Конспект интегрированного урока "В гостях у "Калевалы" (6 кл.)
методическая разработка по литературе (6 класс)

Кузнецова Светлана Борисовна

Урок был проведён в рамках участия в конкурсе "Учитель года" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalevala.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  В гостях у «Калевалы»

Тип урока: интегрированный урок литературы, финского языка, изобразительного искусства и музыки.

Цели:

Обучающие:

  1. расширить представление детей об эпосе;
  2. показать своеобразие карело-финского эпоса «Калевала»;
  3. обучать анализу текста;

Развивающие:

  1. формировать творческое мышление учащихся;
  2. развивать навыки выразительного чтения;

Воспитывающие:

  1. познакомить с сюжетами «Калевалы» в живописи и музыке;
  2. воспитывать интерес к языку и культуре других народов.

Оборудование: интерактивная доска, папка с раздаточным материалом, текст эпоса «Калевала», запись звучания музыкального инструмента  кантеле, элементы финского национального костюма.

Используемые технологии и методы: беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, и работа с интерактивной доской.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Самопредставление, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы откроем для себя удивительную книгу – «Калевала». Это волшебная книга рассказывает о культуре финского народа, издавна плотно заселявшего территорию Ленинградской области и, конечно, Ломоносовского района. Цель наша – прикоснуться к народному наследию «Калевала»

  1. Основная часть.

Калевала – это народный эпос.

- Что такое эпос? (Героические сказания, сказки)

- Какие произведения русского народного эпоса вы можете назвать? (называют произведения русского народного эпоса)

-Молодцы! «Калевала» состоит из 50 рун.

Руны – это народные песни, которые собрал известный финский этнограф Элиас Лённрот.

Руны не читались, а пелись под национальный финский музыкальный инструмент «кантеле», который, по мифам, был сотворен из пасти гигантской щуки. (учитель показывает инструмент)

- На что похож этот инструмент? (учащиеся высказывают свои предположения) Кто из вас хочет подержать его в руках, услышать живое звучание? (желающий выходит, берет инструмент и показывает образ рунопевца)

- А сейчас вы услышите мелодию кантеле, во время которой ваше воображение нарисует картину. (дети закрывают глаза и слушают музыку около 2 мин., далее делятся своими впечатлениями)

- Вот  и настала пора поближе познакомиться с героями этого эпоса:

Как начнем мы наши руны

   Петь под кантелевы струны.

                                                       О героях книги славной,

                                                       Мы узнать хотим скорее…

Работа с логической схемой по 1 руне

- Руны очень близки к мифам. Что же такое мифы и зачем они были нужны? (объясняли происхождение мира и человека). Главный герой эпоса Вяйнямейнен. Давайте откроем в папке розовую страницу со схемой и посмотрим как, зарождалась земля Калевала и её первый житель Вяйнямейнен. (дети открываю страницу и внимательно рассматривают рисунок-схему). (См. приложение)

- Чей сын Вяйнямейнен? (Вяйнямейнен сын воды и воздуха)

- Утка на колене волны свила гнездо. Сколько яиц в гнезде? Они одинаковые? (Шесть золотых и одно железное яйцо).

-Подул сильный ветер. Что произошло с яицами? (Раскололись на две части)

- Во что превратились верхние части и во что нижние? ( Верхние - в небо, нижние – в сырую землю). А содержимое яиц? (В звезды, луну, солнце, месяц).

Вяйнямейнен сидел в чреве матери семьсот лет. Может ли быть такое? (Нет.)

- Как называется чрезмерное преувеличение? (Гипербола).

- Вяйнямейнен обратился к природным силам, которые помогли ему появиться на свет.

И пошёл наш Вяйнямейнен

                                                      Странствовать по белу свету.

                                                      Посетил страну чужую,

                                                      Похьёлой она зовется.

                                                      Деву встретил здесь

                                                      Герой наш

                                                      И пленен был красотою.

                                                      Выходила к морю дева,

                                                      Песню пела вот какую:

( учитель исполняет отрывок из финской песни)

- Чтобы взять в жёны деву Похьёлы, хозяйка дала нашему герою задание – выковать мельницу Сампо. Вяйнямейнен попросил об этом своего друга кузнеца Ильмаринена:

                                                       Руки у кузнеца поистине волшебные,

                                                       Так споем же ему руны хвалебные.

Работа с 10 руной.

- Прежде чем читать, познакомимся с новыми  словами, которые будут в тексте. (Учащиеся работают со словарём).

- Откройте в папке 2 страницу (текст 10 руны). Сейчас я начну читать, а вы послушайте, как звучат руны (далее продолжают ученики, после прочтения идет обсуждение руны).

