Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Кавказский пленник" Л.Н.Толстой, 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Урок чтения в 7 классе на тему"Кавказский пленник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_kavkazskiy_plennik.docx67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Урок чтения в 7 классе. 

                    Урок Л .Н .Толстого «Кавказский пленник».  

                                                                                                                                         Девиз урока: «Сам погибай, а товарища   выручай».                          

Организационный момент.

Сегодня нам предстоит выполнить не простую, но интересную работу.  Покажите, какие вы можете быть.

  1.  Поднимите руки те, кто на уроке будет стараться, чтобы получить хорошие оценки.

           Каким словом можно назвать таких ребят? (старательные)

2.Поднимите руки те, кто будет внимательно слушать и внимательно выполнять задания на уроке … (внимательные).

3.Поднимите руки те, кто сегодня будет активно работать на уроке, отвечать на все вопросы……   (активные)

       4.Поднимите руки те, кто умеет дружить и помогать друг другу (дружные)                                 

- Какое произведение прочитали?                                                      

            - Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

 «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?» А также выясним, чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит.

- Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». (Запишите название на доске. Найти главное слово в словосочетании, определить число существительного.)

 (на доске – Плен - неволя)

Кто такой пленник?

Почему называется "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"?

Почему в единственном числе, ведь пленников было два? (Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин

Сообщение темы и целей урока.   Тема товарищества в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

- Сегодня на уроке мы завершили читать повесть Л, Н. Толстого «Кавказский пленник» и узнаем, чем же закончилась история Жилина и Костылина. Поговорим о дружбе и добре.

Прочитайте, за какие виды работ будете себя оценивать. За каждый вид работы вы ставите себе оценку, в конце урока выведем общую оценку.

Критерии оценивания.

Формы работы

Отметка

Итог

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Пословицы

Характеристика героев.

 

 

 

 

 

 

б) Словарная работа         

            С помощью отдельных слов Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар. Какие это слова? Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам.

    В повести блестяще воссоздан национальный и исторический колорит горцев. Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы её усвоили. Я буду называть толкование лексического значения слов.

  1. Решить кроссворд
  2. По горизонтали
    2. Жилище кавказских горцев
    3. За кого заплатили выкуп пять тысяч монет?
    5. Как называлась верхняя одежда татар?
    6. Где в рассказе происходило действие?
  3. По вертикали
    1. С кем воевали русские солдаты?
    4. Что дала в дорогу беглецу дочь хозяина?

                       

на корточках – на коленях

не поминай лихом – не поминай плохим

монисты – медные деньги, вплетённые в косы или одеты на грудь в виде бус

мулла – священник у мусульман

Кроссворд по предмету литературе - на тему 'Толстой Л.Н.    

Проверка дом.задания.

Вы закончили читать 6 главу.

Беседа по теме.
- С каким новым героем, точнее героиней, знакомит нас автор ?

- Кто такая Дина? Прочитайте.

  • Знакомясь с содержанием повести дальше, вы узнаете, что именно Дина сыграла в

судьбе Жилина основную роль.

      — Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
      Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
      Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.

– Как Жилин завоевал доверие Дины? (Слепил куклу.)
– Как вы считает можно ли назвать отношения между Жилиным и Диной – дружбой? 
(Да)
– Почему вы так думаете? 
(Потому что Дина стала заботиться о Жилине)
– Что главного произошло в этой части с Жилиным? 
(Жилин завоевал доверие татар и Дины).

В шестой главе рассказа «Кавказский пленник» описывается второй, еще более трудный побег главного героя. Этот побег оказывается удачным. Этот рискованный побег состоялся благодаря Дине – хозяйской дочке, с которой Жилин подружился в плену. Девушка прониклась симпатией и жалостью к Жилину. Вопреки страху перед наказанием она предупреждает Жилина об опасности и спустила к пленнику в яму палку, по которой Жилин смог вылезти. Без ее помощи главный герой не смог бы сбежать. Вот так разворачивались события.

1.Татары усиливают охрану пленников

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/10373695/a18a91e1b70815e15457b9f348b10cf7.png

2.Дина помогает Жилину сбежать во второй раз.

