Конспект урока по воспоминаниям ДС Лихачева "Катеринушка закатилась"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Конспект урока по воспоминаниям ДС Лихачева  из книги "Раздумья" или он же (текст)  есть в "Книге беспокойств". Урок может быть проведен в 10 или 11 классе, я проводила в 10 классе во время разговора о русских женщинах (Лизавета, Соня, Катерина Ивановна и Алена Ивановна).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

Г. СЕВЕРОДВИНСКА  АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                

                                            герб школы

 

«ЕЩЕ  РАЗ  О  РУССКИХ  ЖЕНЩИНАХ . . .»

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ РАССКАЗА

«КАТЕРИНУШКА  ЗАКАТИЛАСЬ»  Д.С. ЛИХАЧЕВА

ИЗ КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ

«КНИГА  БЕСПОКОЙСТВ»

                                                                        Соколова Елена Альбертовна,

                                                                        учитель  русского языка и

                                                                        литературы МАОУ «СОШ № 6»

                                                                         

     

 

СЕВЕРОДВИНСК

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

ПО  РАССКАЗУ Д.С. ЛИХАЧЕВА «КАТЕРИНУШКА ЗАКАТИЛАСЬ»  ИЗ СБОРНИКА ВОСПОМИНАНИЙ «КНИГА   БЕСПОКОЙСТВ»

Тема: «Еще раз о русских женщинах . . .»    Размышления над страницами

             рассказа Д.С. Лихачева  «Катеринушка закатилась»

Цели: 1. Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ

             рассказа  «Катеринушка закатилась».

  2. Закрепление навыков работы с текстом.

  3. Воспитание души, сострадания, гордости, уважения к истории Родины, стремления к действию.

Оборудование: 1. Интерактивная доска с подготовленными к уроку

                                   слайдами.

                               2. Тексты рассказа на столах у детей.

                               3. Рабочие листы для работы детей по ходу урока.

                               4. Иллюстрации к уроку,  выполненные ученицами  этого

                                   класса.

                                                                  Ход урока:

  1. ОРГМОМЕНТ: тема, цели урока;

2. ВСТУПЛЕНИЕ.

         Мы сегодня продолжаем разговор о том, что досталось нам в наследство: великая русская культура, наука, занимающаяся историей литературы, филология, стремящаяся сохранить язык, слово, доходящее до нас  сквозь века.

        Имя академика Д.С. Лихачева вам знакомо: мы говорили о нем  и его исследованиях в 9 классе, когда шел разговор о «Слове о полку Игореве», говорили в 10 и 11 классах на уроках русского языка, когда учились писать сочинения-рассуждения по его «Письмам о добром и прекрасном». Тема урока «Еще раз о русских женщинах…» предполагает разговор о героине, образ которой нам создает Лихачев. Мы знаем, что писателем в чистом виде он не был, но оставил нам в наследство свои воспоминания в книгах, которые так и называются «Раздумья» и «Книга беспокойств».

        О русских женщинах  на уроках литературы мы разговаривали не раз, давайте назовем наиболее запомнившиеся имена: Татьяна Ларина и Маша Миронова, Матрена Тимофеевна и Наташа Ростова, Ольга Зотова и Ольга Шеина… О них мы уже разговаривали, давайте познакомимся с  Катериной Иоакимовной – героиней воспоминаний Лихачева Д.С. из  рассказа «Катеринушка закатилась».

        Рассказ вам незнаком, мы сейчас будем его читать   и параллельно  выполнять работу на рабочих листах, которые вам выданы.

Для начала  попробуйте объяснить, почему у него такой заголовок.

         ДЕТИ   РАССУЖДАЮТ:    

- почему такой заголовок, приводят свои варианты объяснения.        
 

        Обращаемся к первому слайду презентации – словарная работа, толкование слова ЗАКАТИЛАСЬ. (слайд 1)

        

Чтобы прийти к окончательному выводу о заголовке, надо прочитать текст.

  1. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.  (Текст разделен на 6 частей)

1). Чтение 1 части.

