Технологическая карта урока литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина разработана с учетом всех требований ФГОС. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchedrin_skazki_tk.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Технологическая карта урока в 7 классе

Предмет:   литература

Учитель    Васильева  Елена  Николаевна,   ГБОУ СШ № 404   Колпинский район  Санкт-Петербурга

Тема урока:  В чём сила и слабость русского характера? Читая сказку М.Е.Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Тип урока: открытия нового знания

Прогнозируемые результаты:

* личностные:

     -  формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации; формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

* метапредметные:

     - учить анализировать,  проводить обобщения, сопоставлять, выделять различия и общееобосновывать свою точку зрения;

* предметные:

     - познакомиться со сказкой М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"; познакомиться с литературными понятиями «гротеск», «сатира», вспомнить и  уточнить понятия (сказка, повесть, гипербола  и др.);

Дидактические средства: учебник, тетрадь, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля;

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

 

                                                                                 

                                                                                         Сценарий урока

Этап урока

Время

Виды работы,

формы, методы,

приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

      УУД

Планируемые

результаты

1.Мобилизация

3мин

Цитата-вопрос

Показ презентации, толкование понятий

Учитель читает высказывание:

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; …но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю…»

Ребята, как вы думаете, кому может принадлежать данное высказывание, какими качествами обладает этот человек? О каком отечестве идет речь?

Какие слова вы считаете ключевыми в этом высказывании?

Какими чувствами оно проникнуто?

Это высказывание принадлежит

 А С.Пушкину, поэту,

гражданину, патриоту.

Но они могли бы принадлежать еще одному человеку, писателю-сатирику М.Е.Салтыкову-Щедрину, тем более что между этими людьми есть много общего.

Как вы думаете, что это общее?

Словно продолжая мысль  Пушкина,  уже наш современник В.В.Путин говорил:

«Все наши беды от нас самих, от нашей собственной безалаберности и слабости всё проистекает».

В чем видит президент причину всех бед нашего отечества?

А какой силе и слабости прежде всего идет речь: о физической или духовной?

Чтение высказываний А.С.Пушкина,

В.В.Путина, просмотр презентации,

ответы на вопросы

Личностные: обращение к личному нравственному опыту, уточнение  понятий: отечество, история, честь

Коммуникативные:

учиться строить связное высказывание

Речь идет о России.

Этот человек, должно быть, борец за справедливость, неравнодушный, он верен своему отечеству, любит его, потому что с сожалением говорит о недостатках, которые замечает в нем. Это человек чести и совести, настоящий патриот.

Честь, отечество, история являются ключевыми словами.

Гордостью и болью проникнуты эти слова.

Пушкин и Салтыков-Щедрин - современники,

писатели,  оба были блестяще образованными людьми. Закончили Царскосельский лицей, служили в Петербурге, любили Россию, были людьми чести и совести.

В слабости и безалаберности  (бестолковость, безответственность, рассеянность)

О духовной, моральной

2.Целеполагание

3 мин

Тема-вопрос

Более 130 лет тому назад были написаны «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина - вершина его творчества.  В них писатель говорит о современной ему российской действительности.

Вы познакомились дома со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокорми».

Какие цели мы должны с вами поставить на сегодняшний урок в связи с приведенными цитатами и предложенным для изучения произведением?

Запишите тему урока в тетрадь

«В чем сила и слабость русского характера?»

Слушают, отвечают на вопросы

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: отработка умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

Познакомиться с понятием сатирической сказки.

Выявить актуальность сказки С-Щ.

Как отвечает Салтыков-Щедрин  на вопрос:

«В чем сила и слабость русского характера?»

3.Актуализация знаний

10 мин

Дискуссия

Работа в парах

Промежуточный самоконтроль

Викторина

Промежуточный контроль

С чего начинается знакомство с литературным

произведением?

Можно ли сразу определить жанр произведения С-Щ?

В заголовке обозначено-«повесть». Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «повесть».

Обращает на себя внимание слово

«прокормил».

Дайте толкование этого слова.

 Обратимся к словарю В.И.Даля

Автор уже в заглавии определил свои задачи: сказать правду о действительности, какой бы горькой она не была, высказать насмешку над человеком и обществом.

Но говорить об этом он решает в форме сказки. Почему?

Назовите, какие элементы сказки использует автор и какие черты реального мы встречаем в произведении?

 Сделайте необходимые дополнения

Внимательный читатель – это тот, который обращает внимание на детали. Предлагаю вам проверить, насколько вы были внимательны при чтении произведения дома.

