Тест по творчеству М.В. Ломоносова (5 класс)
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Казакова Татьяна Владимировна

Вопросы  по творчеству М.В. Ломоносова в рамках рабочей программы по литературе в 5 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по теме «Жизнь и творчество М.В. Ломоносова Кем был отец М.В. Ломоносова? 2. В Москве Ломоносов поступил в …..? 3. Какую учёную степень имел М.В.? 4. Какие «три штиля» выделил Ломоносов в литературе? Какие жанры литературных произведений относятся к каждому из штилей? 5. Что такое ода?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок ко Дню славянской письменности и культуры 5-6 класс

Слайд 2

Цели: 1. Приобщить подрастающее поколение к славным славянским традициям. 2. Пополнить знания о значении письменности для народов России. 3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к родному языку, гордости за нашу славную историю.

Слайд 3

Сегодня наш урок посвящён Дню славянской письменности и культуры. Язык-наша жизнь, наш повседневный быт. Родное слово помогает нам жить, узнавать себя и других. Без языка не будет народа. Ученик читает стихотворение И.А.Бунина «Слово ». Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь. Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. Иван Бунин 1870-1953

Слайд 4

Наличие речи – устной и письменной- является одной из основ государственности. Если хотят подорвать нацию, то прежде всего подрывают язык, культуру. Поэтому надо следовать призыву И.А.Бунина – беречь родной язык. Мы с вами говорим, не задумываясь, какое это счастье - владеть словом, живой речью. Родной язык, родные звуки – Отца и матери язык. Которым с детства радость, муки И мысль я выражать привык. Наш язык – русский. Но если мы не будем знать, из какого языка он вышел, н ам будут непонятны многие слова и выражения. Какой язык был «прадедушкой» русского языка? Славянский ! С л авянский , а если говорить точнее, старославянский. Теперь этот язык остался в употреблении только в церковном богослужении в православных храмах и богослужебных книгах.

Слайд 5

862 год . В этом году моравский князь Ростислав посылает письмо византийскому императору с просьбой прислать проповедников, способных на славянском языке наставить его подданных в христианстве. Великая Моравия, включавшая в то время отдельные области современной Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Румынии и Польши, уже была христианской. Но просвещало её немецкое духовенство, и все богослужение, священные книги и богословие были латинские, для славян непонятные.

Слайд 6

- А как и когда появилась наша письменность? Появилась письменность в далёком 9 веке. И обязаны мы этому великому событию двум братьям- византийцам Кириллу и Мефодию . По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. -Почему братья решили взяться за такое к ропотливое и трудное дело, как создание славянской письменности? Вот ответ самого Кирилла: « Живут на огромных территориях славянские племена, а письменности своей не имеют. Почему? Ведь их же просвещать надобно! Надо донести до них силу слова Божьего на их родном языке .»

Слайд 7

Его поддержал брат Мефодий: « Да, у каждого народа должна быть своя письменность и Священное Писание на родном языке. Но всё это не так-то просто. И если ты возьмёшься за это дело, я тебе помогу ». Кирилл и Мефодий принялись за дело. Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела; чтобы людям хотелось их изучать.

Слайд 8

Потрудиться им пришлось немало. В славянских говорах есть звуки, которые отсутствуют в греческом языке и в латыни. Для таких звуков Кирилл и Мефодий придумали новые звуки. День за днём трудились братья, стирая одни знаки и создавая другие.

Слайд 9

Наконец все 43 буквы славянской азбуки были созданы. В ней были уникальные буквы для обозначения звуков [ б ],[ ж ],[ ю ],[ ш ],[ з ],[ ц ],[ у ] . Таких звуков не было ни в латыни, ни в греческом языках.

Слайд 10

Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далеком девятом веке . « Бог сотворил и ныне в наши годы — объявив буквы для языка вашего — то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем языке… Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства », — писал император Михаил князю Ростиславу.

Слайд 11

До сих пор азбука «кириллица» остаётся самой удобной и простой. Науке неизвестны имена создателей греческого, латинского алфавитов, китайских и японских иероглифов. А вот создатели славянской азбуки нам известны.

