Совершенствование коммуникативной компетенции на уроках математики
статья по математике

Котова Галина Михайловна

Статья содержит теоретическое обоснование необходимости совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся, формы и методы работы. Представлены материалы из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование  коммуникативной

компетенции  обучающихся на уроках математики.

Котова Г.М., г. Новый Уренгой.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия,

учитель математики.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.

 Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во - первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Если ученик легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

Во - вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.

В - третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетентность обучающихся также проявляется и в свободном владении ими информационными технологиями. Ребята могут участвовать в мероприятиях дистанционного характера, которые проводятся с помощью информационных технологий. Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетентности становится более интенсивным и качественным. Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики возможно осуществлять с применением дидактических игр и метода проектов. Такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся. Нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, у них появляется чувство удивления, усиливается мыслительная деятельность. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний, а также возможность проверки знаний и умений при решении задач, параллельно осуществляя развитие коммуникативных навыков и умений. В игре создается положительный эмоциональный настрой, который содействует успеху и повышает интерес к изучению предмета. Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия.

Для формирования коммуникативной компетенции можно использовать следующие методы и приемы:

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
  • использование на уроках математических софизмов;
  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
  • сдача различных устных зачетов.

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, иными словами совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся.

 Например: каждой группе предлагается решить задачу  и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Правила работы в группе

Читать и говорить вполголоса, но внятно.

Слушать внимательно товарища, помогая ему точно сформулировать мысль.

Задавать вопросы по существу обсуждаемой темы.

Высказывать свою точку зрения, пробовать её доказать.

Управлять процессом работы и пары и группы.

Вести учёт и контроль.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Коммуникативные компетентности:

Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ!

Примеры задач для работы в группе.

1.

У нас имеется участок, который бригадир обошел по

периметру за 20 минут, идя со скоростью 80 м/м.

Определить длину периметра участка. Может ли этот участок

быть квадратным? Если может, то какова в этом случае его

сторона?

Может ли этот участок быть прямоугольным?  Каковы в этом

случае его стороны?

Ребята работают в группах, рассматривают и обсуждают различные варианты.

Затем просматриваются возможные варианты.

  

2. Софизм  «Пять равно шести»

Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.

В  каждой  части вынесем за скобки общий множитель:

5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель (7+2-9).

Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка?

Разбор софизма. 

Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число

7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать.

Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.

Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению изучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается. Кроме того, разбор софизмов увлекателен. Ученики склонны эмоционально реагировать на абсурдность утверждений, но при этом прочность  усвоения математического факта значительно повышается.

Кроме того, разбирая софизмы, во время работы в группах, мы наряду с коммуникативной компетентностью одновременно развиваем и познавательную. Ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Преимущества групповой формы при формировании коммуникативной компетенции.

1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения .

2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.

4. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Итак, развивая коммуникативную компетентность, мы должны добиться того, чтобы учащиеся обладали:

Монологической и диалогической речью.

Умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умением договариваться и конструктивно разрешать конфликты.

Умением сотрудничать.

Школа будущего -  это ненаписанная книга, которая пишется сегодня и мы ее авторы. От того какой она будет, зависит от каждого из нас. А нам, учителям, не надо бояться сложностей в работе с новыми методами. Попробуем, и у нас всё получится!

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» - говорили древние. А наше будущее - в образовании. Есть только один путь постижения-действовать.

П.Коэлью.

Список использованных источников.

Научная и учебно-методическая литература.

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.//Управление начальной школой. – 2009. – № 2. С.4-9
  2. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 51с.
  3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. – 2003. – № 10. С. 8-14.
  4. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2003. – 118 с.
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.// Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. С.34-42.
  6. Селевко Г.В. Компетентности и их классификация.//Народное образование. – 2004. – № 4. С. 138-143..
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование. – 2003. – №-5. С.55-61.

Захарова И. Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика, №1, 2009.

Использованные ресурсы

1.        http://www.school.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Педагогическая разработка "Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики"

Педагогическая разработка "Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики"...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

"Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в коррекционной школе VIII вида"

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, т.е. соз...

"Совершенствование коммуникативной компетенции школьников. Из опыта работы"

Материал может быть использован как методическая разработка, в которой дан ответ на вопрос:" Как совершенствовать устную и письменную речь учащихся?"...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики в коррекционной школе"

Задачей педагогики и вообще процесса школьного развития и обучения является разностороннее развитие личности. А главной задачей, стоящей перед коррекционной школой, является задача воспитания социальн...

Использование видеоматериалов на уроке английского языка, как способ совершенствования коммуникативной компетенции.

Использование видеоматериалов на уроке английского языка, как способ совершенствования коммуникативной компетенции....