Открытый урок по литературе
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Тема: Мцыри- романтический герой.

Цели:

Образовательная: 

обобщить знания о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Развивающая: 

развивать навыки исследовательской деятельности, выполнять компаративный анализ текста, выразительного чтения, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки работы в группе, творческого мышления, речи.

Воспитательная: 

создать условия для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, воспитывать чувство патриотизма, чести, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Тип урока: 

урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Методические приемы: 

Информационные (рассказ, сообщения)

Фишбоун (графическая техника представления информации)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий)

Исследовательский (анализ поэмы)

Приёмы: 

Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Элементы проблемно- личностного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, работа в парах.

 

Достижение образовательных предметов.

предметные:

-уметь охарактеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

метапредметные:

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, компаративного анализа текста.

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

личностные:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

 

 

 

Формирование УУД

 

 Регулятивные:

расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

  • совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
  • совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.Коммуникативные и познавательные: 
  • развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;
  • развивать уверенность в своих силах, настойчивость

Личностные: 

  • укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

 

Оборудование:

портрет М.Ю.Лермонтова, презентация репродукции картин М.Ю. Лермонтова, аудиозапись «Бой с барсом», Д.Байрона «Хочу я быть ребенком вольным,иллюстрации к поэме. Раздаточный материал: тексты стихотворения Джорджа Гордона Байрона «Хочу я быть ребенком вольным», фишбоун (скелет рыбы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока литературы 8 класс.,

Тема: Мцыри- романтический герой.

Цели:

Образовательная: 

обобщить знания о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Развивающая: 

развивать навыки исследовательской деятельности, выполнять компаративный анализ текста, выразительного чтения, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки работы в группе, творческого мышления, речи.

Воспитательная: 

создать условия для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, воспитывать чувство патриотизма, чести, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Тип урока: 

урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Методические приемы: 

Информационные (рассказ, сообщения)

Фишбоун (графическая техника представления информации)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий)

Исследовательский (анализ поэмы)

Приёмы: 

Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Элементы проблемно- личностного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, работа в парах.

Достижение образовательных предметов.

предметные:

-уметь охарактеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

метапредметные:

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, компаративного анализа текста.

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

личностные:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Формирование УУД

 Регулятивные:

расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

  • совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
  • совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.Коммуникативные и познавательные:  
  • развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;
  • развивать уверенность в своих силах, настойчивость

Личностные:  

  • укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

Оборудование:

портрет М.Ю.Лермонтова, презентация репродукции картин М.Ю. Лермонтова, аудиозапись «Бой с барсом», Д.Байрона «Хочу я быть ребенком вольным,иллюстрации к поэме. Раздаточный материал: тексты стихотворения Джорджа Гордона Байрона «Хочу я быть ребенком вольным», фишбоун (скелет рыбы).

Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей и подарите им улыбку, а себе пожелайте удачи.

І. Организационный момент. Слайд 1

Мотивация к учебной деятельности

    Эпиграфом нашего урока стали слова Белинского. Слайд 2

  Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г.Белинский

Словарь: исполинская – очень широкая, свободная.

- О какой натуре Мцыри говорит Белинский? (о свободолюбие)

- Свободолюбии, - В литературе оно свойственно романтизму.

-Значит, тема урока?

-«Мцыри-романтический герой».       слайд 3

  1. Постановка целей и задач урока.

- Итак, сформулируем проблемный вопрос.

-Можно ли Мцыри считать романтическим героем поэмы?

 (4  слайд в режиме анимации).

-Давайте начнем заполнять фишбоун, напишем наш проблемный вопрос в начало фишбоун  (графическая техника представления информации)

.(этот метод японского  профессора Ишикавы, в переводе означает скелет рыбы) слайд 5

Для того, чтобы достичь целей урока, вы объединились в группы по своим исследовательским работам, которые будут называться:

«Искусствоведы» ((спикер группы -  …),

«Литературоведы» (спикер группы -…),

«Историки» (спикер группы - ……).

ІІ. Введение в замысел урока.

Слово учителя. Слайд 6

Жизнь М.Ю. Лермонтова

О Лермонтове- художнике нам расскажет представитель группы искусствоведов. спикер (Байдаева Света)

1.1 Рассказ о Лермонтове- художнике (слайд 7-10)

-Какие еще интересные факты из жизни М.Ю.Лермонтова вы знаете?

- Ответы учащихся.

Слово учителя.

Итак, поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы. Давайте совершим экскурс в историю создания поэмы "Мцыри». (Историковеды) ГЛЕБ Слайд 11

История создания поэмы.

Рассказ ученика. 

Слово учителя: 

Учитель: слайд 12-13

Блиц – опрос

  • В каком году была написана поэма «Мцыри»? (1840)
  • Где происходят действия поэмы? (в Грузии)
  • Что обозначает слово Мцыри? (послушник)

          Тема произведения? изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности,    юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды.

             Идея произведения? борьба за свободу, протест против, сковывающих                     человеческую личность общественных условий.