 Ответьте на вопросы викторины. Ответы запишите в тетради словами.

Читает вопросы викторины и варианты ответов

1)Выйдя на пенсию, генералы поселились (в Москве, Рязани, Петербурге);

2)Где всю жизнь прослужили генералы?(в регистратуре, в кавалерийском полку, штабными писарями);

3)Что нашел один генерал, обследовав остров?(орден, лодку, газету «Московские ведомости»)

4)Какой город не упоминался в газете «Московские ведомости»? (Тула, Вятка, Тверь)

5)Что делал мужик, когда нашли его генералы?(Ел, спал, собирал яблоки)

6)Из чего мужик сделал силок, которым потом поймал рябчика?(Из конопли, из тины морской, из собственных волос)

7)В чем мужик варил суп для генералов?(В чашке, шапке, в пригорошне)

8)Какое яблоко выбрал себе мужичина?(самое сладкое, небольшое, самое кислое)

9)Куда отправились генералы, вернувшись в Петербург?(в регистратуру, казначейство, театр)

10) Как «отблагодарили» генералы мужика за его любезность?(дали вольную, выслали рюмку водки да пятак серебра, никак)

Проверим. За каждый верный ответ 1 балл.

Оцените свою работу

по следующим критериям:

10-9б.- отлично, «сегодня мне будет интересно на уроке»;

8-7 б.- хорошо, «я буду чувствовать себя уверенно на уроке»;

6-5б.- могло быть лучше; «я постараюсь не отставать»;

Меньше 5б.- «мне надо срочно перечитать произведение».

Отвечают на вопросы

Подбирают однокоренные слова, синонимы

Дают толкование слова «прокормить», обратившись к толковому словарю

Отвечают на вопрос, дополняют ответ с помощью подсказки

Отвечают на вопросы викторины

Сверяют ответы, дают оценку своим действиям по шкале

Р: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков.

С названия произведения.

Нет

Повествовать, рассказывать

«Прокормить – кормить в течение известного времени, давать пищу, содержать…»

Нельзя было говорить открыто  на подобные политические темы. Жанр сказки был адресован широкому кругу читателей, т.к. он любим народом и понятен ему.

Реальные черты:

Действующие лица: генералы и мужик; регистратура, Петербург, Фонтанка, Екатерининский канал, улица Подьяческая, газета «Московские ведомости»

Элементы сказки:

*сказочные обороты, особый сказочный склад, герои в необычной обстановке, умный смекалистый мужик, вымысел, преувеличение, неправдоподобие

Ответы:

1)в Петербурге

2)в регистратуре

3)газету «М.в.»

4)Тверь

5) спал

6)из собственных волос

7)в пригорошне

8)кислое

9)в казначейство

10)»выслали рюмку водки да пятак серебра»

4.Постановка

   проблемы

2 мин

Чем сказка С-Щ отличается от народной сказки?

В чем новаторство С-Щ в изображении русского характера?

Слушают

Мы знакомы с изображением русского характера Некрасовым, Тургеневым.

5.Коммуникация

(поиск новых знаний

15 мин

Заполнение таблицы «Герои сказки».

Промежуточный контроль

Обратимся к произведению С-Щедрина

Внимательный читатель сразу заметит, что книга С-Щ имееет подзаголовок: «сказки для детей изрядного возраста».

Какому читателю адресует свой труд С-Щ? Какой возраст можно считать «изрядным»?

Обратившись к словарю, читаем:   ……

Т.о., С-Щ  адресует свою сказку прежде всего  думающему читателю, не взирая на возраст.

Прочитаем начало сказки.

По какой причине генералы оказались на необитаемом острове?

  Легкомыслие - легкая мысль.

  А какую мысль можно назвать  легкой?

А легкомысленный поступок?

Читаем дальше (2 абзац)

 Что важного сообщает нам автор о генералах, их образе жизни?

«…след-но, ничего не понимали…»

А чего они не понимали?

Читаем дальше:

«даже слов никаких не знали». Понятно, что здесь автор явно преувеличивает.

Как называется такой прием?

Но если вдуматься в глубокий подтекст этой фразы, то поистине становиться страшно. Ведь что такое слово? Слово-это движение не только мысли, но и  души. Человек должен постоянно развиваться духовно.

Вспомните Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя.  Бедность его речи -  свидетельство его духовной нищеты.

А человек без души-зверь. Слово – это то, что отличает человека от других земных творений божьих, это то, что приближает человека к богу, делает его сильнее.

