Урок математики по теме "Деление и дроби".
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок математики в 5 класса по теме «Деление и дроби» по УМК Виленкин Н.Я. Цель урока: обучить учащихся пониманию дроби как записи действия деления, а дробной черты как знака деления. Разработка содержит план – конспект урока, презентацию POWER POINT и раздаточный материал для каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx227.88 КБ
Файл prilozhenie_1.docx223.37 КБ
Office presentation icon prilozhenie_2.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

-989

План-конспект урока по теме  «Деление и дроби»

по учебнику Виленкина Н. Я. «Математика. 5 класс»

 Тип урока: изучение  нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: обучение учащихся пониманию дроби   как записи действия деления, а дробной черты как знака деления.

Задачи:

Образовательные: научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту – как знак деления.

Развивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление; развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля; развитие грамотной математической речи; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.

Воспитательные: воспитывать и формировать положительную мотивацию и интереса к предмету, воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные: отработать умения и навыки решать задачи по данной теме

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;

Метапредметные (универсальные учебные действия):

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные: делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм под руководством учителя;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Дидактическое обеспечение: сопутствующий учебно-методический комплект, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент  

Приветствие: Здравствуйте ребята!

Готовность к уроку: Проверьте, все ли готово к уроку? Садитесь! Запишите в тетради число, «Классная работа».

Посмотрите, все ль в порядке;

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

  1. Устный счет:

1. Слайд № 2-3: Игра «Четвёртый лишний»: назвать лишнее число

а) 45,121,49,25

б)1,9,27,64

в)14,35,39,42

г)18, 102,33,44

Слайд №4:

2. Дать определение: какая дробь называется правильной?

Укажите, при каких значениях х дробь  будет правильной?

3. Дать определение: какая дробь называется неправильной?

Укажите, при каких значениях х дробь  будет правильной?

  1. Актуализация знаний

Слайд №5: Игра «Молчанка». Учащиеся работают по вариантам, записывают в тетрадь только ответы.

Слайд №6: Парная работа: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу.

Учитель отвечает на вопросы учащихся: какое задание оказалось самым трудным?

  1. Подготовка к изучению новой темы:

Слайд №7: Найдите лишнее:

а) среди слов «круг», «треугольник», «буква», «прямая», «точка».

б) среди выражений: 51:17, 48:24, 90:18, 11:55

                                     25:75, ; ; 23+67.

Вопрос к классу: как вы думаете, что означает дробная черта в выражении? Кто сформулирует тему урока?

  1. Объяснение темы урока.

Решим задачу: Помогите 3-м друзьям разделить 2 яблока поровну. Как разделить 2 яблока на 3 человек?

Слайд №8: Для того чтобы это узнать у вас на столах лежат яблоки(круги) и ножницы. Это задание для самостоятельного выполнения с проверкой соседа.

Предписания

  1. Возьмите ножницы и первый круг.
  2. Разделите каждый круг на 3 части.
  3. Разложите по 1 части.
  4. Запишите на каждой,  что это  часть
  5. Разделите, таким образом, оставшиеся яблоко(круг).
  6. Посчитайте, сколько всего у вас получилось частей.
  7. Запишите получившийся результат: ________________штук
  8. Разделите получившийся результат на 3 человек.
  9. Запишите получившийся результат: ________________штук
  10. Разложите части в 3 стопки поровну. То есть по ____штук в одной стопке.
  11. Сложите написанные у вас дроби в каждой стопке.
  12. Запишите получившийся результат: ________________
  13. Сделайте вывод
  14. Посмотрите на доску.
  15. Сравните запись на доске и получившиеся результаты.
  16. Сделайте вывод.

То есть получилось, что мы делили 2:3, а получилась дробь .

Слайд №9:

Рассмотрим дробь . Чему она равна? 2. Значит, как можно представить число 2 в виде дроби? А можно так представить другое число? Например, 5? Дети приходят к выводу, что любое натуральное число можно представить в виде неправильной дроби.

Теперь, когда вы открыли секрет дробной черты, проведем физкультминутку и поработаем по теме урока.

  1. Физкультминутка

Теперь сядьте ровно, спина прямая, выпрямитесь, закройте глаза (10 сек), откройте, не поворачивая головы, посмотрите вправо, вверх, влево, вверх.

  1. Работа по теме урока:

Слайд №11:

Откройте учебник на стр. 163 № 1051. Работу выполняем самостоятельно в тетради с последующей самопроверкой.

