Рабочая программа дисциплины "Литература" 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Программа по литературе 6 класса  для специального образовательного учреждения   адаптирована, модифицирована и  предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.

При разработке программы учитывались особенности контингента школы-интерната. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

         В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx642.79 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена  на основе:

Закона « Об образовании в Российской Федерации» .

Приказа Минобрнауки России № 1897 « ОБ утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного

     общего  образования » от 17.12.10.                                                                                         

рабочей  программы по литературе для 5- 9 классов  к  УМК Коровиной В.Я.

  Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я.

  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Реализуется авторским учебником- хрестоматией  в 2 – х ч.( Авт.- сост. В.П.Полухина, В.Я.Коровина.- М.: Просвещение , 2018г.).

Адресат

Программа по литературе 6 класса  для специального образовательного учреждения   адаптирована, модифицирована и  предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.

При разработке программы учитывались особенности контингента школы-интерната. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

         В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование;перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

    Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и  различной справочной литературой.

Цели обучения

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Наряду с общеобразовательными целями и задачами необходимо поставить и коррекционные цели и задачи:

  На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

-коррекция – развитие памяти;

-коррекция – развитие внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,

величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические

связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

развитие умения сравнивать, анализировать;

развитие умения выделять сходство и различие понятий;

умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

формирование умения преодолевать трудности;

воспитание самостоятельности принятия решения;

формирование адекватности чувств;

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

формирование умения анализировать свою деятельность;

воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

развитие фонематического восприятия;

коррекция нарушений устной и письменной речи;

коррекция монологической речи;

коррекция диалогической речи;

развитие лексико-грамматических средств языка.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности 

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы в 6 классе, относятся:

— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

— владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

— определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

— осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

проблемное изложение;

Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Место предмета

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, итого за год 68 часов.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество

часов

Введение

1

Устное народное творчество

3

Древнерусская  литература

1

Произведения русских писателей 18 века

3

Произведения русских писателей  19 века

27

Писатели улыбаются

2

Родная природа в стихотворениях русских поэтов  19 века

1

Произведения русских писателей  20 века

15

Писатели улыбаются

3

Родная природа в стихотворениях 20 века

2

Литература народов России

1

Зарубежная литература

8

Итоговый урок

1

Итого

68

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА  (68ч)

Введение.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Сочинение по пословице.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха» Противопоставление труда и безделья Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. 

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Выстрел» Мастерство композиции и повествования. Эпилог.

 «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Анализ стихотворения

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

 «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Сочинение.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Внеклассное чтение «Человек на часах»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Внеклассное чтение «Пересолил», «Лошадиная фамилия»

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов XIX  ВЕКА

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Подготовка к домашнему сочинению.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Сочинение.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Подготовка к сочинению.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...». Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. Анализ стихотворения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к родному краю, верность обычаям, семье, традициям. Книга в жизни человека.

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления испытаний и ударов судьбы. Поэтические образы, символизирующие Родину. Поэт – вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинному народному пониманию  правды жизни. «Вечный» образ мировой литературы.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по литературе

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

 

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

 

основные теоретико-литературные понятия;  

Уметь:

 

работать с книгой  

 

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

 

выявлять авторскую позицию;  

 

выражать свое отношение к прочитанному;

 

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 

владеть различными видами пересказа;

 

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

 

характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.  

 

владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.

 

использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).

 

создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.

 

отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.

 

привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.

 

работать со справочными материалами.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Н.В Егорова. Поурочные разработки по литературе: 6 класс, -М: ВАКО, 2007

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Мультимедийная поддержка

 Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012. 

Авторские презентации

Интернет- ресурсы:  

 http://school-collection.edu.ru/

п\п

Тема

урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Виды контроля, самостоятельной деятельности

Теория литературы

Дата

Введение

(1)

1

В дорогу зовущие, или литература открывает мир

1

Знать о роли книги  в жизни человека

Отвечать на вопросы; развёрнутый ответ на поставленный вопрос

Викторина, вопросы и задания  1-3,5 (с.5)

Устное народное творчество

(3 ч.)

2

      Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: (колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни). Эстетическое значение обрядового фольклора.

Календарно-обрядовые песни

1

Календарно- обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки…). Наблюдение над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора

Знать: виды календарно-обрядовых песен.

