Разработка урока по теме: " Уравнение"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Коноваленко Мария Алексеевна

Разработка урока по теме: " Уравнение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Конспект открытого урока по математике

в 5 классе

Тема урока: «Уравнения»

Составила учитель математики Коноваленко Мария Алексеевна

первая квалификационная категории

Паспорт урока.

Урок математики по теме «Уравнения ». 5-й класс.

Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений.

Цели урока:

Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучащихся положительной мотивацию к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.

Метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.

Предметные: формирование умения построения математической модели, решения уравнений, содержащих одно или более одного арифметического действия и задач с помощью уравнений.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока: телевизор, дивидиплеер, диск с мультфильмом «Ледниковый период-2», набор индивидуальных карточек с заданиями, плакаты.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап включения в активную деятельность.
  3. Актуализация опорных, знаний умений и навыков
  4. Индивидуальная работа.
  5. Этап закрепления (работа в группах)
  6. Физкультминутка.
  7. Этап закрепления, первичной проверки и коррекции знаний (работа в группах)
  8. Задания для капитанов команд.
  9. Этап информации о домашнем задании.
  10. Рефлексия.

Ход урока:

1 этап. Учитель. Здравствуйте, ребята, тема нашего урока решение уравнений. Но сегодня у нас необыкновенный урок. На этом уроке мы на некоторое время окажемся на месте героев всеми вами любимого мультфильма “Ледниковый период - 2”. Давайте вспомним главных героев. Ребята вспоминают героев мультфильма: тигра Диего, ленивца Сида, мамонта Мени, мамонтиху Элли.

Цель нашего урока - закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью равнений.

Проецируется фрагмент мультфильма (12.29 - 13.08)

2 этап. Учитель. Ребята, я думаю, что вы поняли нам необходимо спастись от наводнения и добраться до горы, на которой стоит корабль. Но это не так-то просто. Нас ждут серьезные испытания. Для этого нам необходимо повторить свойства вычитания числа из суммы, вычитания суммы из числа, а также что называется уравнением, как найти неизвестный компонент в уравнении. Нам предстоит решать уравнения и задачи. Итак, вы готовы? Хорошо тогда в путь.

Учитель. Перед тем как отправиться в путь нам необходимо подкрепиться, для этого давайте вспомним все необходимые свойства. Каждая команда выбирает себе листочек, на котором записано свойство и дают полное определение. По итогам ответов командам присваивается название команды: команда Сида, команда Диего, команда Мени, команда Элли.

3 этап. Матеметический завтрак.

(Устная работа)

1 карточка:

Сформулируйте свойство вычитания суммы из числа.

2 карточка:

Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы.

3 карточка:

Какое равенство называют уравнением? Какое число называют корнем уравнения?

4 карточка:

Как найти неизвестное слагаемое; множитель; вычитаемое; уменьшаемое?

4 этап. Путь по тонкому льду.

(Индивидуальная работа)

Проецируется фрагмент мультфильма (29.17 – 30.15)

Учитель. Ребята, вы все видели, что лед очень тонкий, а подо льдом плавают страшные чудовища. Нам необходимо быстро перебраться на другой берег и не попасть в зубы к хищникам. Для этого нам необходимо выполнить индивидуальную работу.

Вариант1

Вариант2

Вариант3

Вариант4

Вариант5

Вариант6

Вариант7

В+35=67

474+m=500

Х+387=703

M+3837=4000

138+х+57=218

24-х+37=49

257-х+124=149

У-63=78

Х+96=1004

506+m=2003

7657+х=8375

144-у-54=37

52+у+87=159

127+у=357-85

72+х=119

У-708=194

К-357=218

У-6834=298

248-(у+123)=24

165-(у+112)=37

(у+263)-97=538

5 этап. Верный путь.

(Работа в группах)

Работа в группах. Командам выдаются решенные уравнения, в которых допущены ошибки. Ребятам необходимо не только решить уравнения правильно, но и выяснить, какая ошибка была допущена.

Учитель. Ребята, вы наверное помните, что мамонтиха Элли считала себя опоссумом и поэтому она настояла продолжить путь и темной ночью. Давайте посмотрим к чему это привело. Проецируется фрагмент мультфильма (47.37 – 48.18).

Учитель. Ребята, посмотрите, до чего нас довела уверенность Элли в том, что она опоссум. Нам срочно необходимо найти правильный путь, не хватало нам еще и заблудиться.

Найдите ошибку, допущенную в уравнении.

Запишите верное решение.

(х+98)+14=169

х+98=169-14

х+98=155

х=155+98

х=253

161+(33-х)+42=226

206+(33-х)=226

33-х=226-206

33-х=20

х=33-20

х=13

(35+у)-15=71

35+у=71-15

35+у=56

у=56-35

у=21

375-(х-218)=123

х-218=375+123

х-218=498

х=498+218

х=716

Учитель. Молодцы ребята справились с заданием. Теперь не мешало бы и отдохнуть

6 этап. Физкультминутка

  1. У учителя набор карточек с примерами на знание таблицы умножения. Если показывается правильный ответ - руки вверх, неправильный - руки в стороны.

