Сценарий открытого урока литературы
методическая разработка по литературе (6 класс)

Козловская Инэсса Романовна

Важным этапом данного урока литературы в 6 классе является творческая работа учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сценарий открытого урока литературы в 6 классе учитель русского и литературы Козловская И.Р. декабрь 201 9 г.

Слайд 2

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО, ОБРАЩЕННОЕ К ДЕТЯМ Ребята, сегодня нам предоставлена такая возможность провести урок литературы в не совсем привычной вам обстановке в присутствии моих коллег, гостей нашей школы, которых я прошу поприветствовать. Присаживайтесь! Понимаю, как вам не терпится узнать, что же вас ждёт сегодня на уроке, так как мой замысел до этой минуты вам был совершенно неизвестен. Очень надеюсь, что наша совместная деятельность подарит вам радость открытий, новые знания и принесёт удовлетворение от работы.

Слайд 3

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП: Группа №1 – Что обозначает слово дорога? (работа со словарями) Группа № 2 – Подбор синонимов к слову дорога. (обсуждение в группе) Группа № 3 – На каких произведениях художников изображены дороги? Изобразить дороги на рисунках. Группа № 4 – В каких литературных произведениях используется идея дороги – пути?

Слайд 4

ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Мотив дороги весьма часто встречается в художественных произведениях. Сегодня он будет основным в произведении, знакомство с которым у вас будет впереди. Но вернёмся ещё раз к теме: «дорога-путь-движение –открытия» звучит позитивно, но меня настораживают слова «никуда не ведёт». А вас? Не кроется ли здесь какая-то проблема? Какие вопросы возникают у вас в процессе обдумывания этого предложения? Значит, проблема есть. Я бы сформулировала её так: стоит ли идти по дороге, которая никуда не ведёт?

Слайд 5

ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Раз есть проблема, мы можем выдвинуть гипотезы, чтобы в ходе исследования или подтвердить их, или опровергнуть! Напомню, при формулировании гипотезы предложение должно начинаться с союза «Если…, то…» Итак, ваши варианты. (1. Если есть дороги, которые никуда не ведут, то надо знать, чем они опасны. 2. Если…. , то стоит ли о них вообще говорить. 3. Если … , то есть те, по которым можно и нужно идти.) Есть проблема, есть гипотезы, пора приступить к исследованию. Попробуем нарисовать дорогу, ведущую в никуда.

Слайд 6

УРОК – МОДЕЛИРОВАНИЕ ПО СКАЗКЕ Д. РОДАРИ «ДОРОГА, КОТОРАЯ НИКУДА НЕ ВЕЛА» В 5 классе одним из эффективных методов является моделирование художественного мира произведения. Все образы – персонажи, образы – события, образы – картины, образы – детали представляют отдельные подсистемы, которые в конечном счёте организуют авторскую модель художественного мира. В качестве характеристик художественного мира выступают пространственно – временные параметры (хронотоп) и субъективная организация самой ткани произведения. Сначала учащимся предлагается с помощью красок отобразить увиденный ими в тексте мир. Затем моделирование предполагает схематическое изображение мира произведения с помощью символов. Самым сложным оказывается выделение отличительных черт художественного мира писателя и отражение их в целостной модели. Такой метод позволяет увидеть особенность мира художественной литературы и её связь с миром реальности. (сравнение и обсуждение рисунков)

Слайд 7

РАБОТА С ТЕКСТОМ Прошу на листах нарисовать дорогу в никуда. Сравниваем несколько рисунков и отвечаем на вопрос: чем они похожи. (На рисунках они обрываются, нет конечной цели…). 2. Предлагаю послушать сказку Д.Родари и по желанию дополнить свои рисунки (появляются дороги, ведущие домой, в город, дорога в никуда дополняется пейзажными деталями). 3. Нарисуйте, чем закончилась дорога в никуда для Мартино. Как вы думаете почему? 4.Могло ли описанное Д. Родари произойти в реальной жизни? Находим детали реальной жизни и вымысла. Обращаемся к определению хронотопа в произведении ( Время и пространство в сказке реальное, не вымышленное).

Слайд 8

РАБОТА С ТЕКСТОМ 5. Выделение сказочных элементов в сюжете, в персонажах. 1) Образ дороги – традиционный в фольклоре. 2) Испытание героя (здесь: трудности дороги). 3) Награждение героя. Каких ещё вы знаете героев сказок , получивших награждение? За что получают они награду? 6. Размышления – выводы. Что, по-вашему, хотел сказать писатель своим юным читателям? (Есть смысл дать краткую справку о самом писателе, трудностях его жизни и решении, принятом им , чтобы выбраться из нужды и помочь семье). 7. Творческая работа по группам (советы тем, кто не боится «неизведанных дорог»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока " Образ благородного разбойника в английской и русской литературе"

Целью данной разработки является проведение сравнительного анализа литературных произведений разных стран, объединенных общей тематикой....

Сценарий открытого урока, Английский в фокусе, 6 класс, модуль 3, урок "On the move".

Данный урок разработан с использованием метода активизации, которому обучает школа Китайгородской. Отличительной особенностью урока является подчинение всех заданий единому сценарию, а также преоблада...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - Clothes.

Данный материал включает сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - "Clothes".Презентацию и разадто...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...