Понимать: роль песен в жизни народа, их значение.

Уметь: исполнять календарно- обрядовые песни.

Знать: виды календарно-обрядовых песен.

Понимать: роль песен в жизни народа, их значение.

Уметь: исполнять календарно- обрядовые песни.

Сообщения, выразительное исполнение песен, вопросы стр.11

фольклор

3

Пословицы и поговорки

«Что за роскошь, что за мысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин).

1

Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность.

Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка», их отличительные особенности.

Понимать: значение пословиц о поговорок в жизни народа.

Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи.

Вопросы и задания 1-4 (с.16), работа со сборниками пословиц и поговорок.

пословица, поговорка

4

Р/Р Фольклорный праздник«В чём красота и мудрость русского фольклора?»

1

ИКТ

Уметь использовать высказывания УНТ в своей речи. Конкурс рисунков и рассказов.

Знать: пословицы, поговорки и календарно- обрядовые песни.

Понимать: важность сохранения фольклорных традиций.

Древнерусская литература

(1 ч.)

5

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

Русская летопись «Сказание о белгородском киселе»

1

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов ( патриотизма, ума, находчивости)

Знать:  черты древнерусской литературы.

Понимать: значение летописи в развитии литературы.

Знать:  черты древнерусской литературы.

Понимать: значение летописи в развитии литературы.

Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; определять связь между летописным и фольклорным произведением.

Пересказ статьи Д.С.Лихачёва, вопросы и задания

Древнерусская литература

Произведения русских писателей XVIII века

(3 ч.)

6

Русская басня. И.И.Дмитриев  «Муха»

1

Повторение изученного о басне. Чтение статьи В.И.Фёдорова об И.И.Дмитриеве. Художественная и нравственная ценность басни.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.И.Дмитриева( кратко); содержание басни.

Понимать: аллегорический смысл басни.

Уметь: выразительно читать басни.

Вопросы и задания 1-2, 5 (с.30-34)

Басня, аллегория

7-8

И.А. Крылов.  «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик»

2

ИКТ

Творчество И.А.Крылова; история и сюжет басни

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова( кратко); содержание басни.

Понимать: аллегорический смысл басни.

Уметь: выразительно читать басни, вести беседу по прочитанному произведению.

Пересказ вступительной статьи, вопросы и задания 1-4

Басня, аллегория

Произведения русских писателей  XIX века

(27 ч.)

9

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

1

Лицейские годы А.С. Пушкина. Сообщение о Царском селе. История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания.

Знать: факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвящённого лицейскому другу, его художественные особенности

Вопросы и задания 1-5

стихотворение

10

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

Вольнолюбивые устремления поэта. Тема свободы в стихотворении « Узник». Удвоение образа неволи.

Знать: историю создания стихотворения4 текст наизусть.

Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении.

Уметь: выразительно читать стихотворение.

Выразительное чтение, вопросы и задания стр.54.

11

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе.

1

ИКТ

Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении. Изобразительно- выразительные средства, их роль в стихотворении.

Знать: знать понятие антитеза, стихотворение «Зимне утро».

Выразительное стихотворение наизусть, вопросы 1-3 стр.57-58.

12

Р/Р Двусложные размеры стиха

1

Чтение статьи двусложные размеры стиха. Понятие о ямбе, хорее.

Знать: определение понятий: «ямб», «хорей»; «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»;

Уметь: определять размер

Задания

Антитеза, «ямб», «хорей».,ритм», «слог», «стопа», «стих»;

13

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания.

1

ИКТ

История создания романа «Дубровский». Картины жизни русского барства. Причины конфликта между Дубровским и Троекуровым.

Знать: историю создания романа;

Вопросы и задания

роман

14

Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Анализ глав 3-7. Резкая перемена в судьбе Владимира. Его протест против несправедливости, произвола и деспотизма.

Знать: содержание глав 1-7.

Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жиззни героя.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев.

Вопросы к главам 3-7

15

Композиция. Сюжет. Романтическая любовь Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

Анализ глав 8-12. Отношение автора к героем.

Знать: содержание глав 1-12.

Понимать: мотивы поступков героев; давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать поступки героев.

