Рабочая программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (10, 11 класс)

Колюжнова Любовь Ивановна

 

Внеурочная деятельность по математике

«Задачи комбинаторики и теории вероятности»

 

 Программа внеурочной деятельности объемом 36 часов для 10-11-ых классов  МБОУ  СОШ №190.  Деятельность является предметно ориентированным.                                                                                                                          

Цель: расширить теоретические знания, сформировать и применять полученные знания в практической деятельности и при решении задач.

Задачи:                                                                                                           

повышение у учащихся мотивации к изучению математики;

◦ развитие самостоятельного творческого мышления у учащихся, активизация их мыслительной деятельности;

◦ выявление закономерных связей между различными областями знаний (мате­матика- комбинаторика, математика-теория вероятностей и т.д.)

◦ выяснение степени интереса учащихся к предмету, оценка возможности овла­дения предметом с точки зрения дальнейшей профессиональной перспективы (применение полученных знаний в будущих профессиях ).   

Предполагаемая внеурочная деятельность содержит вопросы, не проработанные в базовом (школь­ном) курсе математики. Такие как:  Формула полной вероятности,Формула Бернулли и Случайные величины.др. В связи с этим, предполагаемый курс сможет привлечь внимание обучающихся: он поможет изучить основы теории вероятностей,  даст возможность усвоить основные понятия  математической статистики и  позволит применять  знания при решении задач.

В предполагаемой деятельности обучающиеся смогут самостоятельно составлять условия задач, научатся строить графики распределений. Содержание данного курса имеет отличие от базового школьного курса матема­тики, даёт понятия дискретных и случайных величин. Предполагаемый курс математики  имеет инновационный аспект, так как направлен на:

◦ интеграцию знаний;

◦ формирование общенаучной осведомленности;

◦ создание представлений о науке как естественном результате практической деятельности человека;

◦  расширение представлений о сферах ,где применяются  практические знания основ математики (производная, интеграл).

В соответствии с выраженным инновационным содержанием, материал дан­ного курса может широко использоваться как на традиционных уроках матема­тики, так и на интегрированных уроках, а также в процессе работы разного типа и при подготовке к предметным олимпиадам.

Предполагается, что результатами освоения учащимися 10-11-ых классов данного курса  (внеурочной деятельности) должны стать следующие умения, фундаментальные и профессиональные:

1) использование в дальнейшем математических знаний  как инструмента познания мира.

2) проведение обобщений, обнаружение закономерностей на основе анализа экспериментов и систематизации частных явлений, выдвижение гипотез, обос­нование последующих необходимых проверок;

3) применение в будущей профессиональной деятельности приобретенных  знаний;

4) овладение элементами дискурса (умение соотносить свою точку зрения с мнением авторитетных источников, находить полезную  и злободневную ин­формацию, обобщать и систематизировать её для формирования, обоснования и отстаивания собственного мнения;

6) умение предельно ясно и точно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

В ходе освоения предлагаемого курса внеурочной деятельности, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с научно – популярной литературой, содержащей современную проблемную информацию, а также провести самостоятельный поиск информации, необходимой для подтверждения интересующих фактов, получить дополнительную информацию из материалов, которые входят в учеб­ное пособие или использовать Интернет, видео- и аудио -  материалы. Кроме того, обучающиеся имеют возможность провести элементарное самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Побуждающими факторами для осуществления обучающимися такой работы являются различные задания учителя (разнообразные дидактические материалы, лабораторные работы по различным предметам), а так же работа над составлением рефератов по интересам.

Предполагаемый курс по математике, рассчитанный на 36 часов, обеспечен программой, содержащей примерное распределение учебного вре­мени, а также учебно – тематическим планом. В целом курс построен таким образом, что учитель имеет возможность менять порядок тем, исключить неко­торые из них в соответствии с интересами обучаемых, производить замену или добавлять новые фрагменты.

Основные формы организации учебных занятий:

- самостоятельная работа,

- объяснение,

- лекция,

- беседа,

- лабораторная работа,

- проведение и описание опытов,

- семинар.

Предлагаемый курс математики станет для обучаемых дополни­тельным фактором формирования интереса к этому предмету в школе, осознания универсальности математических знаний, их роли и значения при освоении постулата о единстве мира.                                                                                        

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 190 имени  В.Н. Потылицына  города Новосибирска »





Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Задачи комбинаторики и теории вероятности»



Уровень: внеурочная деятельность для обучающихся 10-11 классов

Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю

Количество часов в год: 35 часов

Автор: Колюжнова Любовь Ивановна , учитель математики



Новосибирск

2019-2020


Внеурочная деятельность по математике

«Задачи комбинаторики и теории вероятности»

»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности объемом 36 часов для 10-11-ых классов  МБОУ  СОШ №190.  Деятельность является предметно ориентированным.                                                                                                                              

Цель: расширить теоретические знания, сформировать и применять полученные знания в практической деятельности и при решении задач.