- Что же увидел на дне горнила кузнец, прежде чем появилась Сампо? ( Лук, лодку, корову, плуг – учащиеся могут зачитать из текста).

- Почему эти предметы не устраивали кузнеца? (Потому что все они имели дурное свойство: лук – просил жертвы; лодка – шла в сраженья; корова – спит средь леса; плуг – пахал чужие земли).

- Какую мельницу выковал кузнец? (Волшебную)

- Что помогало кузнецу в работе? (Кузнецу помогали ветер, буря).

- Что же делала мельница? (Мельница одним  боком муку молола, другим соль, третьим боком много денег).

- Посмотрите, как художник изобразил Сампо. (Показывает слайд). А я увидела эту мельницу вот такой. Что общего у мельниц? (Они ярки, красочные, волшебные). Так как мельница волшебная, то можно всем загадать одно желание. Очень тихо подойдите, возьмитесь за волшебную ленточку и загадайте желание. (Дети подходят, загадывают желание).

- Молодцы!

Творческое рисование (домашнее задание).

- Дома у вас будет возможность нарисовать эту сказочную мельницу Сампо.

III. Заключительная часть.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? (учащиеся обобщают материал урока).

Ребята, у вас в папке есть листочки разного цвета: красного, синего и зеленого. Если вам сегодняшний урок понравился, то возьмите красный листочек, напишите своё имя и приклейте на обложку папки, если не очень, то зеленый листочек, если урок совсем не понравился, то синий. (Учащиеся высказывают своё отношение к уроку).

- Спасибо вам ребята за урок. У меня для вас есть еще угощение, из муки, которая намолола мельница Сампо. (Выходя из кабинета, учащиеся пробуют угощение).

Отрывок из текста «Калевалы»

Вот идет  ковать он Сампо.

   Вот на первый раз  нагнулся

Тот кователь Ильмаринен;

Он нагнулся, чтоб увидеть

На пылавшем дне горнила,

Что из пламени там вышло,

Из огня что поднялося.

   Лук из пламени явился

С золотым сияньем лунным;

Серебром концы блестели,

Рукоятка – пестрой медью.

    Был по виду лук прекрасен,

Но имел дурное свойство:

Каждый день просил он жертвы,

А по праздникам и вдвое.

    Сам кователь Ильмаринен

И не рад такому луку,

Пополам он лук ломает

И бросает снова в пламя,

Поддувать рабам велит он,

Им велит он дуть сильнее.

     На другой день вновь нагнулся

Тот кователь Ильмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня челнок там вышел,

Вышла лодка – красный парус,

Борт весь золотом украшен,

И уключины из меди.

     Был челнок прекрасен с виду,

Но имел дурное свойство:

Сам собою шел в сраженье,

Без нужды на битву рвался.

     Сам кователь Ильмаринен

Не обрадовался лодке:

Изломал её он в щепки

И бросает лодку в пламя,

Поддувать рабам велит он,

Им велит он дуть сильнее.

      Вот на третий день нагнулся

Тот кователь Ильмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня корова вышла,

У неё рога златые,

Среди лба у ней созвездье,

Меж рогов сияет солнце.

    Хороша корова с виду,

Но у ней дурное свойство:

Спит средь леса постоянно,

Молоко пускает в землю.

    Сам кователь Ильмаринен

Недоволен той коровой:

Режет в мелкие кусочки

И в огонь её бросает,

Поддувать рабам велит он,

Им велит он дуть сильнее.

      На четвертый день нагнулся

Тот кователь Ильмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня там плуг выходит,

У него сошник из злата,

Стержень плуга был из меди

И серебряная ручка.

     С виду был тот плуг прекрасен,

Но имел дурное свойство:

Он пахал поля чужие,

Бороздил соседний выгон.

       Сам кователь Ильмаринен

Не обрадовался плугу:

Быстро плуг в куски ломает

И бросает снова в пламя,

Заставляет дуть он ветры,

Заставляет дуть он бурю.

      Быстро ветры зашумели;

Дует западный, восточный,

Сильно дует ветер южный,

Страшно  северный бушует;

Дует день, другой день дует,

Третий день бушуют ветры,

Из окошка вьется пламя,

Из дверей несутся искры,

К небу мчится туча гари,

Дым смешался с облаками.

     Ильмаринен, тот кователь,

Вновь на третий день нагнулся

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Видит: Сампо вырастает,

Крышка пестрая возникла.