Пересказ эпизода, вопросы и задания к главам 8-12

Компози-

ция, сюжет

16

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

1

Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;

уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе

Сочинение -сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию, развязку действия. Ответить на вопрос: какова их связь с развитием конфликта, лежащего в основе сюжета? В чем заключается особенность сюжета романа?

17

Р/Р  Сочинение «Почему Владимир Дубровский стал разбойником»

Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

1

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает 0 своих героях. Отбор материала. Цель сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты вступления и заключения сочинения

18

В/Ч А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»  («Барышня-крестьянка, Выстрел»)

1

История создания цикла «Повести Белкина». Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и герои повести. Романтическое и реальное в повести.

Знать: сюжет и героев повести Пушкина,понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев

Знать: сюжет и содержание повести.

Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести.

Уметь : выразительно пересказывать эпизоды.

Словесное рисование, вопросы и задания 1-7.

повесть

19

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски  поэта-изгнанника

1

Чтение вступительной статьи о М. Ю. Лермонтове. Настроение и композиция стихотворения « Тучи».

Знать: факты биографии поэта, его творческой деятельности; историю появления стихотворения «Тучи

Элементы анализа текста, выразительное чтение.

драматический пафос

20

Восточное сказание  М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

1

Особенности жанра стихотворения «Три пальмы» (баллада). Сюжет, композиция и герои произведения. Обучение анализу поэтического текста.

Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать сюжет

Элементы анализа текста, составление плана.

баллада

21

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс»

1

Антитеза как основной приём композиции в стихотворениях. Мотивы странничества. Обучение анализу поэтического текста.

Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ» и др.;

Понимать: настроение стихотворений

Анализ стихотворений, описание иллюстраций и рисунков, вопросы и задания.

« композиция», «поэтический образ», «образ-символ»

22

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос

1

Знать:факты биографии писателя, своеобразие цикла «Записки охотника»

23

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

Слово об авторе. История создания и судьба рассказа  «Бежин луг».

Знать:своеобразие цикла «Записки охотника»

Вопросы, сопоставление рассказов мальчиков

рассказ

24

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа

1

Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе.

Знать: содержание рассказа; определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»

Анализ текста

 «пейзаж», «пейзажная зарисовка»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

25

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся». Анализ стихотворения  «Листья».

1

Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. Смена картин и смена настроений в стихотворениях автора. Обучение анализу стихотворений.

Обучение анализу стихотворения. Картины природы как средство выражения мысли о быстротечности жизни.

Знать: факты биографии поэта, его литературной деятельности, определение понятий.

Понимать: настроения, чувства поэта, главную мысль и скрытый смысл стихотворений.

Выразительное чтение, анализ стихов

26

А.А.Фет. Стихотворения  «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение природы и любви

1

Слово об авторе. Особенности интонации, эмоциональности в стихотворениях.

Знать: автора и факты его биографии и литературной деятельности

Анализ стихов; выразительное чтение

27

Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе».

1

Чтение вступительной статьи о поэте. Раздумья поэта о судьбе народа.

Знать: автора и факты его биографии и литературной деятельности.

Понимать: роль контрастных образов в стихотворении.

Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные приёмы.

Сообщения, вопросы к статье о поэте, выразительное чтение, элементы анализа текста.

28

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога».

1

Значение эпиграфа. Роль пейзажа.. Сочетание реальных и фантастических картин

Знать: сюжет и содержание стихотворения.

Понимать: роль пейзажа в стихотворении.

Диалог, эпиграф, пейзаж, композиция.

29

В/Ч

Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

1

Декабристкая тема в творчестве Н.А.Некрасова. Картины жизни России.

Знать: содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя

Вопросы

поэма

30

Р/Р  Трёхсложные размеры стиха

1

Повторение тем «Двусложные размеры стиха»,

Знать: определение понятий: «стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий»

Таблица, тест

«стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий»

31

Н.С.Лесков. Сказ  «Левша». Жанровые особености, сюжет, герои.

1

Слово о Н.С.Лескове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе. Герои произведения, особенности жанра сказа. Сатирическое изображение царскихциновников.

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ», «эпическое повествование»; содержание рассказа

Характер героя, вопросы

сказ

32

Народ и власть в сказе Н.С.Лескова «Левша»

1

Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бесправия.