        «Мою няню звали Катеринушка.
                       Единственное, что сохранилось от Катеринушки, – фотография, на которой она снята с моей бабушкой Марией Николаевной Коняевой. Фотография плохая, но характерная. Обе смеются до слез. Бабушка просто смеется, а Катеринушка и глаза закрыла, и видно, что слова вымолвить не может от смеха. Я знаю, отчего обе так смеются, но не скажу… Не надо!
                      Кто снял их во время приступа такого неудержимого смеха – не знаю. Фотография любительская, и в нашей семье она давно-давно. Катеринушка нянчила мою мать, нянчила моих братьев. Мы хотели, чтобы помогла она нам и с нашими «рунчиками» – Верочкой и Милочкой, но что-то ей помешало. Помех у нее, притом неожиданных, было немало».

ДЕТИ   РАССУЖДАЮТ:

- что мы узнаем о няне?

- какого она возраста?

- каков ее характер?

- как к няне относятся в семье Лихачевых?

2). Чтение 2 части.

        «Помню в детстве, что жила она на Тарасовой в одной со мной комнате, а было мне тогда лет шесть, и я открыл тогда впервые, к своему удивлению, что у женщин есть ноги. Юбки носили такие длинные, что видна бывала только обувь. А тут по утрам за ширмой, когда Катеринушка вставала, появлялись две ноги в толстых чулках разного цвета (чулок все равно под юбкой не видно). Я смотрел на эти разноцветные чулки, появлявшиеся передо мной до щиколоток, и удивлялся.
             Катеринушка была как родная и для нашей семьи, и для семьи моей бабушки по матери. Чуть что нужно – и появлялась в семье Катеринушка: заболеет ли кто серьезно и нужно ухаживать, ожидается ли ребенок и нужно готовиться к его появлению на свет – шить свивальнички, подгузнички, волосяной (нежаркий) матрасик, чепчики и тому подобное; заневестилась ли девушка и нужно готовить ей приданое – во всех этих случаях появлялась Катеринушка с деревянным сундучком, устраивалась жить и как своя вела всю подготовку, рассказывала, говорила, шутила, в сумерки пела со всем семейством старинные песни, вспоминала про старое.
             В доме с ней никогда не было скучно. И даже когда кто-нибудь умирал, она умела внести в дом тишину, благопристойность, порядок, тихую грусть. А в благополучные дни она играла и в семейные игры – с взрослыми и детьми: в лото цифровое (с бочоночками), причем, выкликая цифры, давала им шуточные названия, говорила приговорками и поговорками (а это не одно и то же – приговорок сейчас никто не знает, фольклористы их не собирали, а они часто бывали «заумными» и озорными в своей бессмысленности – хорошей, впрочем)».

Прежде чем мы будем размышлять дальше, обратимся к словам из этой части рассказа, подумаем, что вам непонятно.

(Презентация:  слайды 2-5)

ДЕТИ   РАССУЖДАЮТ:

- а что теперь  можно сказать об отношении к няне в семье?

- почему образованные люди так относятся к полуграмотной няньке?

3).  Чтение 3 части.

        «Кроме нашей семьи, семьи бабушки и ее детей (моих теток), были и другие семьи, для которых Катеринушка была родная и попав в которые не сидела сложа руки, вечно что-то делала, сама радовалась и радость эту и уют распространяла вокруг.
             Легкий она была человек. Легкий во всех смыслах, и на подъем тоже. Соберется Катеринушка в баню и не возвращается. Сундучок ее стоит, а ее нет. И не очень о ней беспокоятся, так как знают ее обычаи – придет Катеринушка. Мать спрашивает свою матушку (а мою бабушку): «Где Катеринушка?», а бабушка отвечает: «Катеринушка закатилась». Такой был термин для ее внезапных уходов. Через несколько месяцев, через год Катеринушка так же внезапно появляется, как перед тем исчезла. «Где ж ты была?» – «Да у Марьи Иванны! Встретила в бане Марью Иванну, а у той дочь заневестилась: пригласили приданое справить!» – «А где же Марья Иванна живет?» – «Да в Шлюшине!» (Так в Питере называли Шлиссельбург – от старого шведского «Слюсенбурх».) «Ну а теперь?» – «Да к вам. Свадьбу третьего дня справили».

