Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности
статья по математике на тему

Живодерова Наталья Владимировна

Коммуникативная компетентность становится одним из наиболее важных качеств личности, формирующихся в процессе обучения в школе. Оно необходимо для адаптации человека в обществе и преуспевания в жизни, для самореализации в социуме. в статье доказывается, что вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность по математике способствует формированию  коммуникативной компетентности и повышению уровня математической подготовки обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoderova_nizhnevartovsk_shkola30.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности

Н.В.Живодерова

МБОУ "СШ № 30 с углублённым изучением отдельных предметов",

 г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

Аннотация: коммуникативная компетентность становится одним из наиболее важных качеств личности, формирующихся в процессе обучения в школе. Оно необходимо для адаптации человека в обществе и преуспевания в жизни, для самореализации в социуме. в статье доказывается, что вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность по математике способствует формированию  коммуникативной компетентности и повышению уровня математической подготовки обучающихся.

        Изучение математики играет важнейшую роль в образовании, развивая познавательные способности человека и обеспечивая успешность его жизни в обществе. В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечается, что «успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов» [2].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование «коммуникативных компетенций в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [4, с. 6].

        Коммуникативная компетенция становится одним из наиболее важных качеств личности, формирующих в процессе обучения в школе. Оно необходимо для адаптации человека в обществе и преуспевании в жизни, для самореализации в социуме. Достаточно развитая коммуникативная компетенция проявляется в способности личности к сотрудничеству и конструктивности общения в различных ситуациях.

        Одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативных компетенций является проектный метод. Метод проектов дает возможность любому школьнику получать знания в наиболее благоприятном для него режиме, который не ограничен временными рамками урока.

        Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Я считаю, что именно групповой проект в большей степени позволяет формировать коммуникативные компетенции.

Для учителя математики существенную сложность составляет формулировка тем проектов. Тема учебного проекта по математике, на мой взгляд, должна быть доступной пониманию учащихся соответствующего возраста, интересной по содержанию, выходить за пределы программы, иметь практическую ценность и давать возможность учащимся проявить свои способности.

        Из опыта моей работы можно предложить следующие темы проектов по математике:

Старинные меры (5 класс); Математика в профессиях ХМАО (6 класс); Анализ экономии семейного бюджета (7 класс); Геометрические построения на местности (7 класс); Исследование рентабельности проживания в загородном доме в условиях кризиса (7 класс); В мире квадратных уравнений (8 класс); Комбинации и расположения (8 класс); Исследование влияния математики и музыки на человека (9 класс); Такая простая и сложная арифметика ЖКХ (9 класс); Ритмы сердца и мозга (Человек и золотое сечение) (9 класс); Электронный справочник. Помощь для сдачи экзаменов в 9 классе. (9 класс); Исследование различных способов решения стереометрических задач единого государственного экзамена   (10 класс); Изучение различных способов решения задач с параметром (11 класс); Исследование различных способов отбора корней тригонометрического уравнения (11 класс) и др.

Работа над учебным проектом проводится поэтапно. В разных источниках можно встретить различные классификации этапов работы над проектом. Я в своей работе придерживаемся следующих этапов: подготовительный, аналитический, этап обобщения информации.

Опыт реализации групповых проектов показывает, что целесообразно класс разбивать на группы, например: аналитиков, правоведов, социологов, журналистов, практиков. Группа аналитиков разрабатывает актуальность проблемы; историю развития проблемы; перечень причин появления проблемы; прогнозы развития ситуации; цели и задачи проекта; программу действий. Группа правоведов осуществляет поиск нормативных документов по теме проекта для создания правовой базы. Группа социологов разрабатывает вопросы для проведения социологического опроса; принимает решение о том, мнение каких категорий населения их интересует; проводит анкеты, беседы, интервью. Подводит итог в виде диаграмм. Группа журналистов изучает исследовательскую тему с точки зрения представления ее в литературе, средствах массовой информации. Группа практиков решает математические задачи.

Продемонстрируем реализацию принципов обучения через сотрудничество в процессе коллективной деятельности учащихся по разработке математического проекта прикладной направленности «Как сэкономить семейный бюджет». Данный проект выполнен на базе школы № 30 г. Нижневартовска обучающимися 7А класса. Современная экономическая мысль рассматривает семью как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом. Проблема формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.

На подготовительном этапе группа «социологов» разработала вопросы и провела социологический опрос школьников. К сожалению, в сложившейся российской практике редкие семьи и люди составляют и анализируют бюджеты, что подтвердилось результатами нашего опроса: только 12% опрошенных на вопрос: «Планируете ли вы семейный бюджет?» ответили утвердительно.

Группой «аналитиков» была выдвинута гипотеза: умение составлять рациональный потребительский бюджет способствует повышению уровня благосостояния семьи. Цель исследования - разработать примерные рекомендации по планированию рационального семейного бюджета. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: изучить литературу по данному вопросу; определить основные статьи расходов семейного бюджета; опробовать некоторые способы экономии своей семьёй; разработать рекомендации по составлению рационального потребительского бюджета.

Группа «правоведов» определила основные статьи расходов семейного бюджета (оплата услуг ЖКХ, покупка продуктов питания и бытовой химии, оплата сотовых телефонов и др.).

Группа «практиков» выясняли можно ли сэкономить семейный бюджет при покупке продуктов питания и бытовой химии. Исследовали экономию семейного бюджета при оплате услуг ЖКХ. Проанализировали финансовые затраты при использовании различных осветительных приборов и сделали вывод, что использование светодиодных ламп и посудомоечной машины экономит семейный бюджет. Также данная группа выявила способы экономии бюджета при оплате услуг сотовой связи и телевидения. Для учета доходов и расходов была заведена тетрадь учета.

Группа «журналистов» разработала рекомендации по составлению рационального потребительского семейного бюджета.