Понимать: гуманистический пафос произведения, отношение автора к народу.

Элементы анализа текста, беседа, вопрсы и задания.

33

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша».

1

Особенности языка сказа. Комический эффект. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении

Знать и понимать: сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; уметь выделять приёмы сказочного повествования, определять их роль в произведении

Вопросы

34

Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова.

1

Изображение русского характера. Народ и власть в сказе. Автор-повествователь. Особенности языка сказа

Продуктивная, творческая: развернутый письменный ответ на проблемный вопрос

Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении

35

В/Ч

Н.С.Лесков. Рассказ «Человек  на часах»

1

Создать иллюстрацию по любому эпизоду рассказа

Знать: историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»;

Уметь: оценивать поступки героев, отношение к ним автора

Вопросы

анекдот», «парадокс»

Писатели улыбаются

(2 ч.)

36

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе

1

Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе. Развитие понятия о юморе. Смысл названия рассказа.

Знать: факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»

Анализ текста, тест

юмор, сатира

37

В/Ч

А.П.Чехов.  «Лошадиная фамилия», « Пересолил», «Смерть чиновника».

1

Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова. Пересказ и инсценирование рассказов.

Знать: содержание и героев рассказа;

Работа с текстом, анализ

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX

(1)

38

Е.А.Баратынский . Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..»

Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.

Знать: изобразительно-выразительные средства, уметь находить их в стихотворении

Элементы анализа текста, выразительное чтение наизусть.

Произведения русских писателей XX века

(15 ч.)

39

А.И.Куприн. «Чудесный доктор»

1

Слово об авторе. Чтение  и обсуждение вступительной статьи о писателе.

Знать: факты биографии и творчества писателя; содержание рассказа;

Анализ, вопросы стр 15

40

А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль

1

ИКТ

Знать: автора и факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

Уметь: составлять тезисный план

Тезисный план статьи; анализ текста

II часть учебника

Дочитать феерию до конца.

феерия

41

Р/Р Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1

устное сочинение-отзыв

о произведении

Слово учителя, комментированное чтение, сочинение-миниатюра  «Мои  пожелания  героям...».

сочинение-миниатюра  «Мои  пожелания  героям...».

42

А.П.Платонов. Сказка-быль  «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

Знать: автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Уметь: отличать сказочные и реальные моменты повествования

Чтение, анализ текста

С.44, вопр1-2,4;

Дочитать рассказ до конца, с.50, вопр.4

Сказка- быль

43

М.М.Пришвин. Сказка- быль. «Кладовая солнца».

1

создание иллюстраций. Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме

Знать: автора и факты его биографии, творческой деятельности;

рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали…»

Сказка- быль

44

Тропа Насти

1

Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим

Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, рассказ о Насте по плану; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста.

Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре;

45

Тропа Митраши.

1

Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою

Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, обсуждение плана характеристики Митраши; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу

46

Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о

своих героях...

Цель сравнения Насти и Митраши

Продуктивная,

творческая: систематизация материала. Составление плана

сравнительной

характеристики,

вариантов вступления и заключения сочинения

Знать: содержание

сказки-были, последовательность

раскрытия темы;

уметь находить в

тексте описания

Насти и Митраши,

отбирать эпизоды

для сочинения (как

Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши;

47

«Великий

храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести

1

Особенности изображения

М.Пришвиным мира природы.

Вера писателяв человека,

доброго и мудрого хозяина

природы

Рецептивная:

чтение описания

Блудова болота,

описания природы после эпизода

«Ссора детей»;

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование произведения; исследовательская: анализ эпизодов: «О ели и сосне, растущих вместе», «Блудово болото», эпизода после ссоры детей

Знать определение

понятия «пейзаж»;

понимать взаимосвязь между явлениями природы и

жизнью человека;

основную идею

произведения: для

писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина.

48

Р.Р. Стихотворения о Великой Отечественной войне.

1

Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Учимся читать выразительно»; Репродуктивная: устные сообщения о поэтах фронтового поколения К.М.Симонове, Д.С.Самойлове, прослушивание стихотворений в записи;

продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами   проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину

балагурить, пайка)

49

Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Слово о В.П.Астафьеве. Чтение и обсуждение автобиографической статьи писателя. Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы.Яркость и самобытность героев.

