КТП элективного курса "В мире народных сказок"
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Федорина Елена Алексеевна

Задача элективного курса — познакомить обучающихся с образ­цами произведений фольклора народов мира и на их примере воспитать у школьников инте­рес к устному народному творчеству народов мира, вызвать потребность в чтении на русском языке, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

Тема урока

Время на изучение

Основное содержание

Виды  деятельности

Дата план.

Дата  факт.

Сказочные секреты (4 часа)

1

Что такое сказка?

1

История происхождения сказки..

2

Сказочные жанры.

1

Классификация сказок.

Вопросы учителя.  Коллективное обсуждение.

3

 Миф и сказка.

1

Выражение народного взгляда в сказках и в мифах. Понятие сюжета и композиции.

Чтение мифов народов Австралии.

4

Народные сказки.

1

Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества.

Привести примеры из татарских, русских народных сказок.

Сказки народов Азии (3 часа + 1 час развития речи)

5

В гостях у сказок народов Азии. Индийские сказки.

1

Сказки народов Азии, особенности их построения, язык, герои; отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Выступление учителя о сказках народов Азии. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов сказок; выразительное чтение.

6

Вьетнамская сказка «Ворон на дереве».

Китайская сказка «Скряги».

1

Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок; язык и построение бытовых сказок. Герои, пострадавшие из-за своей жадности. Обличение в сказке коварств и предательство, осуждение зависти и жадности.

Словарная работа. Нарисовать иллюстрации к сказкам; выразительное чтение.

7

Монгольская сказка «Старик и Тигр».

Вьетнамская сказка «Ваш слуга это знает».

1

Отражение народной мудрости в сказках «Старик и Тигр» и «Ваш слуга это знает».  Находчивость, решительность главных героев.  

Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о мудрости.

8

Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном из героев прочитанных сказок.

1

Композиция сказки: зачин, концовка, сказочные повторы.

Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.

Сказки народов Европы (3 часа + 1 час развития речи)

9

В гостях у сказок народов Европы. Венгерская сказка «Самый сильный зверь».

1

Сказки  народов Европы, особенности их построения, языке герои; сила человека, превосходство его над живыми существами на земле.

Выступление учителя о сказках народов Европы. Словарная работа.

Чтение по ролям.

10

Шведская сказка «Замухрышка».

1

Осуждение жестокости и коварства. Тема всепобеждающей силе доброты.

Словарная работа. Составление дневника Замухрышки, главного героя сказки.

11

Греческая сказка «Змеиное деревце».

1

Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия; волшебные события в сказке. Язык, композиция.

Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о доброте, верности, труде.

12

Развитие речи. Сочинить продолжение сказки «Змеиное деревце».

1

Тема всепобеждающей силе доброты.

Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.

Сказки народов Африки (3 часа + 1 час развития речи)

13

В гостях у сказок народов Африки.

 Сказка чокве «Хамелеон и древесная ящерица».

1

Сказки народов Африки, особенности их построения, язык, герои; отражение народной мудрости в сказке «Хамелеон и древесная ящерица», вера народа в добро и справедливость.

Выступление учителя о сказках народов Африки. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов.

14

Сказка эве «Падчерица».

1

Тема всепобеждающей силы дружбы и любви. Осуждение таких качеств как черствость, бездушие и эгоизм, воплощенных в образе мачехи и ее дочерей. Внутренняя и внешняя красота.

Словарная работа. Составление сравнительной характеристики.

15

Сказка чокве «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда».

1

 Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Словарная работа. Подробный пересказ сказки.

16

Развитие речи. Составить устный портрет героев.

1

Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.

Сказки народов Америки (3 часа + 1 час развития речи)

17

В гостях у сказок народов Америки. Сказка североамериканских индейцев «Ахайюта и Пожиратель Туч». 

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Америки, особенностях их построения, языке, героях;

особенности сказок народов Америки;  образ смелого Ахайюты и его друга крота.

Выступление учителя о сказках народов Америки. Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.

18

Эскимосская сказка «Ворон-обманщик».

1

Черты некоторых людей в образе ворона-обманщика, наказуемость обмана.

Словарная работа. Чтение по ролям.

19

Сказка североамериканских индейцев «Добрый охотник».

1

Сила добрых поступков; достижение спокойствия в жизни благодаря добрым поступкам.

Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.

20

Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном герое из прочитанных сказок народов Америки

1

Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.

Сказки разных народов со сходными сюжетами (4 часа + 2 часа развития речи)

21

Сказки разных народов со сходными сюжетами. Индийская сказка  «Золотая рыба».

1

Похожесть, близость сказок народов, живущих на разных континентах.  Разновидность сюжетов, особенности вымысла  индийской сказки  «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.  Яркие художественные образы, выразительность и эмоциональность языка.

Выступление учителя о сказках  разных народов со сходными сюжетами. Словарная работа. Ответы на вопросы учителя. Просмотр эпизодов мультипликационного фильма по  «Сказке о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина.

22

Монская сказка  «Принцесса-лягушка».

1

Разновидность сюжетов, особенности вымысла; всепобеждающая сила любви, разрушающая препятствия на  пути к счастью;  яркие художественные образы, выразительность языка.

Словарная работа. Иллюстрирование эпизодов сказок. Ответы на вопросы учителя.

23

Сопоставительный анализ   словацкой и русской народной сказок «Двенадцать месяцев» и пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Расхождения в содержании, обрисовке образов в сказках, что связано с особенностями быта, фольклорных традиций каждого народа.

Словарная работа.

Просмотр эпизодов мультипликационного фильма по  пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев».

24

Выполнение афиши к пьесе С.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Требования к оформлению афиши.

Коллективная творческая работа.

25

Английская народная сказка «Тростниковая Шапка».

1

Близость основных идей сказок разных народов мира; душевная красота главных героинь, их стойкость, умение прощать жестокость и предательство. Волшебные события в сказках.

Словарная работа.

Выступления отдельных учащихся по схожим сказкам: «Золотая туфелька» (Вьетнам) и «Кхончхи и Пхатчхи» (Корея)

26

Развитие речи. Диалог схожих по сюжету сказок.

1

Выступления учащихся парами, инсценировать (по возможности).

Арабская сказка «Тысяча и одна ночь» (5 часов + 1 час развития речи)

27

История создания книги «Тысяча и одна ночь». Сказка о царе Шахрияре.

1

Занимательность фабулы, романтическая фантастичность, увлекательное сплетение элемента волшебного с действительным, описание удивительных стран и приключений в сказках «Тысячи и одной ночи». Популярность произведения в Европе.

Выступление учителя об истории создания книги «Тысяча и одна ночь». Словарная работа. Комментированное чтение сказки о царе Шахрияре, сопровождаемое симфонической сюитой                                   Римского-Корсакова «Шахерезада».

28

29

Сказка «Алладин и волшебная лампа».

2

Волшебное и реальное в сказке «Алладин и волшебная лампа». Язык и построение сказок; поступки, характер героев, определяющие их судьбы; симпатия автора-рассказчика к Аладдину.

Словарная работа. Пересказ понравившихся эпизодов.  Диалог с Алладином.

30

31

Сказка «Али–Баба и сорок разбойников».

2

«Али–Баба и сорок разбойников» — сказка о верности, долге, красоте души человека. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности, хвала трудолюбию, доброте.

Ответить на вопросы:

- какова основная мысль сказки?

- Чему учит эта сказка?

- Вспомните татарские сказки, где рассказывается о доброте, трудолюбии и жадности.

32

Развитие речи по книге «тысяча и одна ночь». Монолог сказочных предметов (лампа Алладина и др.)

1

Выступления учащихся (приветствуется соответствующий костюм или какой-либо атрибут)

Повторение (1 часа)

33

Сочинение сказки по пословице «Благородный человек не помнит старого зла» (китайская пословица)

1

Пословица – произведение устного народного творчества.

Выступления учащихся, выявление лучшего сочинения.

34

 Урок – обобщения  «До свидания, сказка!»

1

Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Традиционные народные куклы"

Программа элективного курса "Традиционные народные куклы"актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетическо...

Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"

Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса...

Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"

Рабочая  программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...

программа элективного курса "Устное народное творчество"

Данная программа позволит учащимся познакомиться с жанрами устного народного творчества, раскрыть творческий потенциал, создать проект в конце работы по предложенному  курсу....

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста «В мире много сказок»

Цели: приобщать детей к народной культуреПрограммное содержание:- вспомнить прочитанные сказки;-развивать у детей слуховое внимание, память, связную речь;- расширять активный словарь, знания детей о с...

Элективный курс «Региональная характеристика мира и современные проблемы мира»

Курс предназначен для более глубокого изучения экономической и  социальной географии мира. Этот курс  обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает г...