Слайд 12

Выучить старославянский алфавит было непросто, так как произносились буквы целыми словами. И каждое название несло глубокий смысл и нравственное содержание. Посмотрите внимательно на старославянскую азбуку. Прочитайте первые буквы и скажите, почему алфавит на Руси назвали азбукой ? По начальным буквам – Аз, Буки.

Слайд 13

Православная Азбука представляет собой не что иное, как зашифрованное Послание наших предков. Оно звучит так: «Я знаю буквы ; письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь.»

Слайд 14

Создание Азбуки – событие огромного значения! Ею жители РФ пользуются до сих пор. Письменность помогла русскому народу сплотиться, осознать своё духовное и историческое единство. Празднуя День славянской письменности и культуры, вспоминая святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , мы можем искренне гордиться нашей страной и её великим народом. Любовь к Родине – вот главный смысл этого праздника!

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Книжный язык, культурный контекст, терминологию высокой мысли создавали прямо вместе с библиотекой книг апостолы славян святые Кирилл и Мефодий . Помним и чтим!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ст .. ит поз.. няя ос.. нь в со.. нце и туманах. Скво (з/с)ь обл .. тевшие л.. са виднеют .. ся далёк..е обл ..ка и син ..й густой воздух. По н.. чам в зар .. слях вокру (г/к)( 1 ) нас шевелились др..жали ни(з/с)кие звёзды. У нас на стоянк .. горел костёр. Мы жгли его весь день и ноч .. напролёт, чтобы отг .. нять в.. лков . Волки тихо выли по дальн ..м( 3 ) б..р..гам оз .. ра . Их бе (з/с)покоили дым костра и в.. сёлые ч.. ловеческ ..е крики. Мы были уверены, что огонь отпугива ..т( 2 ) зв ..рей. Но однажды веч ..ром в тр .. ве у костра начал с.. рдито сопеть неизвес .. ный зверь. Его (не)было видно. Он озабоченно бегал вокру (г/к) нас фыркал и с.. рдился .( 4)

Слайд 2

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных частей речи отсутствуют в предложении. От лесного пожара овраги и опушка берёзовой рощи почернели.

Слайд 3

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1.Незнайка говорил что сочинил несколько стихотворений 2. Прочти нам свои стихи попросили малыши 3. Однажды Незнайка попросил Цветика научить его писать стихи 4. Незнайка тебе не нужно писать стихи

Слайд 4

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании сделали свой выбор. Настя часто читает младшей сестрёнке сказки перед сном. Пусть Настя почитает сестрёнке волшебную сказку на ночь. Почитай мне сегодня Настя книгу о приключениях Незнайки. Сначала сестрёнка разложит книги большого формата с картинками.

Слайд 5

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании сделали свой выбор. Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю. Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей. После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью. Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Шмелёв (1873 - 1950)

Слайд 2

Иван Сергеевич Шмелёв родился и вырос в Москве, в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам . В доме сохранялись традиции Православного благочестия , патриархальный уклад. Детство Шмелева прошло в тесном общении с мастеровыми, что позволило ему хорошо узнать и полюбить народную, трудовую Россию.

Слайд 3

После окончания университета в 1898 году в течение года проходит военную службу , затем 8 лет служит чиновником в Московской и Владимирской губерниях . Здесь он встречает прототипов героев своих рассказов. В 1907 году Шмелев выходит в отставку , возвращается в Москву и посвящает себя литературе . В 1909 году он становится активным членом «Среды» — литературного кружка , объединявшего писателей-реалистов :А. Чехова, М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева. В 1910 году вошел в товарищество «Знание »; а в 1912 году стал одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве».

Слайд 4

Стремление к литературному творчеству пробудилось у будущего писателя еще во время обучения в московской гимназии. В 1895 в журнале «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ «У мельницы». Окончив гимназию, в 1894 году он поступает на юридический факультет Московского университета . Осенью 1895 года совершает поездку Финляндию, в Валаамский монастырь . Результатом этого путешествия явилась его первая книга - очерки "На скалах Валаама" , опубликованная в Москве в 1897 .