ДЕТИ  РАССУЖДАЮТ:

- как относятся к няне в других семьях?

- что это за семьи?

- почему так происходит?

- почему ушла в баню и вернулась через несколько месяцев?

- что в этом контексте значит слово ЗАКАТИЛАСЬ?  

- почему о ней, пропавшей, не волнуются?

- почему Катеринушка всегда возвращалась к Лихачевым?

-  о чем это говорит?

4). Чтение 4 части:

        « Вспоминала она и про мою маму разные смешные истории. Пошли они вместе в цирк. Мама маленькой девочкой была с Катеринушкой в цирке в первый раз и пришла в такой восторг, что вцепилась Катеринушке в шляпу да вместе с вуалькой содрала с нее…
             Катеринушка только при своих ходила в платке, а на улице, да еще в цирке, бывала в шляпке. И в Александрийский театр она со всей семьей дедушки и бабушки ходила. Помню, рассказывала, как в антрактах в аванложу приносили кипящий самовар и вся бабушкина семья пила чай. Таков был обычай в «купеческом» Александрийском театре, где и пьесы подбирались на вкус купеческий и мещанский (потому-то «Чайка» там и провалилась – ждали ведь фарса, тем более что и Чехов в этой среде был известен как юморист).
             Так вот о шляпке. Шляпка не была случайностью. Катеринушка была вдовой мастера, погибшего во время какой-то заводской аварии. Она гордилась своим мужем, гордилась, что его ценили. У ней был и собственный дом в Усть-Ижоре. Обращен он был окнами на Неву, то есть на север, и так она любила свою Усть-Ижору и дом, что, бывало, рассказывала: «В мой дом солнышко два раза в день заглядывает – утром раненько поздоровается, а вечером к закату попрощается». Если учесть, что летом восход и закат сдвинуты к северу, то это, наверное, так и было. Но не зимой».

Прежде чем мы будем размышлять дальше, обратимся к словам из этой части рассказа, подумаем, что вам непонятно.

(Презентация:  слайды 6-9)

ДЕТИ  РАССУЖДАЮТ:

- почему на голове простой няньки шляпка с вуалькой, а не платок?

- о чем говорит посещение театра да еще и чай в аванложе?

- из какой семьи  Катеринушка?

- кто ее муж? как к нему относятся?

- откуда родом Катеринушка?

- как звучит слово СОЛНЫШКО в устах Катеринушки в контексте всего рассказа?

5). Чтение 5 части:

        «Никто не знал ее фамилии. Я у мамы спрашивал – не знала, но в паспорте у Катеринушки стояло отчество – Иоакимовна, и очень она не любила, если кто-нибудь называл ее Акимовной. Даже с обидой об этом рассказывала.
              Как определить профессию этой милой вечной труженицы, приносившей людям столько добра (счастье входило вместе с ней в семью)? Я думаю, назвать бы ее следовало «домашней портнихой». Профессия эта совершенно сейчас исчезла, а когда-то она была распространенной. Домашняя портниха поселялась в доме и делала работу на несколько лет: перекраивала, перешивала, ставила заплатки, шила и белье и пиджак хозяину – на все руки мастер. Появится такая домашняя портниха в доме, и начинают перебирать все тряпье и всей семьей советоваться, как и что перешить, что бросить, что татарину отдать (татары-тряпичники ходили по дворам, громко кричали «халат-халат» и в доме всякую ненадобность покупали за гроши)».

ДЕТИ  РАССУЖДАЮТ:

- почему никто не знает фамилию героини?

- почему обижалась на неправильно произнесенное отчество?

- можно ли простым определением профессии сказать о Катеринушке?

- какое место в доме Лихачевых занимает героиня?

Презентация: слайд 10

6).  Прогнозирование: попробуйте предположить, как заканчивается рассказ ДС Лихачева?