     И кузнец тот, Ильмаринен,

Вековечный тот кователь,

Стал тогда ковать скорее,

Молотком стучать сильнее,

И выковывает Сампо,

Что муку одним бы боком,

А другим бы соль мололо,

Третьим боком много денег.

     

Лук

Челнок (лодка)

Корова

Плуг 

Словарь

Гипербола – чрезмерное преувеличение.

Горнило – печь для переплавки металлов, кузнечный очаг с мехами и поддувалом.

Кантеле – финский народный музыкальный инструмент, похожий на гусли.

Ковать – ударами молота придавать какую-нибудь форму куску металла.

Миф – древние народные сказания о богах, героях, явлениях природы.

Руны – народные песни.

Рунопевцы – исполнители рун.

Сошник – часть плуга, острый наконечник, подрезающий пласт земли.

Уключина- приспособление к борту лодки для упора весла при гребле.

Челнок- лодка.

Эпос – произведение народного творчества, героические сказания, песни.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ропшинская средняя общеобразовательная школа

Ломоносовского муниципального района

Ленинградской области

Конспект открытого урока

Тема: В гостях у «Калевалы»

                                                  Составила:

                                                                                                      учитель русского языка и

                                                                             литературы

                                                                                            Тихова

                                                                                            Светлана Борисовна

         

Д. Ропша, 2009 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ропшинская средняя общеобразовательная школа

Ломоносовского муниципального района

Ленинградской области

Авторская концепция

Интеграция русского языка с

другими предмета учебного цикла

                                                                  Автор:  

                                                                                                      учитель русского языка и

                                                                             литературы

                                                                                                    Тихова

                                                                                                    Светлана Борисовна

Д.Ропша, 2009 г.

Описание работы.

    Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая обучающихся широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой, географией… Установление органических взаимосвязей литературы с данными учебными дисциплинами не только обогащает и углубляет литературные знания обучающихся, но и благотворно сказывается на усвоение сложных дисциплин.

     Межпредметные связи всесторонне влияют на процесс обучения – от постановки задач до его организации и результатов.

      Значение межпредметных связей в процессе обучения очень велико:

  1. установление связей между учебными предметами – необходимое условие развития системы знаний, овладения основами наук;
  2. согласованность учебно-воспитательного процесса по всем предметам позволяет достигать большего эффекта в общем развитии обучающихся, гармонично развивать все сферы их умственной, эмоциональной и физической деятельности;
  3. содействие комплексной реализации всех элементов системы воспитания;
  4. межпредметные связи дают неоспоримый организационно- педагогический эффект, который позволяет избежать дублирования, а также сэкономить учебное время.

     В своей работе я активно реализую принцип межпредметности, интегрируя сведения из разных учебных дисциплин.

      Представленный мной открытый урок «В гостях у «Калевалы» является уроком внеклассного чтения, музыки и изобразительного искусства с элементами этнографии. Форма урока – творческая мастерская построения знаний, что подразумевает совместную творческую деятельность. Здесь нет «актеров» и «зрителей», все – участники. Исходя из этого, мною поставлены следующие цели:

  1. расширить представление детей об эпосе;
  2. показать своеобразие карело-финского эпоса «Калевала»;
  3. обучать анализу текста;
  4. формировать творческое мышление учащихся;
  5. развивать навыки выразительного чтения;
  6. познакомить с сюжетами «Калевалы» в живописи и музыке;
  7. воспитывать интерес к языку и культуре других народов.

     В ходе творческой мастерской предлагаю детям разнообразные виды заданий, дифференцированные по степени сложности, например; работа с логической схемой, образное словесное рисование, раскрытие основных теоретических понятий, творческое рисование.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ропшинская средняя общеобразовательная школа

Ломоносовского муниципального района

Ленинградской области

Тихова Светлана Борисовна

учитель русского языка и литературы

Д. Ропша, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект)  интегрированного урока, презентация  к уроку....

Конспект интегрированного урока математики и швейного дела 7 класс. Тема урока: Геометрический материал. Построение ромба. Изготовление выкройки выреза пододеяльника в виде ромба.

   На уроках в коррекционных школах при реализации общеобразовательной, коррекционно - воспитательной и практических задач осуществляется тесная связь с преподаванием других  уче...

Конспект интегрированного урока технологии - ОБЖ в 6 классе по теме: "Правила безопасной работы на уроках кулинарии: приготовление пирога «Шарлотка»".

Данный урок проведён в 6 классе учителями Берсенёвым Александром Павловичем (преподаватель технологии, ОБЖ) и Зубаревой Татьяной Валентиновной (преподаватель технологии - обслуживающий труд) (МБОУ "СО...

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобр...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс

план- конспект интегрированного урока  Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...