Совершенствование коммуникативной компетенции на уроках математики
статья по математике
Статья содержит теоретическое обоснование необходимости совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся, формы и методы работы. Представлены материалы из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совершенствование коммуникативной
компетенции обучающихся на уроках математики.
Котова Г.М., г. Новый Уренгой.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия,
учитель математики.
Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Во - первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Если ученик легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
Во - вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.
В - третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативная компетентность обучающихся также проявляется и в свободном владении ими информационными технологиями. Ребята могут участвовать в мероприятиях дистанционного характера, которые проводятся с помощью информационных технологий. Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетентности становится более интенсивным и качественным. Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики возможно осуществлять с применением дидактических игр и метода проектов. Такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся. Нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, у них появляется чувство удивления, усиливается мыслительная деятельность. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний, а также возможность проверки знаний и умений при решении задач, параллельно осуществляя развитие коммуникативных навыков и умений. В игре создается положительный эмоциональный настрой, который содействует успеху и повышает интерес к изучению предмета. Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия.
Для формирования коммуникативной компетенции можно использовать следующие методы и приемы:
- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
- использование на уроках математических софизмов;
- использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
- сдача различных устных зачетов.
Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, иными словами совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся.
Например: каждой группе предлагается решить задачу и доказать правильность своего решения оставшимся группам.
Правила работы в группе
Читать и говорить вполголоса, но внятно.
Слушать внимательно товарища, помогая ему точно сформулировать мысль.
Задавать вопросы по существу обсуждаемой темы.
Высказывать свою точку зрения, пробовать её доказать.
Управлять процессом работы и пары и группы.
Вести учёт и контроль.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Коммуникативные компетентности:
Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ!
Примеры задач для работы в группе.
1.
У нас имеется участок, который бригадир обошел по
периметру за 20 минут, идя со скоростью 80 м/м.
Определить длину периметра участка. Может ли этот участок
быть квадратным? Если может, то какова в этом случае его
сторона?
Может ли этот участок быть прямоугольным? Каковы в этом
случае его стороны?
Ребята работают в группах, рассматривают и обсуждают различные варианты.
Затем просматриваются возможные варианты.
2. Софизм «Пять равно шести»
Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.
В каждой части вынесем за скобки общий множитель:
5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель (7+2-9).
Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка?
Разбор софизма.
Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число
7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать.
Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.
Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению изучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается. Кроме того, разбор софизмов увлекателен. Ученики склонны эмоционально реагировать на абсурдность утверждений, но при этом прочность усвоения математического факта значительно повышается.
Кроме того, разбирая софизмы, во время работы в группах, мы наряду с коммуникативной компетентностью одновременно развиваем и познавательную. Ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Преимущества групповой формы при формировании коммуникативной компетенции.
1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения .
2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.
4. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Итак, развивая коммуникативную компетентность, мы должны добиться того, чтобы учащиеся обладали:
Монологической и диалогической речью.
Умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Умением договариваться и конструктивно разрешать конфликты.
Умением сотрудничать.
Школа будущего - это ненаписанная книга, которая пишется сегодня и мы ее авторы. От того какой она будет, зависит от каждого из нас. А нам, учителям, не надо бояться сложностей в работе с новыми методами. Попробуем, и у нас всё получится!
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» - говорили древние. А наше будущее - в образовании. Есть только один путь постижения-действовать.
П.Коэлью.
Список использованных источников.
Научная и учебно-методическая литература.
- Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.//Управление начальной школой. – 2009. – № 2. С.4-9
- Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 51с.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. – 2003. – № 10. С. 8-14.
- Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2003. – 118 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.// Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. С.34-42.
- Селевко Г.В. Компетентности и их классификация.//Народное образование. – 2004. – № 4. С. 138-143..
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование. – 2003. – №-5. С.55-61.
Захарова И. Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика, №1, 2009.
Использованные ресурсы
1. http://www.school.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-135626-1352659546.jpg)
«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)
Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-177826-1389119031.jpg)
Педагогическая разработка "Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики"
Педагогическая разработка "Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-557137-1581356815.jpg)
Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»
«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/15/picture-317443-1397569319.jpg)
"Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в коррекционной школе VIII вида"
Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, т.е. соз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-277782-1375474592.jpg)
"Совершенствование коммуникативной компетенции школьников. Из опыта работы"
Материал может быть использован как методическая разработка, в которой дан ответ на вопрос:" Как совершенствовать устную и письменную речь учащихся?"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-86146-1633226442.jpg)
Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики в коррекционной школе"
Задачей педагогики и вообще процесса школьного развития и обучения является разностороннее развитие личности. А главной задачей, стоящей перед коррекционной школой, является задача воспитания социальн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-934397-1510603883.jpg)
Использование видеоматериалов на уроке английского языка, как способ совершенствования коммуникативной компетенции.
Использование видеоматериалов на уроке английского языка, как способ совершенствования коммуникативной компетенции....