Урок литературы (родной) 5 класс
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Коженова Светлана Владимировна

Методическая разработка урока родной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_metodicheskih_razrabotok.docx26.53 КБ
Файл mify.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по родной литературе (русской)

Тема урока:

Творец и творчество. В начале было...

Конспект подготовила: учитель русского языка и литературы  

МОУ-СОШ №3 Коженова Светлана Владимировна,

педагогический стаж - 8 лет,

первая квалификационная категория.

УМК «Русская родная литература. 5-9 классы».

Автор(ы): Александрова О.М., Аристова М. А.,

 Беляева Н. В., Добротина И.Н.,

Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.

2022 г.

Предмет: родная литература (русская)

Класс: 5

Тема урока: Творец и творчество. В начале было...

Обоснование выбора темы: Одна из задач учителя родной литературы, по моему мнению, заключается в том, чтобы приобщить ученика к богатству русской литературы в контексте мировой, способствовать освоению духовных ценностей, воспитывать у учащихся умение эстетически воспринимать явления жизни, показать взаимосвязь русской и мировой культур.  На уроках литературы, на мой взгляд, мало внимания уделяется такой теме, как мифология. Привлечение мифологии как еще одного способа анализа текста, чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой – постижению богатства национальной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: 

1) дать представление об истоках литературы

2) показать влияние мифологии на творчество поэтов и писателей

          3) научить учащихся воспринимать мифы, уметь видеть аллюзии и аналогии, находить мифологические образы, мотивы в  произведениях, разгадывать смыслы образов-символов

 4) показать взаимосвязь русской и мировой культуры, их общее начало, истоки.

Задачи:

  1. расширить знания о мифологии;
  2. определить особенности мифотворчества;
  3. дать понятие космогоническому мифу

Личностные результаты:

– умение выявить сходства и различия в произведении, авторский замысел;

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям мировой и народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям народов мира и русского народа;

– понимание связи художественных произведений с фольклором;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Урок строится в форме эвристической беседы по тексту, в процессе которой используются такие приемы, как сопоставление стихотворения и мифов о сотворении мира (в аспекте, лексики, интонации, сюжетных совпадений).

Примечание: Ребята получают задание принести с собой любой поделочный вариант, то, что им попадется по дороге домой из школы или в школу, то, что осталось у них на память о лете и т.п. (веточки, листочки, фантики, бусинки и т.д.). Работаем в группах. Тексты мифов и стихотворения распечатаны для каждого ребенка.

На первый урок родной литературы я беру с собой яйцо, (можно взять яблоко, красивую корявую ветку. (Яиц лучше брать  несколько. Всегда находятся желающие потом его съесть). После того как ребята высыпали на стол свои «богатства», начинаю урок.

Ход  урока

-Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, почему эти предметы оказались на уроках литературы? Что их объединяет?

(Дети вспоминают курочку Рябу, наливное яблочко).

-Да, вы правы. Все эти предметы относятся к УНТ, в том числе и к сказкам. А что же отражается в сказках? Почему люди рассказывали сказки?

 (В сказках отражается мудрость народа, его мечты о лучшей жизни, вера в чудеса, представление о мире, о явлениях природы).

- А как вы думаете, есть ли в УНТ жанр более древний, чем сказки?

(Как правило дети затрудняются с ответом. В таком случае задаю наводящие вопросы).

- Ночью, собравших у костра, люди смотрели на звездно небо. Как вы думаете, о чем они думали? Когда они слышали гром или видели раскалывающие надвое небо молнии, понимали ли они суть этих явлений?

(Нет)

-Нет. Они думали о том, как появились звезды, откуда берется ветер, куда уходит солнце, почему наступает ночь. Они думали о сотворении Земли. И так как объяснить эти явления они не могли, люди стали сочинять истории, объясняющие эти явления, стали создавать мифы. И самыми древними из них были мифы о сотворении Земли, или космогонические мифы. Запишите себе определение мифа в тетрадь.

-Давайте посмотрим, что же наши предки думали о происхождении Земли? Найдите общее, что объединяет эти мифы. Как описано происхождение мира?

 Работа в группах (в зависимости от класса раздаю по одному или несколько мифов на группу). Выступление групп. Подведение итогов.

-Итак, ребята, что же общего вы нашли во всех этих мифах? Какой вывод можно сделать на основе анализа космогонических мифов разных народов?

(Вначале не было ничего или хаос, из которого создали мир или космос. Мифы разных народов очень похожи).

- Теперь вы сможете мне ответить на вопрос, какое отношение яйцо имеет к уроку литературы?

(относится ко многим мифам о сотворении Земли). Можно рассказать детям о том, что и сказка «Курочка Ряба» - это древний переработанный комогонический мир о сотворении мира и о апокалипсисе.

-А вы знаете, как возникла Земля?

 (В сильных классах кто-то из детей вспоминает о «Теории Большого взрыва». В слабых рассказываю эту теорию вкратце).

-А теперь вернемся к теории Болььшого взрыва. Ничего вам она не напоминает? Может, наши предки были не так уж и неправы?

- Попробуем дать  определение хаосу и космосу. Посмотрите на свои столы. Что на них сейчас: Космос или хаос? Почему? А что нужно, чтобы хаос превратился в космос?

(навести порядок)

-То есть космос –это какой-то порядок, система.

- Наведите порядок на своих рабочих местах.

А что легче создать? Где легче жить? А что труднее поддерживать?

-А кто из хаоса создает космос?

(Бог)

- Назовите слова-синонимы к слову Бог?

(Творец, создатель)

-Назовите однокоренные слова к словам творец, создатель?

(творить, творчество, созидание и т.д.)

- Можем ли мы назвать творцом, создателем всех, кто творит, то есть занимается творчеством?

(Да)

-А если слово бог и творец – слова синонимы, можем ли мы назвать тех, кто занимается творчеством,  богами? Отчасти да. Почему?  Кого мы можем назвать творцами?  

(Если дети не могут ответить на этот вопрос, задаю наводящие) Портной, который шьет красивое платье из куска ткание, -творец? Гончар? Музыкант, создающий из хаоса звуков, космос мелодии, -творец? А создает ли писатель свои миры?

-Послушайте отрывок стихотворения нашей великой поэтессы Анны Ахматовой:

Ученик:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

- Как это стихотворениеи перекликается с мифами о сотворении мира?

(Поэт, как бог, творит мир из хаоса)

Что же может служить поэту тем хаосом, тем материалом, из которого рождается его мир, его космос? Что является космосом поэта?

(все, что угодно может являться поводом для создания стихотворения. Стихотворение – космос).

- А достаточно ли только слов, впечатлений, чтобы создать произведение? Легко ли быть поэтом, творцом? Давайте поищем ответ на это вопрос в стихотворении Марины Бородицкой:

Ученик:

Спит поэт в часу десятом: допоздна читал опять,

а прозаик встал до света — в ловких пальцах глину мять.

Стайку глиняных героев он качает на руке,

а один, упрямый самый, затаился в уголке.

Встал поэт, напился чаю, уши крупные напряг —

не подаст ли мирозданье звук на бедность или знак?

Не напишет ли заданье на пятнистом потолке?

Но, похоже, мирозданье спит, свернувшись в уголке.

А прозаик вяжет петли, жить героям не даёт,

он сплетает-расплетает, рассердившись, нитку рвёт…

А поэт посуду моет и не слышит ни черта,

сам себе петля и нитка, пальцы, глина, глухота.

 -Легко?

(нет, поэт и писатель мучаются, создавая произведения)

Как оно связано с теми мифами, которые вы анализировали?

(глиняные герои, нити судьбы плетет писатель, как богини судьбы, писатель плетет судьбы героев, как Бог).

-И здесь в основе сюжета мы находим космогонические мотивы.Чего же не хватает писателю или поэту, чего они ждут от мроздания, почему не могут вдохнуть жизнь в своих глиняных героев? (Когда вам все удается, когда работа спорится, сочинения пишутся легко?)

-Вдохновения, знака.

- Вы правы, друзья! Нельзя написать картину, просто смешав краски, чтобы из куска ткани, создать красивое платье, чтобы построить красивое здание из груды стройматериалов, чтобы создать симфонию или роман из хаоса звуков или букв, обязательно нужно вдохнуть жизнь в них , нужно вдохновение!

- А как вам кажется, читатель может быть творцом? Прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрите мультфильм «Раскрась мир».

( https://www.youtube.com/watch?v=DUM8pgQCGxI )

(Да, читатель создает миры в своем воображении).

