Рабочая программа курса "Литература" в 7 классе
рабочая программа по литературе (7 класс)

Алямкина Галина Викторовна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rup_literatura_7_klass.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

     

III. Календарно- тематическое  планирование  

1.Тематическое планирование по дисциплине «Литература» в 7 классе

п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося,

         ч.

                                 Из них

Теорети-ческое

обуче-

ние, ч.

Творческие

работы,

     ч.

Контроль-

ная работа,

    ч.

Экскурсии

        ч.

Самостоя-

тельная

работа,

    ч.

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

          1

    1

-

-

2

Устное  народное творчество

          7

    6

1

-

3

Древнерусская литература

          3

     3

-

-

4

Литература XVIII века

          2

     2

-

-

5

Литература XIX века

          39

     32

5

2

6

Литература XX века

          27

     25

1

1

7

Зарубежная литература

          6

     5

-

1

Итого

         85

     74

7

4

 

2. Календарно- тематический план по дисциплине «Литература»

пп

            Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Количество

часов

Виды самостоятельной работы

 Дата проведения

          занятия

планиру-             факти-

емая                    ческая

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

 

              1

   

   

1.1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

 УОНМ

1

2

Устное народное творчество

7

2.1

Предания как поэтическая автобиография народа

УОНМ

1

2.2

Былины и их исполнители

УФЗ УУД

1

2.3

  Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда

УСЗ УУД

1

2.4-2.5

Вн. чт. Былина «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» Особенности былинного стиха

УФиСЗ

5

2.6

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц

УФиСЗ

1

2.7

Сочинение по репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря»

УОСЗ

1

3

Древнерусская литература

3

3.1

Повесть временных лет. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси

УОНМ

1

3.2

Повесть о Петре и Февронии  Муромских. Высокий моральный облик главной героини.

УФЗ

1

3.3

Повесть о Петре и Февронии  Муромских. Высокий моральный облик главных героев

УП УУД

1

4

Литература XVIII века

2

4.1

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого»

УОНМ

1

4.2

Г.Р. Державин. Слово о поэте. «Река времён в своём стремленьи», «На птичку», «Признание»

УФЗ

1

5

Литература XIX века

39

5.1

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Поэма  «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы

УОНМ

1

 5.2

А.С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине.

УОНМ

УФиС

1

 5.3

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Понятие о балладе

УОНМ

1

5.4

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Комментированное чтение.  

УФиС УУД

1

5.5

РР А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в  Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена

 УСЗ УУД

1

5.6

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».  

УФиС УУД

1

5.7

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель».   Гуманизм в повести

УФиС УУД

1

5.8

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня  про царя Ивана Васильевича,   молодого опричника и удалого купца Калашникова».  

УОиС

УУД

1

5.9

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства. Анализ II части.

УОНМ

1

5.10

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства. Анализ I III части.

УП УУД

1

 5.11

М.Ю. Лермонтов.  Лирика поэта. Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях поэта. Обучение анализу одного стихотворения

УОиС УУД

1

5.12

 Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

 УОНМ

1

 

5.13

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба».  Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь

УФиС  УУД

1

5.14

Запорожская Сечь.  Жизнь в Сечи

УФЗ

1

5.15

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 7-8 глав

УФиСЗ

1

5.16

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Анализ  9-10 глав

УФиСЗ

1

5.17

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 11-12  глав

УОСЗ

1

5.18

 Сравнительная характеристика Остапа и  Андрия, Тараса Бульбы

УФЗ

1

5.19

РР Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».  

УСЗ УУД

1

5.20

И.С. Тургенев. Слово о писателе.  Рассказ «Бирюк» как произведение  о бесправных и обездоленных.

УОНМ

1

5.21-5.22

РР И.С. Тургенев Стихотворение в прозе.  «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

УФиСЗ

2

5.23

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода

УФиСЗ

1

5.24

Вн. чт. Н.А. Некрасов.  «Размышления у парадного подъезда». Образ Родины

КУ

 

1

5.25

Вн. чт. А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел

УПК УУД

1

5.26

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

УОНМ

1

5.27

М.Е. Салтыков-Щедрин.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Комментированное чтение

УП УУД

1

5.28

РР М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению

УОНМ

УФиСЗ

1

5.29

Тестирование по творчеству  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова

УК

1

Проверочная

5.30

Л.Н. Толстой. Слово о писателе «Детство». «Отрочество». «Юность». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

УОНМ

1

5.31

Главы «Классы», «Детство»  из повести Л.Н.Толстого. Главные герои повести «Детство». 

УФиСЗ

1

5.32

Главные герои повести «Детство»  Л.Н.Толстого.  

УП УУД

1

5.33

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

УОНМ

 

1

5.34

РР И.А.Бунин «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А. Бунина

 

УОиС  УУД

1

5.35

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков

УОНМ

 

1

5.36

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

УФиСЗ

1

5.37

Вн. чт. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня»

УФЗ

 

1

5.38

Стихи русский поэтов XIX века о родной природе.

