Урок математике на тему: "Сложение и вычитание дробей" (5 класс)
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Шилова Анастасия Александровна

Урок математики 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0002baa4-298c2a28.rar825.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по теме: «Сложение и вычитание дробей»

Составила: Шилова Анастасия Александровна, учитель математики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: а) вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

б) развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

в) развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные

- знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров, уравнений, задач.

Метапредметные

- уметь воспроизводить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

- уметь обрабатывать информацию;

- формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;

- уметь приводить свои примеры.

Личностные

- умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Метод обучения: частично-поисковый метод и метод проблемного обучения

Технология обучения: технология сотрудничества

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Материалы: учебник «Математика 5» Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др., план-конспект урока, презентация, раздаточный материал

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы обучения

Результативность

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

(мотивационная беседа)

(слайд 2)

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учебной деятельности

2. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Развитие устной речи, применение ранее изученных правил.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока

Устная работа

 (слайды 3 – 6)

Задача №1 на нахождение суммы  и разности дробей с одинаковыми знаменателями

    (слайд 7)

Проблема

-Что для решения данной задачи нужно сделать?

-Что мы должны научиться делать?

-Попробуйте сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

-Кто может попробовать записать данное правило в буквенном виде.

-Кто может сформулировать цель и тему нашего урока?

-Познакомимся с этим правилом по учебнику.

-Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Обосновывают свои ответы

-Формулируют правило сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

-Пытаются записать правило в буквенном виде:

 

-По аналогии с суммой формулируют правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Записывают правило в буквенном виде:

-Определяют тему и цель урока, записывают в тетрадь дату и тему урока.

-Знакомятся с правилом сложения дробей с одинаковым знаменателем по учебнику, сравнивают с правилом сформулированным самостоятельно.

-Проговаривают вполголоса правила в парах

-Оформляют решение задачи № 1 в тетради, один учащийся у доски.

Фронтальный опрос.

Разрешение проблемы; пробные действия, индивидуальная работа

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3.Выявление места и причины затруднения

Обеспечение мотивации учения детьми

Задача № 2 

на нахождение суммы дробей с разными знаменателями

(слайд 8)

Проблема

-Чем отличается данная задача от предложенных ранее?

-Кто может предложить способ для решения данной задачи?

-Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Обосновывают свои ответы

-Замечают, что в данной задачи дроби имеют разные знаменатели.

-Вспоминают правило приведения дробей к общему знаменателю.

-Пользуются правилом сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

-Оформляют решение задачи № 2 в тетради, один учащийся у доски.

Частично-поисковая работа учащихся

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение формулирование познавательной цели;

4. Построение проекта выхода из затруднений

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение и вычитание

- Повторим, как найти сумму и разность дробей с одинаковыми знаменателями?

-Как найти сумму и разность дробей с разными знаменателями?

Задача № 3

 (слайды 9,10)

Задачи № 4

 (слайд 11)

(Работа в парах)

Учитель контролирует работу групп.

Проблема:

В ответе получается дробь, числитель и знаменатель которых, равны. Как записать ответ?

-Проговаривают правила.

-Самостоятельно решают предложенную задачу, проверяют правильность выполнения по слайду.

-Учащихся в парах решают предложенные учителем задачи. В ответах задач получается дробь, в которых числитель равен знаменателю.

-Делают выводы по правильной записи ответа.

Индивидуальная работа, самопроверка, работа в группах, самостоятельная работа

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. 

(слайд 12)

Учащиеся меняют  вид деятельности и готовятся  продолжить работу.

Коллективная

6. Первичное  закрепление

Установление правильности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Работа с учебником

  1. (Реши самостоятельно, с последующей взаимопроверкой)

№ 746 (а, д)

№ 747 (а, д)

№ 749 (а, д)

(слайд  13, 14)

-Контролирует  процесс решения примеров.

  1. Работа с доской

№ 755 (а,в)

(слайд 15)

  1. Работа в группах

№ 751

-Контролирует  процесс решения примеров.

(слайд 16)

-Самостоятельно выполняют письменное решение предложенных примеров в тетради.

-Проводят взаимопроверку по записи на слайдах

-Два учащихся выполняют примеры на доске, остальные учащиеся на месте.

По окончанию решения сверяют свои ответы.

- Три группы учащихся решают примеры №751, с помощью  таблицы на слайдах, составляют слово

Первичное закрепление, решение проблемной ситуации, самостоятельная работа с последующей проверкой

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением

партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Выявление качества и уровня усвоения знаний.

-Предлагает  самостоятельную работу по карточкам с последующей взаимопроверкой по слайдам.

(слайд 17,18)

-Контролирует процесс решения.

- Самостоятельно выполняют письменное решение предложенных заданий в тетради.

- Выполняют взаимопроверку самостоятельных работ

Контроль и коррекция первичного освоения материала через самостоятельную работу с последующей проверкой

Регулятивные: внесение необходимых корректив в действия после его завершения на основе проверки и учета характера сделанных ошибок;

Личностные: самоопределение.

Познавательные: умение выполнить задание применив полученные знания

Коммуникативные: Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез.

8.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

№ 750 (а, в, д),

№ 756 (а, в),

№ 758

(слайд 19)

Учащиеся записывают в дневники задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

9. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Подводит индивидуальные  итоги работы  и класса в целом.

(слайд 20,21)

Учащиеся получают отметки согласно набранным жетонам.

Рефлексия через индивидуальное общение с учащимися

 Регулятивные

оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" 6 класс

Урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" третий урок из темы "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"....

Методическая разработка и презентация к уроку математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе

Урок проводится в 5 классе после изучения темы «Десятичные дроби». Замысел данного урока связан с тем, что действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса. Тип урока:...

Урок математики по теме"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", 6 класс

Урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" с презентацией к уроку....

Конспект урока математики по теме «Сложение в пределах 6» (1 класс)

Цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 6.Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление знания нумерации чисел  от 1 до 6, особенностей построения числового ряда;  формирование ум...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы....