Доклады учащихся на научно-практических конференциях.
творческая работа учащихся по литературе

Татьяна  Рабдано

Выступление Шульги У. 10 а класс на IX Научно-практической конференции студентов "Общество и личность" с докладом " Женские образы в литературе о войне".

Выступление Лисиной В. 6 а на IV  научно-практической конференции «Чтения Наума Грамотника» с докладом «Роль Феофана Грека в становлении русской иконы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

IV  научно-практическая конференция «Чтения Наума Грамотника»

Научно – исследовательская работа

«Роль Феофана Грека в становлении русской иконы»»

Выполнила:

Лисина Виктория Анатольевна,

ученица 6 А класса школы №10 г. Байкальск

Научный руководитель:

Рабдано Татьяна Чимитовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

школы №10 г. Байкальск

2018г.

Содержание

I.Введение

II. Основная часть. Иконописец Феофан Грек

1) личность Феофана Грека;

2) творчество Феофана Грека: фрески и иконы

III.Заключение

Введение

Что мы знаем об искусстве Древней Руси? Не очень много. А ведь это бесценный источник знаний о том удивительном, прекрасном и суровом времени. И скульптура, живопись, архитектура помогают нам лучше понять, чем жили наши далекие предки, чем гордились и что преодолевали.

Обратившись к этой теме, я заинтересовалась таким видом древнерусского искусства, как иконопись. Что такое иконопись, икона? – задалась вопросом. И кто пишет иконы? Так в процессе изучения темы возникло имя великого византийского и русского художника Феофана Грека.

В энциклопедии «Всемирная история» об этом виде изобразительного искусства говорится так: иконопись — писание икон, вид живописи, посвященной религиозным сюжетам и темам.

Слово «икона» в переводе с греческого (eikon) означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства  этим словом обозначалось изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события Священной истории. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к молельной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д.

Принципы и художественные средства создания икон формировались в течение многих веков. Традиции иконотворчества пришли в Древнюю Русь вместе с принятием ею христианства из Византии в конце Х века. XIV - XV века — период наивысшего расцвета в истории древнерусской живописи. Очень большую роль в этом сыграл один из величайших иконописцев того времени Феофан Грек. Как сказано книге М.Ф.Алпатова «Феофан Грек»: «Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров». (стр. 17)

Актуальность работы: каждый человек должен знать историю и культуру своей страны, начиная с древности и до наших дней.

Цели и задачи:

- познакомиться с личностью Феофана Грека;

- выяснить, в чем заключается своеобразие художественной манеры письма Феофана Грека;

- выявить роль Феофана Грека в становлении русской иконописи.

II. Основная часть. Иконопись Феофана Грека

1) Личность Феофана Грека

         

В XIV веке на территории Новгородской республике в большом количестве возводились храмы, их было необходимо оформить достойным образом не только снаружи, но и изнутри. XIV столетие вошло в историю как «золотой век» новгородской фрески. Новгородцы охотно привлекали в город мастеров из Византии и Сербии для украшения монументальными росписями событий и сцен из ветхозаветной и евангельской истории. Самым знаменитым приглашенным мастером, определившим надолго развитие русской живописи был знаменитый Феофан Грек.

Так кем же он был, этот талантливейший человек, которого монах Епифаний Премудрый

назвал «преславным мудрецом и отменным живописцем»?

По мнению исследователей, Феофан родился в 1340, предположительно в столице Византийской империи – Константинополе, а ушел из жизни в 1410 году. На Русь Феофан Грек приехал в возрасте 35-40 лет вместе с митрополитом Киприаном, и прожил здесь около тридцати лет. Поселился он в Новгороде и занялся росписью церкви Спаса Преображения. Великолепные фрески в этой церкви дошли до наших дней.