5*6=35; 7*6=42; 12:3=4; 7*8=54; 18:9=2; 9*6=63

2. У учителя набор карточек со свойствами умножения. Если свойство названо правильно - присели, ошибка  - встали  

  • а*в=в*а (переместительное)
  • а*0=а
  • а*(в*с)=(а*в)*с (сочетательное)
  • а*1=1
  • (а+в)*с=а*с+в*с (распределительное)

3. На доске записаны уравнения, а учитель показывает ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.

15 + х=45 (х=30)

47 - х=13 (х=60)

х - 23=68 (х=81)

  1. * х=81 (х=9)

7 этап. Привал.

(Этап закрепления, первичной проверки и коррекции знаний (работа в группах)

Работа в группах. Каждой группе предлагается задача. Ребята решают задачи, а затем один участник из каждой команды показывает решение на доске.

Задача №1.

Во время привала мамонтиха Элли приготовила 6 кг. салата. Для приготовления салата она взяла 2кг. листьев одуванчика,  сладких корешков и  цветов ромашки в 3 раза больше, чем сладких корешков.  Сколько килограмм сладких корешков понадобилось для приготовления салата.

Задача №2.

Тигр Диего и ленивец Сид отправились за веточками для костра. Сид принёс несколько веточек, а Диего принёс в три раза больше, после чего у костра оказалось 36 веточек. Сколько веточек принёс каждый.

Задача №3.

Когда стемнело тигр Диего, ленивец Сид и мамонт Мени решили устроить соревнования, кто больше наловит светлячков. Мени поймал в 2 раза больше светлячков, чем Сид, а Диего в 4 раза больше, чем Сид. Сколько светлячков поймал Сид, если вместе они поймали 49 светлячков.

Задача №4.

Мамонтиха Элли отправилась на рыбалку и поймала 35 рыб. Сколько она поймала окуней, если пескарей она поймала в 2 раза больше чем окуней, а ершей в 4 раза больше, чем окуней.

8 этап. Дорога через гейзеры.

(Задание для капитанов)

Проецируется фрагмент мультфильма (59.09 – 59.46)

На доске записано 5 уравнений. Капитаны команд выходят к доске выбирают уравнение и решают. Участники команд в тетрадях решают уравнение, которое выбрал капитан

  1. (21 –11)*5х=250
  2. 25-10-10х=159
  3. (44х+16) –24х=356
  4. 21у- (23+11у)=77
  5. 28-у+35=53

По окончанию проделанной работы проецируется последний фрагмент мультфильма

(58.42 – 59.02), где показывается, что герои добрались до корабля.

9 этап. Подведение итогов.

 

Молодцы. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.

Чем сегодня мы занимались на уроке?

Какой из этапов вам понравился больше всего?

Какой из этапов был самым трудным?

Домашнее задание будет творческим. Вам необходимо составить задачу, которую будем решать с помощью уравнения и чтобы  в условии задачи присутствовали наши сегодняшние друзья из мультфильма. (Красочно оформить на формате А4)

10 этап. Рефлексия.

Учитель: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз, который я спрятала в классе. Для того чтобы узнать, где он находится, надо решить следующее уравнение:

В уравнении (х+ 26) –29 =19 корень двузначное число. Если вы найдете число десятков, то узнаете номер парты, а единицы укажут ряд, на котором находится парта с сюрпризом. (2-парта, 2-ряд)

Сюрприз: конверт, на котором надпись "Спасибо за урок!!! Вы замечательно поработали!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Уравнения и неравенства"

Урок можно использовать при закреплении темы: Уравнения и неравенства...

Разработка урока по теме:"Уравнения, их графики и системы", 7 класс.

Урок - игра с военным содержанием "Марш-бросок по точкам солдатского маршрута". К плану урока прилагается презентация "Марш-бросок"....

Методическая разработка урока по теме: "Уравнение", 5 класс

Методическая разработка урока по теме: "Уравнение", 5 класс содержит в себе подробное описание каждого этапа урока-закрепления изученного материала по теме: "Уравнение" и презентацию-сопровождение к н...

Методическая разработка урока по теме "Уравнение с двумя переменными и его график" ( 9 класс)

Открытый урок по теме:"Уравнение с двумя переменными и его график" ( 9 класс) содержит план- конспект урока и презентацию.Тема "Уравнение с двумя переменными и его график" согласно рабочей программе п...

Методическая разработка урока по теме "Уравнения". 6 класс

Урок открытия новых знаний при реализации системно-деятельностного подхода, содержит самостоятельную работу с эталоном самопроверки. Учебник "Математика 6 класс." под редакцией А.Г. Мордкович, И.И. Зу...

Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)

На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....