7). Чтение 6 части:

        «Умерла она так же, как и жила: никому не доставив хлопот. Закатилась Катеринушка в 1941 году слабой одноглазой старухой. Услыхала она, что немцы подходят к любимой ее Усть-Ижоре, встала у моей тети Любы с места (жила тетя Люба на улице Гоголя) да и пошла в Усть-Ижору к своему дому. Дойти она не смогла и где-то погибла, верно по дороге, так как немцы уже подошли к Неве. Привыкла она всю жизнь помогать тем, кто нуждался в ее помощи, а тут несчастье с ее Усть-Ижорой… Закатилась Катеринушка последний раз в жизни."

 ДЕТИ  РАССУЖДАЮТ:

- как закатилась Катеринушка в последний раз?

- почему она это сделала?

  1. БЕСЕДА   ПО  ИТОГАМ   ЧТЕНИЯ  РАССКАЗА Д.С. ЛИХАЧЕВА И РАЗМЫШЛЕНИЯМ О ЖЕНСКИХ ОБРАЗАХ  РОМАНА

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ  И  НАКАЗАНИЕ»

                          1).  Образы русских женщин создавали разные авторы, можно вспомнить бедную Лизу Карамзина, жену капитана Миронова Пушкина, саму Машу Миронову и Татьяну Ларину, можно вспомнить декабристок из поэмы Некрасова «Русские женщины» и его же Дарью из поэмы «Мороз, Красный Нос», Матрену Тимофеевну, Соню Мармеладову  и Дуню Раскольникову…

ДЕТИ  РАССУЖДАЮТ:

- что объединяет этих героинь?

- чем привлекательны эти образы?

- почему их с такой любовью создают русские писатели?

        2). ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: к этому уроку некоторые из вас делали иллюстрации – портреты героинь, давайте посмотрим, какие работы получились и послушаем, о чем хотели нам рассказать авторы портретов.  

Презентация: слайды 12 - 17

        3). На уроках литературы во время обучения в школе вы уже не раз говорили об образах русских женщин, сегодня мы говорили о героине маленького рассказа ДС Лихачева «Катеринушка закатилась», используя разные эпитеты: добрая, отзывчивая, чуткая, жертвующая собой  и своим временем, своими силами.

        У ДС Лихачева в его «Письмах о добром и прекрасном» есть определение интеллигентности. Можно ли Катеринушку назвать интеллигентной женщиной?

        Посмотрим еще один слайд и попробуем  дать ответ на этот вопрос.

Презентация: слайд 18 (об интеллигентности)

ДЕТИ  РАССУЖДАЮТ:

- можно ли Катеринушку назвать интеллигентной женщиной?

- кого вы считаете интеллигентными людьми?

  1. ВЫВОДЫ. ОБОБЩЕНИЕ. ИТОГИ УРОКА.

1). Об интеллигентности мы будем с вами разговаривать   на уроках литературы еще не раз. Сегодня на примере героини маленького рассказа из воспоминаний автора мы еще раз проникли  в душу русской женщины, почувствовали силу ее любви к ближнему,  услышали ее голос, перенеслись в эпоху конца 19 – начала 20 века, узнали, что времена меняются, а порядочность и ответственность, любовь  и чуткость будут с нами вечно. Для академика Лихачева не существовало циничной фразы «Это не мои проблемы», не таким было его воспитание, не такой была прожитая им жизнь, не такими были самые простые люди, воспитавшие его, он прожил большую жизнь за себя, за того, кого расстреляли в СЛОНе вместо него, за не выжившего в блокаду Ленинграда отца – настоящего русского интеллигента. Рассказ «Катеринушка закатилась» - фрагмент из воспоминаний автора, но прежде всего это дань памяти простой русской женщине – Катерине Иоакимовне.

 2). Домашнее задание: завершить работу на рабочих листах, написать выводы или рассказать о своих впечатлениях от сегодняшнего разговора.

         

Список информационных ресурсов

1. Заметки о русском / Д.С. Лихачев. — 2-е изд., доп. — Москва: Сов. Россия, 1984. — 62 с. – Текст: непосредственный.

2.Земля родная/ Д.С. Лихачев. — Москва: Просвещение, 1983. — 256 с. – Текст: непосредственный.