Задачи:                                                                                                            

повышение у учащихся мотивации к изучению математики;

◦ развитие самостоятельного творческого мышления у учащихся, активизация их мыслительной деятельности;

◦ выявление закономерных связей между различными областями знаний (математика- комбинаторика, математика-теория вероятностей и т.д.)

◦ выяснение степени интереса учащихся к предмету, оценка возможности овладения предметом с точки зрения дальнейшей профессиональной перспективы (применение полученных знаний в будущих профессиях ).    

Предполагаемая внеурочная деятельность содержит вопросы, не проработанные в базовом (школьном) курсе математики. Такие как:  Формула полной вероятности,Формула Бернулли и Случайные величины.др. В связи с этим, предполагаемый курс сможет привлечь внимание обучающихся: он поможет изучить основы теории вероятностей,  даст возможность усвоить основные понятия  математической статистики и  позволит применять  знания при решении задач.

В предполагаемой деятельности обучающиеся смогут самостоятельно составлять условия задач, научатся строить графики распределений. Содержание данного курса имеет отличие от базового школьного курса математики, даёт понятия дискретных и случайных величин. Предполагаемый курс математики  имеет инновационный аспект, так как направлен на:

◦ интеграцию знаний;

◦ формирование общенаучной осведомленности;

◦ создание представлений о науке как естественном результате практической деятельности человека;

◦  расширение представлений о сферах ,где применяются  практические знания основ математики (производная, интеграл).

В соответствии с выраженным инновационным содержанием, материал данного курса может широко использоваться как на традиционных уроках математики, так и на интегрированных уроках, а также в процессе работы разного типа и при подготовке к предметным олимпиадам.

Предполагается, что результатами освоения учащимися 10-11-ых классов данного курса  (внеурочной деятельности) должны стать следующие умения, фундаментальные и профессиональные:

1) использование в дальнейшем математических знаний  как инструмента познания мира.

2) проведение обобщений, обнаружение закономерностей на основе анализа экспериментов и систематизации частных явлений, выдвижение гипотез, обоснование последующих необходимых проверок;

3) применение в будущей профессиональной деятельности приобретенных  знаний;

4) овладение элементами дискурса (умение соотносить свою точку зрения с мнением авторитетных источников, находить полезную  и злободневную информацию, обобщать и систематизировать её для формирования, обоснования и отстаивания собственного мнения;

6) умение предельно ясно и точно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

В ходе освоения предлагаемого курса внеурочной деятельности, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с научно – популярной литературой, содержащей современную проблемную информацию, а также провести самостоятельный поиск информации, необходимой для подтверждения интересующих фактов, получить дополнительную информацию из материалов, которые входят в учебное пособие или использовать Интернет, видео- и аудио -  материалы. Кроме того, обучающиеся имеют возможность провести элементарное самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Побуждающими факторами для осуществления обучающимися такой работы являются различные задания учителя (разнообразные дидактические материалы, лабораторные работы по различным предметам), а так же работа над составлением рефератов по интересам.

Предполагаемый курс по математике, рассчитанный на 36 часов, обеспечен программой, содержащей примерное распределение учебного времени, а также учебно – тематическим планом. В целом курс построен таким образом, что учитель имеет возможность менять порядок тем, исключить некоторые из них в соответствии с интересами обучаемых, производить замену или добавлять новые фрагменты.

Основные формы организации учебных занятий:

- самостоятельная работа,

- объяснение,

- лекция,

- беседа,

- лабораторная работа,

- проведение и описание опытов,

- семинар.

Предлагаемый курс математики станет для обучаемых дополнительным фактором формирования интереса к этому предмету в школе, осознания универсальности математических знаний, их роли и значения при освоении постулата о единстве мира.                                                                                        

 Для большей эффективности работы содержание программы составлено в следующем виде:

Содержание программы

Тема 1. Комбинаторика (3 часа)

Занятие 1.  Основные элементы комбинаторики. (1 час)

Занятие 2.  Виды соединения. Формулы расчетов. (1 час)

Занятие 3. Практикум №1 «Составление всевозможных соединений» (1 час)

          Тема 2.  Основные понятия теории вероятностей (3 часа)

Занятие 4. Событие, испытание, классическая формула вероятности  (1 час).

Заняите №5 Геометрическая вероятность  (1 час).

Занятие 6. Практикум №2 Геометрическая вероятность. ”Задача о встрече”. Составление  своих задач. (1 час).

         Тема 3. Независимые испытания. Условная вероятность  (3 часа)

Занятие 7.  Независимые испытания. Условная вероятность  (1час)

Занятие 8. Алгебра событий. Полная группа событий  (1час)

Занятие 9. Практикум №3  ”Повторение испытаний. Формула Бернулли”

         Тема 4.  Полная вероятность (4 часа)

Занятие 10 Полная вероятность. Формула Байеса (1 ч).

Занятие 11. Вероятность гипотез. Приближенные формулы в схеме Бернулли (1 час)

Занятие 12-13.  Практикум №4  “Полная вероятность. Формула Байеса” (2 час)

         Тема 5.  Случайные величины (дискретные) (9 часов)

Занятие 14. Случайные величины: дискретные и непрерывные (1 час) .

