Рабочая программа дисциплины "Литература" 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)

 Реализуется авторскими учебниками В.Я.Коровиной.( 2-х частях)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

На изучение курса «Литература 9 класс» отводится 68 часов ( 2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literatura_9_klass.docx498.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена  на основе:

  • Закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3
  • Приказа Минобрнауки России № 1897 « ОБ утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного

     общего  образования » от 17.12.10.                                                                                         

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2015 года  №189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110
  • Примерной  программы для общеобразовательных учреждений,c учетом авторской программы В.Я. Коровиной. Москва «ВАКО» 2016 год,
  •   Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я.

 Реализуется авторскими учебниками В.Я.Коровиной.( 2-х частях)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

На изучение курса «Литература 9 класс» отводится 68 часов ( 2 часа в неделю).

Адресат

Программа по литературе 9 класса  для специального образовательного учреждения  адаптирована, модифицирована и  предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика,

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача.

   Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы).

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе следующим образом определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи»

    Программа курса ( 9 кл.) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В курсе за 9 класс затронута одна из ведущих проблем — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему. 

Особую  роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Концепция программы – это образование личностно развивающее, граждански и глобально ориентированное, духовно-нравственное

Учебно-тематический план

Данная рабочая программа имеет расхождение с программой по литературе к УМК В.Я. Коровиной и программой для общеобразовательных учреждений . На основании письма Министерства образования и науки РФ от 19.01.2011г.№ 03-255 « О введении федерального государственного стандарта общего образования» используются в работе учебники по ФГОС, в связи с тем, что учебный материал адаптирован под воспитанников с ОВЗ  .Программа в 9 классе предусматривает  68 часов-2 часа в неделю, что явно недостаточно для результативного ознакомления школьников с основами литературных знаний. В связи с этим можем дать только образное представление всех ведущих направлений. Рабочая программа предоставляет право учителю определить,какие произведения следует читать и изучать,какие читать самостоятельно и обсуждать в классе.

Введение  - 1 ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Из древнерусской литературы – 3ч.

 «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Из литературы XVIII века – 6ч.

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.

 Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество, (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев.

 Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Николай Михайлович Карамзин.

 Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Из русской литературы XIX века – 39ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и остра- сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может..,», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г.Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера, Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,

Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество.

(Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность*. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И, Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Из русской литературы XX века – 12ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Из русской поэзии XX века .

Штрихи к портретам

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о

Москно». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности попики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я нс ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана..», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков - 1 час.. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»)', Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой.  «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня,  и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы – 4ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).

Гораций, слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи

Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой», Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Итог – 2 ч.

Перечень учебно-методического обеспечения

для учителя

1.  Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: практическая методика: Книга для учителя. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008.

2. Беляева  Н.М., Ерёмина О.А. Уроки литературы в 9 кл. : Книга для учителя. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008.

3. Зинина Е.А., Фёдоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2006.

4. Семёнова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 12-19 вв.: 9-10 классы. – М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Штейн А. Л. Шедевры русской литературы: Книга для учителя. – М.: Русское слово – учебная книга, 2003

Мультимедийные пособия

В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И. Коровин

/ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс»,М.;Просвещение»,2012

Содержание

Введение- 1час.

Древнерусская литература- 3 часа..

Из литературы 18 века-6 часов..

Из  литературы 19 века-39 часов.

Из литературы 20 века-12 часов.

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20х веков -1 час.

Из зарубежной литературы- 4часа.

Итоговые уроки – 2часа.

                   Итого: 68 часов.    

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

 часов

Результаты обучения

Формы и виды контроля

Теория литературы

Дата

1

Введение. 

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Древнерусская литература (3 часа)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

жанр

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. 

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

памятник

4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения, художественные особенности «Слова..»

1

Знать: жанр и композицию произведения,  художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

 нравственно-патриотическую идею «Слова».

 Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?  

композиция

Русская литература ХVIII века ( 6 часов. )

5

Характеристика русской литературы  ХVIII века.

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции.

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?    Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

Классицизм

Реформатор, штили

6

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

ода

7

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

ода

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

9

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

Сентимент.