Манера письма Феофана Грека оказала большое влияние на новгородское искусство. Об этом говорится в книге «Малая история искусств» авторов  В. Тяжелова и О. Сопоницкого: «От Феофана осталось немного работ, но и то, что дошло до нашего времени, может считаться шедевром средневековой живописи. Кисть Феофана Грека свободна и непринужденна. Образам Феофана присущи искреннее волнение и страстные порывы» (стр. 224-225)

В вольном Новгороде Феофан обрел ту творческую свободу, которой ему так не хватало в Византии. Лишь здесь развернулось во всю ширь его замечательное дарование,  расширило его горизонты и научило мыслить не только более свободно, но и более реалистически.

Около 1390 года Феофан переехал в Москву. Об этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. Здесь он возглавлял роспись ряда московских церквей. А также проявил себя в книжной графике и написании икон. Он расписал Кремлевские соборы: Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399) и Благовещенский (1405). Из этих работ сохранился лишь Благовещенский иконостас, выполненный вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

В летописных источниках мы узнаем не только о биографии Феофана Грека, но и о его личности. Так, известный книжник, монах из Троицкого монастыря Епифаний Премудрый в послании пишет: «Когда он (Феофан Грек) все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму» (искусствовед Языкова И. в работе «Феофан Грек: художник эпохи Преображения».)

2) Творчество Феофана Грека: фрески и иконы

Фрески Феофана Грека отличаются особенной экспрессией и ни на что непохожей выразительностью. Его фрески написаны легко и быстро, почти монохромно и без подробной проработки мелких деталей.

Палитра, использованная Феофаном во фресковых росписях, крайне сдержана – это красная и желтая охры, черный и белый цвета – она словно отклик на суровую историческую обстановку в XIV веке на Русской земле, словно сосредоточенное и горячее моление аскета-подвижника.

Свет во фресках Феофана имеет отличные от земного, обычного света качества: он словно пронизывает материю насквозь, вырываясь яркими вспышками, и преображает земные формы в новое, одухотворенное состояние.

Из документально известных работ греческого мастера до нас дошли лишь росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, датируемые 1378 годом. Из живописи церкви на Ильине сохранились лишь некоторые, но очень значительные фрагменты. В центральном куполе написан образ Иисуса Христа с запечатленным Евангелием в руке. Чуть ниже зерцала купола написаны образы четырех архангелов и четырех шестокрылатых серафимов, чьи разведенные крылья соприкасаются своими концами, создавая ощущение мощного духовного щита.

Живопись Феофана Грека дает убедительное представление об этом духовном свете: фигура святого, написанная земляными красками – охрами, широко и резко высветлена яркими белильными мазками, а белые волосы на голове и длинная борода как бы отсвечивают это яркое внутренне горение, становясь сотканными из света.

Феофан Грек очень сильно повлиял на новгородское искусство. Живопись некоорых новгородских церквей во многом схожа с творческой манерой греческого мастера: свободным мазком, принципом построения композиций, палитрой, и, конечно же, общим динамично-тревожным стилем композиций. Вероятно, они были выполнены учениками Феофана.

Иконы кисти Феофана Грека в отличие от фресок написаны более мягко и многоцветно. Им присущи многосложное письмо, насыщенность ярких цветов и характерные феофановские цвета.

Традиционно к его авторству относят «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля («Спас в силах», «Богоматерь Донская», «Иоанн Предтеча» и др.)

В отличие от фресковой росписи иконные образы Феофана не столь экспрессивны, движения и позы спокойны и статичны. Однако внутренняя динамика проявляется в свечении ликов и колорите.

Каждый лик ярко индивидуален, почти портретен. Иконы написаны кистью виртуоза, с использованием сложных и разнообразных технических приемов.

Икона «Преображения Господня» была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском. Икона отличается незаурядным мастерством исполнения и полностью соответствует лучшим византийским образцам. Основную сцену композиции «Преображения Господня» с фигурой Христа, беседующего на горе Фавор с пророками Илией и Моисеем, и падающими ниц от страха и трепета апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, дополняют сцены восхождения на Фаворскую гору и схождения с нее Иисуса с учениками.

Исполненные в меньшем масштабе, они обозначают иное пространственно - временное действие, которое необходимо для понимания важности человеческих усилий для стяжания Божественной благодати. Преображение Христа не только являет, зримо показывает Его иную, божественную природу, но и предвозвещает грядущее Воскресение.