Слайд №12:

Откройте учебник на стр. 163 № 1053. Первую строчку в таблице заполняем вместе с учителем, а дальше работу выполняем самостоятельно в тетради с последующей самопроверкой.

(Чтобы учащиеся на перечерчивали таблицу в тетрадь, раздать им «заготовку»:

Частное

Дробь

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

5:8

3

14

5

14

  1. Первичное закрепление нового материала

Решение уравнений: А теперь вспомните, какую роль играет дробная черта в уравнении? (заменяет знак деления).

Решите № 1058 (б, д). Вызывать по одному человеку с подробным комментированием.

б)  

   

   

д)  

   

   

   

Самопровека:

 

 

 

х=8

  1. Домашнее задание

Спасибо! Молодцы! А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

№ 1076, № 1077, № 1082.

  1.  Подведение итогов урока (Рефлексия)

Слайд 13: Ответьте на вопросы:

  • Как называются компоненты действия деления?
  • Чем становится делимое, если частное записать в виде дроби?
  • Чем становится делитель, если частное записать в виде дроби?
  • Как записать число 3 в виде дроби со знаменателем 100?
  • Ребята оцените свою работу на уроке и продолжите фразу.
  • Было интересно….
  • Какое открытие мы сегодня сделали….
  • Как нам удалось открыть правила…
  • Что понравилось на уроке…
  • В чём затруднение…

Слайд №14: Свою деятельность на уроке прошу вас оценить

На лесенку успеха себя установить!

Лесенка

Спасибо ребята за урок.



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал:

Ф.И.ученика_____________________

«Молчанка»

№1053

Частное

Дробь

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

5:8

3

14

5

14

Рефлексия:

Лесенка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление и дроби МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля» Учитель математики: Плотникова Татьяна Владимировна

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

«Молчанка» 1 вариант 2 вариант

Слайд 6

Проверь себя: 1 вариант 2 вариант

Слайд 7

Найди лишнее: Круг Треугольник Буква Прямая Точка А

Слайд 8

1 3 2 3 Дробную черту можно понимать как знак деления. Это и есть секрет дробной черты .

Слайд 9

Любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым натуральным знаменателем ! ! ! Числитель этой дроби равен произведению числа и этого знаменателя.

Слайд 10

Физкульминутка Как идёшь? Вот так! Как живёшь? Вот так? Как бежишь? Вот так! Ночью спишь? Вот так! Как берёшь? Вот так! А зовёшь? Вот так! Как шалишь? Вот так! А грозишь? Вот так!

Слайд 11

2:5= 1:10= 15:8= 7:1= 20:4= 77:10= 2 5 1 10 15 8 7 1 20 4 77 10 Упражнение №1051:

Слайд 12

частное дробь делимое дели-тель числи-тель знамена-тель 5:8 7 3 3 14 5 14 5 8 5 8 5 8 7:3 7 3 7 3 3:14 3 14 3 14 5:14 5 14 5 14 Упражнение №1053:

Слайд 13

Ответь на вопросы: Как называются компоненты действия деления? Чем становится делимое, если частное записать в виде дроби? Чем становится делитель, если частное записать в виде дроби? Как записать число 3 в виде дроби со знаменателем 100?

Слайд 14

Свою деятельность на уроке прошу вас оценить На лесенку успеха себя установить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Десятичные дроби"

Тема "Десятичные дроби" изучается учащимися в 5 классе по учебнику "Математика",  5 класс, автор Н.Я Виленкин, В.И.Жохов. Данная тема находит широкое применение в физике, химии, биологии и других...

Интегрированный урок математики и информатики "Обыкновенные дроби и их запись в текстовом редакторе"

Интегрированный урок. Соответствует всем требованиям урока  данного типа. Рассчитан на учащихся 6-го класса. Дети должны обладать навыками деления дробей, умениями работать на ПК в текстово...

Урок математики 5 класс Обыкновенные дроби

В материале представлены разработка урока и презентация по теме Обыкновенные дроби. Путешествие в Московское метро....

урок математики по теме "Обыкновенные дроби"

Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби"...

Урок математики "Действия с десятичными дробями"

Данный урок - урок обобщения знаний по теме "Десятичные дроби". Использование интерактивной доски на уроке повышает эффективность учебного процесса и взаимодействия ученик – учитель, позволяет в...

Урок математики "Действия с обыкновенными дробями"

На уроке закрепляются знания об обыкновенных дробях и развивается навык счёта....

Урок математики 6 класс "Нахождение дроби от числа" с учетом требований ФГОС

С учетом требований нового стандарта я попыталась создать технологическую карту урока в 6 классе. Может кому-нибудь поможет....