Урок внеклассного чтения по литературе в 10-м классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Данный урок является итогом групповой работы после самостоятельного изучения книги «Татарстан: всё для фронта, всё для победы. 1941-1945». Все учащиеся распределены по группам - «министерствам», соответствующим разделам книги: «Министерство промышленности», «Министерство аграрного хозяйства» , «Министерство науки и образования», «Министерство культуры», «Министерство здравоохранения», «Министерство спорта». Каждая группа учащихся получили задание ознакомиться с определённым разделом книги и подготовить выступление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_po_literature_v_9.docx24.14 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по литературе в 10-м классе.

Презентация книги «Татарстан: всё для фронта, всё для победы. 1941-1945»



Автор:

Учитель русского языка и литературы

Загидуллина Гульшат Ринатовна











Данный урок является итогом групповой работы после самостоятельного изучения книги «Татарстан: всё для фронта, всё для победы. 1941-1945». Все учащиеся распределены по группам - «министерствам», соответствующим разделам книги: «Министерство промышленности», «Министерство аграрного хозяйства» , «Министерство науки и образования», «Министерство культуры», «Министерство здравоохранения», «Министерство спорта». Каждая группа учащихся получили задание ознакомиться с определённым разделом книги и подготовить выступление.

Тип урока: изучение нового

Ведущая технология: исследовательская деятельность, проблемно-диалогическое обучение.

Тема: Презентация книги «Татарстан: всё для фронта, всё для победы. 1941-1945»

Цель: ознакомить с новой книгой, организуя фронтальную, индивидуальную и групповую работу

Задачи: формировать у учащихся универсальные учебные действия, согласно ФГОС:

1. Личностные: формировать уважительное отношение к истории и к ее героям, воспитывать неприятие войны.

2. Предметные: развивать навыки анализа художественного произведения.

3. Метапредметные:

- познавательные: создавать обобщения, устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, делать выводы;

- регулятивные: умение определять цели своего обучения, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстником, работать индивидуально и в группе.

Ресурсы: Мультимедийная установка, презентации.

Раздаточный материал: см. ПРИЛОЖЕНИЕ





                                                                                                         Эпиграф к уроку:

               В книге, которую вы держите в руках,

показан вклад татарстанцев в Великую Победу.


Президент РТ Р.Н.Минниханов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но каждому дереву необходимы корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Прочтите эпиграф к уроку. Сегодня мы познакомимся с книгой, которая позволит нам ещё раз заглянуть в историческое прошлое нашей родины.

III. Постановка цели учащимися

Ещё раз посмотрите на тему урока. Какую цель для себя вы можете поставить?

Запишите ее в левой колонке в листах целеполагания и рефлексии.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ1)

VI. Слово учителя.

Книга «Татарстан: всё для фронта, всё для победы. 1941-1945» была издана в 2019 году к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 100-летию образования Республики Татарстан. Издание книги поддержано Президентом Республики Татарстан Миннихановым Р.М. В работе над её содержанием приняли участие Аппарат Президента РТ, Государственный комитет РТ по архивному делу, Национальный музей РТ, Институт истории имени Ш.Марджани, Министерства и ведомства республики, предприятия и общественные объединения РТ.

Эта книга уникальна. На богатейшем историческом материале раскрыты практически все сферы жизнедеятельности татарстанцев в тылу. В основу книги легли архивные документы, исторические справки, данные периодической печати.

V. Изучение нового материала. Выступление учащихся.

1 группа «Министерство промышленности».

Ровно сто страниц книги посвящается теме промышленности. С началом Великой Отечественной войны достижения довоенного времени сыграли решающую роль в быстрой перестройке республики на новый лад. На существующих заводах и фабриках в короткие сроки был освоен выпуск вооружений, боеприпасов, обмундирования. Эвакуация значительного количества промышленных предприятий многократно увеличила индустриальную мощь региона. За годы войны ТАССР превратилась в республику тяжёлой индустрии и развитого машиностроения. Стратегическое значение имело обнаружение на территории Татарстана промышленной нефти, положившей начало формированию здесь новой отрасли.

В этом разделе мы нашли информацию и об Арском районе. В военное время лес становится главным топливным ресурсом страны. Лесное хозяйство Арского района функционировало и в военный период наряду с Сабинским, Аксубаевским, Бугульминским, Елабужским, Лаишевским, Кайбицким и Ислейтарским. Сорок мужчин из Арского лесхоза ушли на фронтр. Им на смену встали женщины и мужчины. В военные годы работники лесхозов работали, не считаясь с усталостью. Директор Арского лесхоза Л.З.Айдаров издал специальный приказ о недопустимости малейшего опоздания на работу. Он сам лично проверял выполнение приказа. (Учащиеся также рассказывают о некоторых из многочисленных заводов города нашей республики, внёсших неоспоримый вклад в приближение победы)

2 группа «Министерство аграрного хозяйства».