На этапе обобщения обучающиеся объединили в единое целое полученную информацию. Представили свой проект на школьной конференции (1 место), на городском слете научных обществ учащихся (1место), межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира» (1место); XIII городском конкурсе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников (1 место), Всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку» [1].

Наблюдение за работой обучающихся в группах подтвердило, что посредством взаимодействия с более продвинутыми членами группы даже те обучающиеся, которые ранее не демонстрировали опыта определенной деятельности, в том числе математической, в процессе реализации проекта успешно овладевали необходимыми умениями и достаточно уверенно проявляли себя при выполнении поставленных задач.

Прикладная направленность проектов способствует повышению мотивации школьников к изучению математики, осознанному освоению математических знаний на примере решения значимых практических задач.

Метод проектов представляет собой модель организации образовательно-воспитательного процесса, который ориентирован на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. У школьников в процессе работы над учебным проектом формируются: основы системного мышления; навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов; творческие способности; целеустремленность и организованность, умение работать в группе и др.

        Во время работы над магистерской диссертацией на тему: «Проектная деятельность по математике как способ формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы» мною проведен анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы относительно теоретических предпосылок формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы. Проанализированы требования ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.         Раскрыта сущность и структура понятия «коммуникативная компетентность» обучающихся основной общеобразовательной школы. Проанализировано современное состояние проблемы использования проектной технологии обучения математике в практике зарубежного и отечественного образования.

        Полученные теоретические результаты позволили организовать экспериментальную проверку педагогических условий, при которых формирование коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы будет результативным.

        С целью эффективной организации проектной деятельности по математике в 9 классе основной общеобразовательной школы мной разработана программа курса по выбору «Проектная деятельность по математике». В рамках проведения курса по выбору «Проектная деятельность по математике» были реализованы проекты по математике «Исследование различных методов решения систем уравнений» и «Исследование функций, их свойств и графиков». Для определения уровня математической подготовки  обучающихся по темам «Системы уравнений» и «Числовые функции»  до внедрения разработанной методики предусмотрено проведение диагностической работы. После внедрения разработанной методики, с целью прослеживания динамики изменений уровня сформированности математической подготовки обучающихся основной общеобразовательной школы, предусмотрено проведение итоговой контрольной работы. Экспериментальная диагностика проводилась с использованием следующего диагностического инструментария: «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) [3]; «Определение индекса групповой сплоченности» ( К.Э.Сишор) [5].

Экспериментальное обучение проводилось на базе МБОУ «СШ № 30 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Нижневартовска.

        Изменение уровня  коммуникативной компетентности обучающихся 9а класса представлены на диаграмме (рис.1)

Рис. 1. Результаты диагностического и итогового тестирования уровня коммуникативных умений 9 а класса

Сравнительный анализ ответов, представленных на диаграмме (рис.1), позволяет сделать вывод, что экспериментальное исследование изменения показателей уровня коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности показало повышение уровня коммуникативной компетентности обучающихся по сравнению с уровнем на момент начала изучения курса по выбору.        

        Изменение уровня групповой сплоченности обучающихся 9а класса представлены  диаграмме (рис.2)

Рис.2. Результаты диагностического и итогового тестирования групповой сплоченности 9а класса

        Как видно из данных приведенных на диаграмме (рис. 2), прослеживается увеличение групповой сплоченности 9а класса.

Таким образом, внедрение разработанной методики организации проектной деятельности по математике в учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы  способствовало повышению уровня сформированности  групповой сплочённости.

Результаты диагностических и итоговых контрольных работ  представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностических  и итоговых контрольных работ

Диагностическая работа по теме "Системы уравнений"

Итоговая контрольная работа по теме "Системы уравнений"

Диагностическая работа по теме

" Числовые функции "

Итоговая контрольная работа по теме " Числовые функции "

оценки

Кол-во уч.

% уч-ся

Кол-во уч.

%

уч-ся

Кол-во уч.

%

уч-ся

Кол-во уч.

% уч-ся

"5"

5

18%

7

25%

3

11%

6

21%

"4"

6

21%

11

39%

7

25%

11

39%

"3"

9

32%

9

32%

9

32%

10

36%

"2"

8

29%

1

4%

9

32%

1

4%

Таким образом, общий уровень математической подготовки обучающихся экспериментальной группы повысился, что видно из представленной таблицы 1. Качественная успеваемость по теме «Системы уравнений» в экспериментальной группе повысилась с 39% до 64% (на 25%). Качество по теме «Числовые функции»  повысилось с 36% до 60% (на 24%). Это позволяет утверждать, что методика проведения курса по выбору «Проектная деятельность по математике» способствует повышению уровня математической подготовки обучающихся.

Внедрение разработанной методики организации проектной и исследовательской деятельности по математике в учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетентности и уровня математической подготовки обучающихся основной общеобразовательной школы.

Список литературы:

  1. Живодерова  математика Н. В., Худжина  верно М. В. Реализации принципов обучения через сотрудничество в процессе коллективной деятельности школьников по разработке математических проектов прикладной направленности // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе в свете идей Л. С. Выготского / материалы III Международной научной конференции, 17 - 19 ноября 2016 г. // под ред. М. В. Егуповой, Л. И. Боженковой - ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" (МПГУ), Издатель Захаров С. И. ("Серна"), 2016. - С. 40 - 43.
  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р).

  3. Корягина Н.А., Антонова Н.В, Овсянникова С.В. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2015 - 440с.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресур] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 23.09.2015 год
  5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Что такое проектный метод и какие существуют классификации проектов....

Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений

В статье рассматривается вопрос использования в учебном процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности на примере двух ученических проектов....

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.

Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....

«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности».

laquo;Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий,  исследовательской и проектной деятельности»....