Послушайте стихотворение М. Бородицкой

Ученик:

Из хулиганских побуждений

он спички вытащил сперва

и чиркать стал, гоняя тени,

забив на мамины слова.

Потом водой наполнил ванну

и разной рыбой населил,

потом нарисовал саванну

и меж зверями разделил.

Из мякиша двух человечков

слепил и яблоко скатал,

змею-колбаску свил в колечко —

и всех по стенке распластал.

Нарочно не надел пижаму,

вооружился, как бандит,

и в кресле, поджидая маму,

уснул, испуган и сердит.

- О ком идет речь в нем?

 (мальчике)

-Что создает герой этого стихотворения? (огонь, воду, землю, человека).

-C каким мифом, из прочитанных сегодня, вы могли бы сравнить его? Проведите параллели. (Библейский миф).

-Наш герой-шалун, создающий четыре стихии, превращается в кого?

(В Бога?)

-Получается, что и каждый из вас немножечко Бог? Когда?

 (Когда играем, читаем, занимаемся творчеством, даже выполняем дз, когда из хаоса создаем космос)

 -Ну что ж, засучите рукава! Надеюсь, вы вдохновились сегодняшним уроком, ведь сейчас вам придется  поработать Богами. Почувствуйте себя ими, прочувствуйте это состояние. Перед вами на столах хаос. То, из чего вам сегодня нужно будет сотворить свой космос, землю и небо, свет и тьму, огонь и воду, населить свой мир жителями.  Напишите, пожалуйства, свой божественный рецепт сотворения мира, начав повествование словами: Вначале был хаос...

Представление группами своих работ.

-Спасибо за ваше творчество, друзья! Тысячи лет назад первобытный человек взял в руки стило и создал первый наскальный рисунок, вдохновившись миром, который его окружает, небом, звездами, сценками охоты, своими соплеменниками, запечатлив все это в веках. Наверное, он и был первым творцом на Земле. Спустя тысячелетия, Анна Ахматова написала стихотворение, в котором говорит, что творца вдохновляют подчас самые обычные, обыденные вещи. Так вдохновение и творчество сделало близкими людей, разделенных сотнями веков.

Еще литературы нет.

 И мифов. Ни Ганеши, ни Харона.

Геракл не ведет подсчет побед,

Сыр не попался на глаза вороны.

Напрасно в чаши льет Патрокл вино.

Напрасно голубь Ною салютует...

Что на земле не запечатлено.

То, вообще, не существует.

Уснул художник. Свесилась рука.

Отдельно от него стило и глина.

Вот он проснется, выпьет молока

И разберется с этой мешаниной...

-Будьте творцами, друзья! Помните о том, что все самое прекрасное в мире было создано руками человека! Как и в древние, седые времена, так и сейчас, чтобы стать творцом, нужно немного и многое одновременно: трудолюбивые руки, внимательные наблюдательные глаза, чуткие, умеющие слушать и слышать уши, открытое, любящее сердце и, конечно же, вдохновение! А учиться всему этому мы будем на уроках родной литературы у наших писателей и поэтов. Желаю вам вдохновения! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Славянский миф.

 Изначально мир был окутан тьмой. Там находился лишь прародитель всего сущего — Род. Он был заключен в яйце, но сумел породить Ладу (Любовь), и ее силой разрушил скорлупу. Сотворение мира началось с заполнения его Любовью. Род создал царство небесное, а под ним — поднебесное, отделил Океан от вод небесных твердью. Затем Род разделил Свет и Тьму и родил Землю, которая погрузилась в темную бездну Океана.

Из лица Рода вышло Солнце, из груди — Луна, из очей — звезды. Из дыхания Рода появились ветра, из слез — дождь, снег и град. Голос его стал громом и молнией. Затем Род родил Сварога и вдохнул в него могучий дух. Именно Сварог устроил смену дня и ночи, а также создал землю — помял в руках горстку земли, которая затем упала в море. Солнце обогрело Землю, и запеклась на ней корочка, а Луна остудила поверхность. Макошь – старшая из богинь – прях судьбы. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет покутные нити судеб, связующие человека с плодами его трудов – добрыми или злыми. Покута – это, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое делающего, творение и творца, намерение и результат.