 В.А. Жуковский, А.К. Толстой, И.А. Бунин. Анализ лирического текста

УОНМ

1

5.39

Резервный урок

1

6

Литература XX века

28

6.1

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

УОНМ

1

6.2

М. Горький. Повесть «Детство». Комментированное чтение

КУ

1

6.3

М. Горький. Повесть «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.  

УФиСЗ

1

6.4

М. Горький. Повесть «Детство». « Вера в творчестве силы народа. Понятие о теме и идее произведения

УП УУД

1

6.5

РР М. Горький. Повесть «Детство». Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Характеристика героев   повести. Сочинение

УПК УУД

1

6.6

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин.

УФЗ

1

6.7

Вн. чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение

к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

УФЗ

УОиС УУД

1

6.8

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения

УОНМ

1

6.9

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию к человеку

УОНМ

1

6.10

А.П. Платонов «Юшка».   Призыв к состраданию к человеку

УП УУД

1

6.11

Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа. Талант мастера и человека в рассказе

УФиСЗ

1

6.12

РР Подготовка к домашнему сочинению. «Нужны  ли

 в жизни сочувствие и сострадание?»

УОиС УУД

1

6.13

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

УОНМ

1

6.14

Вн. чт. Час мужества (Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны). Трудности грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К. Симонова и д.р.

 КУ

1

6.15

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе.  «О чём плачут  лоша-ди». Нравственно-экологические проблемы рассказа.

УОНМ

1

6.16-6.17

Е.И. Носов. Слово о писателе.  «Кукла». «Живое пламя» Нравственные проблемы рассказов.

УОНМ

2

6.18

Вн. чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

УФиСЗ

1

6.19

Вн. чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе. Единство человека и природы

УОСЗ

1

6.20

Поэзия А.Т. Твардовского (урок-концерт «Грозные годы войны»)    

УФиСЗ

1

6.21

Вн. чт. Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодёжи

УОНМ

1

6.22

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда».  Комментированное чтение

УОНМ

1

6.23

М.М. Зощенко.   Смешное  и грустное в рассказах писателя.

УФиСЗ

1

6.24

Вн. чт.  Песни на слова русских поэтов XX века.

А. Вертинский, Б Окуджава.

УОСЗ

1

6.25

Литература народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об основах жизни

УФиСЗ

1

6.26

Стихи о защитниках нашей Родины, о Великой отечественной войне. Поэзия участников  войны (урок –конкурс)

УОиС

УУД

1

6.27- 6.28

Резервные  уроки

2

7

Зарубежная литература

6

7.1

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность»

УОНМ

1

7.2

Д. Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой»

УОНМ

1

7.3

Японские  трехстишья (хокку). Мацуо  Басе.  Кобаяси Исса. Особенности жанра.

УФиСЗ

1

7.4

О. Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары Волхвов»

УФиСЗ

1

7.5

Р.Д. Бредбери. Слово о писателе. Рассказ «Каникулы». Мечта о победе добра

УОНМ

1

7.6

Итоговый урок.

Тестирование. Задание на лето

УК
УОиС УУД

1

Проверочная

Итого:

      85

             

       Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение    

         «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»  

РАССМОТРЕНО                                      

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 28.08.  2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________

Нестеренко Е.И.

 28.08. 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о директора школы

_____________

 Нестеренко Е.И.

 31.08. 2020 г.

 Приказ №_________  

  01.09. 2020 г.


      Рабочая программа

учебного курса

«Литература» в 7 классе

Составитель: учитель русского языка и литературы      

        Алямкина Галина Викторовна

                               2020 – 2021  учебный год

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса  составлена  на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я Коровиной (Москва: Просвещение, 2008) и учебника- хрестоматии «Литература» 7 класс   для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 7-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2017

   Изменения в примерную (авторскую) рабочую  программу не внесены.

- Рабочая программа по литературе для 7 класса рассчитана  на 85 учебных часов в год (2,5 учебных часа в неделю).

I.Результаты освоения курса     (личностные, метапредметные,     предметные)

     Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) смысловое чтение;

3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

4) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные:

        1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.  

II. Содержание учебного  предмета   «Литература»    

Введение.  I Введение.   Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.

           УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц ипоговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость иточность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   НравственныезаветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА.  

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическоеигуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА.  

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны.

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного вдуше человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского игородского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное ввосприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы  народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

                                           

                                                 Требования

 к знаниям умениям и навыкам учащихся по    литературе   за курс VII класса

Учащиеся должны знать:

      1. Образную природу словесного искусства;
     2. Содержание изученных литературных произведений;

3.Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

4.Особенности композиции изученного произведения.

5.Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

Рабочая программа курса литературы для 9 класса

Данная программа составлена для работы по учебнику под редакцией Коровина...

Рабочая программа курса литературы для 9 класса

Данная программа составлена для работы по учебнику под редакцией Коровина...

Рабочая программа курса "Литература по УМК Коровиной В.Я. 5 класс"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...

Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...