Особенно выразительно в иконе написаны фигуры упавших от страха и трепета ниц апостолов, изображенных в нижней части иконы. Их лики, позы и мимика выражают разные эмоциональные состояния. Иоанн не решается взглянуть на Христа, ризы и лицо которого стали белы, как снег. Петр оборачивается и в изумлении созерцает чудо. Иаков, пригнувшись дугой к земле, в страхе закрыл лицо рукой. Апостолы еще не полностью духовно созрели, чтобы воспринять открывшееся им дивное явление.

В этой иконе учение о фаворском свете, призывающего к духовному преображению путем глубокого внутреннего очищения и непрестанной молитвы, находят самое прямолинейное смысловое воплощение.

Важное место в культурной и духовной жизни России занимает «Донская икона Божьей Матери».

По своему типу она выносная, следовательно, небольшая по размеру, а также двусторонняя, на обратной стороне написан образ Успения Богоматери. Икона была почитаемым образом Успенского собора Коломны, построенного накануне Куликовской битвы московским князем Дмитрием в 1380 году. Во время правления Ивана IV Грозного, церковь и главный ее образ иконы «Богоматерь Умиление» в честь знаменитой победы над татарами стали именоваться Донскими, как и доблестный князь.

Известно, что с этим образом Иван Грозный совершил поход на Казань. Как чудотворная, икона была перенесена по царскому указу в Благовещенский собор Московского Кремля. В память о чуде от иконы в избавлении от нашествия крымского хана Казы-Гирея в столице был воздвигнут Донской монастырь (1591 год).

«Донская икона Богоматери» считается новым типом «Умиления». По иконографии образ близок Владимирской иконе Богоматери, но все же отличается некоторыми деталями. Младенец изображен с согнутыми и обнаженными ниже колен ножками. Своеобразен жест правой руки Богородицы, словно поддерживающий ступни Богомладенца. Лики изображены в состоянии мягкой задумчивости и объединены умилительным жестом склоненных друг к другу голов.

На оборотной стороне Донской иконы написано «Успение Богородицы».

Образ написан в темных сдержанных тонах, композиция траурно-статична. Традиционные изображения палат, словно кулисы, обрамляют скорбное действо. Изображение Христа, принимающего душу Своей Пречистой Матери, благодаря масштабу фигуры и яркому контрасту золотых одеяний с окружающей землянистой гаммой, является ярким акцентом композиции. Икона написана широко, и, можно сказать, монументально. Подобная живописная свободная манера более характерна для стенных росписей, и выдает мастера, писавшего быстро и уверенно.

Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Где мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых. Однако существует мнение, что после 1405 года он возвратился в Византию.

 

Заключение

Значение Феофана Грека для русского искусства сложно переоценить. Он привез из Византии оздоровляющую струю живого искусства, виртуозный греческий рисунок, динамичные композиции, смелые творческие решения. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Не только обязанность, но и большое счастье каждого — знать и любить все бесценное, что создали своим талантом выдающиеся сыновья России. Подлинное глубокое и серьезное знание художественного наследия — это понимание истории во всей ее сложности и противоречивости, История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность, как почву для искусства.

        

Список использованной литературы:

  1. Алпатов М. В. Феофан Грек. - М.: «Изобразительное искусство», 1984.
  2. Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. – М.: «Искусство», 1974.
  3. Языкова И. Феофан Грек: художник эпохи Преображения:  https://foma.ru/feofan-grek-hudozhnik-epohi-preobrazheniya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на международной научно-практической конференции в МГПИ им.М.Е. Евсевьева

РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ   МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА...

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"

Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

Доклад на республиканской научно-практической конференции.

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы....

Развитие профессиональной компетентности педагогов и учащихся на уроках русского языка и литературы (доклад на городской научно-практической конференции)

В докладе раскрывается понятие профессиональной компетенции педагогов и учащихся  и и предложены способы её развития на уроках русского языка и литературы...