  • Жанр произведения? (поэма)
  • Из скольких композиционных частей состоит поэма? (двух)
  • От имени кого ведется рассказ в первых двух главах поэмы? (рассказчика)
  • В остальных 24 строфах рассказ ведется от имени …(Мцыри)
  • Как еще можно назвать эту часть произведения? (исповедь, монолог)
  • Кому исповедается Мцыри? (черницу)
  • Чем заканчивается поэма?

  1. Работа с текстом произведения «Мцыри»

Работа в группах

Задание3.1

-А сейчас, ребята, мы должны составить портрет героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.

-Ребята, что такое сюжет поэмы? (это события произведения, расположенные в хронологической последовательности)

Работа в группах. Слвйд 14

 группа

 назовите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности (учащиеся в группах выполняют задание).

определить и записать: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются?

1

Жизнь в монастыре

1

грусть, одиночество, гордость

2

Побег из монастыря.

2

хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

3

Пейзаж на свободе.

3

радость, легкость, наслаждение

4

Встреча с грузинкой.

4

Встреча с грузинкой. –чувства, любовь

5

Бой с барсом.

5

храбрость, жестокость, упивался борьбой

6

Опять монастырская стена.

6

отчаяние, несбывшиеся надежды

7

Исповедь.

7

прощание с жизнью, желание умереть

 Слово учителя.

-Ребята, на прошлом уроке мы вели речь, о таком литературном направлении в литературе, как романтизм. Слайд 16

Романтизм – направление в литературе, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека.

-Какие отличительные черты героя этого направления? Слайд 17

Ответы на вопросы.

3адание 3.3 Обратите внимание на черты характера героя, которые вы раскрыли на определенном композиционном этапе, которые могут принадлежать романтическому герою (одиночество, гордость, смелость, упование борьбой, смерть). (оформление верхней части фишбоун) слайд 18

Слово учителя

- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя. 

-Давайте прослушаем аудиозапись «Бой с барсом» и ответим на вопрос: слайд 19
-Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом? 


Прослушивание аудиозаписи «Бой с барсом».

Ответы на вопросы :смелость, упование борьбой, жестокость

Вывод. Слово учителя.

3адание 3.4 Компаративный анализ текста.

Следует отметить, что написать поэму «Мцыри» поэта вдохновил Джорж Гордон Байрон. Давайте послушаем историю об этом, которую нам подготовил представитель группы литературоведов (Адиса). Слайд20

Рассказ ученика

Прослушивание стихотворения детьми Джорджа Байрона «Хочу я быть ребенком вольным»

Работа с текстом. Работа в парах.

Слово учителя.

Найдите в строфах стихотворения слова, фразы, которые описывают чувства, переживания лирического героя, образы природы, и они созвучны с чувствами Мцыри и образами природы Кавказа.

Слово учителя. Вывод.

Для романтических героев Байроновских произведений характерны следующие черты (записать  в тетрадях): слайд 23

  • Сильные чувства (страсти).
  • Отвержение законов, которым подчиняются другие.
  • Одиночество.
  • Гордыня.
  • Недовольство своей жизнью.
  • Бунтарство.
  • Презрение к окружающим и к миру.
  • Гибель.

Природа в романтических произведениях, как правило, необычная, экзотическая (скалы, море), беспокойная (буря, гром, ветер).

- Какие черты, свойственные обобщенному образу романтического героя, проявились в этом стихотворении?

(оформление нижней части фишбоун). Слайд 25

Одиночество, нежелание жить, отвержение действительности, презрение к окружающим его людям, желание свободы, сильных ощущений; отвержение предназначенной ему судьбы, бунтарство.

- Сравните образ лирического героя стихотворения Байрона и образ Мцыри. Есть ли между ними что-либо общее?

Между Мцыри и лирическим героем Байрона много общего. Оба они чувствуют себя несвободными, стремятся к воле, к бурной, необыкновенной жизни. Оба героя считают покорную жизнь окружающих людей рабством и за это презирают их. Гордость, ненависть и презрение к миру делают обоих героев одинокими. Рядом с ними нет никого, кто понимал бы их и любил. И тот и другой герой отвергают свою судьбу, как бы швыряют ей в лицо то, что она дала им.

- О чем сожалеют и о чем мечтают оба героя? Что они вспоминают?

Оба героя вспоминают свои родные края, где они, по-видимому, были когда-то счастливы, вспоминают своих друзей и родных, тех, кого они когда-то любили.

- Какой вывод мы можем сделать исходя из этого краткого сопоставления двух героев?

Оформление фишбоун (заполните хвостовую часть фишбоун). Слайд 26

-Актуальна ли поэма Лермонтова для нас, живущих в 21 веке? В чём? ()

ВЫВОД: ценность творчества настоящего писателя заключается в том, что он поднимает и раскрывает проблемы человеческого общества, которые всегда важны и актуальны. И каждое поколение их решает по- своему.

IV Рефлексивно-оценочный.

1.Составление синквейн по образу Мцыри. Слайд 27



Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.


V. Домашнее задание:

Дать письменный развернутый ответ на вопрос: «Что привлекает меня в характере Мцыри?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...