 И теперь понятно, что за фразой «они слов никаких не знали» стоит не простое преувеличение, а преувеличение разительное, острое, доводящее до абсурда. От него становится страшно, оно приобретает зловещие черты.  Такое преувеличение называется гротеском.

И тогда понятно следующее замечание С-Щ:

«выпустили генералов на волю». На что намекает С-Щ?

Что еще в поведении генералов  говорит о их животных инстинктах? Где еще автор использует прием гротеска?

Уже начало сказки не оправдывает ожидания читателя. Юмор уступает место сатире, горькой насмешке.

Какими еще предстают генералы в сказке С-Щ?

Предлагаю поработать с текстом и заполнить левую часть таблицы (образ генералов)

.

Народная сказка обещает противостояние добра и зла, победу добра. А есть ли в нашей сказке добро в чистом виде?

Есть ли абсолютно положительный герой?

Каким предстает мужик в сказке С-Щ?

Какие положительные и отрицательные черты в нем обнаруживаются?

(Заполните правую часть таблицы)

Почему он не наелся сам, когда приготовил суп для генералов?

Какие черты характера крепостного обличает С-Щ?

Отвечают на вопросы

Работа со словарем В.И.Даля

Читают первый абзац сказки

Отвечают на вопросы

Читают 2 абзац

Отвечают на вопрос, цитируют текст сказки

Читают определение на доске, делают записи в тетради

Участвуют в дискуссии

Работают с текстом произведения

Работают с текстом сказки , наблюдения записывают в таблицу

Р: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков.

«Изрядный - довольно хороший, порядочный, недурной, значительный»

По причине легкомыслия

Пустую, бесполезную, случайную

Необдуманный, безалаберный

Вся жизнь генералов уместилась в трех словах: «родились, воспитались, состарились…»

Человек, прожив жизнь, должен накопить какой-то опыт, набраться мудрости. У генералов этого не случилось.

Они  не смогли создать семью.

Гипербола

Гротеск - разительное преувеличение, доводящее жизненную нелепость до абсурда;

На волю выпускают обычно животную тварь, но не человека.

Оказавшись на острове, они думают только о еде, готовы наброситься друг на друга,  генерал откусывает орден и т.д.

Генералы:

Легкомысленные

Ленивые

Впали в уныние

Несамостоятельные

Бездеятельные

Глупые

Злые

трусливые

неблагодарные

Мужик

       +

Деятельный

Сильный
Могучий
Умелый
Ловкий
Трудолюбивый

талантливый

           -

Не умеет постоять за свои права.

Боится генералов,

Невежественен.

Отсутствие самосознание и самоуважение.

С-Щ обличает глупость крепостных, их бесправие, их рабскую покорность.

Безалаберный

(головотяпство)

6.Взаимопроверка,

   взаимоконтроль

10 мин

дискуссия

Мини-сочинение

В чем же отличие сказки С-Щ от народной сказки?

Сказку как правило читают детям родители с какой целью?

Какова задача автора данной сказки?

В чем сила и слабость русского характера?

Дайте развернутый ответ на вопрос

в объеме 4-5 предложений

Отвечают на вопросы.

Записывают определения в тетрадь.

Написание связного текста (4-5 предложений)

Зачитывают сочинения

Регулятивные: контроль, коррекция; познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: работа над построением связного текта

Сказки читают детям с целью успокоить, развлечь , научить

Обличение пороков общества

С-Щ. написал сатирическую сказку

Сатира- это злое, гневное осмеяние человеческих пороков или несовершенства общественной жизни.

.

7.Рефлексия

8. Домашнее задание

4 мин

3 мин

тест

Закончите предложение:

Сказки С-Щ. – это … (какое?) чтение.

На каком острове вы побывали сегодня?

*острове Познания

*острове Скуки

*острове Сновидений

*острове Будущего

*острове Забвения

Домашнее задание:

1.Творческое задание по выбору уч-ся:

А) А что было бы с генералами на необитаемом острове, не найди они мужичину?   *Пофантазируйте и напишите возможный вариант развития событий.

Б)

* Разработать сценарий мультфильма по сказке С-Щ.

2. Задание для чтения.

Прочитать сказку С-Щ  «Дикий помещик»

Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: рефлексия

личностные: самоопределение

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина – это интересное и увлекательное, смешное и серьезное, но главное, важное, необходимоекаждому из нас для нравственного развития, для глубокой работы ума и сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...