Интегрированный урок литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Конспект интегрированного урока литературы и основ православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse.doc34.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка интегрированного урока

Литературы и  курса «Основы религиозных культур и светской этики»

учителя русского языка и литературы МБОУ Митяевская средняя школа

Глуховой Аллы Михайловны

Пояснительная записка

Класс: 5

Название модуля: Основы православной культуры

Тема урока: «Актуальность религиозной притчи на протяжении веков»

Количество часов: 1

Цель урока: знать определение и значение притчи, уметь отследить актуальность нравственных законов на протяжении веков;

Задачи урока: 1) умение рассуждать, высказывать и обосновывать мысли;

 2) формирование представления об истинной любви в Библии;

 3) развитие речи, живого образного мышления, умения находить нужную информацию в тексте, работать в группе.

Используемые методы и технологии обучения: аналитическая беседа, визуализация изучаемого материала, просмотр видео.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и групповая

Необходимые технические средства наглядности: компьютер, экран, акустические колонки.

Ожидаемые учебные результаты

Конспект урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация опорных знаний. Введение понятия «притча», запись в тетрадь (слайды №2,3)

Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.

Иносказательный – содержащий иной, срытый смысл.

Поучительный – тот, который учит чему-то, советует.

Особенности библейской притчи:

  1. Воспитывает самые главные качества: доброту, терпение, смирение, мудрость.
  2. Почти нет назидательных нравоучений
  3. Необычные, иногда непонятные сюжеты, неожиданные вопросы и ответы, благодаря чему притчи хорошо запоминаются.
  4. За внешней легкостью повествования скрывается глубокая мудрость.
  5. Большинство библейских притч требуют пояснений, что связано с отсутствием религиозного воспитания и изменениями в языке.
  1. Анализ притчи.

А) Просмотр видео «Суд Соломона» (слайд №4)

Б) Аналитическая беседа: (слайд №5)

- Как Соломон определил настоящую мать ребенка?

- Почему мать соглашается отдать своего ребенка другой женщине?

- Чем она жертвует?

В) Вывод (слайд №6): эта маленькая притча показывает нам, как мать, по-настоящему любящая свое дитя, готова жертвовать своим счастьем, готова уступить обманщице, подавить в себе злобу и обиду ради жизни своего ребенка. Истинно любящий человек всегда готов к самопожертвованию.

  1. Анализ рассказа И.А.Бунина «Лапти».

А) Выразительное чтение рассказа учителем (слайды №7,8).

Б) Аналитическая беседа: (слайд №9)

- Красные лапти могли победить болезнь ребенка, это было лекарство?

- Почему же Нефед идет за этим, казалось бы, бесполезным средством?

В) Вывод: (слайд №10) рассказ И.А.Бунина «Лапти» соотносится с библейской притчей «Суд Соломона». Мы видим, что Нефед жертвует своей жизнью, чтобы хоть чем-то помочь тяжело больному ребенку. Красные лапти – не лекарство, и Нефед это понимает, но он идет в страшную метель, потому что истинно любит ребенка, жалобно бредящего красными лаптями. И еще, наверное, Нефед думает, что если мальчик не выживет, он не простит себя до конца жизни, что не выполнил последнее желание ребенка.

6. Обобщение.

Слово учителя: Мы с вами сегодня изучили притчу, которой несколько тысяч лет, и рассказ, написанный 100 лет назад, и нашли общий, очень важный смысл. В библейской притче «Суд Соломона» мать не задумываясь жертвует своим «я» ради любимого дитя. И Нефед у Бунина идет навстречу опасности, чтобы облегчить страдания чужого ребенка. И в притче, и в рассказе речь идет об одном и том же – самопожертвовании. (слайд № 11)

- Скажите, а в нашей жизни, в 21 веке встречаются ли истории, когда люди жертвуют собой ради того, кого по-настоящему любят?

7. Домашнее задание (слайд №12)

Создать групповую творческую работу «Нравственные уроки библейской притчи на протяжении веков» (группы формируются по усмотрению учителя).

Материал для создания проекта:

  1. Прочитать притчу «О добром самарянине» и рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».
  2. Соотнести прочитанные произведения и выявить общие нравственные ценности.
  3. Сделать выводы по прочитанным произведениям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Актуальность религиозной притчи на протяжении веков» Интегрированный урок

Слайд 2

Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ. Иносказательный – содержащий иной, скрытый смысл. Поучительный – тот, который учит чему-то, советует.

Слайд 3

Особенности библейской притчи Воспитывает самые главные качества: доброту, терпение, смирение, мудрость. Почти нет назидательных нравоучений Необычные, иногда непонятные сюжеты, неожиданные вопросы и ответы, благодаря чему притчи хорошо запоминаются. За внешней легкостью повествования скрывается глубокая мудрость. Большинство библейских притч требуют пояснений, что связано с отсутствием религиозного воспитания и изменениями в языке.

Слайд 4

«Суд Соломона»

Слайд 5

1. Как Соломон определил настоящую мать ребенка? 2. Почему мать соглашается отдать своего ребенка другой женщине? 3. Чем она жертвует? «Суд Соломона»

Слайд 6

Вывод: эта маленькая притча показывает нам, как мать, по-настоящему любящая свое дитя, готова жертвовать своим счастьем, готова уступить обманщице, подавить в себе злобу и обиду ради жизни своего ребенка. Истинно любящий человек всегда готов к самопожертвованию. «Суд Соломона»

Слайд 7

И.А. Бунин «Лапти» Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти

Слайд 8

И.А. Бунин «Лапти» А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Слайд 9

И.А. Бунин «Лапти» 1. Красные лапти могли победить болезнь ребенка, это было лекарство? 2. Почему же Нефед идет за этим, казалось бы, бесполезным средством?

Слайд 10

Вывод: рассказ И.А.Бунина «Лапти» соотносится с библейской притчей «Суд Соломона». Мы видим, что Нефед жертвует своей жизнью, чтобы хоть чем-то помочь тяжело больному ребенку. Красные лапти – не лекарство, и Нефед это понимает, но он идет в страшную метель, потому что истинно любит ребенка, жалобно бредящего красными лаптями. И еще, наверное, Нефед думает, что если мальчик не выживет, он не простит себя до конца жизни, что не выполнил последнее желание ребенка. И.А. Бунин «Лапти»

Слайд 11

В библейской притче «Суд Соломона» мать не задумываясь жертвует своим «я» ради любимого дитя. И Нефед у Бунина идет навстречу опасности, чтобы облегчить страдания чужого ребенка. И в притче, и в рассказе речь идет об одном и том же – самопожертвовании. Итоговый вывод

Слайд 12

Задание для учащихся Проект «Нравственные уроки библейской притчи на протяжении веков» Материал для создания проекта: Прочитать притчу «О добром самарянине» и рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Соотнести прочитанные произведения и выявить общие нравственные ценности. Сделать выводы по прочитанным произведениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Интегрированный урок литературы в 6 классе (музыка, литература)

Тема урока: Единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”....