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/10373695/df3cec59be4a8541ceec1eefdf90f100.png

3.Костылин отказывается бежать

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/10373695/ff9bd88a9c234ae20118f3b6d25974f5.png

4.Трудный путь из плена

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/10373695/88cd78ed455a9e7a327c8ce9c4c1fac8.png

5.Жилин натыкается на татар и зовет своих

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/10373695/8522f09de8df05bc0ab3fca411cb22c4.png

6.Пленника отбивают у татар казаки

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/10373695/cebb5f549317392f046dfb785f061511.png

7.Жилин отказывается ехать домой, остается на службе

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/10373695/d91da265a140c11f6fff00f4dcd4cc30.png

8.Возвращение Костылина из плена

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/10373695/2caa44c541f505b8ef6a4b4bcc6a6d48.png

Вопросы:

- Понравилась ли вам 6 глава?

- Что особенно понравилось?

- Когда было страшно?

- Когда героя жалко?

Творческое задание.

Составить 5 вопросов к тексту, превращая в игру «Верно – неверно».

Правила задания.

Используем цифру 1 – если верно утверждение, 0 – если неверно.

1.     Жильё им стало совсем дурное.                    1

2.     Вдруг ему на колени булка упала.                0

3.     Снял Жилин колодки.                                    0

4.     Вместе с Жилиным из плена выбрался и Костылин      0

5.     Выбежали солдаты, обступили Жилина, кто ему хлеба, кто каши, кто шинелью прикрывает.                                                     1

- Проверьте себя. Правильный ответ на доске. 10001

   Ответы на вопросы.

- Прочитайте ответ на мой вопрос

Как жилось офицерам в плену после побега?

Кто пришел на помощь в этот раз Жилину?

 Почему она это сделала? Я предлагаю вам 3 варианта ответа, выберите правильный ответ:

а) решил навредить отцу.

б) Потому что Жилин стал её другом.

в) Просто так, от нечего делать.

 

- Прочитайте отрывок по ролям, где Дина предупреждает Жилина об опасности. Обратите внимание на выразительное чтение, а именно на памятку.

Творческие вопросы.

- Что бы могло случиться, если бы Дина не предупредила об опасности?

- Рассмотрите внимательно рисунок в учебнике на стр. 127

- Кто изображён на этом рисунке?

- Послушайте внимательно отрывок из этой главы и подумайте, всё ли в нём правильно?

Села на стульчик, начала выворачивать. Да ручищи толстые, как брёвна – сила богатырская. Бросила камень, заплакала. Принялся опять Жилин за замок, а Дина села против него, за плечо его держит. Оглянулся Жилин, видит, налево за горой зарево красное загорелось, месяц встаёт.

- А что здесь не так?

- Найдите и зачитайте правильный отрывок в учебнике.

- Как заканчивается эта повесть?

- А что бы могло случиться, если русские солдаты не успели?

- Как бы всё сложилось, если бы  с ним побежал Костылин?

 Какой самый волнующий, самый напряжённый момент в последней главе? (Жилин увидел татар. Татары бросились за Жилиным)
- Работа с иллюстрацией в учебнике.
Опишите это событие устно по иллюстрации.


- А теперь прочитайте как автор описал это событие в тексте стр. 129.
- Найдите в этом абзаце словосочетание в переносном значении (сердце оборвалось – очень испугался).

Работа с пословицами.

 Какие из них можно отнести Жилину, какие – Костылину?
Друг до поры – тот же недруг.
Не бросай друга в несчастье.
Велик телом, да мал делом.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Где смелость, там и победа.
Трус и в жизни мёртв.

- Как понимаете пословицу «Трус и в жизни мёртв»?

Костылин вел себя так,  будто он умер, он трус, ничего не делал для того, чтобы освободиться.

А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Физкультминутка

Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза
Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Обобщение.

Беседа по теме.

    «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему?   

(Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

- Где происходит действие рассказа?                                                          

(События происходят на Кавказе).

- Когда происходят описываемые события?

(События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).
Характеристика героев.

  • Работа в группах.
    В карточках - словесный портрет или характеристика героя. Ознакомившись, должны сказать, о ком идёт речь.
    1 «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин).

2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин).

3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати.    Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина).

4. Глаза у него черные, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся… (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).

5. У него красная борода... На голове шапка высокая, баранья,    чёрная, назад заломлена…(красный татарин Кази-Мугамед).

6. Идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк      озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся. (Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).

 

Характеристика главного героя, Жилина.

  • Кто главные герои? - Жилин, Костылин,
  •  Даёт ли Толстой развернутые портреты героев через описание? - Нет, только отдельные характеристики.
  • Читателю предоставляется право самому сделать вывод о личностях героях, самим составить характеристики.
  • Как вы думаете, могут ли быть случайными имена героев?
  • Что они могут значить?
  • Что такое "жила"? - прочное окончание мышц; отсюда слова "жилистый", "двужильный". Так говорят о выносливом, крепком человеке.