Греческий миф

Сначало был Хаос, из которого появилась земля Гея, а в недрах ее глубоко залегала бездна Тартар. Хаос породил Нюкту (Ночь) и Эреб (Мрак). Ночь же породила Танат (Смерть), Гипнос (Сон), а также мойр — богинь судьбы. От Ночи произошла богиня соперничества и раздора Эрида, которая породила Голод, Скорбь, Убийства, Ложь, Изнутрительный труд, Битвы и другие неприятности. От связи Ночи с Эребом родился Эфир и сияющий день. Гея же родила Уран (Небо), затем из глубины ее поднялись Горы, а по равнинам разлился Понт (Море). Гея и Уран породили Титанов: Океан, Тефию, Япета, Гипериона, Тейю, Крия, Кея, Фебу, Фемиду, Мнемозину, Кроноса и Рею. Мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее).

Китайский миф

Вселенная когда-то имела форму огромного куриного яйца, в котором зародился первопредок Паньгу. Он спал в яйце 18 тысяч лет, а, проснувшись, начал искать способ выбраться наружу. Паньгу прорубил топором скорлупу.Два начала — светлое, образованное духом Ян, и темное, образованное духом Инь, стали небом и землей соответственно. Паньгу встал на землю и уперся головой в небо, чтобы не дать им опять смешаться и превратиться в хаос. От вдохов его поднимались ветры, от выдохов — гремел гром, день наступал, когда великан открывал глаза, а когда закрывал — опускалась ночь. Каждый день Паньгу подрастал на 3 метра, благодаря чему небо становилось выше, а земля — толще.

Миф народа инки

      В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, — с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда.  Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.

Индийский миф

Вначале не было ничего…ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне...Воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо…в безбрежном… океане. Через год из Золотого Яйца возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная

Скандинавский миф

Прежде чем был сотворён этот мир, ничего не было – лишь бездна зияла, имя которой – Гинунгагап. До сотворения мира не было тогда ни земли, ни моря; не росла трава и не высилась над ней небесная Твердь.

«Мать воды, дева творенья» Ильматр носилась по голубому простору и опустилась на морские волны. Мимо нее пролетела дикая утка, искавшая места для гнезда. Ильматр высунула из воды колено, и утка положила на него шесть золотых яиц и седьмое железное. Ильматр просидела на яйцах два дня, и они скатились вниз в глубину. «Не погибли яйца в тине… Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая, из яйца, из верхней части стал высокий свод небесный, из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось; из белка, из верхней части ясный месяц появился, из яйца, из верхней части звезды сделались на небе, из яйца, из темной массы тучи в воздухе явились». Норны плетут нити судьбы каждого живого существа в девяти мирах и даже богов. В скандинавской мифологии богини судьбы символизируют единство трёх времён

Сотворение мира в Библии (христианская религия)

Бог сотворил небо, землю и все, что на них находится, в шесть дней. Земля была сначала пустынна и покрыта мраком (хаосом). Тогда Бог сказал: «Да будет свет!» – и появился свет. Это было в первый день творения. Во второй день образовались воздушное пространство и свод небесный. В третий день творения отделилась вода от суши; вода скопилась в морях, озерах и реках, а на суше показались травы и деревья. В четвертый день на своде небесном показались солнце, луна и звёзды.В пятый день появились первые живые существа: рыбы и птицы – в воде и воздухе. Бог благословил их, сказав: «плодитесь и множитесь!». В шестой день появились животные на суше. Тогда же было создано и высшее существо – человек. Бог сотворил человека из праха земного, вдохнул в него душу, дал ему силу и разум, чтобы он мог властвовать над всеми земными тварями. Первый человек был назван Адамом, в знак того, что он создан из земли (по-еврейски земля – адама). В седьмой день Бог «отдыхал от трудов». Поэтому седьмой день недели является у народов, чтущих Библию, днем отдыха

Египетский миф

В Древнем Египте в одном магическом папирусе упоминается яйцо из земли и влаги, которое было снесено на первом холме, поднявшемся из безграничного водного пространства. Этот предвечный холм показывали в разных частях Египта. В «Книге Мертвых» говорится, что на этом холме было свито гнездо, в котором из гусиного яйца «великого Гоготуна» появилось солнце, создавшее богов и людей. По верховьям Нила рассказывали о боге-горшечнике Хнуме, который вылепил на гончарном круге из нильской глины огромное яйцо, откуда вылупились солнце, звезды, земля и люди. Известен был и миф о боге Хнуме, выплюнувшем изо рта мировое яйцо, из которого вышел бог Птах, создавший небо и землю.