Занятие 15-16.  Ряды распределения ДСВХ. Числовые характеристики (2час).

Занятие 17-18.   Практикум №5  Построение рядов распределения (2 час).

Занятие 19-20. Семинар. Законы распределения НСВ  (2 часа).

Занятие 21-22. Функция распределения вероятностей. Плотность НСВ  (2 часа).

         Тема 6.  Случайные величины (непрерывные) (5 часов)

Занятие 23. Свойства непрерывной случайной величины  (1 час).

Занятие 24. Формула F(x). Расчет и построение графика ДСВХ (1 час).

Занятие 25. Закон больших чисел (1 час).

Занятие 26-27. Семинар. Случайные величины в разных областях знаний (2 час).

          Тема 7.  Элементы математической статистики

Занятие 28. Генеральная совокупность. Выборка (1час)

Занятие 29. Доверительные интервалы (1 час).

Занятие 30.  Выборочное наблюдение (1 час).

Занятие 31. Практикум №6  Расчет коэффициента и управление прямой линии регрессии

 (1 час).

Занятие 32-34. Моделирование СВ

Занятие 35.  Выбор тем мини проектов для участия в НПК.(1 час).

Занятие 36.   Защита мини проектов.(1 час).

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма занятий

Форма контроля

теория

практика

1.

Основные элементы комбинаторики

1

0,5

0,5

работа с тестом

С.р.

2.

Виды соединения. Формулы расчетов

1

0,5

0,5

лекция

С.р.

3.

Практикум №1 «Составление всевозможных соединений»

1

1

практич.     работа

С.р.

4.

Событие, испытание, классическая формула вероятности  

1

0,5

0,5

лекция

Реферат

5.

Геометрическая вероятность

1

0,5

0,5

лекция

Текст своих задач.

6.

 Геометрическая вероятность.”Задача о встрече”. Составление  своих задач.

1

1

Творчес

кая работа

Ярмарка задач.

7.

Независимые испытания. Условная вероятность  

1

1

практич.     работа

С.р.

8.

Алгебра событий. Полная группа событий  

1

0,5

0,5

лекция

С.р.

9.

Повторение испытаний. Формула Бернулли

1

0,5

0,5

Решение задач

С.р.

10.

Полная вероятность. Формула Байеса

1

1

лекция

С.р.

11.

Вероятность гипотез. Приближенные формулы в схеме Бернулли

1

0,5

0,5

Решение задач

Реферат.

12.

Полная вероятность. Формула Байеса

1

0,5

0,5

 Беседа

Создание сборника задач

13.

Полная вероятность. Формула Байеса

1

1

1

Решение задач

Создание сборника задач

14

Случайные величины: дискретные и непрерывные

1

1

Сбор информации

Конспект

15.

Ряды распределения ДСВХ

1

0,5

0,5

лекция

Реферат

16.

Числовые характеристики ДСВХ

1

0,5

0,5

Решение задач

С.р.

17.

Построение рядов распределения

1

1

практич.   работа

Реферат

18.

Построение рядов распределения

1

1

практич.   работа

Составление рядов распределения

19.

Законы распределения НСВ  

1

0,5

0,5

семинар

Реферат

20.

Законы распределения НСВ  

1

1

семинар

С.р.

21. 22.

Функция распределения вероятностей. Плотность НСВ  

2

1

1

Практ. работа

Проверить формулы

23.

Свойства непрерывной случайной величины  

1

0,5

0,5

лекция

Реферат

24.

Формула F(x). Расчет и построение графика ДСВХ

1

1

Решение задач

Составление своего сборника задач

25.

Закон больших чисел

1

0,5

0,5

лекция

Реферат

26-27

Случайные величины в разных областях знаний.

2

0,5

1,5

семинар

Реферат

28.

Генеральная совокупность. Выборка

1

0,5

0,5

беседа

Презентация

29.

Доверительные интервалы

1

0,5

0,5

лекция

Реферат

30

Выборочное наблюдение

1

0,5

0,5

дискусия

Реферат

31.

Расчет коэффициента и управление прямой линии регрессии

1

1

Решение задач

Составление своего сборника задач

32.

Моделирование СВ

1

0,5

0,5

лекция

Реферат

33.

Моделирование СВ

1

1

Решение задач

Составление своего сборника задач

34

Моделирование СВ

1

1

Мозговой штурм

Составление своего сборника задач

35

Выбор тем мини проектов для участия в НПК

1

1

Обсуждение

Работа над проектом

36

Защита мини проектов

1

1

Семинар

Защита

Литература.

1. Внеурочная деятельность. Алгебра, геометрия, информатика (компакт – диск) –издательство « Учитель»,2018г.

2.В.Е.Гмурман Теория вероятностей и математическая статистика,М: Высшая школа,2017г.

3. В.Е.Гмурман Руководство к решению зазач теории вероятностей и математической статистике, М: Высшая школа,2018г

4.Калинина В.Е. “Математическая статистика “Высшая школа”2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...