Знать: автора и факты его биографии, творческой деятельности; содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»;

Уметь: рассказывать

выборочно

Анализ текста, аналитический пересказ

 «эпизод», «фабула»;

50

Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева.

1

Тема становления личности. Нравственные проблемы: честность, доброта, понятие долга. Старшее и младшее поколения сибиряков. Юмор в рассказе.

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Понимать: как формировался характер героя.

Аналитический пересказ, вопросы и задания.

Эпизод, фабула

51

В.Г.Распутин. Рассказ  «Уроки французского»

1

Чтение автобиографической статьи. Отражение в повести трудностей военного времени.

Знать: автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приёмы характеристики героя»

Выразительное чтение, пересказ, анализ текста

52

Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

1

попытаться раскрыть характер главного героя, показать душевную щедрость учительницы, отметить её роль в жизни мальчика.

53

Урок контроля.

Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина

1

Темы сочинений: «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки»

Продуктивная, творческая: сочинение

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

Писатели улыбаются

(3 ч.)

54

В.М.Шукшина. Рассказ « Критики, «Срезал».

1

Слово о В,М.Шукшине. несоответствие реальности и мечты в рассказах. Смешное и грустное.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя.

Понимать: содержание рассказа; смысл его названия

Анализ текста

55

В/Ч

Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

1

Знать: содержание рассказа;

Понимать: авторское отношение к героям рассказа

Вопросы, чтение текста

56

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе

1

Слово о Ф.А.Искандере. Особенности творчества писателя, его обращённость и к детям и к взрослым.

Знать: автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Понимать: смыл названия рассказа

Чтение, анализ текста по вопросам, тест

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.

(2 ч.)

57

А.А.Блок. Стихотворения  «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»  C.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Пороша»

1

ИКТ

Знать: поэта; определение понятий «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация»

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Одно стихотворение наизусть (по выбору); нарисовать иллюстрацию (по желанию)

58

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты.

Н.М.Рубцов. «Тихая лирика».  Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».

1

ИКТ

Знать: автора; уметь выражать впечатления от  прочитанного

Выразительное чтение, анализ стихотворения

С.165 – выразительно читать

 Литература народов России

(1ч.)

59

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

1

ИКТ

Знать: сведения о выдающемся татарском поэте; Уметь: выразительно читать стихотворения

Выразительное чтение, анализ стихотворения

Выразительное чтение, элементы анализа текста.

 Зарубежная литература

(8 ч.)

60

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.  Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» Мифы Древней Греции.«Яблоки Гесперид»

1

Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии.

Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»;

Понимать: смысл мифов.

Уметь: отличать миф от сказки.

Чтение, вопросы, тест

миф

61

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот.   «Легенда об Арионе»

1

Понятие о легенде. Миф и легенда- общее и различное.

Знать: определение понятий «легенда», «миф», «реальность»;

Понимать: в чём отличие мифа от легенды

Пересказ, вопросы и задания стр.187

легенда

62-63

Гомер и его героическая поэма «Илиада»  .Героическая поэма «Одиссея»

1

Краткий рассказ о Гомере. Истоки и историческая основа поэм. Значение поэм Гомера.

Знать: понятие «героический эпос»;

Уметь: находить средства художественной выразительности

Выразительное чтение.

поэма

64

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»

1

Слово о Ф.Шиллере- великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и честив балладе «Перчатка». Переводы баллад М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского.

Знать: автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», её отличие от былины и песни

Выразительное чтение, анализ баллады

баллада

65

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

Конфликт естественной жизни цивилизованного общества

Своеобразие главного героя. Романтизм и реализм в произведении

Знать: автора, сведения о его биографической и творческой деятельности;

Уметь: рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

Выразительное чтение

романтизм, реализм

66-67

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

1

Слово об авторе.«Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять тему, идею, владеть навыками пересказ, анализа.

Анализ текста, выразительное чтение, вопросы и задания.

«философская  сказка», «притча», «символ»

Итоговый (1час)

68

Итоговый урок. Урок контроля.

Литературная викторина

1

Итоговая викторина по произведениям, изученным в 6 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся 6 класса

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сочинение; поисковая: связный письменный ответ на проблемный вопрос

Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения

Вопросы и задания литературной викторины

Список чтения на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...