Интегрированный урок
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Гребенщикова Светлана Сергеевна

интегрированный урок русского языка – литературы,

тема «Словарное богатство русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_russkiy_yazyk_-_literatura_7_klass.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок «Учитель – учителю»

номинация «Мой интегрированный урок»,

интегрированный урок русского языка – литературы,

тема «Словарное богатство русского языка. Стилистическая роль историзмов и архаизмов в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»».

Разработан и проведён учителем

                                                                     русского языка и литературы    

                                                              МАОУ СОШ п.Демьянка

                                                                           Гребенщиковой С.С. 10.11.2017

                                   в 7 классе.

Тема урока: «Словарное богатство русского языка. Роль историзмов и архаизмов в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели урока: 1.  Вспомнить понятия «активная лексика», «пассивная лексика».

                      2. Помочь учащимся осознать взаимосвязь между историческим временем и лексикой, характеризующей это время.

                        3. Дать   понятие о историзмах и архаизмах как стилистическом средстве   воссоздания эпохи в художественном произведении.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Учитель:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы проведём с вами не совсем обычный урок. Как вы думаете, в чём его необычность? (На партах лежат тетради и по русскому языку, и по литературе).

Правильно, сегодня мы проведём интегрированный урок русского языка и литературы. Откройте тетради по русскому языку, запишите число и слова «Классная работа». Как вы думаете, какая тема будет у нашего урока? Какое произведение русской литературы мы начали изучать на прошлых уроках литературы («Песня про царя Ивана Васильевича…»). Верно, молодцы. Кто помнит, в каком году Лермонтов создал эту поэму? (в 1837 году). А какое время описывается в поэме? (Эпоха царствования Ивана Грозного). Что в произведении указывает на то, что действие происходит в 16 веке? Что широко использует автор в поэме? (Он использует устаревшие слова, особую лексику). Для чего? (Учащиеся затрудняются с ответом). А вот в этом мы с вами сегодня и разберёмся. Вспомните, на какие две группы делятся устаревшие слова? (Историзмы и архаизмы). Так как мы сформулируем тему нашего урока? (С помощью учителя формулируют и записывают тему урока в тетрадях по русскому языку).

  1. Давайте вспомним, чем же различаются историзмы и архаизмы, и запишем определения.

Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления вместе с явлениями и предметами, их обозначающими: кафтан, боярин, барщина и т.п.

Архаизмы – устаревшие слова, обозначающие предметы и явления, существующие в современном мире: уста, перст, чело, очи и т.п.

  1. Открываем учебник литературы, находим текст «Песни…» и выписываем из него историзмы и архаизмы. (Здесь уместен соревновательный момент: можно организовать работу в группах – одна группа выписывает архаизмы, другая историзмы; это может быть соревнование между рядами – кто найдёт больше слов; можно совместить словарную работу с физкультминуткой – класс делится на две группы, доска делится на две части, из каждой группы учащиеся по очереди  выходят к доске и выписывают слова (остальные работают в тетрадях). Вид работы зависит от возможностей класса).
  2. Итак, сделаем вывод: для чего автор использует историзмы и архаизмы в своём произведении? (Для воссоздания исторической эпохи). К какому разделу науки о русском языке относятся устаревшие слова? (Лексика).  Только ли лексические средства использует автор? (Нет). А какие ещё? (Стилистические – поэма похожа на былину, автор использует особый былинный стих, прямо указывает на гусляров, как на «авторов» этой «Песни»).
  3. Давайте вспомним раздел «Лексика». Какой может быть лексика? (Активной или пассивной). А устаревшие слова относятся к какой? (К пассивной лексике). Но раз она пассивная, может, тогда совсем исключить её из словарей, совсем не использовать и не изучать? (Нет, так нельзя). Почему? (Потому что нельзя выбросить из языка любую его часть, будь то устаревшие слова, диалектизмы или любая другая часть лексики, это делает язык более бедным). 
  4. Давайте прочитаем отрывок из поэмы. (Подготовленный ученик или сам учитель читает описание сцены боя: «Вот молча оба расходятся, богатырский бой начинается…»). Встречаются ли в этом отрывке устаревшие слова? (Нет). Почему, как вы думаете? (Потому что главными в этом отрывке для автора были чувства и мысли главного героя, а не воссоздание исторического колорита). Какой вывод можно сделать? (Автор даёт понять, что в любую историческую эпоху мысли и чувства человека остаются одними и теми же – гнев, любовь, ненависть и т.д.). Домашним заданием для вас по литературе будет подготовка выразительного чтения наизусть этого отрывка (Бой Калашникова с Кирибеевичем); по русскому языку – самостоятельное изучение темы «Неологизмы». (Учитель открывает доску с заранее записанным домашним заданием).
  5. Рефлексия – сейчас каждый из вас подумает и скажет, что нового об использовании устаревших слов он узнал на этом уроке. (Учащиеся высказываются по очереди).
  6. Вы сегодня очень хорошо поработали, оценки за урок (объявляет). Большое вам спасибо, до завтра!

Примечания: Так как проводимая на уроке работа в основном была словарной, я сочла возможным обойтись без презентации. В качестве иллюстративного материала были использованы иллюстрации к поэме Билибина, Васнецова: иллюстрации были расположены на стендах вокруг доски. Если есть возможность провести интегрированный урок в течение двух часов, тогда можно использовать презентацию по уроку http://bigslide.ru/literatura/26659-myu-lermontov-pesn-pro-carya-ivana-vasilevicha-mol.html.

Список использованной литературы

  1. Золотарёва И.В., Аникеева С.М. Поурочные разработки по литературе 7 класс. 2-е издание, исправленное и дополненное. –  М.: «ВАКО», 2005
  2. Коровина В.Я. Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч.Ч.2/ в.Я.Коровина.  – М.: Просвещение, 2010
  3. Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, С.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.; Дрофа, 2008
  4. Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....