения.

-образность – используются выразительные средства: эпитеты: синева небес, золотой листопад(метафорический эпитет), белоснежные сугробы; метафоры: «гривы деревьев».

-эмоциональность,

- оценочность - «Современная жизнь — это бесконечные гонки на выживание», «Особенно сложно живется в современном мире».

- призывность – «может, вместо негатива нам стоит подумать о чём-нибудь хорошем?» «Посмотрите в окно и вы увидите, какая красота окружает нас.» «Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни.»

- общедоступность - текст рассчитан на широкую аудиторию, поэтому понятен всем.

8. Анализ языковых средств. Работа в группах.

- Языковые средства художественного текста помогают раскрыть идейную проблематику текста.

Найдите в тексте (карточки-задания)

1 группа – Лексические средства

На какую тему подобрана лексика в тексте?

Найти, выписать эти слова.

Общественно-политическая лексика: проблема, список целей, ,окружающий мир, человек, сценарий жизни, мысли, эмоции,

слова, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека: радость, счастье, красота, любимое, дорогое, внимание, депрессивное состояние,

2 группа – Художественно – изобразительные средства.

Найти:

б) олицетворение: весело шумящие ручейки, Цель использования: создаёт яркую, выразительную и образную картину весны, усиливает передаваемых мысли и чувства.

в) эпитеты: синева небес, золотой листопад (метафорический эпитет), белоснежные сугробы; Цель использования: направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов.

г) сравнение: таем, как снежинки на ветру. Цель использования: подчеркивание существенных признаков изображаемого предмета, а также выражение авторской оценки и эмоций.

д) антитеза: в детстве – когда выросли, положительные мысли и эмоции – негативные мысли и эмоции, Цель использования: передаёт отношение автора к изображаемому, выражает авторскую оценку и авторское восприятие явления.

ж) метафора: гривы деревьев, люди уходят из этого мира, впустить счастье в дом, Цель использования: усиливает зримость и наглядность изображаемого, и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений. С помощью метафор проявляются глубина и характер ассоциативно-образного мышления автора, его видения мира.

3 группа – Синтаксические средства.

Для синтаксиса публицистического стиля речи характерно использование

однородных членов: посадить, построить, вырастить, сделать, купить, разбогатеть; катастрофах, войнах, убийствах, реформах…

вводных слов и предложений: может, нам стоит подумать; следовательно, мы сами виноваты,

причастных оборотов: котёнка, с любопытством изучающего мир;

деепричастных оборотов: глядя на весело резвящегося котёнка,

4 группа – Морфологические средства

В публицистическом стиле речи используются

существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: мир проблем и забот, стрелки часов, экран телевизора, семена цветов,

В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения: поделитесь, расскажите, заведите, посмотрите.

возвратные глаголы: воспользоваться, движутся, живётся, обрушивается, появляются, нуждаются.

9. Игра «Редактор».

Найдите в данном фрагменте текста орфографические и грамматические ошибки. Отредактируйте его. (слайд №12).

Можно ли ощущать себя счасливым самыми обычными земными радостями?

А это зависет от самого человека! Кто-то и первацветов не замичаит, ктото забыл, какие зори бывают по утрам, а есть те, кто в крохотном цветке незабудке видят отрожение неба, в плывущей тучки-маленький кораблик в безбрежном море, в звони капелле слышат музыку весны. По-моему, нужно радоватся каждым днем, быть дображелательным, недержать в душе обид и просто любить жизнь!

Проверьте себя! (слайд №13).

10. Выводы. (Слайд № 14)

Каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Нужно уметь видеть и ценить обычные моменты жизни, радоваться каждому прожитому часу, общаться с родными и близкими, наслаждаться природой и искусством, притягивать к себе только положительные эмоции. Это ведь и есть подлинное счастье.

11. Рефлексия.

Учитель: Каким образом анализ текста помог нам ответить на основной вопрос урока: КАК ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?