Слайд 5

Февральскую революцию Шмелев принимает восторженно . Он едет в Сибирь, чтобы встретить политкаторжан, выступает на собраниях и митингах, рассуждая о «чудесной идее социализма » . Однако вскоре ему открывается подлинный, страшный лик революции. Октябрьский переворот и последующие события стали причиной перелома в мировоззрении Шмелева . В 1922 году он эмигрировал из России.

Слайд 6

Годы, проведенные писателем в эмиграции, насыщены плодотворной творческой работой . Он публикуется во многих эмигрантских изданиях. С годами в творчестве Шмелёва центральное место заняли воспоминания о прошлом (романы «Богомолье», «Лето господне ») За рубежом И.Шмелев выпустил более двадцати книг на русском языке . Писатель остро переживал, что в СССР все они были запрещены . Умер Иван Сергеевич Шмелев от сердечного приступа 24 июня 1950 года близ Парижа.

Слайд 7

Рассказ «Как я стал писателем»

Слайд 8

Задумаемся над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения.

Слайд 9

Поразмышляем над прочитанным. 1. Как вы думаете, к чему ближе это произведение : к воспоминаниям, дневниковым записям или к обычному рассказу? 2. Что открывал главный герой в людях ? Что ему нравилось в них? 3. Какими виделись ему в детстве окружающие предметы ?

Слайд 10

4. Как пришло к И. Шмелеву умение писать ? 5. Чем заканчивается рассказ? 6. Почему главный герой почувствовал, что он «другой»? 7. В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?

Слайд 11

Напишите небольшой рассказ на одну из тем: «Как я написал свое первое стихотворение». «Как я стал… (футболистом, хоккеистом, художником и т.д.) Важно! Показать тот момент когда вы, подобно Шмелеву, стали «другим». Т.е. как на вас это событие повлияло. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое отзыв? « Отзыв» - от слова «ЗОВ». Это отклик души, сердца и мысли на прочитанное/увиденное. В отзыве ценится непосредственность чувств, переживаний, самостоятельность суждений, обоснованность наблюдений и выводов, индивидуальность стиля.

Слайд 2

Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным (увиденным) произведением . Целью отзыва является рекомендация книги/фильма другим людям.

Слайд 3

Как написать отзыв? Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит: Краткие сведения о книге/фильме: А). имя автора/режиссёра; Б). название произведения; В). место и время событий, которые описывает автор, понравившиеся (или нет) эпизоды; Д). г лавные герои (кто стоит в центре повествования). 2. Тезис - мнение человека о книге(фильме) и доказательства справедливости этого тезиса. 3. Вывод - общая оценка книги(фильма).

Слайд 4

Краткие сведения о книге (фильме) Можно написать в какое время происходили события, описанные в книге/фильме, что вы знаете об этом историческом периоде из книг и кинофильмов. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования.

Слайд 5

1.Отражает ли фильм современные события и проблемы? Возможно, таким образом режиссер хочет сказать о чем-то значительном. Постарайтесь «перенести» события фильма в жизнь. 2.Несет ли фильм в себе какой-либо послание , или, возможно, призван пробудить определенный отклик у зрителя ? Порассуждайте, достиг ли он в таком случае своих целей? 3.Затрагивает ли фильм ваши личные переживания ? Почему?

Слайд 6

Назовите главных героев, опишите место действия и опишите, в чём заключается основной сюжет фильма. Но никогда не нарушайте первого правила написания обзора: не рассказывайте слишком много — так вы просто уничтожите фильм для зрителя!

Слайд 7

Завершите вашу рецензию/отзыв выводом. Он должен подтверждать ваш начальный тезис и служить неким ориентиром: смотреть читателю этот фильм или нет. Вывод также должен быть написан интересно — это хороший способ поставить точку.

Слайд 8

Советы Нужно понимать, что если фильм не в вашем вкусе, то это еще не означает, что следует негативно отзываться о нем.