Лихачев Д. С. Я вспоминаю / Д. С. Лихачев. - Москва: Прогресс, 1991. – 256 с.– Текст: непосредственный.

3. Лихачев Д. С. Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы / Д. С.

Лихачев. - Москва: Новости, 1991. – 528 с. : ил.– Текст: непосредственный.

4. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда / Д. С. Лихачев // Новый мир.

- 1994. - N 8. - С. 3-8.– Текст: непосредственный.

 5. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя...: (историческое самосознание и

культура России) / Д. С. Лихачев // Новый мир. - 1994. - N 6. - С. 113-121.– Текст: непосредственный.

6. Лихачев Д. С. Великое наследие: классические произведения литературы

Древней Руси / Д. Лихачев. – Москва, 1996.– Текст: непосредственный.

7. Письма о добром и прекрасном/ Д.С. Лихачев. — Москва: Дет. лит., 1985. — 207 с. – Текст: непосредственный.– Текст: непосредственный.

8. Поэтика древнерусской литературы/ Д.С. Лихачев. — 3-е изд., доп. — Москва : Наука, 1979. — 352 с. – Текст: непосредственный.

9. Раздумья/ Д.С. Лихачев. — Москва: Дет. лит., 1991. — 316 с. – Текст: непосредственный.

10.  Раздумья о России / Д.С. Лихачев. — Санкт-Петербург:Логос, 1999. — 672 с. – Текст: непосредственный.

11. Русская культура/ Д.С. Лихачев. — Москва: Искусство, 2000. — 439 с.: ил., портр. – Текст: непосредственный.

12.  «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы / Д.С. Лихачев. — Ленинград: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1967. — 119 с.– Текст: непосредственный.


13. Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев. — [2-е изд.] — Москва: Наука, 1970. — 180 с.: ил.– Текст: непосредственный.

14. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Д.С. Лихачев. — 2-е изд., доп. — Ленинград: Худож. лит.,Ленигр. отд-ние, 1985. — 351 с.: ил.– Текст: непосредственный.

15. «Слово о полку Игореве»: ист.-лит. очерк / Д.С. Лихачев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Просвещение, 1982. — 175 с.– Текст: непосредственный.

О жизни и деятельности Д.С. Лихачева

  1. Гениева, Е. Тихий голос несгибаемого человека // Б-ка. — 2000. — №  9. — С. 14.– Текст: непосредственный.

  1. Гранин, Д. Феномен Лихачева// Нева. — 1999. — № 12. - С. 143-148.— С. 3.– Текст: непосредственный.

  1. Дмитрий Лихачев и его эпоха: воспоминания, эссе, док., фот. / Сост. и отв. ред. Е. Водолазкин. — Санкт-Перербург: LOGOS, 2002. — 421с.: ил.– Текст: непосредственный.

  1. Залыгин, С. Культура и личность: к 80-летию Д.С. Лихачева // Новый мир. — 1986. — № 11. - С. 238-242. – Текст: непосредственный.

  1. Кураев, М. Белый полотняный портфельчик: к годовщине смерти Д.С. Лихачева // Звезда. — 2001. — № 9. - С. 213-220.– Текст: непосредственный.

  1. Рубашкин, А. Век Лихачева: к выходу кн. воспоминаний // Нева. — 2002. — № 9. - С. 204-207.– Текст: непосредственный.

  1. Рубашкин, А. Великий гражданин// Нева. — 1996. — № 11. - С. 177-180.– Текст: непосредственный.

  1. Тресцова, Е.В. С верой в Россию // Читаем, учимся, играем. – 2006.- № 9. – С.27-30. – Текст: непосредственный.

  1. Чистяков, Г. Не заглушая в себе совести// Рус. мысль. — 2000. - 19-25 окт. (№ 4337). — С. 19.– Текст: непосредственный.






 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Рисование пейзажа «Закат».

    Разбудить художника в душе, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок позволяет методика правополушарного рисования.         ...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План-конспект урока английского языка (5 класс) "My best memories" "Лучшие Воспоминания"

План-конспект урокаанглийского языка (5класс) "My best memories" "Лучшие воспоминания"...