В отличие от промышленности, положение в аграрной сфере республики в военное время катастрофически ухудшилось. Не было техники, лошадей, минеральных удобрений, горючего, не хватало людей. Из года в год уменьшались посевные площади, падала урожайность, сокращалось поголовье скота. Но при этом необходимо было снабжать страну и армию продовольствием и обеспечивать сырьём промышленность. Государственные поставки выполнялись ценой невероятных усилий сельских жителей. Женщины заменили ушедших на фронт мужчин, сев на тракторы, комбайны. Часто на помощь привлекалось трудоспособное население городов. Например: валяльно-обувная фабрика Арского района взяла шефство над Арской МТС. Кроме того, мы нашли в книге информацию о тракторной бригаде М.Гиниатуллиной из Казанбашской МТС Арского района, которая в разное время занимала призовые места в социалистических соревнованиях. (Учащиеся также рассказывают о других районах нашей республики, внёсших неоспоримый вклад в приближение победы)

3 группа «Министерство науки и образования».

На от пор врагу был ориентирован культурно-нравственный потенциал ТАССР. Духовное и морально-политическое единство советских людей обеспечивали представители научной, педагогической интеллигенции. Большой вклад в укрепление боевого настроя вносили наряду с национальными кадрами эвакуированные учёные, педагоги. Татарстан принял эвакуированные высшие учебные заведения. В военные годы, несмотря на объективные трудности, в образовательных учебных заведениях кипела работа. Ученики, студенты, преподаватели совмещали учёбу с работой, участвовали во всех общественно-политических кампаниях, проводили агитационную работу, выступали с политинформациями и концертами, организовывали субботники, помогали в сборе средств в фонд Победы.  В 1944-45 году Арский район в числе Первомайского,Ж Мензелинского, Зеленодольского районов показал 100%  результат охвата детей всеобучем. Нашли мы и упоминание об Арском педагогическом училище. Оно названо среди девяти имевшихся в военное время училищ по республике. (Учащиеся также рассказывают о деятельности вузов нашей республики, внёсших неоспоримый вклад в приближение победы)

4 группа «Министерство культуры».

Огромное влияние на сплочение народа и поднятие его патриотического духа оказала в военные годы отечественная культура. Около 15 татарских писателей служили в военные годы в редакциях фронтовых газет. 30 писателей и 22 журналиста отдали свою жизнь за независимость Отчизны. 25 из 53 членов Союза писателей ушли на фронт в первый же год войны. В книге мы нашли строки, посвящённые Ф.Амирхану. «В тяжёлые минуты обращается к Ф.Амирхану и чувствует прилив новой силы и бодрости» командир десантной роты Нугуманов. Упомянуто в книге и произведение Г.Баширова «Сержант Хайруллин». Интересно, что в годы войны в Казани жил К.Чуковский, С.Маршак, А.Фадеев и некоторые другие писатели. Рассмотрен в книге также музыкальное и художественное творчество военного времени. Не прекращались показы спектаклей. С 1941 появились фронтовые бригады, пункты коллективного радиослушания. Символом татарской поэзии военных лет по праву считается Муса Джалиль.

Прослушивание стихотворения М.Джалиля «Сарвар» в исполнении учащегося.

5 группа «Министерство здравоохранения».

Накануне войны в ТАССР была создана и мощная сеть научных, учебных, лечебных медицинских учреждений, позволявшая в короткие сроки перестроить всю систему здравоохранения республики с целью решения оборонных задач. Медики в военный период были обязаны обеспечить развёртывание эвакогоспиталей, бесперебойное квалифицированное лечение раненых. 334000 раненых и больных бойцов Красной армии прошли через госпитали Татарстана. 69 эвакогоспиталей были развёрнуты в ТАССР. Среди них госпиталь в Арске. Из-за нехватки врачей началось переобучение. Не прекращалась и научная работа. Именно в годы войны студент А.Вишневский придумал метод местной анастезии. Шла упорна борьба с эпидемическими заболеваниями.

6 группа «Министерство спорта и обороны»

Большое внимание следует уделит Осоавиахиму. Это Общество содействия авиационному и химическому строительству. Его деятельность была ориентирована на подготовку гражданского населения к выживанию в условиях войны и обучение кадров для армии. Активисты Осоавиахима проводили занятия по противовоздушной и противохимической обороне. В военно-спортивных кружках Осоавиахима готовили лётчиков, парашютистов. Развернулись такие движения как сдача норм ГТО, получение значков «Ворошиловский стрелок», «Готов к ПВХО», «Готов к санитарной обороне». С начала войны началось всеобщее обучение для мужчин от 16 до 50 лет.  Не прекращалась в республике и спортивная жизнь. Спортивные мероприятия проводились по календарю. Всё это было организовано для создания мощных резервов граждан, готовых на защиту Родины.

VI. Подведение итогов

1. Подводя итог урока, мы должны ответить на вопрос: что узнал я нового на уроке?  Заполните правую колонку листа целеполагания и рефлексии, сдайте учителю (см.приложение1)

2. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание.

Напишите мини-отзыв о книге «Татарстан: всё для фронта, всё для победы. 1941-1945».

Использованная литература: «Татарстан: всё для фронта, всё для победы. 1941-1945»/ авт-сост.:А.Ш.Кабирова, отв.ред.: Г.З.Габдрахманова.- Казань: Дизайн-центр А1, 2019. – 368 стр.


                                                                                   

                                                                                        (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Лист целеполагания и рефлексии

Тема урока ___________________________________

Хочу узнать___________________________________

Узнал ________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классеЗаочная экскурсия  «Шедевры русских классиков в иллюстрациях художников»(на основе анализа творчества Фаворского Владимира Андреевича)....

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...