Элементы методической работы по подготовке учащихся к анализу произведений малой лирической формы.
учебно-методический материал по литературе (5, 6 класс)

Черкасская Наталья Александровна

Ни для кого не секрет, что целью практически всего обучения в школе является научение школьников работать с печатным текстом, правильно понимать его, отделять главное от второстепенного, вычленять основные идеи и проблемы текста, разбираться с авторской позицией, правильно строить и формулировать свое отношение. Эта работа трудна сама по себе, а когда речь идет о поэтическом лирическом тексте, задача усложняется вдвое.

Поэтому целью нашей работы является демонстрация элементов методики подготовки учащихся к сравнительному анализу  текстов малых лирических форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы методической работы

по подготовке учащихся к анализу произведений малой лирической формы.

Сравнительная характеристика

стихотворений А. Фета «Еще весны душистой нега… (1854 г.) и

Ф. Тютчева «Еще зелени печален вид…» (1836 г.)

Ни для кого не секрет, что целью практически всего обучения в школе является научение школьников работать с печатным текстом, правильно понимать его, отделять главное от второстепенного, вычленять основные идеи и проблемы текста, разбираться с авторской позицией, правильно строить и формулировать свое отношение. Эта работа трудна сама по себе, а когда речь идет о поэтическом лирическом тексте, задача усложняется вдвое.

Поэтому целью нашей работы является демонстрация элементов методики подготовки учащихся к сравнительному анализу  текстов малых лирических форм.

Работа с поэтическими лирическими текстами в 5-6 классах всегда сложна, так как учащиеся этого возраста, отличающиеся конкретностью мышления и  достаточно малым читательским кругозором,  стремятся к сюжетным произведениям и поэтому упрощают лирику, сводя разговор о ней до бытового уровня.

А между тем, работа с поэтическими текстами чрезвычайно важна, так как  

в процессе анализа лирических произведений учащиеся нарабатывают ряд читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики в дальнейшем:
- умение представлять, воображать картины жизни, созданные поэтом;
- умение прослеживать не сюжет, а динамику эмоций лирического героя;
- умение видеть авторское  отношение и определять приемы, с помощью

    которых автор высказывает свою позицию;  
- умение осваивать идею лирического произведения

 Бытует, к сожалению,  мнение, что глубокий анализ убивает искусство. Это может стать правдой, если подходить к этому анализу не правильно. Следует помнить, что такая сложная эмоциональная и одновременно мыслительная работа должна проводиться поэтапно.

Этапы работы над лирическим стихотворением

1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

Задачи:

сообщить необходимые сведения об авторе;

эмоционально настроить детей на восприятие текста;

разбудить воображение,  вызвать в их сознании соответствующие  образы и картины;

провести при необходимости словарную работу,  без  которой может быть  затруднено восприятие стихотворения.

2. Первичное восприятие стихотворения.

Задачи:

познакомить  с содержанием стихотворения;

вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

3. Проверка впечатлений.

Задачи:

выявить степень  осмысления детьми стихотворного произведения.  

4. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

     Задачи:

              подготовка к глубокому самостоятельному анализу стихотворения.

5.Анализ лирического стихотворения.

      Задачи:

способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию образных представлений на основе прочитанного;

выработать правильную интонацию чтения стихотворения;

выявлять  спецификой стихотворения как жанра.

       На примере подготовки учащихся к сравнительной характеристике

стихотворений А. Фета «Еще весны душистой нега… (1854 г.) и Ф. Тютчева «Еще зелени печален вид…» (1836 г.)  остановимся на 4 этапе работы, цель которого подготовить ответ на  вопрос: «Что, по вашему мнению, объединяет двух поэтов и чем они  отличаются в поэтическом осмыслении человека и природы.»

Данный этап целесообразно провести как  групповую исследовательскую работу по вопросам, предложенным учителем и занесенным в таблицу. В эту же таблицу учащиеся, обсуждая  в группах стихотворения, заносят свои коллективные ответы.

Вопросы для сравнения.

Результаты работы

1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают?

Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции?

Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа – пейзажная зарисовка, вторая – философское развитие темы, поэтическое обобщение;

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части (на что указывает и союз «но» в третьей строфе), но поэт не сопоставляет и, тем более, не противопоставляет человека и природу, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром. То есть, у Тютчева главное – человек, у Фета – природа.

3.Какая нарисована картина и с помощью каких средств в одном и другом  стихотворении?

 а) Какова роль детали в осмыслении природы у  Тютчева и Фета?

б) В чем видите разницу в создании образа приведенной природы у Тютчева и Фета?

В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега». У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»). Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм.

У Тютчева одна – единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.

4.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу?

На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета – простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают  фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов

5.Проанализируйте ритмику стихотворений, сделайте выводы. (Задание усложненного типа).

Размер стихотворений одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Но  стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике стихотворений и использованию пиррихиев. У Фета темп стихотворения более легкий, живой, энергичный, многочисленные пиррихии убыстряют темп, а использование пятистишия со сложным расположением рифмующихся строк останавливают внимание читателя на отдельных деталях. У Тютчева темп стихотворения замедляется во второй части из-за почти полного отсутствия пиррихиев и переноса ударения (правда, ослабленного) на первый слог в первой стопе в последних строчках стихотворения. Используемое восьмистишие с перекрестной и кольцевой рифмовкой также способствуют ритму размышления.

6.Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений?

Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное – это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира.

7.Каков итог лирического высказывания у Тютчева и Фета? В чем вы видите сходство  и отличие  поэтической идеи в стихотворении?

Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна – возрождение природы, весна – пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов – философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа – живое существо, а человек – часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, - то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева.

   Такой подробный сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Фета позволяет достаточно конкретно и «зримо» увидеть разницу в мироощущении поэтов, что важно при изучении их творчества в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Система ранней подготовки учащихся к итоговой аттестации в независимой форме в 9 классах

Одной из основных задач, поставленных перед нами, учителями математики, в последние несколько лет стоит задача подготовки к государственной итоговой аттестации. Введение новой формы государственной ат...

Подготовка учащихся к олимпиадам через использование интерактивных форм обучения

В апреле 2012 года в Губернаторском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей Оренбуржья проходил региональный практико-ориентированный семинар "Создание творческой образовательной среды для...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Художественный мир А.И. Солженицына (анализ произведений малого жанра «Лиственница», «Молния»).

Цели урока: Образовательные:  познакомить учащихся  с художественным своеобразием «крохоток» А.И. Солженицына.Развивающие: находить художественные детали в тексте; объяснять знач...

Произведения малой эпической формы (миниатюры) как средство нравственного воспитания школьников

Произведения малой эпической формы (миниатюры) как средство нравственного воспитания школьников...