Слайд 9

Например, … В 1936 году известный русский писатель А.Н. Толстой написал свою сказку о деревянном человечке «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая стала любимым произведением детей. В своем предисловии к сказке он говорит, что основой ему послужила итальянская сказка «Пиноккио или Похождения деревянной куклы ». Буратино с итальянского языка переводится как деревянная кукла. Образ этого веселого и забавного человечка с длинным носом придумал итальянский писатель К . Коллоди. Толстой не просто пересказал итальянскую сказку, он придумал различные приключения для Буратино и его друзей. Написанная история происходит в одном итальянском городе. Об этом можно судить по именам героев – Карло, Пьеро, Джузеппе, а также по используемой денежной единице - гульдене. В основе сюжета этой сказочной повести лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом , Дуремаром , котом Базилио и лисой Алисой – борьба добра со злом, за овладение золотым ключиком. Этот ключ для Карабаса Барабаса является символом богатства и власти над бедняками. Для Буратино, папы Карло, Артемона , Пьеро и Мальвины золотой ключик - символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли. Еще эта сказка о дружбе.

Слайд 10

Тезис – мнение читателя о книге… В главной части отзыва нужно выразить свое мнение о прочитанном произведении. Можно написать свое отношение к книге, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились . Практически во всех отзывах дается характеристика одного или нескольких героев. Рассказывает о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанной книги вас взволновали . Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или из жизни.

Слайд 11

Например, … Друзей у Буратино много: это и Мальвина, пытающаяся привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённый в девочку, с голубыми волосами, и другие герои. Когда Буратино не обнаруживает своих друзей в пещере, он начинает понимать, как они важны для него, и идет им на выручку. Буратино пережил много приключений с самого первого дня своего появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он понял: «Надо спасти товарищей - вот и всё». Он вызывает наше восхищение, но это не мешает нам смеяться над его забавными проделками. Этот деревянный длинноносый мальчишка - хороший товарищ и верный друг, имеющий свои слабости и недостатки. Карабас Барабас , продавец пиявок Дуремар , лиса Алиса, кот Базилио олицетворяют в произведении злые силы. Толстой высмеивает их на протяжении всей сказки. Мы смеёмся вместе с ним, вспоминая, например, как свирепый Карабас Барабас , засунув свою бороду в карман, чихает без остановки, из-за чего на кухне всё дребезжит и качается.

Слайд 12

Вывод – общая оценка книги/фильму. В отзыве обязательно нужно дать оценку книге/фильму . Возможно, написать свои пожелания или советы другим ребятам, рассказать, о чем вы размышляли после прочтения книги (просмотра фильма), чему она (он) вас научил(а) . Может быть, вы хотите перечитать эту книгу (пересмотреть..) ещё раз - напишите почему. В конце можно написать своё мнение о языке книги(о речи героев фильма) и привести в пример понравившийся отрывок.

Слайд 13

Например, … Сюжет сказки развивается стремительно. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует считать злодеем. Удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу симпатию. Возможно, поэтому вся сказка - от начала до конца - читается на одном дыхании, весело и легко. По сказке создан замечательный фильм. Алексей Толстой так гениально ее написал, что многие фразы без изменений вошли в него.

Слайд 14

План отзыва о фильме: 1 . Название фильма. 2. Авторы (сценарист, режиссер, оператор) 3. Исполнители главных ролей 4. Жанр 5. Очень кратко: тема, идея (идея - на Ваш взгляд, разумеется) 6. Положительные черты, достижения, открытия (что Вам понравилось) 7. Отрицательные черты, недочеты, исторические неточности и т. п. (что Вам не понравилось) 8. Вывод (стоит смотреть или нет, стоило снимать или нет, рекомендуете продолжить съёмку по этой теме или нет и т. п. ) !!! Разумеется, в отзыве следует писать Ваше мнение. В этом смысл и ценность отзыва.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И мена существительные на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ Классная работа

Слайд 2

Проверка домашнего задания

Слайд 3

Вспомните! Окончание –е пишется: у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах; у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах. Окончание –и (-ы) пишется: у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах; у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах.