10

 Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)

1

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

Шедевры русской литературы  ХIХ века ( 39часов.)

11

Золотой век русской литературы (обзор).

В.А. Жуковский. Поэзия.

1

Знать общую характеристику русской литературы, ,центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути В.А.Жуковского.

Читают статью «Шедевры русской литературы, развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

12

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество.  «К вам Александр Андревич Чацкий». Первые страницы комедии.

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

комедия

13

«К вам Александр Андревич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

экспозиция, завязка,
конфликт.

14

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт

15

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

16

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

1

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.  Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

17

Р/Р  И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

Знать основные положения статьи. 

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

Критическая литература

18

Р/Р Классное сочинение  обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»

1

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение

19

 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

20

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

1

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

 Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

лирика

21

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

1

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

22

Любовная лирика А.С.Пушкина

 

1

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.                

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

23

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

жанр

24

Р/Р анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный

Анализ стихотворения по предложенному плану

25

в/ч «Моцарт и Сольери» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Характеристика героев, комментарий текста.

композиция

26

Литературное направление- реализм. В творческой лаборатории А.С.Пушкина.

Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (отрывки)

1

Знать общую характеристику реализма, ,центральные темы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

27

Онегин и столичное дворянское общество.

Онегин и поместное дворянское общество

1

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном.

Знать  содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

28

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Ответы на проблемные вопросы

29

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.  

30

Два  письма и два объяснения. Анализ эпизодов.

1

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответы на вопросы.

31

Автор в романе А.С.Пушкина . «Евгений Онегин».

1

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

32

Р/Р  Подготовка к сочинению по роману.

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Д/р сочинение

33

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

1

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

34

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

пророк

35

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на.лексическом уровне  

Выразительное чтение  стихотворений. Анализ любовной лирики

36

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

Знать содержание стихотворений, посвящённых теме Родины.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение  стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

37

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

Психологич. роман

38

Печорин как представитель «портрета поколения».

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

39

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского, М.А.Добролюбова

1

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

40

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания.

1

Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

41

. Особенности жанра и композиции.

Образы помещиков в поэме.

1

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

поэма

42

Образ Чичикова в поэме.

1

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного произведения.

43

в/ч Н.В.Гоголь «Шинель»

1

Знать текст произведения, лирические отступления в нем,

О чём заставляет нас задуматься Н.В.Гоголь.

44

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Сентиментальный роман «Белые ночи».

1

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

45

История Настеньки в  романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

1

46- 47

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Конфликт комедии А.Н. Островского «Бедность не порок».

2

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

48

в/ч Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность».

1

 Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

трилогия

49

 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Тоска»

1

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя,

Анализ рассказов: монологические ответы.

рассказ

Русская литература ХХ века (12 часов)

50

Русская литература ХХ века.

 И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи».

1

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, литературные направления..

Анализ рассказа: монологические ответы..

51

Русская поэзия Серебряного века. А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирической интонации.

1

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале 

Уметь конспектировать лекцию

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блок

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворений.

Образы, ритмы

52

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, человеке.

1

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

53

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

54

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

55

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ

поэтика

56

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворен

Выразительное чтение стихотворений и их анализ

Философск.

лирика

57

Б.Л.Пастернак. Характер лирики поэта.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворен

Выразительное чтение стихотворений и их анализ

58

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

1

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

сатира

59

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины

1

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

Анализ рассказа: монологические ответы.

60

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Подготовка к срезовой работе по русской лирике 20 века.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Срезовая работа

поэма

61

А.И.Солженицын

1

Знать факты биографии поэта.

62

 

Романсы и песни на слова русских писателей 19- 20 века.   ( 1ч. )

романсы

Зарубежная литература (4 часа)

63

Гай  Валерий Катулл. Квинт  Гораций Флакк.

 1

Знать понятие французский классицизм ,особенности взгляда французов  на человека и эпоху.

64

Данте Алигьери

1

Знать исторические реалии времени Данте Алигьери.

Ответы на вопросы

65

У. Шекспир

1

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве  поэта.

Ответы на вопросы

66

И.В.Гёте.

1

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве  поэта

67-68

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...