Жилин = действие.

  • Что такое "костыль"? - палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.

Костылин = бездействие.

Проанализируем, какую роль играет лексическое значение фамилий главных героев. Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.

Жилин

Костылин

офицер русской армии;

"хоть не велик ростом, а удал был""

сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

о нём татары: "ты все серчаешь";

"корош урус"

"на всякое рукоделье мастер был"

офицер русской армии;

"грузный, толстый, весь красный";

о нём татары "смирный"

Поведение героев во время нападения татар

"доберусь до ружья, я сам не дамся"

"заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости"

Поведение героев во время побега

проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется

не соратник, а обуза;

страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует

 

        1.Почему побег пленников был неудачным? Расскажите, как это случилось.

2. Как вел себя Жилин по отношению к Костылину?

3. Давайте прочитаем ту часть, которую можно озаглавить «Настоящий товарищ». (стр. 123)

4. Если бы Костылин оказался выносливее Жилина, как бы он отнёсся к товарищу? Докажите своё мнение.

Сравнительная характеристика героев.  

- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере. Что общего у Жилина и Костылина?

(Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письма, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге).

- Подтвердить примерами из текста следующие черты характера героев:

(Жилин: надеется на себя - обдумывает побег; сумел прожить в ауле; работящий - не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам-татарам; любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Костылин: слабый человек; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом).

Жилин

Костылин

Смелый

Сильный

Верен дружбе

Надеется только на себя

Наблюдательный

Трудолюбивый

Вызывает уважение у взрослых

и любовь у детей

Трусливый

Слабый

Предаёт товарища

Надеется только на других

Занят только собой

Ленивый

Ни у кого не вызывает уважения

Игра «Умники и умницы»

 1.Соревнуются 2 команды. Каждая команда выдвигает капитана. Соревнования проходят как между капитанами, так и между участниками.

  1. Как называется деревня горцев?   (аул)
  2. Какое время года изображено в повести?  (лето)
  3. Какого роста был Жилин?  (невелик)
  4. Что такое мечеть?   (церковь у татар)
  5. Кто в повести Толстого говорил: «Бросить товарища не годится» (Жилин)
  6.  Какой выкуп прислали за Костылина?  (5 тыс. рублей)
  7. О ком это сказано? «Мужчина грузный, пухлый, запотел…» (о Костылине)
  8. Сколько месяцев в плену пробыли русские офицеры?  (больше месяца)
  1. Как называли в 19в. горцев?  (татарами)
  2. Сколько стоила лошадь Жилина, когда он взял её в табуне жеребёнком?  (100 рублей)
  3. Как называется дом кавказских горцев?  (сакля)
  4. Что такое чалма?  (мужской головной убор)
  5. Как по-другому можно назвать монисты?  (бусы)
  6. О ком это сказано: «Он первый джигит был, много русских побил, богатый был» (о Старике)
  7. Как звали злую собаку хозяина?  (Уляшин)
  8. Что принесла Дина, чтобы помочь Жилину выбраться из ямы?   (шест).

               

Итог урока. Л, Н. Толстой в своей повести рассказывает правду, учит отличать добро от зла, помогает следовать добру

Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставит равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям. Спасибо за вашу работу на уроке.

Мы говорили уже с вами, что Жилина можно назвать настоящим товарищем.

Значит, каким должен быть настоящий товарищ?

А были ли в вашей жизни случаи, похожие на этот рассказ? Приходилось ли вам испытать товарища? Каким проявил он себя в этой ситуации? Какие фамилии из вашего класса, школы можно было бы вписать вместо фамилии Жилина.

- Можно ли людям разных национальностей найти общий язык?

Всегда можно найти общий язык, если людьми руководит человечность, доброжелательность, нет потребности навязывать свою волю людям других национальностей (на примере Жилина и Дины). Ведь Кавказ – наш общий дом.

Вывод: Как поступил  бы я, если бы моим товарищем был Костылин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

«Our favourite food»Конспект урока по английскому языку в 4-м классе с использованием ИКТ ( к УМК Н.И. Быковой, Д. Дули «Английский в фокусе» 4 класс)

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.Данный урок обобщения и систематизации знаний к УМК Н.И. Быковой, Д. Дули «Английский в фокусе. 4 класс» посвящён развитию ...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урока обобщение пройденного материала по теме PAST SIMPLE трудные неправильные глаголы

Конспект урока  по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урокаобобщение пройденного материала по ...