Слайд 4

Актуализация знаний. Доверять молодеж _, жить в республик_, удивляться необъятной шир _ моря, расставить на скатерт _, посадить цветы на балкон_, работать на дач_ с весны до осен _, улыбаться от гордост _ и радост _.

Слайд 5

О компани _, в путешестви _, к экскурси _, в планетари _.

Слайд 6

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных на - ий , - ие , - ия .

Слайд 7

Цель: закрепить навык правописания падежных окончаний существительных; научиться определять падеж существительных; научиться выбирать гласные в безударных окончаниях существительных на – ия , - ий , - ие .

Слайд 8

К какому склонению относятся слова: компания, алюминий, знание? Просклоняйте данные имена существительные.

Слайд 9

Падеж Существительные 1-го и 2-го склонения на – ия , - ий , - ие И.п . Компания, алюминий, знание Р.п . Компани и , алюминия, знания Д.п . Компани и , алюминию, знанию В.п . Компани ю , алюминий, знани е Т.п. Компанией, алюминием, знанием П.п . Компани и , алюмини и , знани и

Слайд 10

- ия - ий - ие Р.п . -и - - Д.п . -и - - В.п . - - -е П.п . -и -и -и Склонение существительных на – ия , - ий , - ие

Слайд 11

Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной орфограммы . Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стран.. . Он был на территори .. ( К,к ) арели .., на берегах ( Ч,ч ) ерного моря. Посетил пустыни Средней ( А,а ) зи .. . В состав.. русской арми .. воевал против ( Т,т ) урци .. .

Слайд 12

Выполнение упражнения 538 письменно

Слайд 13

Работает в театр__ , училась в консерватори __, нашёл у дорог__, служил в арми __, вышел на станци __, живут в Ази __, обитает в Америк __, вошёл в здани _, находился в здани _, был в экспедици _, пришёл из экспедици _. Задание. Вставьте окончания имён существительных.

Слайд 14

Проверь себя! Работает в театре , училась в консерватории, нашёл у дорог и , служил в арми и , вышел на станци и , живут в Ази и , обитает в Америк е , вошёл в здание, находился в здании, был в экспедиции, пришёл из экспедиции.

Слайд 15

Алгоритм Существительные на – ий , - ие , - ия на - ия - И в Р.п ., Д.п ., П.п . Был на станци и , на лекци и , на презентаци и на - ие на - ий - И в П.п . Был в планетари и -И в П.п . Находиться в здании -Е в В.п . Вошёл в здание

Слайд 16

Существительное III склонение Р.п ., Д.п ., П.п . - И I склонение Р.п . Д.п ., П.п . - И -Е II склонение П.п . -Е

Слайд 18

Домашнее задание Упр. 542


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по творчеству И.А.Бунина, 11 класс

Предлагаемый  тест  поможет  учителю  русского языка и литературы  проверить  уровень  усвоения  учащимися  программного  материала, связанного ...

Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина ( 8 класс)

Тест содержит контрольный  материал  по творчеству А.С.Пушкина  для учеников 8 класса по программе К.Ф.Курдюмовой. Включены вопросы по биографии , произведениям в рамках программы ; "Пе...

Тест по творчеству Куприна и Бунина 11 класс

Тест по творчеству Куприна и Бунина 11 класс...

Сочинение - тест по творчеству В.В.Маяковского, 12 класс вечерней школы

Сочинение-тест по творчеству В.В.Маяковского поможет быстро проверить уровень знаний обучающихся. Рассчитано на обучающихся вечерней школы, может быть использовано в 11 классе дневной школы....

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс)

Тест состоит из 3 частей: тестовая часть, ответы по тексту, развернутый ответ на вопрос в форме сочинения-рассуждения. В тест  включены вопросы  по биографии поэта  и роману "Герой наше...

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова, 6 класс

Тест по произведению М.Ю. Лермонтова  включает в себя задания типа А, В и С....

Тест по творчеству М.В.Ломоносова 5 класс

Тест помогает выяснить уровень понимания пятиклассниками темы :"М.В.Ломоносов.Юмористическое нравоучение "Случились вместе два Астронома в пиру..."...