Отвечая, используйте фразы: (слайд № 15)

я понял, что…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

меня удивило…

мне захотелось…

я погружаюсь…

музыка дарит…

меня переполняют такие чувства, как…

Учитель: и в завершение ещё вопрос: почему важно «быть» себя счастливым человеком, а не «казаться» им?

- Сумели вы решить поставленные перед собой задачи?

- Что вам в этом помогло? На ваш взгляд, кто был самым активным в вашей паре, группе? Что для вас самым полезным было на уроке?

- Какие трудности возникли? Что для вас на уроке было самым интересным?

(слайд 16)

12.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

( приложение №1)

Приложение №1

Комплексный анализ текста.

(1)Мы все когда-то в детстве могли чувствовать себя счастливыми без всякого повода. (2)Могли радоваться жизни во всех её проявлениях, могли наслаждаться хорошей погодой, природой, общением с друзьями и многими другими вещами, которых нам в жизни взрослой, увы, недостаточно для искренней радости. (3)Бесконечные проблемы и обязанности настолько поглотили человека взрослого, что он потерял эту способность – быть счастливым благодаря мелочам.

(4)Постоянная бессмысленная гонка – на выживание, за успехом, вдогонку славе – съедает наши души без остатка. (5)К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется большой список целей: карьера, квартира, машина и деньги, деньги, деньги… (6)Мы настолько вросли в этот скаредный вещный мир, что у нас не осталось времени на саму жизнь. (7)На наших близких, на хорошие книги, на общение с природой.

(8)А ведь именно благодаря таким мгновениям человек бывает по-настоящему счастлив. (9)Время так быстротечно, и стрелки любимых настенных часов неумолимо движутся вперёд, и близкие люди уходят из этого мира, так и не услышав, как они были нам дороги, а дети вырастают без должного родительского внимания и тепла...

(10)Но даже если мы можем сказать, что такие моменты есть в нашей жизни, чего-то всегда будет не хватать для полного счастья. (11)Особенно сейчас, когда информационную плотину прорвало и мощный новостной поток, к сожалению, в основном негативный, грязный и депрессивный, заливает нас ежечасно. (12)Многие уже сейчас смотрят на жизнь цинично, воспринимают её в чёрном цвете. (13)И кажется, что жизнь – это беспросветная полоса проблем и забот.

(14)Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом? (15)Как ни абсурдно прозвучит, сделать это под силу каждому. (16)Авторы бесчисленных книг по психологии постоянно акцентируют наше внимание на простом факте: «Человек сам хозяин своей судьбы».

(17)Если изменить мир вокруг и себя в наших силах, стоит начать это делать, маленькими шагами приближаясь к цели. (18)Настроить себя на позитивную волну: послушать любимую музыку, посмотреть комедию или мелодраму с хорошим концом, почитать художественную книгу. (19)А главное, не забывать о близких – родственниках и друзьях. (20)Они чувствуют нашу любовь, нуждаются в ней, и сами, взамен, нас любят и поддерживают. (21)Стоит с ними поделиться своими печалями – и станет легче. (22)А человеку одинокому можно посоветовать завести домашнего питомца: собаку, кошку, хомяка, попугая – любое живое создание, заботу о котором мы возьмём на себя и забудем в приятных хлопотах о своих бедах, хотя бы на время. (23)Наблюдая за котёнком, обучая пса, «общаясь» с хомячком, мы забудем о депрессии. (24)А если ещё чаще выходить на улицу, гулять в парке, наблюдать смену времен года: лиственное золото на фоне голубого небесного свода, безмятежную белизну и строгую красоту зимы, буйство зелени, кипучую энергию жарких месяцев, – это станет лучшим лекарством от тягостного настроения и пережитых нами бед. (25)Тем более что все эти способы нам всегда доступны, и то беспричинное ощущение счастья, которое мы испытывали в детстве, никуда не делось, просто ждёт, когда мы посмотрим на мир другими глазами.

(По Е. А. Лебедевой*)

* Елена Анатольевна Лебедева – современный психолог, педа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...